Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Уроки изобразительного искусства он-лайн. Цветообразование


Цветообразование

 

Мария Паперина

 

 

 

Сегодня мы поговорим о цветообразовании. Поскольку я стараюсь охватить фотографию, полиграфию и живопись, текст получится неоднозначным…

Для начала необходимо определить основные и дополнительные цвета, чувствительность глаза к разным частям спектра и принципы смешения цветов.

 

К слову сказать, эта статья возникла как ответ на вопрос о смешении цветов с точки зрения художника. Оказывается, у них, у художников, все не так, как у физиков. J Подробнее об этом в конце статьи.

 

  1. Спектр.

 

Видимая для глаза часть спектра совсем небольшая и вмещает в себя известные нам цвета радуги. Примерный интервал длин волн, который мы видим – от 420 нанометров до 720. Данные не точны и в разных источниках всегда отличаются на 20-30 единиц, но это не должно вас смущать.

Слева, в невидимой коротковолновой части, располагается ультрафиолет, излучаемый солнцем,

справа, в длинноволновой части, - инфракрасное излучение, самое обычное тепло.

 

Не стоит также забывать, что белый свет содержит в себе все эти цвета, получить которые мы можем, пропустив белый свет через призму. Все это известно из школьного курса физики.

 

Рис.1.Ввидимая часть спектра.

 

 

 

  1. Человеческий глаз

 

              2.1. Чувствительность.

 

В человеческом глазу находятся два типа анализаторов: палочки и колбочки.

Палочки «работают» в сумерках и при тусклом освещении, бывают одного вида – чувствительные к сине-зеленым лучам.

Колбочки «работают» при дневном свете и бывают трех видов:

-        Чувствительные к синему излучению;

-                                     к зеленому излучению;

-                                     к красному излучению.

В данном случае чувствительность – это способность пигмента, находящегося в колбочках, поглощать излучение.

Поэтому все наши цветовые ощущения, возникающие в мозгу, есть ни что иное как комбинация этих трех цветовых ощущений.

 

2.2. Восприятие

 

Глаз воспринимает отраженный свет. Поэтому предмет кажется нам красным, если он поглощает синий и зеленый, а отражает красный.

 

  1. Основные и дополнительные цвета

 

Следуя из вышесказанного, определим цвета как:

 

1.     Основные:

-        Синий

-        Зеленый

-        Красный

 

2.     Дополнительные к основным соответственно номерам:

-        Желтый

-        Пурпурный

-        Голубой

 

Почему дополнительными выбраны именно эти цвета? Это станет ясно из схемы, дающей представление о смешении цветов и образовании новых - синтезе.

 

 

а – Аддитивный                      

                  б - Субтрактивный

Рис.2. Синтез цвета.

 

Как видно на схеме (и это является принципом для запоминания описанных ниже отношений), напротив основного цвета располагается дополнительный, и это вовсе не прихоть иллюстратора. Давайте приведем закономерности, на основе которых появились такие удобные схемы.

 

Важное замечание: в данном случае в основном мы рассматриваем излучение, которое представим себе окрашенным светом.

 

 

 

   3.1. Аддитивный метод синтеза. RGB

 

Здесь Аддитивность – это математическое сложение энергий световых потоков.

-        Сложение первого и второго основных цветов дает дополнительный к третьему.

-        Сложение всех трех излучений дает белый цвет.

-        Светофильтр основного цвета пропускает этот основной цвет, а два других  поглощает.

Цвета: red (красный), green (зеленый), blue (синий)

 

 

 

   3.2. Субтрактивный метод синтеза. CMY

 

Здесь Субтрактивность – это вычитание световых потоков из белого света.

-        Сложение первого и второго дополнительных цветов дает основной к третьему.

-        Сложение всех трех излучений дает черный цвет.

-        Светофильтр дополнительного цвета отсекает/вычитает из белого света «свой» основной цвет, а два других пропускает.

Цвета: cyan (голубой), magneta (пурпурный), yellow (желтый).

 

Небольшая картинка, отражающая связь двух методов:

 

       Рис.3. Связь аддитивного и субтрактивного методов образования цвета.

 

 

3.3 Некоторые практические аспекты

 

Пожалуйста, прочтите все разделы, даже если вы не печатник и не живописец, а только фотограф. Информация разделена так исключительно для удобства систематизации, а не для разделения на нужное-ненужное. Все, что сказано ниже, важно для всех групп читателей. J

 

3.3.1 Живопись

Аддитивный метод

Цветные светофильтры, сложенные вместе, не дадут белого цвета. Белый цвет получится только из прошедших через них лучей. Это происходит потому, что окрашенная субстанция, согласно пункту 2.2, поглощает много световой энергии, и смешение множества красок на палитре будет давать все возрастающее поглощение энергии и как следствие – потемнение.

