Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Культура письменной речи: анонсы недели


Информационный Канал Subscribe.Ru

Ресурс "Культура письменной речи"

Анонсы
22 марта 2003 г.
Выпуск 38 22 марта 2003 г.

Специальный выпуск

Тем, кого интересуют темы сочинений для подготовки
к письменному экзамену по литературе в 2003 учебном году

1. На сайте "Культура письменной речи" размещен перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году. Темы сочинений по литературе ХIХ века. Темы сочинений по литературе ХХ века.

ТЕМЫ 2003


Темы сочинений по литературе ХIХ века


1. Стихотворение В.А. Жуковского "Песня" ("Минувших дней очарованье…"). (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение В.А. Жуковского "Море" (восприятие, истолкование, оценка)
2. Какие темы определяют своеобразие поэзии В.А. Жуковского?2
Каковы основные мотивы романтических стихотворений В.А.Жуковского "Море" и "Вечер"?
3. Природа и человек в романтической лирике В.А. Жуковского.
4. Герои и сюжеты баллады В.А. Жуковского "Светлана".
5. "На всех московских есть особый отпечаток". (Старая Москва в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".)
6. За что и против чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".)
7. Поколение "отцов" в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".
8. Фамусов и жизненная философия "отцов" в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".
9. Достойна ли Софья любви Чацкого? (По комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".)
10. Фамусов и Молчалин в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".
11. В чем смысл финала комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"?
12. "Мильон терзаний" Софьи Фамусовой в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".
13. Жанровое своеобразие пьесы А.С. Грибоедова "Горе от ума".
14. Диалог Фамусова с Чацким. (Анализ 2 явления второго действия комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума").
15. Сплетня о сумасшествии Чацкого. (Анализ явлений 14-21 III действия комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".)
16. Стихотворение А.С. Пушкина "Отцы пустынники и жены непорочны …". (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение А.С. Пушкина "К морю". (Восприятие, истолкование, оценка.)
17. Стихотворение А.С. Пушкина "Я вас любил: любовь еще, быть может…". (Восприятие, истолкование, оценка.)
18. Стихотворение А.С. Пушкина "Поэту" (восприятие, истолкование, оценка).
19. Образ поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина.
20. В чем своеобразие любовной темы в лирике А.С. Пушкина?

 

                                       Темы сочинений по литературе ХХ века

 

1. Тема любви в лирике В.В. Маяковского.
2. "Гримасы быта" в сатирической поэзии В.В. Маяковского.
В.В. Маяковский - сатирик.
3. В чем смысл бунта лирического героя поэмы В.В.Маяковского "Облако в штанах"?
4. Тема будущего в лирике В.В. Маяковского.
Трагедия русской деревни в лирике С.А. Есенина.
5. Поэт и революция в лирике В.В. Маяковского.
6. "Маяковским разрешается элементарная и великая проблема поэзии для всех, а не для избранных" (О.Э. Мандельштам).
7. "Стихотворения Маяковского все время на острие комического и трагического" (Ю.Н.Тынянов).
8. Анализ первой главы поэмы В.В. Маяковского "Облако в штанах".
9. Анализ второй главы поэмы В.В. Маяковского "Облако в штанах".
Анализ рассказа В.М.Шукшина "Чудик".
10. а) Тема творчества в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".
      б) Образ Города в романе М.А.Булгакова "Белая гвардия".
      в) "Шариковщина" как социальное и моральное явление. (По повести М.А.Булгакова "Собачье сердце".)
11. а) Кто из героев романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" становится жертвой свиты Воланда и почему?
      б) Каким предстает белое движение в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия"?
      в) Каково нравственное значение рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского"?
12. Проблема нравственного выбора в прозе М.А. Булгакова. (По романам "Мастер и Маргарита" или "Белая гвардия".)
Смысл двух превращений Шарика в повести М.А. Булгакова "Собачье сердце".
13. "Булгаков… испытывал всю жизнь острую и уничтожающую ненависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости и фальши" (К. Паустовский).
14. а) Судьба художника в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".
      б) Проблема нравственного выбора в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия".
Нравственная проблематика повести М.А.Булгакова "Собачье сердце".
15. а) Сатирические мотивы в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".
      б) Тема семьи и дома в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия".
Образ профессора Преображенского. (По повести М.А.Булгакова "Собачье сердце".)
16. а) Образ Понтия Пилата и проблема совести. (По роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".)
      б) Сны героев и их связь с проблематикой романа М.А. Булгакова "Белая гвардия".
Черты революционной эпохи в повести М.А. Булгакова "Собачье сердце".
17. а) Мастер и его ученик в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".
      б) Люди долга и чести в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия".
Образ учительницы в рассказе А.П.Платонова "Песчаная учительница".
18. а) Как в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита" доказано утверждение: "трусость - самый страшный порок"?
      б) Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М. Булгакова "Белая гвардия".)
Какой предстает "лесная колдунья" Олеся в одноименной повести А.И. Куприна?
19. Герой-интеллигент в прозе М.А. Булгакова. (По одному из романов: "Мастер и Маргарита" или "Белая гвардия".)
20. а) "Раздвоение Ивана". (Анализ 11 главы романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита).
      б) Начало романа М.А. Булгакова "Белая гвардия". (Анализ 1 главы первой части).
      в) Визит Швондера к профессору Преображенскому. (Анализ эпизода из 6 главы повести М.А.Булгакова "Собачье сердце".)
21. а) Знакомство Берлиоза и Бездомного с "иностранцем". (Анализ главы 1, части 1. романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".)
     б) Тайники инженера Лисовича. (Анализ эпизода из главы 3, части 1 романа М.А. Булгакова "Белая гвардия".)
в) Результаты швондеровского воспитания Шарикова. (Анализ эпизода "Из дневника доктора Борменталя" по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце".)



Полный перечень тем можно найти здесь



ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ НА ТО, КАК ОФОРМЛЕНЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТЕМЫ:

1. Некоторые темы, включенные в "Перечень…", выпускник школы с родным (нерусским) языком обучения может заменить на выделенный курсивом вариант, такие темы даны в "Перечне…" под одним номером.
2. Темы сочинений, связанные с поэзией, раскрываются на примере не менее 2-3 стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере 1-2 произведений (их число может быть увеличено по усмотрению выпускника).
3. Варианты а), б), в) предполагают свободный выбор выпускником одной из предложенных тем, а их вариативность объясняется различиями в программах профильных (гуманитарных) и базовых школ или классов.

ИНФОРМАЦИЯ

     Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров

Все права защищены © ABL2001-2002.
Воспроизведение материалов допускается только с разрешения администрации
и со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное