Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Правила постановки целей себе и другим


#70 от 28.11.2014

Насколько велико ваше желание достичь цели? Засыпаете ли вы с ним каждую ночь и просыпаетесь ли с ним каждое утро? Для того, чтобы добиться своей мечты, вы должны стремиться к ней каждую секунду и ни на мгновение не сомневаться в успехе.  (С) Мохаммед Али

 

 Люди всегда ставят перед собой цели. Потому что,

 

"Я"  +  "Цель"  +  "Действие" } "Ресурсы"  =  "Результат"

 

- это универсальная формула, что-то получить. Другого не дано!

Все это прекрасно понимают и действуют по этой формуле, даже, когда целепостановка идет в разрез с правилами постановки целей. Например, формулировка цели в виде «Хочу купить хлеб» - неправильная. Однако, для такого рода целей (называю их «простыми», целями «хотелками»)  беды в такой формулировке нет, потому что на подсознательном уровне («в уме») мы все равно придерживаемся правил постановки целей, даже будучи не знакомы с ними. В этом случае срабатывает правило "ЗС"- здравый смысл. Трудности наступают с постановкой целей типа «Хочу увеличить продажи», «Хочу провести планерку» и еще сложнее с целями стратегического, прорывного характера, например, «Хочу стать директором», «Хочу купить дом», "Хочу работу с достойной зарплатой", "Хочу получить высшее образование"... В этом случае «в уме» поставить цель не получится, формулировка в виде цели «хотелки» не сработает! А ведь нас больше интересуют именно стратегические / прорывные / амбициозные цели, ведь от них зависит эффективность нашей работы, уровень жизни, положение в обществе…

Так о каких правилах постановки целей идет речь?

Правило 1: Список личных целей должен быть гармоничен.

 

Успешный самоменеджмент возможен только при гармонии основных сфер реализации человека - дом, семья, здоровье, личная жизнь (душа, ценности, творчество, друзья…), работа (именно в такой последовательности). Для того, чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо постоянно держать их под контролем.

Поэтому в вашем списке целей должны быть цели из разных сфер жизни. Если вы зациклитесь на доме - пострадает работа, если не будете «видеть» ничего кроме работы - получите эмоциональное выгорание.

Первое правило - очень важное правило. Его соблюдение заставляет человека следовать общечеловеческим ценностям, совершенствовать чувство самооценки, должным образом принимать миссию, политику и ценности компании в которой он работает.

 

Приложение: Чтобы более понять это правило обязательно прочтите прилагаемые файлы СтивПавлин.rtf, BrianDiasson.docx, правило_табуретки.docx

Правило 2:  Цель должна иметь количественные и качественные индикаторы результативности.

 

Например, если я ставлю цель увеличить продажи на х% (количественный индикатор), я обязан ясно представлять, как изменится к контрольной дате в целом финансовое состояние компании: в лучшую, худшую стороны или останется на месте (качественный индикатор). В противном случае цель в х% не имеет смысла, потому что, возможно, запланированный мною х% приведет к топтанью на месте или банкротству компании.

 

*Теперь вы понимаете, почему программы повышения зарплат госслужащим и пенсий пенсионерам на х% не достигают цели улучшения благосостояния своих реципиентов. 

Правило 3: Цели стратегического, прорывного характера должны иметь в виде результата - ПРИЗ

 

"Я"  +  "Цель"  +  "Действие" } "Ресурсы"  =  "Приз"

 

Психологи утверждают, что целеполагание связано с жизненной энергией человека. Если человеку что-то нужно, то у него появляется энергия добиться этого. Большие цели - позволяют получить больше энергии, маленькие цели - меньше энергии. Отсутствие энергии ведет к быстрой утомляемости, усталости, депрессии... Такой человек быстро попадает в зависимость от людей с большой энергетикой… 

Поэтому нам нужны цели, мысль о достижении которых вызывает трепет в душе. Не обычный результат, а ПРИЗ, от которого в предвкушении замирает сердце.

