Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Уроки изобразительного искусства он-лайн. Идентификация 'Неизвестной'


Информационный Канал Subscribe.Ru

Идентификация "Неизвестной"

 

28 сентября 2005

Андрей КОВАЛЕВ.

 

Наконец наступил момент, когда в соответствии с предначертаниями Вальтера Беньямина эстетика политизировалась, а политика - эстетизировалась. Открылась выставка "Россия!" в нью-йоркском Гуггенхайме. Из скупых информационных сообщений удалось узнать такую культурную новость: "Главу Федерального агентства по культуре и кинематографии Швыдкого попросили поднять руки и с ног до головы общупали металлоискателем. А вот олигарха В. Потанина, который помог проведению выставки материально, обыскивать почему-то не стали. Со словами "я нужен президенту" известный бизнесмен побежал встречать В. Путина" (Андрей Колесниченко, "Он сходил в ООН", "Аргументы и факты" от 21.09). В.Потанин за свой билет заплатил: "Что же касается расходов, которые понесли организаторы, то эти расходы составили 4 млн. долл. Из них 1 млн. предоставило российское правительство в лице Федерального агентства по культуре и кинематографии, остальное профинансировали спонсоры. В частности 2 млн. долл. предоставил Благотворительный фонд Владимира Потанина, который и стал титульным спонсором выставки" (Андрей Денисов, ""Россия!" под охраной", "Время Новостей" от 16.09). Но всякий нормальный человек понимает, что деньги - это чистая фикция: скоро наступит коммунизм и их отменят: "Журналисты спросили у специалиста - г-на Пиотровского, - во сколько можно оценить привезенные на выставку две с половиной сотни полотен. Глава Эрмитажа ответил не задумываясь: "Им нет цены". И почему-то пояснил: "Потому что они не продаются". (Там же). О том, что же на самом деле продавалось в этом городе Желтого Дьявола, мы поговорим чуть позже.

Общество получилось великосветское, даже "Зураб Церетели, который хотя и не представлен на выставке, но не обиделся и на вернисаж пришел" (Николай Молок, "Путин пошел на "Россию!"", "Известия" от 16.09). Впрочем, у Владимира Владировича вскорости возник еще один повод повидаться с Зурабом Константиновичем. Последнего не взяли в Гуггенхайм, но зато как-то сам собой был решен один очень важный вопрос: президент РФ на следующий после открытия день "заложил камень в основание памятника работы З.Церетели на берегу Гудзона - подарок от российского народа в память о терактах 11 сентября. Правда, фамилию скульптора постоянно коверкали на итальянский манер: "Мистер Цетерелли, вы - супермен!" (Андрей Колесниченко, "Он сходил в ООН"). На этом фоне чистой клеветой представляются утверждения оппозиционеров о том, что "Российские власти в очередной раз продемонстрировали, что пиар и пропаганда для них важнее, чем реальная внешняя политика, позволяющая укрепить позиции России в мире и привлечь действительно крупные инвестиции" (Куликов О.А., секретарь ЦК КПРФ, "Тенденции развития общеполитической ситуации", "КПРФ.Ру от 19.09). И, конечно, всякий конспиролог, находящийся в здравом уме, легко заметит, что выставку спонсировала также "Американская алюминиевая корпорация "Алкоа", близкая к администрации Дж.Буша". Но неплохо также, если конспиролог обладает еще и некоторой широтой кругозора. Тогда бы он заметил, что та же самая компания "Алкоа" оплатила и выставку Энди Уорхола в ГТГ, о которой шла речь в прошлом обзоре.

И если с высокого регистра политконспирологии переключиться на бытовой тон кухонного структурализма, то можно говорить о том, что произошел некий потлач - американцы преподнесли нам свое, родное, американское. А что мы послали в ответ? А вот что: "На открытии русской выставки в США Путин тоже говорил о духовности". Странно, что это обстоятельство прошло мимо внимания функционера Компартии, которая, как известно, является последним оплотом русской духовности. Более подробно о ситуации можно узнать из репортажа "Комсомольской правды" от 15.09: "Путин выступал и в роли президента, и в роли искусствоведа: "Этот проект не имеет аналогов... уверен - все, кто здесь побывает, почувствуют душу нашего народа". Дабы усилить это чувство, прямо в музее для гостей накрыли столы, а в рюмки наливали русскую водочку. Но Путин вместе со всеми выпивать не стал - он спешил на ужин к генсеку ООН Кофи Аннану".

Несомненно, что водка, которой лишился наш президент, является высшим воплощением русской духовности. Но продукт сей невидим и слишком концентрирован. Протестантской Америке требуется ясность и отчетливость: "С афиши свысока глядит любимица советских кондитеров "Незнакомка" Крамского. Поскольку некоторые исследователи считают, что художник изобразил в ее лице не символ русской духовности, а call-girl эпохи становления первого русского капитализма, надпись "Russia!" приобретает некоторую двусмысленность" (Алексей Тарханов, "Русская духовность вышла на пандус", "КоммерсантЪ" от 21.09). И тут ничего не поделаешь, мы должны признать, что русский ответ на этого проходимца Энди и в самом деле выглядит именно таким образом. "Для американцев оказалось не важным, что Крамской писал даму полусвета, им хотелось привлечь этим очень чувственным женским лицом зрительское внимание, наладить тот тесный и прямой контакт, который умственным "Черным квадратом" не установишь. Да и нам неплохо напомнить, что настоящая русская женщина - не только блондинка с косой до пояса и колхозница - соратница рабочего" (Ольга Кабанова, "Лицо "России!"", "Ведомости" от 16.09).

В конце концов, если бы Андрей Вархолов осел бы в СССР, то он, несомненно, творил бы для фабрики им. Бабаева. И, в чем нельзя сомневаться, его умение наладить прямой контакт с любым клиентом очень бы пришлось по душе и блондинкам, и соратницам рабочих. Но мы-то ведь понимаем, что "Unknown Woman, как перевели американцы, и в самом деле сияет с полотна таинственнейшим светом, ее взгляд озарен высокой печалью, тоской по неведомому, и за ее аристократическим обликом видна целая плеяда женских ликов - от Владимирской Богородицы до блоковской Незнакомки. <...> Везде - печальная веселость, везде - "дум высокое стремленье". <...> Двигаясь по спирали выдающегося архитектора Фрэнка Ллойда Райта, ощущаешь, как пронизано наше искусство тоской по нездешнему, хотя везде и всюду стремится к земле, быту, к натуралистическим деталям и документальным подробностям. Быть может, оттого оно так и тянется к земному, что оно ему неподвластно, не дается в руки" (Алена Карась, "Russia: Опыт преображения", "Российская газета" от 23.09).

И, что самое важное, по вопросу о высокодуховной природе Незнакомки (a.k.a. "Неизвестная") соглашаются и местные обозреватели, и обычно очень строгие представители русской диаспоры": "Но что может быть привлекательней чувственных губок надменной женщины? Ни русские иконы, ни русский авангард, многократно виденный Америкой в собственных музеях и в привезенных выставках, не привлекают так, как эта надменная красавица из страны водки, медведей и "пэрэстройка" (Вадим Ярмолинец, "Америка знакомится с "Незнакомкой"", "Новое русское слово" от 16.09). И это очень серьезный вопрос - при каждой манифестации за границей следует учитывать мнение очень важной и многочисленной target groop: "По словам одного из эмигрантов, главная надежда - на русскую диаспору в Нью-Йорке, которая насчитывает около 250 тысяч человек. Жители Брайтон-Бич обязательно придут на "Россию!". Хотя бы из ностальгических соображений" (Николай Молок, "Путин пошел на "Россию!"") Возвращаясь к конспирологической проблематике, следует ответственно заявить: обороть Америку, залив ее нашим русской духовностью, можно только при посредстве обосновавшейся там пятой колонны. А то ведь что получается: "Инсталляции, коллажи, телевизоры - все это заполонило мировой арт-рынок, став удручающим свидетельством глобализации искусства. Чем весь этот товар лучше метастазировавших от одного полюса до другого макдональдсов, бергер-кингов, гэпов и калвинклайнов?" ("Новое русское слово" от 16.09).

Однако насколько можно понять из весьма смутных известий, выходцы именно из этой части русскоязычного человечества доставили максимальные трудности кураторам выставки: "Михаил Шемякин упрекнул организаторов в том, что они искажают картины современного искусства, потому что оказались обойденными целые направления - такие, как, скажем, нонкорформизм" (Екатерина Барабаш, Григорий Заславский, "Путешествие человека-собаки", "Независимая газета" от 17.09). Мне лично тоже звонил из американской столицы пожилой и заслуженный художник, очень обиженный на то, что их не взяли на эту выставку. Это обстоятельство заметила и Екатерина Деготь: "Насколько я слышала, происходят всякие звонки, причем на самом высоком уровне. Особенно, конечно, это касается русских художников, живущих в Америке. Это очень заинтересованная категория лиц. Я знаю, там происходят всякие серьезные воздействия" (Григорий Заславский, ""ROSSIA!" с конфетных оберток", "Независимая газета" от 17.09). На эти сложности тонко намекает и Фаина Балаховская ("Наш десант", "Московские новости" от 16.09): "Больше всего дискуссий спровоцировал список современных работ. Масштаб некоторых отечественных звезд вроде Михаила Шварцмана, Эрнста Неизвестного и Эдуарда Штейнберга, на мой взгляд, с трудом совместился с высокой планкой, установленной на протяжении выставки".

Тем не менее завершилось все довольно удачно, не без патетики: "Минуту из 40 проведенных на выставке Путин стоял в "коммуналке" Ильи Кабакова. "Человек, который улетел в космос" - так называется его знаменитая инсталляция 1981-1988 годов (ныне - в Центре Жоржа Помпиду, Париж). В этой прорванной в вечность дыре - такой же жест отречения от мира и дерзновенной, отчаянной тоски по небу, что на иконе "Преображение" XIV века из собрания Третьяковской галереи или в "Явлении Христа народу" Иванова, или во "Взятии снежной крепости" Сурикова" (Алена Карась, "Russia: Опыт преображения"). С другой стороны, при ближайшем рассмотрении оказалось, что инсталляция Ильи Кабакова намечает совершенно иной, не хронологический, а географический вектор движения русского искусства: "Оклеенная советским искусством, гадкая, но оптимистичная комнатка в коммунальной квартире, откуда герой, изобретатель Комаров, построив машину, помесь пращи и рогатки, улетел, пробив потолок в другой мир. Для Ильи Кабакова, строившего эту инсталляцию в андроповской Москве, это был, в сущности, улет в Музей Соломона Р. Гуггенхайма, недостижимый, как космос", (Алексей Тарханов, "Русская духовность вышла на пандус")

И совершенно зря Михаил Швыдкой опасался того, что "Наибольшее недовольство наверняка вызовет раздел, в котором должны быть представлены живущие художники. Но этот раздел сравнительно невелик по отношению к масштабу всей выставки. Естественно, для нас было важно показать искусство социалистического реализма, искусство ушедшего Советского Союза, потому что это законченный стиль, законченная эпоха" (Екатерина Барабаш, Григорий Заславский, "Путешествие человека-собаки"). И тут старых антисоветчиков очень даже можно понять. Даже вечно ироничный Виталий Комар, увидев все великолепие новоотстроенного здания русского искусства, интеллигентно отметил, что "Никогда не мог себе представить, что его и Меламеда работы будут висеть рядом с лактионовским "Письмом". ("Новое русское слово" от 16.09). Но речь идет о новой идеологической конструкции, где уж никуда не убежишь, не пошутишь шутки юмора: "В наше время идеологическая составляющая соцреализма перестает работать, но мастерство художника, который верил в идеалы своей эпохи или только хотел верить, остается", - замечает замдиректора Третьяковки Лидия Иовлева. <...> Но как много, к счастью, и в советском периоде совершенно блистательных работ, не имеющих никакого отношения к идеологии! Лентулов, Нестеров, Дейнека, Пластов..." (Там же). Но самое страшное, что побеждает как раз вот такое "Социалистическое искусство в своем либеральном варианте" (Мария Рогулева, "RUSSIA!", "Профиль" от 16.09).

В общем, можно только отчасти согласиться с теми выводами, которые на основании данных, полученных еще на предварительной прессухе, сделал Сергей Соловьев ("Иконы на вывоз", "Новые Известия" от 31.05): "Российским критикам ради "России!" ехать за границу незачем. Это статусное мероприятие лишено всякой интриги и куда как банальней даже таких не слишком сенсационных проектов, как "Москва-Париж" или "Москва-Берлин". Российским культурным чиновникам можно дать следующий совет: раз и навсегда сделать одну выставку (типа "России!") и возить ее по всем странам и континентам". Не очень точно. Во-первых, потусоваться - дело очень хорошее. Во-вторых, всегда полезно узнать нечто новое о предмете таинственном, то есть русской идентичности, которую производят на экпорт. В этой идентичности, инструменте неоимпериализма, нет и не может быть даже слабого намека на какую-либо рефлексию. Поэтому я бы с удовольствием посмотрел на проект, который на ходу придумала Екатерина Деготь: "Мне было бы интересно сделать выставку на тему русскости, про то, как русское искусство само хотело бы себя инсценировать, выставить как русское" ("Независимая газета" от 17.09).

 

"Русский журнал"

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: job.education.art
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное