Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Секреты бизнеса. Предприниматели рассказывают..." на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Служба Рассылок Городского Кота
Технологии карьеры и личностного развития
Ведущий рассылки - Александр Куликов
www.mkareer.org.ru e-mail: kulikov@mkareer.org.ru
Тел. : (095) 9700259 (секретарь - круглосуточно).
Для того, чтобы информация в рассылках и на сайте была максимально полезной для Вас - сообщайте пожалуйста о темах, вопросах, которые Вас интересуют.(E-mail: info@mkareer.org.ru).
Выпуск N 5
-----------------------------------------------------------------------------------------------Эти и другие материалы можно найти также на сайте : www.mkareer.org.ru (после окончания реконструкции)
-----------------------------------------------------------------------------------------------Большое значение для успешной карьеры имеет постоянное повышение квалификации, развитие. Поэтому в данном выпуске речь пойдет об одной из таких обучающих, развивающих и т.д. методик, а именно об ОДИ (организационно-деятельностных играх). Интересный материал об ОДИ есть в книге Ю. Мороза "На пути к метабизнесу", соответствующий отрывок из которой и предлагается Вашему вниманию :
Уже полтора десятка лет в Советском Союзе, а теперь в России и странах СНГ, множество людей организуют проведение весьма специфических мероприятий - организационно-деятельностных игр (ОДИ). Это - игры взрослых людей. ученых, специалистов и управленцев, иногда напоминающие научную конференцию, иногда -- мозговой штурм по решению сложной проблемы, это интеллектуальные игры, временами переходящие в психодраму.
Разработка ОДИ осуществлена Г.П. Щедровицким, основателем и лидером Московского методологического кружка (ММК) - оригинальной советской (российской) школы методологии. Родившись в 50-e - 60-е годы в бурных дискуссиях по проблемам логики, философии и методологии науки, методология в версии ММК превратилась в самостоятельное направление. Через кружок прошли тысячи специалистов в гуманитарных областях знания.
С. Попов "Организационно-деятельностные игры: мышление в зоне риска."
В предисловии к Избранным трудам Г.П. Щедровицкого А. Пископпель пишет:
Формальным рубежом между "семинарским" и "игровым" периодами существования ММК, или, вернее методологического движения в лице ММК, стали подготовка и проведение в 1979 г. игры особого типа. Такие игры - а они отныне приобретают регулярный характер - получили имя "организационно-деятельностных" (ОДИ). В отличие от традиционных деловых и учебно-деловых игр содержанием ОДИ стало - по образу и подобию методологического семинара - не усвоение знаний и готовых форм деятельности, а решение проблем. И в то же время в отличие от самого семинара это были уже не методологические а предметно-ориентированные проблемы и решали их не непосредственно методологи, а специалисты-профессионалы, соорганизуемые методологами.
Описать игру почти невозможно, по своей эффективности, например в обучении, трехдневная игра эквивалентна примерно месяцу, а может и двум-трем обычного курса, с лекциями, практическими занятиями и т. п..
То есть повышение эффективности в 10-30 раз, что удовлетворяет критерию достаточно сильного изобретения. После изобретения учебника, это, видимо, второе изобретение в обучении с такой высокой эффективностью. Но ОДИ это в не только обучение и в первую очередь не обучение, это уникальный метод решения проблем и проектирования того, как реализовать полученные решения.
Мне понравилось в ОДИ то, что в ней есть средства, позволяющие приблизиться к пониманию, что такое предпринимательская деятельность. Успешная учеба в школе или в университете слабо коррелирует с успехом в предпринимательской деятельности.
Предприниматели, легко включаются в ОДИ и к своему удовольствию обнаруживают, что могут проявить свои лучшие качества. Успех человека в ОДИ очень хорошо коррелирует с успехом в бизнесе и жизни. Законы ОДИ моделируют жизнь намного лучше, чем что-либо другое, созданное человечеством до этого.
Это не скучная научная конференция или учебный курс, на котором излагаются не вполне живые теории..
Действительно, парадоксальная ситуация; лидер сугубо рационалистического течения в философском андерграунде Советского Союза, Георгий Петрович Щедровицкий, известный своей приверженностью к объективности логике, ведущий специалист в области теории мышления и деятельности вдруг начинает одну за другой проводить игры, полные азарта, личностных переживаний и драм, неопределенности оснований методов работы, интуиции и провалов.
Переход был настолько резким, что я помню высказывания некоторых бывших соратников и учеников: "Раньше мы изучали мышление Канта, а теперь нас интересует "мышление" дяди Васи".