Один такой приз дает столько энергии, что у человека, словно крылья вырастают, и он может работать день и ночь напролет. Вспомните свои чувства, когда вы после долгих поисков, наконец, нашли работу, или купили долгожданную машину, дом/квартиру, у вас родился ребенок, вы стали руководителем…

Что самое интересное, такие ПРИЗЫ, позволяют легко справляться с рутиной, как дома, так и на работе, и наоборот, их отсутствие ведет к эмоциональному выгоранию, следствием которого является скука, лень, низкий КПД (коэффициент полезного действия).

 

Правило 4: Цели обязательно должны быть записаны.

 

В целеполагании важно прописывание (формализация) и конкретизация целей. Необходимо это по двум причинам. Во-первых, «что написано пером, не вырубишь топором», т.е. не забудется, поддается анализу, корректировке…  Во-вторых, визуализация - самое сильное добровольное внушение из всех существующих видов самовнушения. Визуализация - это способность  нашего мозга видеть предметы в образах. Визуализация - описательный образ будущего, некий программатор, который закладывает вектор развития. Важно, чтобы визуальный образ был именно описан. Брайан Трейси (автор книг и аудиопрограмм на темы бизнеса, управления продажами, самореализации, лидерства и т. д ) не раз говорил: «Думайте на бумаге». Думанье на бумаге» позволяет:  включиться подсознательному мышлению, повысить степень осознанности и ответственности за свои мысли, глубже погрузиться в суть задачи.

Мозг человека воспринимает представляемые события как реальные. В результате подсознание включается в активную работу и нам на помощь приходит интуиция, предвидение.

 

Чтобы убедиться в силе визуализации, представьте себе разрезанный, истекающий соком лимон. Чувствуете, как ваш рот наполняется слюной и даже чувствуется кислый привкус лимона!

Что же произошло?

Наш мозг трансформирует всю получаемую информацию в образы и поэтому  процесс визуализации влияет на наши чувства. Образ разрезанного, истекающего соком лимона, вызывает соответствующие чувства и реакцию организма.

 

 

Правило 5:

 

КРИТЕРИИ SMART

 

SMART - классическое правило постановки целей не только другим, но и себе любимому. Данное правило очень хорошо знают менеджеры/руководители всех уровней, у которых есть в подчинении как минимум один человек.

SMART  является аббревиатурой, составленной из первых букв слов: Specific, Measurable, Achievable, Result-oriented, Time-bounded. Итак, любая цель, поставленная себе или другим должна отвечать пяти критериям.

 

Specific - конкретный, определенный.

Неправильно: «Сделай мне отчет по продажам».

Правильно: «Сделай мне отчет по продажам по форме А за 1 квартал 2014 года к 1 апреля 2014 года»

Особенность: При постановке цели у объекта постановки (того, кому придется ее воплощать / выполнять) не должно возникать двусмысленности и двоякого толкования любого из компонентов.

 

Measurable - измеримый.

Неправильно: «Я хочу похудеть»

Правильно: «Я хочу похудеть на 5 килограммов»

Особенность: желаемая цель должна быть описана количественно - килограммы, метры, штуки, рулоны и т.д.

 

Achievable - достижимый.

Неправильно: Менеджер магазина говорит стажеру, отработавшему 1 день: «Для того чтобы развить в тебе навыки отработки возражений клиентов, с завтрашнего дня все проблемные ситуации с клиентами будешь решать ты»

Правильно: Менеджер магазина говорит стажеру, отработавшему 1 день: «Для того чтобы развить в тебе навыки отработки возражений клиентов, до завтрашнего ты должен прочитать 50 страниц книги А. Деревицкого «Школа продаж».

Особенность: При постановке цели очень часто бросаются в крайности. «То пусто, то густо» - у объекта постановки цели не должна загораться красная лампочка «Я этого никогда не смогу». Если ты хочешь похудеть на 50 кг, но никогда раньше не худел на 10, то эта цель почти нереальна, так как в голове нет сценария успешного финала (хотя бы отдаленно похожего на требуемое).

Анекдот в тему:

- Поймал золотую рыбку – она меня очень внимательно выслушала и сказала: - «Жарь!»

 

Result-oriented - ориентированный на результат.

Неправильно: когда ставится много разноплановых целей.

Правильно: Все цели подчинены и являются составной частью одного общего результата.

Особенность: «Съесть слона по кусочкам» - берем большую цель и разбиваем ее на подэтапы/подзадачи. Выполнение каждого подэтапа считается самостоятельно достигнутой целью, но выполнение всех приведет к исчезновению слона, то есть полному достижению большой цели.

 

Time-bounded - определенный (ограниченный) по времени.

Неправильно: «Копаем от забора и до заката»

Правильно: «Отчет должен быть готов в 17-00, но в 15-00 будет проверка на предмет промежуточного результата»

Особенность: Чем в более жесткие рамки себя загоняешь, тем больше вероятность достижения цели.

 

Примеры постановки цели:

 

    Цель «Хочу увеличить продажи» - это не цель, а элементарная «хотелка»;

А вот «Хочу увеличить продажи на х% за х-квартал в х-магазинах, что позволит увеличить прибыль компании на y%. Для этого внедрю систему отслеживания основных индикаторов продаж, проведу х-часовой курс обучения продавцов навыкам продаж, проведу х-числа акцию по стимулированию продаж, использую на это бюджет в размере х-тугриков…Размер моих премиальных составит х%» - уже вполне приличная цель (четко определена, привязана ко времени, территории, ресурсообеспечена, имеет этапы реализации, количественный и качественных индикаторы результативности, имеет ПРИЗ).

 

    Цель «Хочу проводить пятиминутки» - цель «хотелка».

Цель «Хочу ежедневно в начале рабочего дня проводить пятиминутки продолжительностью 15-30 минут для формирования у подчиненных рабочего настроя, обозначения приоритетов выполнения плановых задач, организации взаимодействия, информирования о новостях, что позволит повысить управляемость подразделением (в уме - контроль исполнения по ежедневнику).» - отвечает правилам постановки целей (определен формат совещания, привязана ко времени, определены подзадачи, количественный и качественных индикаторы результативности, результат) Цель не имеет значимого ПРИЗА, тем не менее, ее успешная реализация принесет руководителю удовлетворение.

 

    Цель «Хочу купить дом» - это не цель, это тоже «хотелка». А «Хочу купить 4-х комнатный дом в 200Х году в городе N в районе S, что позволит увеличить жилплощадь, сократит время пути на работу... Для этого я продам свой прежний дом, плюс добавлю с депозита Х0000 тугриков (в уме - нужна работа со стабильным заработком), поработаю с риэлторами, на сайте продаж недвижимости, проедусь по предполагаемому району покупки дома» -  отвечает правилам постановки целей (четко определена, привязана ко времени, территории, ресурсообеспечена, имеет этапы реализации, количественный и качественных индикаторы результативности, является, несомненно, ПРИЗОМ).

 

 

Критерии SMART

Цель

Specific - конкретный, определенный

Хочу купить 4-х комнатный дом

Measurable - измеримый

4-х комнатный дом в 200Х году в городе N в районе S

Achievable - достижимый

Есть ресурсы  (продажа дома и депозит, время…)

Result-oriented - ориентированный на результат

Имеется план действий

Time-bounded - определенный (ограниченный) по времени

в 200Х году

 

В приложении файл "Target.rtf"  о том, как ставил себе цели Л. Толстой (тот, что написал "Войну и мир", а не "Войну миров"), Б. Франклин (тот, что на 100$ банкноте) и еще несколько способов.

 

 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Контактные данные:

В. Проскурин 

Site: www.pvpcenter.org 



В избранное