Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Маркетинг, реклама, PR : теория и практика.

Под редакцией Александра Куликова

www.center.org.ru , e-mail: kulikov@center.org.ru ,

www.mcareer.org.ru (газета Московский карьерист )

Тел. : (095) 9700259 (секретарь).

Для того, чтобы информация в рассылках и на сайте была максимально полезной для Вас сообщайте пожалуйста о темах, вопросах, которые Вас интересуют.(E-mail: info@center.org.ru).

В 1 - ом выпуске, полагаю нужно рассказать подробнее, что же смогут найти подписчики в выпусках этой рассылки. Это - новости, аналитические материалы и другая полезная информация из сферы маркетинга, рекламы, sales promotion, PR.

Потерянный вами номер журнала содержит именно ту статью, рассказ или отрывок романа, который вы срочно хотели

бы прочитать.

Выпуск N 1

Эти и другие материалы также на сайте : www.center.org.ru

Новости

Во первых, нужно отметить, что в 18октября открывается Фестиваль рекламы , который будет проходить в Совинцентре до 22 октября, а 01 ноября открывается выставка Реклама 99 , которая будет проходить в Экспоцентре на Красной Пресне до 05 ноября.

Во вторых, небезызвестному РА Видеоинтернешнл в ноябре с.г. исполняется 5 лет, видимо в честь этого юбилея РА выигран тендер на комплексное обслуживание BMW.

Статьи

Консалтинг (хотя статья была написана еще до кризиса, но актуальности похоже не утратила до сих пор, в ней рассматривается, что же такое консалтинг, какие выгоды могут быть извлечены при его использовании и за счет чего)

 

Консультант - роскошь или новые возможности?

По сути с обсуждения именно этого вопроса и начинается диалог консультанта с потенциальным клиентом.

И недаром - отсутствие у клиента информации, в объеме достаточном, чтобы найти ответ на вопрос вынесенный в заголовок, зачастую приводит к тому, что решение не тратить деньги на что-то на первый взгляд не являющееся необходимым оборачивается для него (клиента) значительными убытками и/или упущe:нной выгодой. Заполнению этого информационного ваккума и посвящен этот материал, в следующем - как клиенту более эффективно взаимодействовать с консультантом.

Начнем с определения исходных понятий так кто же такой - онсультант?

Ну тут вроде бы просто:

консультант- это тот кто осуществляет процесс консультирования.

Соответственно, следующий вопрос, что представляет собой консультирование?

Как часто бывает имеется множество определений этого понятия, но пожалуй наиболее удобно для использования следующее:

консультирование - это процесс оказания в той или иной форме помощи в решении тех

или иных задач, при котором консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но

помогает тем, кто ответственен за это.

Интересно, что история консультирования насчитывает примерно столько же сколько

и история человечества.

Зачинателями можно считать: шаманов, астрологов, первых проповедников, философов и т.д., промышленная революция и связанные с ней институциальные и общественные преобразования, появление движения научного управления сформулировала спрос на консультирование, как вид бизнеса - услуг, к наконец период после второй мировой войны - послевоенное строительство, быстрый рост деловой активности, новые технологии, быстрое развитие экономики в ряде стран создали особо благоприятные возможности для расцвета консультирования.

Что же оказалось привлекательным в использовании услуг консультантов?

Рассмотрим это подробнее:

Цель консультанта- помочь клиенту в решении стоящих перед ним задач. В независимости от того используются услуги консультанта или нет, но для решения задачи необходимо спланировать и осуществить изменения (как внутри самой организации, так и во внешней среде) приводящих к ее решению. Проблема же в том, что члены организации, находятся внутри ситуации, которая в целях решения задачи должна быть изменена и они не смогут полностью освободится от ее (ситуации) влияния. На них влияют личные связи, существующие внутри организации традиции и ценности, сложившиеся стереотипы в отношении своей деятельности и окружающего мира. В результате что задача зачастую может быть поставлена неверно, и решение " лежащие на поверхности" не найдено вообще.

Консультант же в силу своей независимости и "не связанности ситуацией" может дать свежий и беспристрастный взгляд со стороны. Так к примеру в фирме оказывающей среди прочего полиграфические услуги, ее коммерческие представители пользовались визитными карточками образца, что называется - "проще не придумаешь", конкретные имя и фамилия вообще вписывались от руки, после двухчасового убеждения консультантом руководства фирмы было принято решения о введение в оборот новых визиток, они стали содержать красивый цветной логотип, текст был сделан различными шрифтами и т.д. Было сделано максимально, чтобы показать, что визитка может быть небольшим (но только по размерам) произведением искусств. А как стало ясно примерно через 1,5 месяца еще и хорошим инструментом сбыта количество заказов на полиграфию увеличилось почти в 2 раза. Примеров можно было бы привести еще много, но пожалуй наиболее убедительно будут выглядеть слова из интервью еженедельника

"Капитал" директора (теперь уже бывшего) одной из риэлторских фирм, очень успешно работавшей на протяжении 4-х лет, и вынужденно свернувшей свою деятельность в ушедшем году: "Основная проблема, которая у нас возникла, состояла в том, что все люди варились в собственном соку и никто не мог трезво оценить ситуацию со стороны, и я просто уверен, что то же самое происходит и в других фирмах. "Кстати из свыше 500 риэлтерских компаний получивших лицензии Московского правительства на свою деятельность около трети в минувшем году прекратило свою работу.

Особые знания и навыки.

Порой в организации могут отсутствовать специалисты, владеющие методами и приемами, необходимыми для решения поставленной задачи. И это совсем не означает, что с организацией что-то не так. Любая организация занимается своим видом деятельности и специалистов именно в соответствующей области прежде всего собирает под своей крышей. И это совершенно логично. Если строительная компания, то в первую очередь в штате должны быть профессионалы - строители, если магазин видеотехники-то продавец с соответствующим техническим образованием и т.д. Но вместе с тем современная рыночная ситуация, характеризуемая формированием мощной конкурентной среды и соответственно борьбой за клиента требует привлечения еще и специалистов в области маркетинга, связей с общественностью, рекламы, психологов, дизайнеров и т.д. Причем хорошему специалисту нужно ведь платить и хорошую заработную плату, что особенно сильно бьет по малым и/или только создаваемым предприятиям, тем более, что объем работ необходимый для них может выполнятся пори и за 1/5 времени рабочего дня, но они все равно необходимы. 0 чем говорят нижеследующие факты. Сначала реформ наиболее выгодным бизнесом в России - считалось торговля, особенно импортным товаром. Но сейчас и в этой области деятельности. традиционно считавшейся благополучной (легкой) наступили не простые времена. Из 18.000 Московских продовольственных магазинов по разным оценкам каждый 4-5 ый находится на грани разорения. Наценка на товар вместо когда-то привычных 100% составляет 15-30%.В ходе проведенного Центром экономической коньюктуры опроса руководителей торговых организаций России, последними было отмечено снижение прибыли в прошедшем году и то скорей всего в этом году .будет наблюдаться дальнейшее снижение прибыли. Поэтому решение воспользоваться услугами специалиста, могущего противостоять возникающим трудностям безусловно нужный и выгодный шаг. А чтобы не разорится на услугах всех нужных специалистов, покупайте время консультантов- это в конечном итоге выйдет гораздо дешевле. А если держать нужных специалистов в штате просто нет финансовых возможностей, то использовать услуги консультанта - вообще единственный выход

Интенсивная профессиональная помощь на временной основе.

Может быть и так, что в организации есть практически все нужные специалисты. Они имеют достаточный объем работ (что кстати немаловажно в организации с раздутым штатом не только высоки расходы на зарплату и налоги на нее, но и случается такое, что сотрудники, недостаточно загруженные начинают придумывать себе дела, возникает бюрократия и прочее, что может привести в конце концов практически к деятельности организации.) все хорошо, но произошел кризис - и это не обязательно, что-то плохое, возможно эта разработка и внедрение нового проекта. Но в любом случае потребуется опять же время специалистов, но у штатных его практически нет, т.к. оно занято текущей работой. Консультант же не только предоставит необходимое время, но и уйдет по завершению кризиса или проекта (хотя при необходимости может осуществлять дальнейшее сопровождение).

Приобретение новых знаний и навыков персоналом организации, передовых методов ведения деятельности организаций в целом и т.д.

Образовательный эффект является, пожалуй, самым важным в процессе консультирования.

И впрямь "...конечно, можно просто накормить человека и несколько часов он будет сыт, а можно научить его ловить рыбу и он будет сыт всю жизнь, да еще и прокормит жену и детей..."

В принципе можно отправлять людей обучаться на курсы ( и др. образовательные учреждения.) Но каждая организация - индивидуальна и это касается в том числе требуемых навыков, в то время как образовательные учреждения дают общие знания, которые еще надо адаптировать (кстати это тоже надо уметь, а этому навыку вообще практически нигде не учат), кроме того эти знания зачастую излишне теоретизированы, т.к. реально не проверяются тут же реальной практикой, кроме того обучаемый в той или иной степени отрывается от производства. Консультант же может организовать обучение прямо на рабочем месте с учетом индивидуальности организации, а также самого обучаемого. Кроме того консультант может интегрировать различные дисциплины в одном курсе обучения (к примеру теорию рекламы и методики активизации творческого мышления) и параллельно вместе с обучаемыми решать конкретные назревшие задачи.

(АЛЕКСАНДР А. КУЛИКОВ

Консультант по развитию бизнеса. )

 

 

 

 

Заметки маркетолога.

Предполагаем, что 'Заметки...' будут интересны прежде всего, тем, кто серьезно задумывается над проблемами изучения рынка , т.е. думает: "Тратить ли на исследования деньги ? А если тратить, то как и сколько ?

Содержание

Прежде всего, немного теории, т.е. несколько слов на тему насколько хороши и важны маркетинговые исследования.

Далее, т.е. уже в следующем выпуске :

Представлена информация о том, насколько процесс сложен методологически и организационно, а также как выбрать исполнителя, если Вы решите заказать рыночные исследования.

Представлены сведения о стоимости работ по исследованию рынка и комментарии к возможному Договору, по которому деньги стоит перечислять.

Рассмотрев в общем юридическую сторону взаимоотношения сторон при проведении . исследований, подробно остановимся на содержательной стороне.. Достаточно много места в "Заметках..." уделено проблеме постановки задачи (написанию Технического задания) на проведение исследований рынка. Представлены примеры структуризации информационных запросов и варианты постановки задачи.

Что же на самом деле представляют из себя рыночные исследования ? В чем материализуются услуги исследовательских организаций и какая от этого практическая польза ? Ответу на эти вопросы посвящена завершающая часть "Заметок", в которой представлена информация о результатах конкретных исследований

Успех фирмы на рынке зависит не столько от ее производственных и финансовых возможностей, сколько от степени ориентации на потребителя, т.е. от того насколько грамотно и точно фирма удовлетворяет определенный платежеспособный спрос. Для реализации маркетинговых мероприятий, которые должны привести к значительному росту объемов продаж и процветанию фирмы, необходима информация. Основным источником информации в большинстве случаев являются специальные рыночные исследования. Термин рыночные или маркетинговые исследования означает систематический сбор, регистрацию и анализ информации с целью облегчения процесса принятия решений руководством кампаний. Степень важности этой информации определяется мерой риска, связанного с принятием решения. Исследование рыночной ситуации полезно на всех этапах процесса управления. Многие решения в области финансового планирования, экономического прогнозирования, рекламы невозможно принять лишь на основе интуиции или знания товара, для них необходимы результаты специальных исследований."

(К.Л. Бове, У.Ф. Арене Современная реклама )

Результаты исследований должны способствовать увеличению прибыли и/или доходов фирмы. Практическая значимость - основа прикладных исследований.

Рыночные исследования необходимы перед инвестициями, т.к. их задача снизить риск или ' неопределенность в вопросе возврата финансовых средств. В этом случае необходимость исследований очевидна. Инвестициями можно считать любые дополнительные расходы, напрямую не связанные с существующим производством. Если же фирма работает на рынке и ничего менять не хочет, то необходимость исследований не очевидно. "Зачем козе баян ?'

Как правило, маркетинговые исследования представляют собой комплекс достаточно дорогостоящих мероприятий, финансирование которых можно и нужно рассматривать как инвестирование средств фирмы в систему сбыта (продвижения) товаров или услуг. Место рыночных исследований в процессе увеличения объемов сбыта представлено на схеме.

Что делать для того, чтобы денег стало больше ?

 

Этап 1

Выяснить ЧТО и КАК делалось и делается внутри Фирмы

Этап 2

Изучить рынок, конкурентов

Этап 3

Разработать программу общения с рынком с учетом производственных и финансовых возможностей

 

Этап 4

Реализовать программу мероприятий по продвижению и рекламе

Результат :

Если денег стало больше, то

Этап 5

Проанализировать результаты, держать руку на пульсе

Если количество денег не увеличилось, то

Этап 5

А) Если действия государственных органов или третьих лиц в короткий срок существенно изменили ситуацию на рынке, то Этапы 2-4 придется повторить.

Б)Если глобальных изменений не было, то критически проанализировать работы Этапов 3 и 4.

 

Комментируя основные этапы, представленные на Схеме, необходимо отметить:

ЭТАП 1. Предполагает общий анализ мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта, реализуемых в фирме, а также реализованных за последнее время. Необходимо понять, что и по каким каналам продается, насколько эффективна текущая рекламная деятельность и другие мероприятия по продвижению товаров (услуг) фирмы.

