Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Уроки изобразительного искусства он-лайн. Король фантастического реализма.


Король фантастического реализма.

 

«Эрнст Фукс родился в Вене в 1930 году в семье ортодоксального еврея и христианки. Семья будущего художника распалась после оккупации Австрии в 1938 году - отец был вынужден эмигрировать в Шанхай. Согласно новым порядкам, его мать лишают родительских прав, а самого Эрнста направляют в лагерь для полуевреев. Формальный развод Леопольдины Фукс позволил спасти маленького Эрнста от лагеря смерти.

В 12 лет Эрнст принимает крещение и берет первые уроки рисунка. Именно к этому периоду относится представленный на выставке портрет матери, а также работы на христианские темы.

В 1945 году семья Эрнста переезжает в Вену, где он поступает в Академию изобразительных искусств. В это время появляются его экспрессионистские циклы "Катаклизмы", "Город" и "Атолл Бикини". Уже в 18 лет художник принимает участие в создании "Венской школы фантастического реализма" вместе с Ариком Брауэром, Вольфгангом Хуттером, Рудольфом Хаузнером и Антоном Лемденом. Однако новое движение не было понято в Австрии ("За исключением Альберта Париса Гютерсло, который безоговорочно одобрял нашу ориентацию на искусство старых мастеров, нас окружали лишь насмешки и непонимание", - вспоминает он), и художник на 12 лет уезжает в Париж. Здесь он знакомится с Андре Бретоном, Жаном Кокто, кругом Жана-Поля Сартра и Сальвадором Дали, с которым его будут связывать дружеские узы.

В 1957 году, после странствий по Англии, Испании, Италии и США, Эрнст Фукс отправляется в Израиль, где живет в бенедиктинском монастыре на горе Сион и пишет иконы. Его цель - способствовать иудейско-христианскому взаимопониманию. В его позднем творчестве органично сочетаются различные религии. Например, в картине "Мария с младенцем Иисусом" отчетливо прослеживаются мотивы древнерусской иконы и индуизма.

Известность на родине художник получает в 1962 году, когда открывает собственную художественную галерею, ставшую местом встреч приверженцев фантастического реализма.

Постепенно он начинает реализовывать свои архитектурные замыслы. "В первом своем цикле карандашных рисунков "Город" (1946) я разрабатывал разные архитектурные формы. С тех пор архитектура стала основной мыслью, подспудно сопровождавшей меня во всем моем творчестве", - вспоминает художник. В то же время у него долгое время идеи так и оставались на бумаге. Первый свой архитектурный опыт Э. Фукс приобрел, работая над театральными декорациями для опер Вагнера и Моцарта.

Свои архитектурные мечтания Э. Фукс начал реализовывать после покупки виллы, построенной знаменитым венским архитектором Отто Вагнером в конце XIX века. Максимально используя "эстетику пропорций", заложенную О. Вагнером в проект виллы, художник восстановил полуразрушенное здание, оставив на нем неизгладимый отпечаток собственного творчества, сочетающего в себе византийские элементы, восточный эллинизм, а также идеи модернистов - Антонио Гауди и Рудольфа Штайнера. Сейчас в "Вилле Вагнер" действует частный музей Эрнста Фукса.

Вообще Эрнст Фукс - личность крайне многосторонняя, а его творчество не укладывается в рамки известных школ. Его кисти принадлежит роспись венской церкви Розенкранца, по его проекту в Вене построен отель "Зодиак". В 80-х годах вышло несколько дисков с песнями Э. Фукса. Он автор многочисленных эссе и философских сочинений».

(http://www.canvas.com.ua/?page=oldp&painter=10840 )

 

«Программно противопоставил свое велеречивое, красочное и причудливо-визионерское искусство, полное исторических реминисценций (от У.Блейка до Г.Климта), текущему авангарду и постмодернизму. Не раз обращался к древнемифологическим, оккультно-языческим, а также к библейско-евангельским мотивам, толкуя последние в подчеркнуто неортодоксальном, квазитеософском ключе (триптих с Мистерией четок, 1958–1961, Розенкранцкирхе, Вена; Моисей и неопалимая купина, 1956–1957, Галереи австрийского искусства в Бельведере, Вена; и др.). Много работал как график – в техниках офорта, монотипии и других (серии Единорог, 1950–1952; Самсон, 1960–1964; Эсфирь, 1964–1967; Сфинкс, 1966–1967). С 1970 создавал также и скульптуры (Большая Эсфирь, бронза, 1972, установлена близ виллы О.Вагнера в Вене; и др.), а позднее – сценографические эскизы (оформил в 1974–1978 Парсифаля Р.Вагнера и Волшебную флейту В.А.Моцарта в Гамбургской опере, Лоэнгрина Р.Вагнера в Мюнхенской опере и другие спектакли).

Изложил свои идеи о путях художественного синтеза древней мистики с современностью в книгах Небесная архитектура. Образы утраченного стиля (Architectura caelestis. Die Bilder des verschollenen Stils, 1966), Под знаком Сфинкса (Im Zeichen der Sphinx, 1978), Небесная планета (Planeta Caelestis, 1987). Купив в 1972 бывшую виллу архитектора О.Вагнера в Вене, открыл там свой частный музей».

(http://www.krugosvet.ru/articles/101/1010103/1010103a1.htm )

 

Музей Эрнста Фукса.

 

Псалом 69.

 

"Адам".

 

"Ангел истории".

 

"Иов и правосудие Париса".

 

"Остров".

 

В годину Перестройки в Русском музее открылась огромная (на полтора десятка залов) выставка Эрнста Фукса. Она произвела очень сильное впечатление. И живопись (огромные эффектные холсты), но прежде всего, графика. Темы - Библия, каббала, античная мифология, гностицизм. Еще не приходилось видеть художника, обладающего столь мощным воображением (не зря его творчество называют визионерским). Я все порывался купить толстенный каталог, тогда было плохо с деньгами. Наконец собрался, пришел... и не купил. Отпугнул "демонизм" художника.

Но восторг перед мощью и,одновременно, интеллектуализмом художника остался. Затем я слышал, что всякие там концептуалисты (любители инсталляций из собственного дерьма, щедро спонсируемые Фондом Сороса и иже с ним) утверждали, что, де "Фукс - вчерашний день искусства". Вот уж, действительно - собака лает, а караван идет.

Алексей Фанталов.

"Back in USSR".

 

 


В избранное