Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Уроки изобразительного искусства он-лайн. Письма читателей.


Письма читателей.

 

 

Уважаемый Алексей, с удовольствием прочитал изложение ваших мыслей по поводу компьютерных игр, как  одного из  отражений современного искусства. Но мне кажется что стратегия и квест  в современным положении вещей  на рынке интерактивных развлечений все же больше относятся к нишевым жанрам, нежели к локомотиву который ведет за собой всю индустрию и по которому можно составить реальное представление об играх как современном явлении.

 Мне кажется, традиционно сложилось, что погоду в этой области делают жанры FPS, MMORPG, RPG.  В  такие проекты идет наибольшее вложение  сил и средств разработчиков и продюсеров. В них наиболее сильный визуальный ряд и звуковое сопровождение, а также, наиболее сильно чувство погруженности в игровой мир и сопереживания.

Стратегии всегда находились в роли догоняющего, лишь последние  образцы вроде рассмотренного вами Rome и еще не вышедшего Medieval могут похвастаться визуальным рядом на который не стыдно взглянуть. Из собственного опыта и рассказов знакомых могу сделать вывод: рассматривают войска и любуются битвой лишь только в самом начале игры, через несколько часов игры  камера уводится на высоту птичьего полета, так как с такой позиции элементарно легче планировать тактические действия. Только  несколько знакомых мне  человек при игре в Rome увлеченно рассматривали экипировку воинов и спорили о правильности построения когорт и фаланг, это были люди увлеченные военной историей. Вывод очевиден: исторические  стратегии - жанр сам в себе и для своих, увлеченных военно-исторической тематикой людей. Это подтверждает и феномен такой игры как Starcraft с посредственной графикой, полным отсутствием  глубокого культурно-исторического  контента  удерживающей внимание игроков на протяжении порядка 8 лет своим сбалансированным и интересным геймплеем.

 Квесты, как явление искусства, безусловно заслуживают самого пристального внимания, но великолепных квестов единицы. После Сибири 1, 2, серии Myst, и еще нескольких продуктов  индустрия не выпустила ничего отдаленно напоминающего  эти шедевры, зато извергла много второсортного хлама. В то же время на арене центральных (по моему мнению)  жанров идет настоящая революция. Разрабатываются новые технологии, вместе с ними растут и требования к качеству игр со стороны игроков, то есть хоть как-то растет их эстетическое восприятие мира ( пусть даже на уровне " красиво-некрасиво”). Сделать качественную игру в этих жанрах с каждым годом становится все труднее, слишком высок уровень притязаний  к конечному качеству продукта (к квестам это так же имеет отношение, но в силу своей меньшей популярности они стоят на обочине интересов индустрии и к ним, зачастую, предъявляются смягченные требования ). 

Подвожу итог: по моему мнению, как и в других областях  искусства погоду в играх делают моемовская “раскрученность“  жанра, и казуальная его же популярность. Эстетам и им сочувствующим остается ютиться около единичных шедевров, а минимализм в играх остался уделом избранных (последний пример Defcon), ему на смену уже с конца 90-ых идет барочная пышность аудиовизуального ряда

Спасибо за интересную точку зрения                                                                 Сергей Гальцов

 

Спасибо и вам за весьма компетентное и информативное письмо, с которым я во многом согласен. Действительно, в РПГ играет гораздо больше людей, нежели в стратегии, просто последние гораздо ближе моему сердцу, поэтому я и уделил им повышенное внимание. Но я имел в виду принцип – компьютерные игры как огромная область для развития сферы искусства. Со временем, думаю, сюда подключится и голография и игровая реальность, выйдя на улицы, сможет стать подлинной «реальностью».

«Барочная пышность» в играх, конечно же, имеет место, но она отражает эстетические предпочтения большинства, и, к тому же – во многом близка квазиромантическому духу нашего времени.  Опять-таки, может быть и очень неплохое «барокко».

Но пафос статьи был несколько в ином – в целеполагании. Надо же знать, куда движется искусство. Конечно, если человек занимается рисованием в редкие часы досуга – это одно дело. Но, если он решает посвятить творчеству свою жизнь… Вот представьте себе, сколько времени в специализированных художественных учебных заведениях отводится на натурное рисование. На одну гипсовую голову дается часов 15, а голов этих рисуется множество, а есть еще гипсовые фигуры, детали конечностей. А живые фигуры? А до этого всяческие натюрморты, интерьеры и т.д. Потом – живопись, и также по всем вышеперечисленным пунктам.

А есть уже неплохие рисовальные компьютерные программы, скоро будут еще качественнее. Стоит ли так много времени тратить на вещи, с которыми будет справляться машина? Лучше учиться работать с машиной, и с тем, чего она делать никогда не сможет (я не говорю о проблематичном искусственном интеллекте) – с теорией цвета, композиции, художественного образа.

На эти тезисы обычно приходится слышать более или менее цивилизованную брань по адресу бездушной машины. То есть – не по существу дела.

А реальное «существо дела» - в инерции и в материальной зависимости. В том, что к по-настоящему хорошей технике у подавляющего большинства изучающих художество доступа нет, а у преуспевших и занимающих кое-какие позиции в жизни – уже нет ни времени, ни желания ее осваивать. «От добра добра не ищут».

Вот пример из истории искусства. В пятнадцатом столетии в Европе изобрели книгопечатание. Почти сразу же возникла печатная гравюра: («сухая игла») и ксилография (гравюра на дереве). Но зачем? В целях просвещения неграмотных масс. Картину Альбрехта Дюрера маслом в каждом постоялом дворе не повесишь. А вот гравюрные оттиски того же Дюрера («Апокалипсис», «Страсти Христовы») – вполне возможно.

А сейчас везде имеются ксерокопировальные машины и граверная техника давно утратила свой практический смысл – гораздо проще ведь сделать рисунок пером и тушью, а затем фотокопии с него. Но нас станут горячо убеждать, что игла на меди дает де, какой-то «особенный эффект». Но на самом деле, человек не может признать, что ремесло, которым он занимался всю жизнь, явно перемещается на обочину. Ну и, разумеется, чисто меркантильный момент – за каждый оттиск гравюры автор получает как за самостоятельное произведение, а за фотокопию - явно нет. Но отмирание гравюры все равно неизбежно (разве что станут кое-где ее искусственно поддерживать как «народные промыслы»).

Имеется и другой аспект проблемы. Вот ребенок проявляет горячую любовь к рисованию, его отдают в художественную школу, затем в какое-нибудь художественное училище, далее (если все удачно) – в соответствующий вуз.  Учат рисовать головы, фигуры и т.д. А что на выходе?

Хороший студент (о бездельниках не говорю) учится с придыханием говорить «Академия Художеств» и пр. А ее президент – Зураб Церетели, и этим все сказано. А члены – маститые советские работники идеологического фронта, среди которых присутствовали, конечно, высококвалифицированные мастера, но сам творческий выход оказался ужасающим.

А альтернативу – «актуальное искусство» в духе Сороса или Марата Гельмана просто неприлично описывать.

Остаются «ниши». Один пристроился к знакомому галерейщику, другой – к преподавательской деятельности, воспроизводя себе подобных (хорошо, если качественно), третий – к книжному издательству. Вот был один иллюстратор, молодой парень, свободно изображавший человеческие фигуры в разнообразных движениях (достаточно редкая способность). Он оформлял серию книг, посвященную военно-исторической тематике. У меня есть одна книжка, люблю ее смотреть.

Он и теперь занимается тем же самым, но стал делать работу хуже. То ли влияние сдельщины, то ли – просто устал от однообразия.

 

Уважаемый Алексей. Здравствуйте! Только что прочёл вашу новую статью о роли компьютерных игр. Полностью с вами согласен. Спасибо вам за интересную тему. Правильно! не бороться с интернетом и компьютером,не они виновны в том ,что дети и взрослые просиживают перед ними, но приспособить их как хороший инструмент. Сам хотел бы поиграть в познавательную игру, с использованием истории, географии. При отсутствии современных мотиваций для детей читать и учиться - это прекрасный
пример. Так исподволь их можно заинтересовать и воспитывать чувства патриотизма, знаний о своём народе и земле, где живут. А ведь в этом дух общества.
 

С уважением  Михаэль, Израиль.

 

 

Спасибо, Михаэль, будем стараться J

 

С уважением,

 

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru

 

Дом Германии 1.

Дом Германии 2.

 

Галлы 1.

Галлы 2.

 

Бритты 1.

Бритты 2.

Бритты 3.

 

"Фракция Греческих городов" 1.

"Фракция Греческих городов" 2.

 


В избранное