Проводя
тренинги для бизнес-компаний, я постоянно сталкиваюсь с тем, что в компаниях
есть руководитель и исполнители…, и пропускается звено (имеется в виду звено в
бизнес-процессе) людей (или человека), которые способны "упаковать"
мысли руководителя в технологию (методику, инструкцию...) для исполнителей. В
результате руководитель что-то требует, поощряет, наказывает, а персонал
слушает его и все делает по-своему.
Каким же
должен быть человек, способный "упаковать" мысли руководителя в
технологию? Считаю, что, прежде всего, умеющим работать с информацией и..., а
далее читайте
Три этапа в управлении
предприятием, которые пропускать нельзя!
Как правило,
на предприятии действует утвержденная или стихийно сложившаяся организационная
схема управления предприятием. При этом часто забывают, что оргсхема должна
содержать в себе приводимый ниже бизнес-процесс.
1 этап - этап постановки целей и задач, материально-техническое
обеспечение.
2 этап - этап планирования, выработки бизнес-процедур, методик и
технологий выполнения тех или иных работ, разработки нормативов, мотивационных
схем, программ обучение персонала, контроля выполнения инструкций. По сути 2-й
этап - это этап, где определяется «что такое хорошо и что такое плохо» в работе
персонала; вырабатываются критерии для того, чтобы различать «хорошо» от «плохо»;
создается механизм, позволяющий объяснить работникам, какой именно «хорошей»
работы от них ожидают, как будут контролировать, поощрять и наказывать.
3 этап - точное исполнение персоналом бизнес-процесса, способа
работы, технологии и т.п. для достижения поставленных целей и задач в виде
норматива. При этом, чем ниже в иерархии компании работник, тем меньше должно
быть возможностей с его стороны к импровизации. Это не значит, что работник не
имеет права внести предложение, очень даже может. Но пока предложение не
утверждено, работник должен точно и в срок выполнять инструкцию.
Обычно
оргсхема содержит 1 и 3 этапы этого бизнес-процесса, а про второй - забывают. В
результате на предприятии складывается ситуация «поди туда - не знаю куда,
сделай так - не знаю как»!
Руководитель
требует выполнения только норматива, работники пытаются выполнить норматив как
им вздумается в зависимости от своего профессионализма и понимания того, что от
них требуют.
Руководитель
пытается стимулировать продуктивность работников либо угрозой увольнения, либо
играет с зарплатой так, чтобы неэффективный работник получил мало, а
результативный - больше.
Однако при
таком подходе существенных изменений в лучшую сторону не происходит. В компании
оседают ленивые с низкой квалификацией работники, которых нигде не ждут, а
толковые работники уходят в компании, где им не только ставят цели, но и
дают в руки инструменты достижения этих целей в виде технологий (инструкции,
обучение…). Потому что технология позволяет получить ожидаемый и
запланированный результат и не нервничать по поводу того – уволят тебя или не
уволят, какую выдадут зарплату. Положительный результат в виде выполнения
норматива при соблюдении рекомендованных способов работы (как любой
положительный результат), окрыляет человека, заставляет работать без устали
«круглые сутки напролет», быть лояльным к компании. А кому же не хочется
работать «без нервов» и получать достойную зарплату!
Все сказанное
касается любого юридического лица -
частного или государственного.
Вывод:
В компании
должен быть как минимум один специалист (в большой компании отдел), с
функциями, изложенными для 2 этапа бизнес-процесса управления компанией. Этот
специалист должен обладать следующими навыками:
Обладать способностями к исследовательской и аналитической
работе, уметь свободно изъясняться устно и письменно, легко обучаться, быть
коммуникабельным и стрессоустойчивым.
Владеть методиками и процессом сбора, извлечения нужной
информации, уметь ее систематизировать и кодифицировать в соответствии с
нуждами организации.
Иметь опыт разработки учебных программ и материалов,
обучения персонала, проведения презентаций, обладать хорошими знаниями проблем
управления людскими ресурсами и повышения квалификации персонала
Уметь работать с руководством, обладать способностью:
отстаивать свое мнение, убеждать, знать техники искусства переговоров.
Разбираться в психологических аспектах построения успешных
коммуникаций между людьми (знать темы: чувство собственного достоинства,
потребности человека, мотивация и манипуляция, трансакционный анализ, защитные
маневры, представления и психологический туман, приемы обратной связи, уровни
общения, биологика \ психологика, инструменты общения, тезис и его
доказательство…). Специалист должен четко представлять 3 основные мотивации:
материальную заинтересованность, нематериальную мотивацию (в том числе учет
авторских прав, вклад в формирование хранилища знаний компании...) и фактор
«производственной необходимости» (с учетом поощрительных и карающих мер).
Специалист должен уметь создавать атмосферу доверия между сотрудниками
организациями при обмене знаниями, наглядно показать пользу от обмена знаниями
для своей работы.
Хорошо знать рабочие процессы в организации, правовое поле,
в котором работает организация.
Знать основы маркетинга и бизнес-планирования.
Обладать высокой компьютерной грамотностью (знать текстовые,
табличные, графические, аудио, видео редакторы [хотя бы по одному для каждой
категории], уметь сканировать, печатать, фотографировать, пользоваться
Интернетом, вести запись CD, осуществлять простейшие настройки компьютера,
архивировать файлы, форматировать документы…).
Владеть техниками: сравнительного, морфологического,
качественного, кластерного, SWOT, PEST, SMART анализа, анализа «Поиск
последовательностей», анализа «Дерево решений»; творческими методами: «Метод
фокальных объектов», «Метод ассоциаций», «Метод гирлянд случайностей и ассоциаций».
Напишите мне, предлагайте свои идеи для рассылки и
веб-сайта. Делитесь своим опытом. Задавайте вопросы. Рассказывайте о себе и
своих успехах в обращении с информацией. Пишите!