Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "eduABROAD - независимая информация по обучению за рубежом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Образование за рубежом: практика и дайджест - Свобода мышления и международный диплом
Официальный сайт Global Study |
Свобода мышления и международный диплом Глобализация, глобализация…Сегодня, пожалуй, это одно из самых модных слов, которое одни произносят с придыханием, другие, напротив, с яростью. В том числе и в сфере образования у глобализации имеются как верные сторонники, так и непримиримые противники. Первые уверены, что международное образование расширяет кругозор и формирует свободу мышления. Другие – что оно способно лишь обезличить национальные культуры и привести мир к общему знаменателю Возможно, если бы не было ХХ века, с его «горячими и «холодными» войнами, политическими и экономическими потрясениями, международными конфликтами и «границами на замке», сегодня, в веке двадцать первом не пришлось бы так пафосно отстаивать необходимость и закономерность глобализации. Оставим сейчас экономику и политику – речь идет об образовании. Еще в позапрошлом столетии никаких проблем у желающих учиться за рубежом никаких проблем не было. Иммиграция не считалась злом и никого не страшила. О визах и заграничных паспортах никто еще слыхом не слыхивал. Владимир Ленский, скромный сельский помещик, скорее всего в детстве получил домашнее образование, и никаких суператтестатов ему не нужно было, чтобы отправиться учиться в Германию. Что уж говорить о более ранних временах, скажем, средних веках, когда странствующие студенты – ваганты – свободно бродили по дорогам Европы из университета в университет и общались на универсальном языке ученых того времени – латыни! Ощущение, что мир, по крайней мере, Европа – это один уютный дом, давно пропало. Все надо начинать заново. Уже совсем в другом историческом контексте. И с чего еще начинать новый виток глобализации, если не с образования! Потому что, как говорил бессмертный профессор Преображенский, разруха – в головах. Если в голове у политического деятеля или экономиста сплошной национализм и изоляционизм, если он взирает на мир со своей «кочки зрения» ( а всем известно, где бывают кочки ), то ни плюрализма, ни интеграции, ни вообще дружбы народов, истинной, а не выморочной, не будет. А международное образование формирует открытость, терпимость, уважение к другим народам и культурам, расширяет кругозор – да, впрочем, стоит ли разводить здесь агитацию и пропаганду! Процесс запущен и его не остановить. Он идет на всех этапах образования – от школьного до последипломного. Школы Важнее всего для дальнейшей жизни и карьеры каждого, конечно же, обучение в школе. Да что греха таить, не столько обучение, сколько аттестат, без которого ни в вуз не поступить, ни на работу устроиться. А аттестаты в разных странах разные, и называются все по-разному, и система выпускных экзаменов далеко не везде совпадает. При этом если большинство западных стран признает аттестаты, полученные в других западных странах, то, скажем, восточноевропейские или азиатские свидетельства о среднем образовании вызывают там недоверие. Сколько ни доказывай, что российская или, скажем, польская школа дает больше знаний, чем американская, - бесполезно: вынь да положь им «правильный» аттестат, свидетельствующий о том, что абитуриент проучился в школе не менее 12 лет ( кое-где, например в Новой Зеландии, учатся и 13 лет ) и сдал соответствующие экзамены – если не повсеместно признаваемые A-Level, то хотя бы что-нибудь немецкое или французское. И, конечно, главная проблема на школьном уровне именно в этом – трудностях с признанием эквивалентности аттестатов при поступлении в вуз. Университеты, как правило, идут навстречу иностранцам, создавая для них различные подготовительные программы. Но вот в самых престижных вузах таких программ нет. Хотя официально считается, что в Оксфорд или Кембридж можно поступить и с российским аттестатом, по результатам вступительных собеседований и эссе, но этот вариант существует скорее в теории. В общем и целом выходит, что желающему стать гражданином мира следует начинать этот процесс со школы – то есть обзавестись аттестатом зрелости, не вызывающим сомнений ни в одной стране. В принципе, таким «всеобщим эквивалентом», как уже упоминалось выше, служит аттестат, полученный в любой развитой западной стране. Для того чтобы получить такой аттестат, нужно учиться зарубежом. Это, конечно, вариант, тем более что в странах, чье образование особенно популярно в мире, для этого иностранцам создаются все условия. Школы большинства стран делятся на государственные и частные. Разницы в программах практически нет: хотя считается, что частные лучше, это не совсем так – хорошие и плохие школы есть везде, независимо от способа их финансирования. Другое дело, что государственные, бесплатные школы предназначены для местных детей, как правило, тех, кто живет неподалеку. Иностранцев туда практически не берут, если это не дети родителей, живущих и работающих в данной стране. Иное дело – частные школы, особенно в таких популярных странах, как Британия или Швейцария. Здесь для иностранных детей разрабатываются специальные программы, а многие школы-пансионы – это вообще «глобалистический рай»: в них, как правило, можно получить любой аттестат на выбор: швейцарский, британский, французский, немецкий, итальянский, американский… И, конечно, International Baccalaureate, он же IB. Что такое «международный бакалавриат»? Это школьная программа, отучившись по которой можно поступать в любой вуз в любой точке мира. Кстати, и ехать в зарубежную школу не надо, потому что по этой программе учат очень во многих странах, в том числе и в России. Программа была создана – ну конечно же, в Швейцарии в конце 60-х годов. По инициативе школы ООН в Нью-Йорке и Международной школы в Женеве группа экспертов составила универсальную школьную программу, документ об окончании которой признается во всех странах на равнее с национальным аттестатом. Выпускника IB без разговоров примут в вуз любой западной страны в соответствии со вступительными требованиями – либо исходя из среднего балла, либо из оценок по профилирующим предметам, либо, как в Испании, после сдачи вступительных экзаменов. В России диплом IB так же признан документом, сопоставимым с национальным аттестатом. Только вот приемные комиссии государственных вузов порой трудно убедить, что абитуриент принес им полновесный документ о среднем образовании, а не непонятную филькину грамоту… Языки Без знания иностранных языков не может быть никакого международного образования – это непреложный факт. И потенциальному космополиту гораздо важнее владеть парой-тройкой иноземных наречий, нежели даже иметь диплом зарубежного университета. Именно для того, чтобы как можно больше граждан мира как можно лучше знали языки, и существует многотысячная армия языковых школ, расположенных в разных странах и предлагающих великое множество программ. Однако какой бы расчудесной ни была школа и программа, которую вы прошли, как говорится, «без бумажки вы букашка». Сертификат школы, свидетельствующий о прохождении того или иного курса, - бумажка не подходящая для приемных комиссий и работодателей, так как этот документ не дает представления о ваших истинных знаниях. Котируется только сертификат о сдаче того или иного международного экзамена. В 1989 году по инициативе экзаменационных советов Кембриджского и Саламанского университетов была создана ALTE – Европейская ассоциация экзаменационных советов по иностранным языкам. Сегодня в нее входит 27 организаций, представляющих 24 европейских государства. Каждая организация разрабатывает экзамены и выдает сертификаты, подтверждающие знание языка своей страны на том или ином уровне. Ведь все заинтересованы в трезвой оценке знаний, скрывающихся за сертификатом о владении языком, кроме того, необходимо, чтобы языковые квалификации полученные в разных странах, были сопоставимы. Поэтому первоочередной задачей ассоциации стала разработка общих стандартов на всех этапах языкового тестирования, установление единых критериев оценки владения языком во всех европейских странах. Кроме того, в некоторых странах ( Канаде, Ирландии и других ) существуют «местные экзамены» – их сдавать нужно только в том случае, если вы собираетесь связать свою учебу и карьеру именно с этими странами. Но разумнее всего, конечно, готовиться к экзамену, который принимается повсеместно. IELTS, TOEFL, ESOL, Кембриджские экзамены высших уровней, Лондонские экзамены – выбрать можно любой. Хотя если вы собираетесь поступать в вуз или устраиваться на работу и сдаете экзамен «прицельно», то не мешает поинтересоваться, какой именно сертификат предпочитает данная организация или учебное заведение. Потому как работодатели и приемные комиссии порой «капризничают»: например, в Британии до недавнего времени TOEFL вообще не считался серьезным экзаменом. Если же вы сдаете «впрок», на всякий случай, то наиболее приемлемым вариантом будут Кембриджские экзамены. Во-первых их международная конвертируемость не вызывает сомнений, во-вторых, они не имеют «срока давности» - сдаются раз и навсегда, тогда как сертификат TOEFL через два года устаревает. По другим языкам международно признаваемых сертификатов не так много, как по английскому, но тоже хватает. Так, немецкий тестируется с помощью многоуровневой ступеньки экзаменов Института им. Гете. «Deutshch fuer den Beruf» ( DfdB ) – «Немецкий язык для профессиональной деятельности» - пригодится начинающим бизнесменам, а более сложный Pruefung Wirtschafts Deutsch ( PWD ) – «Немецкий язык для экономической деятельности», содержащей большой объем экономической лексики, может стать путевкой в мир большого германского бизнеса. Если же в ваших планах получение высшего образования в Германии или учеба в аспирантуре при немецком университете, то вам не обойтись без сдачи экзамена Test DaF. Французы сразу «растают», если вы предъявите им сертификат DALF, испанцы первым делом потребуют документ об успешной сдаче DELE. А в дальнейшем знания можно совершенствовать на разнообразных курсах языка для профессиональных целей. Нужно только не забывать сдавать соответствующие экзамены… При этом совершенно не важно, как называется и где расположена языковая школа, в которой вы готовились к испытаниям. Главное, чтобы в сертификате стоял соответствующий балл. Вузы Самыми «международными» из учебных заведений мира являются, конечно же, университеты. Как же иначе, если само это слово происходит от латинского universum – «вселенная». При этом под универсальностью подразумевалась отнюдь не академическая широта, а то, что, в отличие от прочих школ, эти учебные заведения открыты студентам из разных городов и стран. Поначалу это было необходимостью – желающих учиться было много, а университетов мало. Потом стало традицией. И сегодня по-прежнему многие едут учиться за рубеж не потому, что в их родной стране негде учиться, а в силу традиции – раз университет, то академическая среда должна быть многонациональной. Но в последнее время обучение за рубежом снова переходит в разряд необходимости – по причине все той же глобализации, невозможной без интернационализации образования. Многие университеты мира весьма заинтересованы в иностранных студентах. «Спокойно» к ним относятся только титаны, вроде «Оксбриджа» или Гарварда. Поступил туда иностранец – пусть учится на здоровье, но никаких поблажек ему не будет. Однако имя учебного заведения должно быть в первую очередь не «громким», а «добрым». В той же Британии достаточно престижных вузов с высокой репутацией, и во многих из них обучение иностранцев – приоритетное направление университетской политики. Яркий тому пример – Ноттингемский университет, в этом году занявший в рейтинге почетное 12 место. Несколько лет назад вуз даже получи Королевскую награду за привлечение студентов из-за рубежа. А лондонский университет «Метрополитан» располагает четырьмя стационарными приемными комиссиями в зарубежных странах – они организованы, чтобы помогать будущим студентам выбрать курс, оформить документы, утрясти вопросы дороги и жилья, а также определить, требуется ли студенту языковая поддержка. В зарубежных университетах, как правило, нет специальной квоты на иностранных студентов. Нормально, если их число составляет около 10%, но это выходит как бы само собой. Кое-где эта цифра ниже, а где-то существенно выше, может доходить до 25-25%. Такая ситуация, например, в небольшом эдинбургском Университете им. Херриота и Уатта, где среди 6 тыс. студентов более одной пятой составляют выходцы из зарубежных стран. Подобные университеты с полным правом можно называть международными. Не удивительно, что наибольшее внимание экспортному варианту образования уделяется в англоязычных странах. Хотя университеты Франции, Германии, Испании тоже все больше ориентируются на международный контингент. Ведь недаром обороты Болонский процесс, направленный на унификацию образования в европейских странах: монополизация международного образования такими странами, как Британия и США, вовсе не способствует истиной глобализации. |
В избранное | ||