Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Уроки изобразительного искусства он-лайн. Салонная экономика


Информационный Канал Subscribe.Ru

Андрей КОВАЛЕВ.

 

Салонная экономика .

 

23 декабря 2005

У худкритиков г. Москвы есть в годовом цикле один очень неприятный момент. По никому не понятной причине приходится тащиться в конце декабря на "Арт-Манеж", потом писать о том, какой мусор там выставляется. И происходит все это уж десятый год (!!!), с некоторыми перерывами. История вопроса подробно изложена Сергеем Сафоновым ("Десять лет на том же месте", "Газета" от 12.12.05). И пять, и три года назад можно было бы написать точно такие же слова: "Салонного искусства в золоченых рамах с пышными натюрмортами, букетами цветов и пейзажами Москвы оказалось так много, что складывалось впечатление, что в Манеж пустили всех без разбора" (Марина Овсова. "Как Джексона послали коров пасти", "Московский комсомолец" от 15.12.05).

Проблема тут только одна - кому все это нужно? Кто в таких количествах производит столь отвратительное искусство, понять можно: искусство для искусства - вещь необоримая. Но кто (и зачем!!!) все это покупает, осознать очень трудно. "Мы не знаем доподлинно, каковы результаты манежных торгов, но очень трудно представить, чтобы люди, склонные к собиранию диковатых плодов в этих непрохожих зарослях, ждали целый год возможности совершить новое приобретение" (Юрий Арпишкин. "Символ стабильности", "Московские новости" от 16.12.05). И тут же предлагает рассматривать "Арт-Манеж" как особый социологический феномен: "В этих залах мы сталкиваемся лицом к лицу с тем, что еще недавно называлось "эстетическими пристрастиями народа". Эта грозная категория выступает здесь в чистом, лабораторном виде. Нельзя сказать, что народ сам заявил о своих пристрастиях такого рода, но не корректным было бы и утверждение, что таковые пристрастия ему кем-то навязаны. Устроители ярмарки, по всей видимости, исходят из того, что люди должны тянуться к искусству и иметь о нем некие представления. Вот они и демонстрируют свои "представления о представлениях".

Очень точное и корректное с социологической точки зрения наблюдение. Однако, поскольку я в данном случае выступаю в качестве наблюдателя за наблюдателями, могу изложить результаты своих измерений. Совсем недавно всякий обзор манежного эстетизма включал пассаж о том, что дело все же идет к тому, что вкус народный все же эволюционирует к лучшему. И кончится все тем, что не барона лысого с арт-рынка понесут, а нечто хотя бы относительно похожее на искусство. Ничего подобного - ситуация законсервировалась. Кич и салон утвердили свое право на место под солнцем.

Доброжелательные наблюдатели сообщают: "На этом 'Арт-Манеже' появляется тенденция соответствовать стремлению коллекционеров собирать искусство, переходящее в разряд антикварного" (Дарья Ли. "Демократизм на 'Арт-Манеже'". 12.12.05). Вот тут и следует заявить официально - искусство, которое изначально позиционирует себя как "антиквариат", и есть чистый кич. Более того, если раньше салонный базар на "Арт-Манеже" разбавлялся так называемыми некоммерческими проектами, то теперь ничего подобного не наблюдается. По всей видимости, это напрямую связано со сменой антуража, собственника и ростом цен на аренду. Результат такой: "В манежном ангаре, как всегда, больше всего намазанного фузой сюра. Яркого и тупо агрессивного. Даже если такие картины и претендуют лишь на то, чтобы украшать офисы, с ужасом воображаешь прелести дизайна тех комнат, где разместится эта живопись" (Сергей Валерьев. "Женщины, кошки и политики", "Новые известия" от 05.12.2003).

Вопрос очень серьезный. Реалии нашей закрытой политики и непрозрачной экономики прорываются на поверхность вот такими странными плесневидными разводами, которые говорят о реальном положении дел гораздо более откровенно, чем рассуждения биржевых аналитиков. Как известно, на вкус и цвет товарищей нет, но разумные бизнесмены должны были бы тщательно скрывать свою порочную наклонность к подобного рода искусству, которое с головой выдает все глубины подсознания. А излишняя откровенность, как известно, не самым лучшим образом действует на кредитную историю в частности и на имидж лица в целом. То есть вопрос стоит об эстетической безопасности страны, не более и не менее.

Однако проницательные критики в этой застывшей и окаменевшей куче блистающего стразами отстоя умеют добывать крупицы положительной информации, которые свидетельствуют о весьма серьезных процессах не только в художественной экономике, но и в общественном подсознательном. "На нынешней ярмарке, - пишет Ирина Кулик, - неожиданно появился аутентичный соцреализм: семидесятнические бородатые строители БАМа с гитарами и счастливые граждане 1950-х, гуляющие на фоне провинциальной сталинской архитектуры. Именно возле этого стенда с его не бог весть каких художественных достоинств живописью то и дело зависали все пришедшие в Манеж по долгу службы ценители актуального искусства - то ли для того, чтобы вспомнить, с чем некогда боролся достойный шестидесятнический модернизм, ныне выродившийся в салонную "духовку", то ли потому, что соцреалистические шедевры были чуть ли не единственным во всем Манеже некоммерческим искусством (Ирина Ъ-Кулик. "Страз на раз не приходится", "КоммерсантЪ" от 12.12.05). И тут наружу выползает страшная тайна соцреализма - подавляющее большинство официальных художников советской поры были мастерами глубоко коммерческими, готовыми на все, чтобы угодить самому пошлому мелкобуржуазному вкусу.

Именно такая закономерность и проявилась на прошедшей в ЦДХ ярмарке "Полвека советского искусства. 1930-1980 гг.", которую организует компания "Экспопарк" - та самая, что проводит "Арт-Москву", ярмарку, конкурентную по отношению к "Арт-Манежу". Там новая рыночная оценка советского наследия выглядит еще более наглядно: "Тема труда, тема войны, тема счастливого пионерского детства. Обнаженные женщины-труженицы, обнаженные - страшно сказать - мужчины..." (Сергей Сафонов. "Советское крепкое", "Газета" от 14.12.05). В отличие от "Арт-Манежа", где присутствует огромная масса привходящих обстоятельств, социологический эксперимент в ЦДХ выглядит еще более научно-корректно: "Но при всем том это замечательная выставка. Она показывает, какое искусство востребовано среднестатистическим покупателем искусства. Относительно древнее, но запечатлевшее смутно памятные времена. Дидактичное, но с некоторой долей лиризма. Пафосное, но теперь вызывающее лишь улыбку своей беззубостью. В конце концов антикварное, но не слишком дорогое. Эту золотую середину и представляют полвека советского искусства, когда авангард уже кончился, а Бренер с Куликом еще не начались. Потребитель хочет чего-то такого уютного, но не стыдного, дабы не обвинили в мещанстве (Федор Ромер. "Инвестируйте в СССР! На ярмарке в ЦДХ снова торгуют лежалым товаром", "Время новостей" от 14.12.05). Следует, однако, восстановить историческую справедливость. В советские времена мещанская культура, которую описал Ромер, критиковалась весьма активно. Наверное, потому, что и представляла собой сокровенный идеал советского человека.

Впрочем, предположения относительно того, что предлагается некий бюджетный вариант антиквариата, на деле оказываются всего лишь предположениями. Экономическая реальность такова: "На очень посредственные работы каких-то учителей рисования, оформлявших красные уголки в школах, цены устанавливаются, что называется, с потолка - порядка 20-30 тыс. долл. Такие цены гипнотизируют находящихся "не в курсе дел" российских покупателей, которые доверчиво поддаются на элегантный грабеж" (Сергей Хачатуров, "Время новостей" от 16.12.04). Насчет грабежа - это уже чистая клевета и подрыв идеологических устоев. Рынок - он на то и рынок, чтобы покупатель получил за свои деньги лучший товар, тот, который он желает. В конце концов, в современной Москве есть такие заведения общественного питания, где посетитель может получить вожделенную антикварную советскую сосиску с тушеной капустой и запить все столь же антикварным компотом. И цены при этом будут вовсе не соцреалистические, но вполне даже капиталистические.

Однако здесь возникает очень серьезная проблема - новый покупательский спрос требует идеологического оформления: "В идеале такое мероприятие должно бы существовать в отраженном свете серьезных музейных проектов и вообще искусствоведческой ясности в вопросе о том, что же именно считать подлинно советским искусством; что в нем хорошо, а что - плохо. На практике галеристы оказываются теми первопроходцами, кто, собственно, и пытается разобраться в нашем недавнем художественном прошлом с позиции сегодняшнего дня" (Сергей Сафонов. "Советское крепкое", "Газета" от 14.12.05). Но процесс уже пошел. Смутные пейзажи на стенах зажиточных горожан, столовский суп харчо, подаваемый в дорогом заведении тетенькой в кружевной наколке, регенерируют СССР гораздо более эффективно, чем все коммунистические митинги с полоумными старухами.

 

"Русский журнал"

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: job.education.art
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное