Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Реклама в Волгограде

  Все выпуски  

Реклама в Волгограде


Реклама в Волгограде

Пятый выпуск

Привет любителям волгоградской рекламы :)!

В сегодняшнем выпуске обзором ситуации рекламного рынка, и общими рекламными тенденциями в Волгограде,

делится директор волгоградского рекламного агентства "Пилот" - Эдуард Пашута, (одно из немногих агентств полного цикла Волгограда, в чём я убедился немного пообщавшись с рекламщиками)

тем кого интересует реклама в Волгограде оно наверняка будет интересно

(Интервью перепечатано из газеты "Время деньги" от 15.02.2006г.)

«Есть предложение работать сообща…»

Его часто спрашивали: почему именно «Пилот»? Откуда такое вроде бы не совсем «рекламное» название агентства? Он отшучивался, не всегда желая вдаваться в подробности.

Но этот вопрос даже не возникнет, если знать, что перед тем, как заняться бизнесом, Эдуард Пашута имел самое непосредственное отношение к Советской Армии вообще и к ее воздушному флоту в частности.

Сегодня по нашей просьбе руководитель рекламного агентства «Пилот» поделился своими оценками регионального рекламного рынка и рассказал об инициативах, нацеленных на объединение рекламистов Волгограда и Волжского.

– Эдуард Владимирович, ты помнишь, как все начиналось?

– Начиналось с увольнения из армии по оргштатным мероприятиям, то есть по сокращению. Передо мной встал вопрос, чем я буду зарабатывать на жизнь. У меня не было никакой протекции, никаких знакомых, которые бы взяли меня в свой бизнес. После того, как перепробовал несколько гражданских профессий, понял: реклама – это мое. А начинал внештатным сотрудником в рекламной службе газеты «Все для вас».


Тогда очень много пришлось заниматься самообразованием, так как никаких хороших курсов по рекламе и маркетингу в Волгограде не было, да по большому счету, и до сих пор почему-то не существует. Приходилось брать книжки и читать, и переносить это на практику. Мне очень помогло овладение основами маркетинга, затем прошел обучение по «президентской программе».


– Если не ошибаюсь, в качестве полноценного агентства ваша команда в начале девяностых начинала одной из первых…


– Сейчас немного забавно вспоминать, что в те времена ни мы, ни тем более заказчики даже не знали такого понятия, как медиа-план. И, самое обидное, никто здесь не мог рассказать, как это и многое другое делается. Мы поехали в Москву, пообщались там с коллегами, нас основательно просветили по части технологии работы рекламного агентства и – потихоньку дело пошло...


– Насколько сегодня региональный рынок может считаться заполненным?


– Ассоциация коммуникативных агентств России ежегодно изучает объемы существующего рынка и делает прогноз бизнеса. По их данным рекламный рынок в среднем по России растет в пределах от 17 до 30 процентов. Местные замеры по экспертным опросам мы заказали в середине года. Получилось, что объем рынка в Волгограде и Волжском увеличился до 30-35 млн. долларов в год, а его рост по сравнению с предыдущим, 2004-м, составил 24 процента.


Появляется много новых рекламных носителей: с возрождением отечественного кинематографа и развитием инфраструктуры реклама активно пошла в кинотеатры, где ролики демонстрируются перед началом киносеансов. Появилась реклама в магазинах на мониторах. Активно начала практиковаться прямая почтовая рассылка – до этого в наших почтовых ящиках не наблюдалось такого завала, если не считать предвыборных кампаний. Как ни странно, пока в нашем регионе, в отличие от других, не отмечен рост рекламы в Интернете. Хотя прогнозируется, что буквально в ближайшие месяцы местный бизнес начнет выделять на этот вид значительно больше средств.

– Есть ли данные, как распределяются потоки по каналам распространения рекламы?


– Да, такая динамика постоянно отслеживается. Среди всего этого многообразия пятую часть занимают средства массовой информации. Причем, на телевидение приходится примерно половина этого объема. И вот уже четвертый год, как безусловным лидером в рейтинге востребованности стала «наружка»: в этом секторе не только динамично меняются форматы самой рекламы (в том смысле, что появляется много новых), но и одновременно уменьшилось количество основных игроков. Сегодня у нас здесь расширяют свои доли три московских «монстра», агрессии которых все еще успешно противостоят два местных агентства. И что интересно: игроков стало меньше, а объем вырос. Правда, эта тенденция характерна и для других регионов. Согласно прогнозам, во многих субъектах Федерации лидерами по объемам скоро станут максимум три-четыре агентства, а все остальные будут занимать очень небольшие доли.


– Но ведь для такого «царствования» на рынке необходимо предлагать максимально широкий спектр услуг?


– У нас в последнее время стало своего рода модой называть себя агентством полного цикла. Если приглядеться, сейчас в одном только Волгограде больше десятка тех, кто себя позиционирует в этом сегменте. На самом деле, подходя со строгих профессиональных позиций, полный цикл обеспечивают заказчику, может, четыре, максимум пять агентств. Среди них я бы назвал «Медиа-Лоцман», «Принцепс», «Alter Ego», «Око». И очень много тех, кто хорошо раскрутил какую-либо одну услугу – например, только вывески или только проведение презентаций. Так что, с одной стороны, конкуренция вроде бы имеет место, а с другой – спрос на «полный цикл» настолько велик, а нас так мало, что мы вовсе не наступаем друг другу на пятки.


Хотя, разумеется, стараемся этот спрос еще активнее стимулировать. Объясняем целесообразность выстраивания последовательной работы на этом поприще именно через агентства, которые предоставят все, от разработки идеи до полного отчета. К сожалению, таких рекламодателей у нас пока очень немного.


– Каких таких?


– Которые нацелены на цивилизованную, профессиональную работу и могут грамотно сформулировать, поставить перед агентством конкретную задачу. Вот мы уже, считай, пятнадцать лет на этом рынке, а в Волгограде до сих пор очень слабо практикуют маркетинговые исследования перед проведением той или иной рекламной кампании. То есть, заказчик, выходя на рекламный рынок, чаще всего исходит не из знания сложившихся реалий, а из ощущения. Люди нам при постановке задачи так и говорят: «Мы так чувствуем, что…». Это несерьезный разговор.


Если я, планируя свои шаги, опираюсь не на выводы маркетологов, а на ваши умозрительные ощущения, велика вероятность, что ваши деньги будут использованы с невысокой эффективностью. И вообще в связи с этим происходит немало разных недоразумений, из которых самое распространенное – непопадание в свою целевую аудиторию. Вы посчитали излишним предварительное изучение рынка? По этой причине мы, исходя из ваших субъективных ощущений, поразили не совсем ту цель…


– Можно ли в этой связи назвать, наоборот, наиболее грамотных партнеров?


– Практически все компании сотовой связи работают достаточно профессионально. Не потому что бюджеты солидные, а просто люди интересные, знающие. По этой причине их требовательность не воспринимается чрезмерным капризом. Недавно в работе с компанией «Диамант» мы впервые столкнулись с тем, что от нас потребовали бриф. Приятно иметь дело с таким партнером. Это еще один показатель роста цивилизованности работы с рекламой.


– Переведи, пожалуйста.


– Перед тем, как начинать кампанию, заказчик всегда предоставляет агентству так называемое техническое задание. А бриф – это творческое задание. Например, руководство фирмы говорит: «Как мы выяснили, узнаваемость нашего брэнда не превышает 12 процентов. Мы хотим повысить его до 30 процентов. Сможете? Тогда разработайте нам креатив и медиа-планирование».

– Что в повседневной практике больше всего огорчает как профессионала?


– Можно лишь пожалеть, что у нас так мало практикуется разработка концепций проведения кампании. За это люди не привыкли платить, поэтому на нашем рынке пока отсутствуют креативные агентства, которых уже достаточно много и в Краснодаре, и в Ростове, и в Саратове. А ведь это целая отрасль, требующая серьезной интеллектуальной работы, которая в очень высокой степени могла бы содействовать развитию бизнеса. Но пока наблюдаем замкнутый круг: бизнес не склонен тратиться на оригинальные идеи продвинутых креативщиков, а по этой причине те… просто не рождаются.


Здесь, наверное, уместно добавить еще вот что. Не так давно ассоциация «Рекламная федерация регионов» провела исследование наиболее тревожных тенденций региональных рекламных рынков. Чего ожидать? Там обозначены целых девять позиций, скажу только об одной: давно стало очевидностью, что Москва и Питер достаточно насытили рекламой свой эфир, газетные площади и разнообразные конструкции. Крупным компаниям там становится тесно, и они вот-вот направляются в регионы. Вслед за ними двинутся и наиболее крепкие агентства. Следовательно, у нас повысится конкуренция.


И вот в этой «тревожной тенденции» лично мне видится повод для оптимизма. Не надо бояться конкуренции, она помогает нам предоставлять клиентам более качественные услуги. Соответственно, повышаются требования к самой рекламе. А при повышении требований возрастают и рекламные бюджеты заказчиков. Что получается? Общая качественная работа всего нашего цеха непосредственно содействует росту рынка.


– Значит, у волгоградских рекламистов появляется повод для объединения в боеспособное профессиональное сообщество?


– Мы еще в прошлом году выступили с такой инициативой и постепенно находим все большую поддержку у наших коллег. Прежде всего, надо бы прийти к общим стандартам общения и определить, кто их будет вырабатывать. Второе – обучающие программы. Как для самих рекламистов, так и для рекламодателей. Ну, и еще один момент: любой бизнес делают личности, и представители соответствующего профессионального сообщества должны знать этих людей.


– Это философия будущего альянса. А какими видятся шаги к началу этой деятельности?


– Мы уже обсудили это с коллегами из других агентств, а также из некоторых электронных и печатных СМИ. Пока есть несколько различных подходов к формату нашей ассоциации, но, думаю, мы очень скоро придем к общему мнению в этом вопросе.

– Как показывает практика, такие профессиональные союзы лучше всего рождаются в конкретном деле…


– Совершенно верно. Отчасти и поэтому в качестве первого шага мы собираемся провести конкурс рекламистов Волгограда и Волжского, итоги которого можно было бы подвести к предстоящей Ночи пожирателей рекламы. Агентства и рекламные службы электронных и печатных СМИ смогут представить свои проекты в нескольких номинациях – например, дизайн газетно-журнальных макетов, радиоролики, работы в сфере наружки и полиграфии. Думаю, в каждой номинации могло бы быть не более десяти работ.


– Как будет называться этот местный рекламный «Оскар»?


– Пока никто не знает, я лишь поделился идеей, которую уже поддержало большинство сторонников создания ассоциации волгоградских рекламистов. В ближайшие недели станет ясно не только название, но и состав будущего экспертного совета. И тогда мы шиоко оповестим всех желающих поучаствовать в этом конкурсе.

Взял интервью Леонид Барков

Если есть вопросы и отзывы - пишите...

По рекламе в лифтах - проект пока приостановлен на неопределённый срок в связи с болшим количеством повреждений рекламных носителей: как правил, так и лифтов. Примерно 10-15%- срывы, 60% - частичные повреждения и 25-30% висит нормально. Самое интересное, что большинство рекламодателей дали положительные отзывы и готовы были размещаться и далее, но руководство лифтовых компаний, переживая за дорогостоящие лифты отказывается на отрез.

В связи с этим моё, создвавемое на Ваших глазах, агентство занимается сейчас организацией АДИ (альтернативно - деятельностная игра) - уникального семинара - тренинга, придуманного российским (почти Волгоградским) предпринимателем Ю.Л. Морозом, созданным в качестве антипода всем действующим бизнес-школам, но на порядок опережающих их в эффективности.

А также подготовкой к выпуску полурекламной (не более 30%) тематической газеты (реклама нужна для финансирования выпуска) "Школа своего дела".

Кстати журнал "Бизнес для бизнеса", является доказательством возможности запуска подобного проекта и в нём, кстати, есть рубрика, "Азбука бизнеса", где на текущий момент печатаются статьи о школе своего дела - единственной в России и за её пределами школе где поставлена задача научить мыслить любого желающего (и уже есть успешный опыт).

Если есть вопросы и пожелания по поводу ведения рассылки – пишите, на сегодня пока всё.

Ханов Сергей.

Моя страничка: http:\\sd-volgograd.narod.ru - там кроме моих любительских песен есть очень интересные ссылки.


В избранное