Но и логика физических законов никуда не пропадает. При смешении красной и зеленой краски мы получим коричневый, а это очень темный желтый.

Субтрактивный метод

Цветные светофильтры, сложенные вместе, дадут точно такой же цвет, как сложение

лучей, через них прошедших. Сложение всех трех дает черный цвет. Объяснение этому будет дано в пункте 3.3.2.

 

Видимо, эти несоответствия и привели к тому, что художники называют среди основных цветов желтый и пользуются другой, не менее логичной и красивой, схемой. В ней также присутствуют три основных цвета: красный, синий, желтый. Дополнительные - это: красный+синий=фиолетовый, красный+желтый+оранжевый, желтый+синий= зеленый. А если представить это всё в виде схемы, то выясниться, что красный лежит напротив зеленого, поэтому, если нужно сдлать как можно ярче красный объект, его помещают на фоне зеленого. Здесь я процитировала ox_eye_maria, беседа с которой и подтолкнула меня на написание этой статьи. Очевидно, что такие соотношения гораздо удобней использовать в живописи, так как классическая схема не удовлетворяет потребностям легкого запоминания нужных последовательностей, являющихся в ней нелогичными.

 

3.3.2 Полиграфия

 

К сожалению нельзя создать красок аналогичных RGB для печати. Как было сказано в пункте 3.3.1, эти цвета работают только "на просвет", т.е. через светофильтр или люминофор монитора.

Поэтому в печати используется субтрактивный метод. Такой синтез и наблюдается при освещении белым светом цветного оттиска. Свет падает на цветной участок; при этом часть его поглощается (вычитается) красочным слоем, а остальная часть, отражаясь, в виде окрашенного потока попадает в глаз наблюдателя. Для усиления поглощения в областях, задуманных как черные, в полиграфии к трем дополнительным цветам прибавляют черный. В названии цветовой схемы он обозначен буквой К – CMYK.

Эти тезисы хорошо иллюстрирует следующий рисунок:

 

Рис.4. Синтез цвета.

На рисунке б наглядно показано, как падающий свет преобразуется и, отраженный, становится совсем другим по цвету. Обратите внимание, что эти закономерности ничуть не противоречат описанным в пункте 3.2! Все принципы для проходящего через светофильтры света сохраняются и для отраженного от бумаги под красочным слоем!

 

3.3.3 Фотография

 

Цветовые ощущения относительны. Вот один хороший пример:

-        Утверждение, справедливое во всех случаях: если тело излучает или отражает в пределах 565-580 нм,  то цвет его всегда жёлтый.

-        Утверждение, что желтое тело излучает или отражает в пределах 565-580 нм, НЕ может быть справедливым во всех случаях. Желтый цвет, который видит глаз, может быть составлен из цветов других областей спектра: зеленого (546 нм) и красного (700 нм).

 

Для фотографа совершенно неважно, будет ли отпечаток – копия реального предмета – соответствовать оригиналу по спектральным характеристикам. Главное здесь - визуальное соответствие. Поэтому фотография представляет собой материал, в котором три дополнительных цвета путем смешения в нужных пропорциях дают все возможные цвета и оттенки. То есть:

Каждый  цветной отпечаток, негатив на пленке или позитив на бумаге, получен с помощью только трех дополнительных цветов.

 

 

Так как этот раздел самый наукообразный, приведем еще одну схему субтрактивного синтеза цвета. По существу, она не будет отличаться от рис.3, если с левого края представить бумагу, от которой отражается белый свет. Однако она иллюстрирует процесс фотографической съемки за светофильтром в чистом виде.

В данной схеме белый свет идет напрямую от источника, и, может быть, для кого-то из вас покажется более наглядной и понятной.

 

Рис.5. Субтрактивный метод синтеза цвета.

 

Как видно на рисунке, фильтры поглощают одну треть спектра – основной к ним цвет.

На этом принципе основана теория применения светофильтров для черно-белой фотографии. Например:

-        Чтобы выделить белые облака на ярком голубом небе, нужно воспользоваться желтым светофильтром. Он почти не пропускает синий свет, и участок неба, не получивший достаточную экспозицию, на снимке получится очень темным, а облака станут видны.

 

 

Рис.6. Облака на фотографии со светофильтром и без.

 

-        Чтобы выделить красные губы на портрете, нужно воспользоваться голубым светофильтром, который почти не пропускает красный. Участок губ на снимке, не получивший достаточно света, будет темным, а портрет приобреет выразительность.

 

 

Ну, а том, как экспозиция влияет на конечный результат и что вообще делается со светом в фотоматериале, вы узнаете в следующий раз. J

 

Спасибо за внимание! Задавайте вопросы, оценивайте понятность материала!

 

(с) Мария Паперина


В избранное