С. ПоповПредприниматель, это тот, кто является создателем или разрушителем, он творец в высшей степени этого слова. Инструментом является "всего лишь" мышление.
С. Попов употребляет слово катастрофа в качестве описания нового этапа развития цивилизации. Мне кажется оно очень точным. Но катастрофы раньше случались, а теперь обдумываются, создаются, организуются и управляются.
Распад сверхдержавы или ликвидация большого предприятия с увольнением всего штата - это катастрофа. Но лучше, если это решение будет принято и реализовано, чем если это произойдет само собой.
... "катастрофическое мышление" в его методологическом варианте практически полностью сформировались в ОДИ. Можно не выделять катастрофическое мышление" как особое, считая его следующей фазой развития мышления (первая фаза - мышление как инструмент (способ) исчисления сущностей - Логика Аристотеля; вторая - мышление как способ создания идеальных сущностей -- новоевропейская наука; третий, в создании которого участвует методология - мышление как способ создания новых миров.
...Перед мышлением возникает задача совершенно иного порядка: задача организации жизни в целом, творение ее новых форм. Мыслить масштабами катастроф - их организации и ликвидации.
Человек начинает строить планы изменения жизни на всех уровнях - от реорганизации фабрики до реорганизации жизни целых стран и народов. И точно так же, как во времена Древней Греции пираты Средиземноморья строили свои расчеты - как, имея три сотни человек, захватить город с пятью тысячами жителей, в котором к тому же ни один из них не был, - так сейчас огромное количество людей - от руководителя разведгруппы до рекламного агента и аналитической группы политика - рассчитывают: как заставить большое количество людей делать то, что им нужно, не применяя при этом насилия.
То, чем в 1905 и в 1917 году занимался В.И. Ленин с соратниками, рассчитывая перевернуть огромную страну, теперь занимаются тысячи и сотни тысяч людей. В результате мелкие и крупные катастрофы стали повседневной реальностью. А их предотвращение и организация - работой и промыслом.
Расчет катастрофического хода событий, как бы мы их не называли - конфликты, и проблемы, рискованные предприятия, крахи и банкротства, аварии, массовые беспорядки, социальные и научные революции - чрезвычайные ситуации, и участие в них (не участвовать мы не можем, пока живем как люди) требует иного строя мышления, чем то, которое в нас воспитали философы и ученые прежних генераций. Ученые и специалисты как-то незаметно переходят в категорию "яйцеголовых" и "профессиональных кретинов", пополняя ряды бесчисленных экспертов, советников и аналитиков, а правят бал политики и военные, устраивающие перевороты и кризисы, рекламные агенты и шоу-бизнесмены - владельцы настроений толпы, организаторы мировой системы информации, финансовые магнаты, продумывающие судьбы Запада и "развивающихся стран", организацию "экономических чудес" в Азии и "расчистку территории" в Югославии для будушего "чуда". А носители старого типа мышления служат им. Служат, поскольку не могут помыслить причину катастроф. Их мир регулярен и закономерен. Чтобы участвовать в новом мире нужен иной тип мышления. И этот новый тип мышления формируется. Его логическую основу составляет Миры, возникающие как пространства жизни онтологических и культурных сущностей, Ситуация и средства самоорганизации в ней (в частности, Метод, понимаемый как "путь" в хаосе), и Схемы - способ творения миров, инструмент их взятия и средство путешествия по ним. Результатом такого мышления является новый порядок жизни, новые миры.
С. Попов
Вы видимо, кроме слова "катастрофа", обратили также внимание на слово "хаос".
Повторю, что описать ОДИ также трудно, а точнее невозможно, как невозможно выразить словами деятельность предпринимателя.
Мирообразующее понятие нельзя усвоить, не прожив того, о чем оно говорит. Только пережив игру, страдание, любовь, человек способен о них осмысленно говорить и видеть, что стоит за понятиями "страдания", "любви", "игры" .
...Таким образом, оказывается, во-первых, что нельзя рассказать про игру человеку, не прожившему ее, не побывавшему в том состоянии, которое дает игра. Правильные и глубокие рассуждения об игре как о культурном явлении в жизни человечества не дают ощущения азарта, риска, проникновения в мир игры. Для этого надо рискнуть и сыграть. Уже поэтому не могут быть до конца удачны попытки описать игру ни научно, где требуется объективированное (отделенное от человека) знание, ни даже эстетически, где важна по Бахтину, "вненаходимость".
Во-вторых, остается загадкой, как игра творится. При этом удивительно то, что многие люди не только играют в уже существующие игры, но сами и придумывают и создают игры, но это остается, как правило, индивидуальным искусством.
С. Попов
Слово игра иногда кажется обозначением не вполне серьезного занятия. Я приведу два примера: игра в футбол, которая влияет на перемещение сотен миллионов и миллиардов долларов в мире и военные учения (игры). И то и другое весьма серьезная вещь.
Азарт. Риск. Напряжение. Свобода. Удовольствие. Пятое свойство - состояние человека в игре. Это состояние ни с чем не сравнимо, оно возникает только в игре. В игре есть риск - возможность проиграть и выиграть, - но ставка условна. В жизни проигрыш невозвратен. В игре его можно возвратить. А. Брудный в "Метафизике игры" так описывает смысл риска для игры:
"Мир игры должен быть сцеплен с миром реальным. Есть в технике такое понятие - сцепной вес. У паровоза большой сцепной вес. Он удерживает этот гигантский механизм, эту махину на рельсах. И он может тянуть за собой состав. Сцепной вес игры - риск. Он прочно соединяет игру с жизнью."
Состояние азарта настолько сильно, что может действовать почище наркотика и иногда люди не в силах от игры отказаться. И прямо в противоположность принудительному характеру правил игры - свобода человека. В игре человек свободен в выборе вариантов, он не обременен непреодолимыми жизненными ограничениями и обязательствами. В игре человек могущественен. И удовольствие от игры - ни с чем не сравнимо.
С. Попов
В игре человек могущественен. В игре человек учится быть могущественным и затем переносит это в жизнь.
Разработка проекта в форме ОДИ дает возможность сделать это в десятки раз быстрее, получить команду, которая знакома с проектом во всех деталях и последнее, так как эта команда и является автором проекта и все являются соавторами, никого не нужно убеждать и мотивировать. Люди всегда с удовольствием реализуют свои собственные идеи.
Проект не является чисто теоретической разработкой или догмой, он является "руководством к действию". ОДИ быстро отучает от теоретизирования и догматизма.
... именно эта способность игры "вменять" играющим свои законы привела к тому, что первоначальная идея ОДИ стала трансформироваться: программно организованная дискуссия по определенным проблемам стала превращаться в бои методологических ниньдзя" со все более глубокой личностной и культурной проблематизацией а теоретически ориентированные методологи либо исчезли с игрового поля, не справившись с игрой, либо стали превращаться в "игроманов". По мере развития ОДИ среди игротехников стала формироваться явно анти-теоретическая установка: способность к адекватному действию по в ситуации ("ситуативность") стала рассматриваться как более ценная, чем способность к теоретическому рассуждению.
С. Попов
ОДИ явно феномен чего-то нового в человеческой культуре, непередаваемость, невыразимость с помощью слов, которая раньше была присуща только эзотерическим практикам приходит в культуру. Продукт ОДИ неуловим, нематериален, видеозапись игры дает что-то только тем, кто в ней участвовал и малопонятна остальным.
Игра в ОДИ сделала с методологами две вещи: во-первых, она придала условность всем их построениям: схемы, теоретические конструкции, знания, полученные в игре, годились только в рамках этой конкретной игры. Перенести их в другое место не удавалось - переходили только люди, которые по новому начинали играть. Замкнутость и условность мира игры, условность всех вещей, взятых из других миров привела к тому, что "результаты", полученные в играх, нельзя было потом описать, превратить в статьи и знания. Отсюда многократно с удивлением обсуждавшийся факт: много писавшие до этого методологи практически перестали писать. Даже Георгий Петрович написал единственную статью про ОДИ только через несколько лет после начала их проведения.
Всякая (до ОДИ) система развития или обучения страдала одним недостатком, самым сильным "ученикам" скучно, самые слабые не успевают. Приходится ориентироваться на середнячков. Это приводит подавлению индивидуальных различий и дискриминации лучших и "не таких", резко отличающихся. Игра вмещает всех, и каждому может дать то что нужно.
... всякая игра соразмерна человеку, который в нее играет. И никак не иначе. Как только соразмерность нарушается, игра "испаряется"; возникает принуждение, убийство, бессмыслица. А. Брудный по этому поводу пишет:
"Игра создает равномощный действительному мир. Не равный ему по гигантским размерам и разнообразию. Но по значению он - в силу принятых условий - не слабее для тех, кто играет....
... В этом смысле игра дает все для того, чтобы человек мог самоопределяться. Она позволяет попробовать свои силы и стать могущественным и свободным, обмануть Судьбу - делая все это на пределе своих индивидуальных физических, интеллектуальных и нравственных возможностей. Играя, человек преодолевает себя и те границы, которые ему определены Природой и культурой
Кажется у читателя уже не осталось сомнений в мощности и эффективности такого явления как ОДИ. Желаю вам, если вы еще не участвовали в играх, сделать это, получить собственное представление и понимание. Нужно только учитывать, что качество игры сильно, радикально зависит от команды, которая ее проводит.
Я для себя вывел такое правило. Хотя бы руководитель игры, должен быть "продвинутее" в эзотерическом смысле, любого из членов группы, с которой проводится игра. Если это будет не так, эффективность игры снижается до обычного, может быть, очень хорошего, семинара.
И еще один неутешительный прогноз
Есть еще один аспект в истории ОДИ, мною не проработанный, но важный. Насколько я понимаю, в России никогда не было культурно оформленного и зафиксированного опыта интеллектуальных игр. В России не было схоластических диспутов, которые в значительной мере способствовали появлению институциональных форм рационализма и науки в Европе, не было развито судебное состязание (в начале века, да и то ненадолго стало появляться), способствующее появлению правосознания, не было политической парламентской игры. до 30-х годов спортивные состязания не имели массового характера, "игры обмена" также не долго жили. Бум умственных и учебных игр середины XX века на Западе также обошел Россию стороной.
Хотя деловую игру впервые и провели в России (ее провела Бирштейн с мужем - и попала в лагеря). Интеллектуальные игры, которые несколько сот лет формировали культурный облик Европы, в России отсутствовали (либо просто заимствовались).
С этой точки зрения ОДИ - первый отечественный оригинальный вариант интеллектуальной игры. Ирония состоит в том, что по полноте включения в игру культурных и общественных компонентов, по глубине проблематизации ей нет равных на Западе, -- это я знаю точно. По качеству, тонкости и эффективности техник - также. Но, как "Роллс-ройс" на сибирской дороге, он практически оказался не нужен. Пространство общественной жизни забиты поношенными интеллектуальными шмотками Европы и США, в которых восторженно роется российская интеллигенция, в очередной раз ради благих намерений ввергнув страну в большую передрягу. Лет через пятьдесят обнаружат, что в России был период расцвета интеллектуального авангарда, творившего всесоюзные представления, в которых было видно прошлое и будущее. Но это обнаружат уже историки.
С.Попов
И несколько мыслей "факультативно" :
По моему мнению скорость развития организации определяется скоростью передачи личного
опыта основателя организации сотрудникам. Не зря основатели таких крупнейших организаций,
как, например, IBM, считали обучение сотрудников самой важной задачей руководителя.
Участник ОДИ сам создает для себя необходимые знания в процессе игры и наблюдение за тем, как это делает кто-то другой и собственные мучения, напряжение, открытия существенно отличаются.
В процессе ОДИ участник попадает в кризисы и выкарабкивается из них, натыкается на непонимание и невозможность донести свою мысль и вынужден найти, открыть для себя новые выразительные средства и новые для себя способы общения.
Как в хорошем спектакле возникает завязка, кульминация и разрешение конфликта. И по окончании игры участник уносит с собой новые открытие и новые возможности. Как известно, можно забыть то, то что ты услышал от других, но почти невозможно забыть то, что ты в муках создал сам.
Драматургия ОДИ предполагает обязательное использование эффективных методов мышления. Разумеется, участники постоянно пытаются решить поставленные перед ними задачи привычным для них способом, стихийно бросаясь на задачу, и привычно беспорядочно ее обдумывая. Но сами правила заставляют упорядочивать свое мышления, замечать свои ошибки в процессе решения задач, совершенствовать саму деятельность по решению интеллектуальных задач.
Удовольствие, которое получают участники, освоив более эффективный способ мышления мало с чем сравним и сколько бы дней не продолжалась игра, всегда кажется, что она заканчивается на самом интересном месте.
Кажется, я уже заинтересовал читателей в том, что ОДИ это очень эффективная и очень интересная система.
Что еще можно добавить к этому? Как я уже сказал, ЧТО ТАКОЕ ОДИ можно понять только через участие в ней.
О том в каких ОДИ можно будет принять участие в ближайшее время - в следующем выпуске.
---------------------------------------------------------------------------------------------------Также открыта подписка на рассылки Как учиться, где учиться, чему учиться , "Поиск работы" : http://subscribe.ru/catalog/job
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||