Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Культура письменной речи: анонсы недели


Информационный Канал Subscribe.Ru

Ресурс "Культура письменной речи"

Анонсы
14 - 30 января 2003 г.
Выпуск 34 30 января 2003 г.

Новое на сайте:

НАВСТРЕЧУ РЕФОРМЕ ОБРАЗОВАНИЯ


      Еще ряд откликов наших читателей на статью Т.В. Алексеевой "СБРОСИМ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ С ПАРОХОДА СОВРЕМЕННОСТИ! " читайте в разделе "Навстречу реформе образования" - "Мнение читателя"

Спасибо всем, кто нашел время написать нам.

      Уважаемые читатели! Мы с вполне объяснимым нетерпением ждем откликов на эту статью, которой открываем цикл публикаций, посвященных проблемам современной школы, в частности литературному образованию и формам экзаменационных испытаний. Если вам небезразлично будущее школьной литературы, а в конечном итоге - культуры, давайте обсуждать эту проблему всем миром. Ваше мнение может оказаться очень полезным тем, кто планирует образовательные стандарты, а мы постараемся придать их гласности не только на страницах сайта, но и через газеты и журналы. Так, в газете "Петербургский ЧАС ПИК" №4 (262), 22-28 января 2003 г. уже опубликована статья Т.В. Алексеевой "Министерство образования тестирует учителей на выносливость и терпение". Фрагменты этой статьи в скором времени также будут опубликованы на нашем сайте.

Отклики принимаются здесь  

  

РУССКИЙ ЯЗЫК


      В разделе "Лексикология" мы продолжаем разговор о многозначности слова. Читайте: "Способы переноса значений слова", где говорится о типах полисемии: метафоре, метонимии и синекдохе.
      В лексической системе русского языка есть слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения. Такие слова называются лексическими омонимами, а звуковое и грамматическое совпадение разных языковых единиц, которые семантически не связаны друг с другом, называется омонимией. Об омонимах в русском языке и смежных явлениях, относящихся к грамматическому, фонетическому и графическому уровням языка (омоформы, омографы и омофоны) читайте в статье "Лексическая омонимия".

БИБЛИОТЕКА "СЛОВЕСНИКА"


      В библиотеке "Словесника" открыт новый раздел: "Учебники и учебные пособия".
      Русская литература конца XIX - начала XX в. - что это за период? Довольно короткий, но напряженный и очень важный, самостоятельный по значению. Новое, родившееся на рубеже столетий поколение писателей кровно было связано с создателями отечественной классики, но по ряду объективных причин проложило свой, особый художественный путь. Он, конечно, не прекратился с историческим переломом в Октябре 1917 г., а был блестяще продолжен на протяжении десятков лет. Однако русская культура претерпела трагический катаклизм. Страна была разрушена до глубин, интеллигенция расколота, большая ее часть оказалась в эмиграции. Для всех: оставшихся на родине или выехавших за ее пределы - наступила совершенно иная и по-разному трудная полоса творчества. Лишь первый для искусства "серебряного века" (после "золотого" - XIX в.) этап сохранил естественную целостность развития. Хотя и протекало оно в небывало бурное время войн и революций.
      Первая публикация этого раздела - учебник Л.А. Смирновой Русская литература конца XIX - начала ХХ века.

      В раздел "Критика и библиография"
добавлена книга Ю. В. Лебедева Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети".

А ВЫ ЗНАЕТЕ...


    
Восьмиклассник читает на уроке литературы стихотворение Лермонтова "Ангел": "По небу полуночи ангел летел // И песню прекрасную пел…". По окончании и без того не блестящего выступления учитель спрашивает: "А ты понимаешь, что такое "небо полуночи"?" - "Чего тут понимать!!! Ночью летел - днем ведь его могли заметить. Ну и вылетел в двенадцать ночи"… Возможно, это всего лишь "учительская байка". Но… Мы так часто употребляем слова полуночный и полуденный, что перестали вдумываться в их смысл. О происхождении и значении этих слов читайте в статье "Полуночный и полуденный".

ГОТОВИМСЯ ЗАРАНЕЕ


    
Фет писал стихи больше пятидесяти лет. Он был студентом, военным, помещиком, мировым судьей, прижимистым хозяином, публицистом "Русского вестника", собеседником Толстого, Тургенева, Вл. Соловьева - менялся, как всякий человек. Но люди, знавшие его, отмечали и иное, прямо противоположное.
     В течение более чем полувековой литературной деятельности Фет сохранил все тот же неизменный, своеобразный отпечаток, который сразу выделяет его из плеяды современных ему поэтов. Несмотря на все перемены во внешней обстановке, его внутренний мир остается все тем же.
     В разделе "Русская литература. Программа школы" статья И.Н. Сухих "Шеншин и Фет: жизнь и стихи".

СЛОВАРИ НА GRAMMA.RU


 
      Как Мамай прошел..., Кондрашка хватил... и многое другое в Словаре фразеологизмов и устойчивых выражений

      В Словаре литературоведческих терминов: Мадригал - Мужская рифма.

ЛИКБЕЗ ОТ GRAMMA.RU


     "Ряд депутатов продолжал настаивать на компромиссе…" (Так и хочется уточнить: и какой же именно "ряд … продолжал" - первый или, скажем, двадцать восьмой?). А может быть - "ряд депутатов продолжали настаивать"… Или - "продолжало"..?
      Как вы, должно быть, догадались, эти примеры посвящены проблеме достижения консенсуса (а по-русски выражаясь - согласия, единодушия, согласования) - но не столько политического, сколько грамматического.
      В какой же форме должно стоять сказуемое при подлежащем, выраженном словами "большинство, ряд, меньшинство, часть"?


Читать дальше...

ИНФОРМАЦИЯ

     Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров

Все права защищены © ABL2001-2002.
Воспроизведение материалов допускается только с разрешения администрации
и со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное