О наставничестве... (по материалам тренинга "Управленческие инструменты менеджера"), #71 от 26.06.2015
О наставничестве… (по материалам тренинга "Управленческие инструменты менеджера")
Занятие о наставничестве на тренинге "Управленческие инструменты менеджера" я начинаю с упражнения "Слепой и поводырь". Сценарий упражнения следующий:
В аудитории ставятся стулья в виде лабиринта с препятствиями (стулья вверх ногами, баррикадой и т.п.). Затем участники
получают задание: «Один из вас - слепой, он закроет глаза и не будет подглядывать. Второй в паре - поводырь, его задача любым способом провести "слепого" по лабиринту. По команде "Марш" - слепые закрывают глаза, а поводыри начинают движение. По команде «Стоп» - участники должны остановиться и поменяться ролями».
Далее в ходе обсуждения участники тренинга отвечают на следующие вопросы:
1.Какие чувства испытал участник тренинга в роли слепого и поводыря?
2.Как эта ситуация напоминает нам нашу работу?
3.Нужны ли нам поводыри для вновь принятых в компанию сотрудников и как их называют?
4.Какими качествами должен обладать поводырь нашей
компании?
Попробуйте сами ответить на эти вопросы. Думаю, что они не будут отличаться от ответов участников предыдущих тренингов, а именно:
Наставничество - важный инструмент системы обучения в компании, позволяющий вновь принятому сотруднику в короткие сроки адаптироваться на новом месте работы (должности), полноценно включиться в бизнес-процесс подразделения.
Таким образом, мы зафиксировали, что наставничество важный инструмент обучения, что оно необходимо, однако
следующие вопросы обычно ставят участников тренинга, менеджеров в тупик.
Вопросы:
Технология наставничества (основные, повторяемые, описанные шаги наставника, ведущие к запланированному и ожидаемому результату);
Задачи наставника (ведь нам нужно каким-то образом планировать работу наставника, каким-то образом стандартизировать).
А Вы сможете на них ответить?
Если нет, то ознакомьтесь с кратким
материалом по теории и практике наставничества (ниже).
Кратко о наставничестве (в блокнот менеджеру)
В наставничестве есть 5 основных этапов:
1. Я расскажу, ты послушай,
2. Я покажу, ты посмотри;
3. Сделаем вместе;
4. Сделай сам, я подскажу;
5. Сделай сам, расскажи, что сделал.
Помните!
Завершение обучения стажера наставник прекращает только тогда, когда стажер неоднократно (обычно не менее 3-х раз) успешно выполнил ту или иную операцию! Если этого не произошло, то 5 основных этапов повторяем вновь!
Задачами наставника являются:
1.Адаптация новых сотрудников, чтобы быстрее ввести их в команду, чувство поддержки.
2.Обучение (первичное - продукт, стандарты, технологии работы, должностное обучение) и создание благоприятной атмосферы.
3.Обучение действующих сотрудников:
∙поддержание знаний
в актуальном состоянии;
∙коррекция знаний;
∙введение новых знаний (новые навыки);
∙обучение для карьерного роста.
4.Отслеживание того, чтобы каждый занимался своим делом
(наставник постоянно в подразделении и у него больше возможностей заниматься новым сотрудником, не отрываясь от дела).
5.Избежание или улаживание конфликтов в коллективе (все люди разные, бывают моменты недоговоренности, недополучения достаточного объема информации, встречается негативное отношение к новеньким сотрудникам).
6.Создание команды.
Что делает наставник со стажером?
Наставник со стажером:
вводит в коллектив;
дает первоначальные знания;
осуществляет поддержку знаний в актуальном состоянии и их корректировку;
оказывает моральную поддержку и защиту подопечного.
Практичный материал для наставников,
который всегда ценился в таком тренинге - это разработка плана действий для наставника, типа - плана адаптации, плана вхождения в должность)... План разрабатывается при ясном понимании того, какими навыками и какими знаниями и на каком этапе обучения (совместной работы) должен обладать ученик (стажер).....
Если Вас заинтересовала тема «Управленческие инструменты менеджера», то Вам нужно подать заявку на обучение в произвольной форме на адрес rc-kct@rambler.ru и мы продолжим эту беседу. Чему Вы научитесь на этом тренинге? Во-первых, конструктивному общению с людьми (помните, что сотрудника нанимает компания и в 80% случаев сотрудник увольняется или работает плохо не по вине компании, а по вине менеджера), во-вторых, получите простые и эффективные инструменты управления персоналом.