Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Высшая Школа Деятелей Сценического Искусства - новости


Информационный Канал Subscribe.Ru


Высшая школа деятелей сценического искусства - рассылка
Министерство культуры Российской Федерации
Высшая школа
деятелей сценического искусства
при Российской Академии Театрального Искусства (ГИТИС)

Выпуск № 4
Здравствуйте. Предлагаем четвертый выпуск рассылки сайта ВШДСИ
Добавлена статья Г.Г. Дадамяна "Тартюф" Станиславского: "горесть души моей".

также посмею напомнить о наборе слушателей в школу на 2003 год,

а также  Администрация Высшей Школы Деятелей Сценического Искусства имеет честь пригласить Вас на торжество, посвященное 15-летнему юбилею Школы, которое состоится с 25 по 29 мая 2003 года в Москве. ...

"Тартюф" Станиславского: "горесть души моей".


     4 декабря 1939 г. во МХАТе выходит странный "Тартюф", а 6 декабря по горячим следам "Известия" публикуют одноименную рецензию Ю. Юзовского, рецензию удивительную, фантастическую.
Я очень хорошо знаю, что в исторических штудиях есть сильный соблазн впечатать настоящее в прошлое, есть искушение вычитать в текстах прошлых лет то, чего там нет и в помине. Поэтому текст рецензии я перечитывал многократно и остаюсь в убеждении, что есть веские основания считать эту постановку "Тартюфа" странной. Если я прав в своих предположениях, то надо признать, что своей последней постановкой К.С. Станиславский - премьера "Тартюфа" состоялась после его смерти - художнически рассчитался со Сталиным и его сатанинским культом. Впрочем, все по порядку...
     В 1932 г. Художественный театр приступил к работе над пьесой М.А. Булгакова "Кабала святош", переименованную театром в "Мольера". Постановщиком был К.С. Сценическая судьба пьесы оказалась незавидной - постановка с самого начала не заладилась, репетиции растянулись на долгие четыре года, актерский состав неоднократно менялся. Как всегда, бдил Главрепертком, что понятно: основная тема пьесы, как говорил П.А. Марков, обсуждая ее на труппе, - "большая трагедия художника, гибнущего под напором организованной силы - короля и церкви, - перерастает отдельную эпоху и характерна для монархического и буржуазно-капиталистического мира".
С ним солидарен и современный исследователь: "Основная тема пьесы разворачивалась в попытках гениального комедианта и руководителя театра приспособиться к "бессудной", капризной и ничем не ограниченной королевской тирании". Стоп! Задумаемся - трагедия большого художника характерна единственно и только "для королевской тирании, монархического и буржуазно-капиталистического мира"? Ответ очевиден, причем обеим заинтересованным сторонам - и театру, и власти. Наивная попытка театра "и невинность соблюсти, и капитал приобрести" (Салтыков-Щедрин) была заранее обречена на провал.
Но К.С., при всех оговорках, булгаковская пьеса нравится. В надежде как-то разрядить обстановку он предлагает - в октябре 1931 - включить в репертуарный план театра мольеровского "Тартюфа", чтобы "показать публике, с одной стороны, пьесу из жизни Мольера, а с другой - каким автором был Мольер и что такое тот "Тартюф", вокруг запрещения которого и обличительного характера пьесы разыгрывается ряд сцен в "Мольере". Напомним, что у него уже был опыт постановки "русского Тартюфа" - Фомы Опискина ("Село Степанчиково и его обитатели", октябрь 1917).
После долгих обсуждений "Тартюф" был включен в план театра на сезон 1933/34 гг., но постановка не была осуществлена.

(продолжение на сайте........)

 

НОВОСТИ | СТАТЬИ ПУБЛИКАЦИИ | ЮБИЛЕЙ ШКОЛЫ | ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

КОНФЕРЕНЦИИ |СЕМИНАРЫ ТРЕНИНГИ | ПРЕПОДАВАТЕЛИ | ГОСТЕВАЯ КНИГА

webmaster@art-management.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное