Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Уроки изобразительного искусства он-лайн. Еще о музеях.


2006-12-14 Николай Солдатенков:

" Масштабы воровства в московских музеях неизвестны никому..."

http://www.apn.ru/opinions/article11151.htm

 

На днях директор Государственного Исторического музея Александр Шкурко заявил о скором введении в одном из крупнейших музеев страны системы тотального электронного учета экспонатов стоимостью около 700 тыс. руб. Для этого все музейные реликвии пометят специальным составом, а на входах и выходах из помещений установят рамки, как в супермаркетах. Таким образом, ни сотрудники, ни посетители ничего не смогут вынести из музеев. По данным агентства Мосинформ, подобной системой планируется оснастить и другие столичные сокровищницы.

Впрочем, по мнению экспертов собравшихся вчера на круглом столе в Центральном доме журналиста, пометить экспонаты и поставить рамки — недостаточно. Единой компьютерной базы данных по экспонатам, размещенным в государственных музеях России нет, да и в самих музеях учет ведется по технологиям прошлого века — то есть при помощи картотек. Даже в столице практически ни один музей сегодня не застрахован от хищений, а гарантировать, что в музейных залах не выставлены подделки, не берется никто.

Музейные службы безопасности обычно заняты охраной периметров, к внутреннему контуру охранники доступа часто не имеют; что происходит внутри и как проходит учет экспонатов находится вне нашей компетенции, — сообщил замгендиректора одной из столичных фирм, занятых охраной памятников, Рушан Алимханов. — Установить в каждом музее такую же систему рамок и электронных ярлыков, как в гастрономах, просто и недорого. Но решение об этом должны принимать администрации музеев, а не охрана.

Впрочем, мелким и крупным музейным воровством зачастую промышляют и те, кто охраняет музеи. Только за последние несколько лет в Москве было выявлено несколько крупных музейных краж, совершенных охранниками. К примеру, специалисты, устанавливавшие сигнализацию в Центральном музее Вооруженных сил, попутно похитили оттуда несколько десятков уникальных орденов. Милиционеры, охранявшие при переезде экспозицию Дарвиновского музея, украли более 50 ценнейших экспонатов (в основном, бивней мамонта). Масштабные кражи из усадьбы Кунцево также совершили сотрудники охраны. Оказывается, по существующим законам, даже редчайшие драгоценности и ценнейшие полотна имеют право охранять сотрудники частных охранных предприятий — дело охраны отдано на усмотрение администрации музеев и Росохранкультуры.

В музее-усадьбе "Коломенское", к примеру, есть даже собственное отделение милиции, при этом еще в 1999 году против директора музея Людмилы Колесниковой было возбуждено уголовное дело о мошенничестве, — сообщил на круглом столе замдиректора юридической фирмы "Элтон" Юрий Кочергин. — Кроме хищений и закупок экспонатов по двойной цене с общим ущербом более 5 миллиардов рублей, директору вменялось использование музейной охраны для патрулирования собственной дачи. Сейчас уголовное дело закрыто по амнистии.

Кстати, Людмила Колесникова, по некоторым данным, сейчас готовится стать объединенным директором сразу двух музеев — Коломенского и Царицыно.

Масштабы воровства в московских музеях неизвестны никому еще и потому, что в стране до сих пор нет единой системы экспертизы, — поясняет известный московский антиквар Александр Хачинский. — Недавняя проверка в художественном музее Астрахани показала, что часть экспозиции музея — просто подделки, на которые наклеены музейные ярлыки. А подлинники давно проданы на западных аукционах. Экспертизу произведений искусства в России никто не страхует, выдача экспертных оценок никем не лицензируется и не ограничивается.

Впрочем, Росохранкультура два месяца назад своим циркуляром запретила государственным музеям делать частные экспертные оценки.

По мнению адвоката Людмилы Толмачевой, проблема музейных хищений усугубляется также несовершенством законодательства, фактически отдающего виновного в музейных кражах в руки администраций музеев и местных властей: в уголовном кодексе не прописаны определения "музейная ценность", "историческая ценность", "коллекционный экземпляр". В результате, преступники, похитившие даже что-то очень ценное, при должных усилиях, "заказных" экспертизах и поддержке местных прокуратур могут отделаться штрафом или наказанием до 2-х лет лишения свободы по статье 158 часть 1 — хищение. Именно поэтому благое дело установки новой системы охраны в одном российском музее не решит системных проблем всей музейной отрасли страны — отсутствия единой структуры, отвечающей за музейную охрану и финансирования новых систем учета музейных фондов.  


В избранное