Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Культура письменной речи: анонсы статей


Ресурс "Культура письменной речи"

Анонсы
1 сентября - 15 октября 2012 г.
Выпуск 129 15 октября 2012 г.


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Новое на сайте:


РУССКИЙ ЯЗЫК


Омонимия частей речи – одна из самых интересных и сложных тем в курсе русского языка. К 11-му классу учащиеся уже хорошо знают морфологические характеристики всех частей речи, но на уроках у учителя нет возможности повторять каждую часть речи в отдельности, а тем более говорить об особенностях омонимичных слов, относящихся к разным частям речи. В ходе подготовки к ЕГЭ имеет смысл выполнить задания, позволяющие учащимся отработать механизм анализа омонимии разной степени сложности. Задания А11 (укажите предложение, в котором есть определенная часть речи), В2 (найти и выписать определенную часть речи), В7 (найти предложение, которое связано с предыдущим при помощи, например, союза) невозможно сделать верно, не имея ясных представлений о том, какие части речи могут быть омонимичными.

В статье представлены три типа заданий. Задание 1 (две таблицы разной степени сложности) активизирует способность учащихся самостоятельно подыскивать минимальные контексты для определения частеречной принадлежности слова. Задание 2 нацелено на отработку конкретных случаев омонимии частей речи. Это задание разбито на семь частей. Сначала рассматриваются самые простые случаи: омонимия имени существительного - имени прилагательного - причастия. Учащиеся обычно легко справляются с этим заданием, обращая внимание на отсутствие у существительных, образованных от прилагательных и причастий, тех морфологических признаков, которые характерны для этих частей речи. Особое значение мы придаем заданиям на разграничение служебных и знаменательных частей речи1. Задание 3 носит обобщающий характер. Уместно выполнять такое задание на оценку в качестве заключительного. Отметим, что проблемы анализа омонимичных форм одной части речи (например, именительный и винительный падеж неодушевленных существительных или изъявительное и повелительное наклонение глаголов II спряжения) мы не рассматриваем.

Статья Маркасовой Е.В., Спиваковой Л.А. "Омонимия частей речи: упражнения для повторительно-обобщающего урока" и интерактивные тесты


Возвращаемся к несостоявшейся реформе орфографии. Еще одно мнение нашего читателя...

Вероятно в письмах-отзывах вас интересуют прежде всего мнения по лопатинской реформе. Первое, что я для себя понял про «лопатина» — что ругань и критика по этой реформе и самому Лопатину не были ничем, кроме ругани; и углубляться в эту тему не хочу — иначе сходу наложу версий, откуда ноги растут у этой ругани. Добавлю только, что ругань сыграла свою роль: в итоге с предложениями Лопатина я познакомился случайно и только сейчас, больше десяти лет спустя, когда русский язык для меня уже начинает терять свою актуальность, как и народ, его породивший (сорри, не удержался мимо мозоли). Узнал бы о содержании этой реформы раньше, возможно давно бы ей уже пользовался, по крайней мере в частной переписке...

 

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ


Рабочая программа для основной школы, учреждений НПО, СПО составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и новых Требований к результатам основного общего образования. В программе учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий в рамках предмета «Литература». В основе программы, составленной с учетом новых образовательных стандартов (Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2010; Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010) положены идеи межпредметной интеграции, самообразования, саморазвития учащихся.

Рабочая программа и примерное тематическое планирование по литературе для школ с русским языком обучения. 9 класс.
Диагностические и проверочные работы
.

СЛОВАРИ


Добавлены новые статьи в "Словарь цветообозначений русского языка" и в "Словарь фамилий"

КОНКУРСЫ


Конкурс авторских афоризмов
"ЖИТЕЙСКИЕ МУДРОСТИ
"

Продолжается ХХIV тур конкурса. На сайте опубликованы афоризмы, присланные до 15.09.2012 г.

Некоторые из новых высказываний:

Будь собой! ... если не можешь стать лучше (Гарун Агацарский)
Тонкий вкус не гарантирует тонкой талии (Владимир Мееров)

Не обязательно обладать талантами. Вполне достаточно их иметь (Игорь Матросов)

Ничто так не старит, как паспортные данные (Илья Герчиков)

Вначале было слово, потом – слова... слова... слова... (Илья Герчиков)

Беден не тот, у кого нет, а тот, в ком нет (Антип Ушкин)

Не потеряешь почву под ногами – не полетишь! (Антип Ушкин)

Человек начинает жить хуже только тогда, когда узнаёт, что можно жить лучше (Сеймур Гурбанов)

Себя не обманешь, вот почему так часто мы выходим из себя (Максим Нечипоренко)

Трёхдневная щетина успокаивает мужскую кожу и раздражает женскую (Семён Розинский)

Не любящий свой дом несчастнее бездомного (Рефат Шакир-Алиев )

У самовлюблённого нет соперников (Николай Шилохвостов)

Приобретённый опыт обмену и возврату не подлежит… (Максим Костенко)

Всё в наших руках! Разумеется, за исключением того, что находится в других (Александр Зиборов)

Глупый запоминает обиды, умный - обидчиков (Владимир Туровский)

Достоинства и недостатки – это границы точки зрения (Илья Родионов)

Все дороги ведут домой - только нужно знать, где сворачивать! (Александр Мамаев)

Безголовый змей опаснее трёхголового (Юрий Классик)

Конкурс продолжается. Желаем удачи!

 

РЕКОМЕНДУЕМ

В разделе "Книжные новинки" - новые поступления: словари, книги, мультимедийные материалы, учебные пособия по русскому языку и литературе.

Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены ABL2001-2012.
Воспроизведение материалов допускается только с разрешения администрации и со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .


В избранное