Как правило, этот класс работ выполняется структурными подразделениями фирмы.

ЭТАП II. Прежде всего к изучению рынка надо подготовиться, разработав систему сбора и обработки необходимой рыночной (конъюнктурной) информации.

Проведение работ подготовительного подэтапа включает:

- определение источников информации;

- ранжирование источников информации по приоритетности (важности);

- определение основных методов и периодичности сбора информации;

- описание основных методов обработки информации.

Надо понять какая информация о рынке нужна, где и как (за какие деньги!!!) ее можно получить... И, главное, определить, что с ней (информацией) потом делать ... Если информация собрана без подготовки. ответ на вопрос: 'Что потом с ней делать ?' часто однозначный...

Так как любой рынок состоит, как минимум, из продавца и покупателя (при этом, предполагается, что у первого все-таки должен быть товар, а у второго - деньги), то и анализ рынка предполагает:

- изучение предложения (анализ конкурентов, т.е. продавцов);

- изучение спроса (анализ поведения и предпочтений потребителей, т.е. покупателей какого-либо товара или услуги).

1. Изучение предложения, как правило, включает в себя:

- анализ (отслеживание, регистрацию) общего объема предложения по товарной группе или категории, услуге;

- определение стратегии поведения конкурентов на рынке;

Надо понять что твориться но рынке ? Кто там делает погоду ? Где Там Ноше Место ? Что предлагают конкуренты ? По кокой цене ? На кого ориентированы ? Что и как делают для продвижения товара ?

2. Анализ спроса или изучение поведения и предпочтений потенциальных потребителей, как правило, включает в себя:

- определение круга реальных и потенциальных потребителей;

- сегментацию реальных и потенциальных потребителей по различным параметрам (платежеспособности, типам потенциальных потребителей и т.п.);

- оценку потенциалов рынка (прогноз в краткосрочной и среднесрочной перспективе)

- анализ особенностей покупательского поведения потенциальных потребителей

- определение наиболее эффективны методов стимулирования спроса, в том числе определение круга лиц, принимающих решение и влияющих на принятие решений; анализ медиа - предпочтений потребителей (потенциальных потребителей, референтных групп;

- прогнозные оценки предполагаемых объемов сбыта (с использованием статистических и экономико-математических методов) ;

- составление списка потенциальных потребителей (отбор субъектов по какому-то критерию и/или с определенными характеристиками), как правило, только для товаров промышленного назначения (корпоративно использования)

Задача достаточно просто. Необходимо знать сколько товара и по какой цене можно продать но рынке ? И что для этого нужно делать ?

Как правило, работы Этапа 2 выполняют специализированными фирмами. Это экономически оправдано, т.к. организация исследований требует не только специальных знаний и навыков от организаторов, но и специальной инфраструктуры. Инфраструктура у это во-первых, специалисты, непосредственно занимающиеся сбором информации (интервьюеры), во-вторых, соответствующие программно аппаратные средства, обеспечивающие ввoд, обработку и хранение результатов опроса.

Содержать инфраструктуру сбора первичной информации исключительно для решения проблем конкретной фирмы, как правило, экономически нецелесообразно.

 

ЭТАП III Разработка маркетинговой стратегии поведения фирмы на рынке - это уже совсем просто и понятно, надо только не забыть про:

- планирование рекламной кампании и акций по продвижению, иногда и мероприятий по информированию общественности и формированию благоприятного имиджа фирмы.

- разработку (создание) необходимых атрибутов рекламной деятельности - фирменного стиля, девиза (слогана), оригинал-макетов и т.п.

Работы этого этапа опираются на информацию Этапа 2, как правило, выполняются подразделениями фирмы или рекламными агентствами.

Необходимо придумать программу действии для достижения целей фирмы в существующих рыночных условиях с учетом количества 'денег в кармане'. Придумывать можно самому, а можно попросить кого-нибудь.

Продолжение следует.

( Инф.-аналит. сборник Практика рыночных исследований )

 

В следующем выпуске :

Маркетинг :

как выбрать исполнителя, рыночных исследований и среди кого это можно сделать;как лучше написать Техническое задание на проведение исследований рынка (правильно поставленный вопрос содержит половину ответа), примеры структуризации нформационных запросов и варианты постановки задачи.

Реклама :

Pre press (предпечатная подготовка)

Визитки ( начало начал )

Рекламное оборудование и расходные материалы

PR :

Специалисты по PR кто они.

 



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное