Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости ЕГЭ и ГИА

  Все выпуски  

Рассылка новостей на www.ege.bestof.ru


Информационный Канал Subscribe.Ru

31.01.06 : ЕГЭ упрощает процедуру поступления в вуз

Что ждет высшее образование России в будущем? Каких студентов выпускают нынешние вузы? К чему стоит готовиться абитуриентам?
На эти и другие вопросы в канун Дня студента «Верхнекамью» ответила директор березниковского филиала Пермского государственного технического университета, профессор Валентина ЖУЛАНОВА.
— Валентина Никитична, после 1991 года, когда наличие диплома стало едва ли не обязательным условием для трудоустройства, страну охватил настоящий бум высшего образования. Как следствие повышения спроса, в России начали появляться негосударственные вузы, в провинции открылись филиалы известных государственных высших учебных заведений. Как вы можете оценить качество образования в таких вузах?
— Вопрос доверия к любому вузу, будь он государственным, негосударственным, филиалом, определяется качеством организации учебного процесса. Нельзя быть категоричным, на мой взгляд, если в негосударственном вузе или филиале системно и на высоком уровне поставлено обучение, то нельзя такому учебному заведению отказать в доверии. Но это достаточно сложно организовать.
— По каким признакам можно определить, стоит ли тратить время, силы и деньги на обучение в том или ином филиале того или иного вуза? Есть ли какие-то «характерные» черты, по которым можно «вычислить» учебное заведение, основная цель которого — зарабатывание денег?
— Есть несколько «характерных» признаков: просроченная лицензия или ее отсутствие, отсутствие аккредитации, собственной материально-технической базы, удобных аудиторий, библиотеки с читальным залом, компьютеров с современным программным обеспечением, а главное — отсутствие высокопрофессиональных преподавателей, занимающихся научными исследованиями.
— Сейчас говорят о девальвации высшего образования вследствие того, что оно стало рассматриваться как «товар». Что, по-вашему, необходимо делать, чтобы вернуть утраченные позиции?
— Сделать так, чтобы диплом невозможно было купить в переходе московского метро. Пусть милиция отлавливает торговцев. Работодатель всегда отличит подлинный диплом от «купленного». Можно сделать запрос в вуз, диплом которого предъявил соискатель. В любом случае, «разоблачение» лже-специалиста — вопрос времени. Правильную политику ведет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ: она отказывает в аккредитации филиалу или вузу (неважно, государственный он или нет), который не имеет собственной материальной базы или штата квалифицированных преподавателей.
— Как вы относитесь к ЕГЭ?
— ЕГЭ упрощает процедуру поступления в вуз и для абитуриентов, и для приемной комиссии. Противники «единого государственного» обвиняют его в недостаточно объективной оценке знаний, указывают на возможность фальсификаций. Но, по нашему опыту, определить, соответствует ли уровень подготовки абитуриента результатам ЕГЭ, довольно легко. Главное достижение введения единого экзамена — в стране появится система мониторинга уровня образования. Результатов можно ожидать лет через пятнадцать. Американцы шли к этому пятьдесят лет: с середины XX века они следят за тем, куда движется их система образования. Еще одним плюсом ЕГЭ называют его «унифицированность», дескать, он поможет «победить» неравенство стартовых возможностей при поступлении в вуз. На мой взгляд, такого преимущества единый госэкзамен не дает, поскольку качество обучения в разных школах все равно останется разным.
— Все настойчивее идут разговоры о приватизации вузов. С 1 января вузам отменили налоговые льготы. Как выжить высшей школе при дефиците финансирования?
— Только расширяя качественные платные образовательные услуги. В нашем филиале за счет бюджета учатся только 25 процентов студентов. Остальные — за собственные средства.
— Иными словами, платное высшее образование — это наше будущее?
— В скором времени высшее образование станет платным для всех в России — это очевидно. Другой вопрос, кто будет оплачивать обучение. Государство не может финансировать всех желающих получать высшее образование, как это было прежде. С другой стороны, оно не заинтересовано в том, чтобы падал уровень образованности населения. Возникнет что-то среднее: будут студенты, которые имеют возможность учиться «за свои», и студенты, не настолько богатые, но перспективные, их будет учить за свой счет государство.
— В нескольких «главных» вузах страны (в МГУ, СПбГУ и «Тимирязевке») с прошлого года действует система «образования в кредит»: банк оплачивает обучение абитуриента, а по окончании вуза молодой специалист выплачивает банку кредит с процентами. Возможно ли это в других вузах, в частности, у нас в Березниках? Согласятся ли, по-вашему, банки вкладывать деньги в студентов вузов, не входящих в «десятку» самых престижных учебных заведений?
— Тот опыт «целевого» банковского кредитования, о котором вы говорите, показал, что кредитом воспользовались достаточно обеспеченные семьи. Банки берутся кредитовать граждан, желающих получить высшее образование, но под высокие проценты (до 19 процентов годовых). Это связано с тем, что банк не может просчитать свои риски, не зная, как сложится будущая карьера выпускника. Банки, которые существуют за счет сбережений россиян, я считаю, просто обязаны предлагать березниковцам кредиты на обучение. Сложность в том, что кредит надо возвращать, и в довольно сжатые сроки. В любом случае, позволить себе такие расходы могут очень немногие семьи. Есть другой путь: в 2007 году должен вступить в силу закон, который позволит студентам государственных вузов учиться за счет государственных возвратных субсидий (ГВС). Вначале ГВС планируют ввести для студентов педагогических и медицинских вузов. Так государство пытается решить не только вопрос подготовки кадров, но и кадровую проблему в этих «социально значимых» отраслях: студенты, обучающиеся за счет ГВС, в качестве «возврата долга» будут обязаны отработать несколько лет по распределению, иначе могут лишиться диплома. Но количество ГВС будет ограничено: на 10 тысяч населения только 170 таких студентов. А обучаются в вузах пять с половиной миллионов россиян.
— Какой процент выпускников БФ ПГТУ работают по специальности?
— За 48 лет работы Березниковского филиала мы подготовили восемь тысяч специалистов (фамилия «восьмитысячного» счастливчика определится при оформлении дипломов). Так как дневное отделение у нас сравнительно молодое (с 1993 года), и в филиале обучаются, в основном, «вечерники» (75 процентов всех студентов), то доля работающих по специальности очень высока — почти 90 процентов. Это один из самых главных показателей качества образования, наши выпускники востребованы на предприятиях города, многие добились выдающихся успехов, стали ведущими специалистами, директорами. Назову лишь несколько фамилий: Анатолий Бегишев, Владимир Коновалов, Владимир Танкеев, Игорь Вылеток, Александр Суханов, Александр Шумахер, Сергей Алферов, Владимир Шанин, Юрий Падерин, Николай Фальковский, Евгений Коноплев, Сергей Долгих, Александр Волосатых... Даже в самых смелых мечтах мы не могли предположить, что наши выпускники будут играть такую важную роль в развитии промышленности нашего города. И так будет и впредь, я в этом убеждена.
Накануне Дня студентов я поздравляю всех, кто учился у нас, кто привел к нам своих детей и даже внуков, кто остался преданным своему «политеху», и также будущих абитуриентов. Какие бы трудности ни были у вас и ваших близких, я желаю вам «бороться и искать, найти и не сдаваться». И пусть воспоминания лучших лет студенчества помогают вам в этом!

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: job.education.140288
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное