Full member of BETA
(British Educational Travel Association)
Full member of QISAN
(Quality International Study Abroad Network)
Глобализация, глобализация…. Сегодня, пожалуй, это одно из самых модных слов, которое одни произносят с придыханием, другие, напротив, с яростью. В том числе и в сфере образования у глобализации имеются как верные сторонники, так и непримиримые противники. Первые уверены, что
международное образование расширяет кругозор и формирует свободу мышления. Другие - что оно способно лишь обезличить национальные культуры и привести мир к общему знаменателю.
Процесс пошел!
Возможно, если бы не было XX века, с его «горячими» и «холодными» войнами, политическими и экономическими потрясениями, международными конфликтами и «границами на замке», сегодня, в веке двадцать первом не пришлось бы так пафосно отстаивать необходимость и закономерность глобализации.
Оставим сейчас экономику и политику - речь идет об образовании. Еще в позапрошлом столетии никаких проблем у желающих учиться за рубежом не было. Иммиграция не считалась злом и никого не страшила. О визах и заграничных паспортах никто еще слыхом не слыхивал. Владимир
Ленский,
скромный сельский помещик, скорее всего в детстве получил домашнее образование, и никаких суператтестатов ему не нужно было, чтобы отправиться учиться в Германию. Что уж говорить о более ранних временах, скажем. Средних веках, когда странствующие студенты - ваганты - свободно
бродили по дорогам Европы из университета в университет и общались на универсальном языке ученых того времени - латыни! Ощущение, что мир, по крайней мере, Европа - это один уютный дом, давно пропало. Все надо начинать заново. Уже совсем в другом историческом контексте.
И с чего еще начинать новый виток глобализации, если не с образования! Потому что, как говорил бессмертный профессор Преображенский, разруха - в головах. Если в голове у политического деятеля или экономиста сплошной национализм и изоляционизм, если он взирает на мир
со своей «точки зрения» (а всем известно, где бывают кочки), то ни плюрализма, ни интеграции, ни вообще дружбы народов, истинной, а не выморочной, не будет. А международное образование формирует открытость, терпимость, уважение к другим народам и культурам, расширяет кругозор -
да, впрочем, стоит ли разводить здесь агитацию и пропаганду! Процесс запущен и его не остановить. Он идет на всех этапах образования - от школьного до последипломного.
Школы
Важнее всего для дальнейшей жизни и карьеры каждого, конечно же, обучение в школе.
Да что греха таить, не столько обучение, сколько аттестат, без которого ни в вуз не поступить, ни на работу устроиться. А аттестаты в разных странах разные, и называются все по-разному, и система выпускных экзаменов далеко не везде совпадает. При этом если большинство
западных стран признает аттестаты, полученные в других западной стране, то, скажем, восточноевропейские или азиатские свидетельства о среднем образовании вызывают там недоверие. Сколько ни доказывай, что российская или, скажем, польская школа дает больше знаний, чем американская, - бесполезно:
вынь да положь им «правильный» аттестат, свидетельствующий о том, что абитуриент проучился в школе не менее 12 лет (кое-где, например в Новой Зеландии, учатся и 13 лет) и сдал соответствующие экзамены - если не повсеместно признаваемые A-Level то хотя бы что-нибудь
немецкое или французское. И, конечно, главная проблема на школьном уровне именно в этом -трудностях с признанием эквивалентности аттестатов при поступлении в вуз.
Университеты, как правило, идут навстречу иностранцам, создавая для них различные подготовительные программы. Но вот в самых
престижных вузах таких программ нет. Хотя официально считается, что в Оксфорд или Кембридж можно поступить и с российским аттестатом, по результатам вступительных собеседований и эссе, но этот вариант существует скорее в теории.
В общем и целом выходит, что желающему стать
гражданином мира следует начинать этот процесс со школы - то есть обзавестись аттестатом зрелости, не вызывающим сомнений ни в одной стране. В принципе, таким «всеобщим эквивалентом», как уже упоминалось выше, служит аттестат, полученный в любой развитой западной стране. Для того
чтобы получить такой аттестат, нужно учиться за рубежом. Это, конечно, вариант, тем более что в странах, чье образование особенно популярно в мире, для этого иностранцам создаются все условия. Читать далее...