Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

IdeaBlog.ru о венчурных инвестициях и стартапах


Стадии развития стартапа
2007-11-18 12:15 Welf

Поскольку в статьях о стартапах, венчурных инвестициях и венчурных инвесторах я регулярно сталкиваюсь с упоминание различных стадий развития стартапов, а объяснять что я имею в виду, каждый раз не хочется, то я решил изложить их в отдельной статье и снабдить их кратким описанием:  Читать далее... »

Украдут ли бизнес-ангелы, венчурные фонды или инвестиционные консультанты мою идею?
2007-11-18 12:30 Welf

Среди стартаперов, у которых проект еще находится на pre-startup стадиях своего развития, это, наверное, наиболее частый вопрос, и он вполне логичен: от стартапера требуют не только описать в бизнес-плане концепцию его проекта, но и дать подробный расклад - каким образом и где именно он планирует привлечь первых клиентов (т.е. описать стратегию запуска проекта), кто конкретно эти первые клиенты, общался ли он с потенциальными клиентами, если да, то с какими, как он планирует провести маркетинговую кампанию, какие есть "узкие места" в проекте и как основатели стартапа намерены их "расшивать" и т.д., то есть, фактически, инвестору основатели стартапа должны представить пошаговое руководство по развитию своего проекта. Естественно, что это вызывает опасения - а не решит ли бизнес-ангел, венчурный фонд или инвестиционный консультант при наличии такого подробного руководства к действию и финансовых ресурсов попросту "кинуть" основателей стартапа и сам реализовать проект?  Читать далее... »

Что ждут венчурные инвесторы от вашего стартапа?
2007-11-18 15:00 Welf

Если взглянуть на блоги стартаперов, на сообщества, где они общаются, очень часто можно услышать, что венчурные инвестиции на стартап (неважно какой – в области интернет-бизнеса или создания высокотехнологичного продукта) найти в России практически невозможно. Это мнение подхватили и журналисты различных (в том числе и деловых) изданий, которые не привыкли глубоко вникать в тему, о которой пишут. В то же время российские венчурные инвесторы хором говорят о том, что им остро не хватает хороших проектов, и что огромные средства в их венчурных фондах, приготовленные для инвестиций в стартапы, лежат без всякого применения. Я взял это не «с потолка» - в процессе подготовки своей статьи о состоянии венчурного инвестирования для журнала «Деньги» ИД «КоммерсантЪ» я пообщался с большим количеством бизнес-ангелов, руководителей венчурных фондов и инвестиционных консультантов, которые помогают стартапам привлекать венчурное финансирование (обычно за долю в проекте). Так есть в России венчурные деньги или нет?  Читать далее... »

Моя статья о венчурных инвестициях в "Деньгах"
2007-11-18 20:00 Welf

Сказать, что венчурных инвестиционных проектов в России до недавнего времени совсем не существовало, было бы преувеличением. Однако реальный прорыв, расшевеливший отечественных венчурных инвесторов, произошел в прошлом году. В частности, благодаря "отмашке" государства, даже выделившего на подобные программы средства из бюджета. И уже сегодня общий объем частного и государственного капитала в российских венчурных проектах, по оценкам экспертов, составляет около $4 млрд.

Бизнес на продажу
Христофор Колумб, получивший деньги у испанской короны на свою экспедицию, планировал огромный экономический эффект от открытия короткого морского пути в Индию, в существование которого мало кто верил. Говоря современным языком, Колумб был типичным стартапером (от англ. start up -- запускать), а Испания выступила в роли венчурного инвестора. Предприятие Колумба удалось, и инвестор получил гигантские прибыли от своих вложений. Другие же венчурные инвестиции тех веков, например финансирование поисков философского камня, способного превращать любой металл в золото, закончились неудачей и потерей вложенных средств.  Читать далее... »

Профиль инвестора: Максим Каримов, E-Trust Group
2007-11-18 23:00 Welf

Максим Каримов, E-Trust GroupСобеседник: Каримов Максим Ремирович, партнер группы бизнес-ангелов "E-Trust Group"

Возраст: 36 лет

"Работает" бизнес-ангелом full-time с 2003 г., это его единственное занятие в настоящий момент.

Объем средств для инвестирования: $ 10 млн.

Прежние места работы: Топ-менеджер "Норильского никеля" и "Базэла"

Контакты: Бизнес-центр "Регус", Смоленская площадь, дом 3, 119099, Москва, Россия.

Телефон: +7 (095) 9338944

Факс: +7 (095) 9378290

e-mail: info@e-trustgroup.com

Сайт: www.e-trustgroup.ru  Читать далее... »

Может, карма действительно существует?
2007-11-20 16:38 Welf

Знаменитое офисное здание 165 University Avenue, Palo Alto, CA
В городе Пало Альто, Калифорния, по адресу 165 University Avenue, находится двухэтажное офисное здание, где арендовали свой первый офис такие компании как Google, PayPal, Logitech и Danger. Оно принадлежит семье иранских иммигрантов Амиди с начала 1990-х, и Саид Амиди говорит, что у этого здания хорошая карма.

Семья Амиди вместе со своим партнером Пежманом Нозадом владеют также в Пало Альто магазином по продаже персидских ковров. Этот магазин позволил им познакомиться со многими стартаперами и инвесторами, а их офисное здание помогло им найти необычный путь в ряды инвесторов самых знаменитых стартапов Силиконовой долины.  Читать далее... »

Основателей Facebook обвиняют в мошенничестве и краже проекта
2007-11-22 11:24 Welf

Большинство стартаперов волнует как бы кто-то не украл их идею. И хотя сама идея, как правило, ничего не стоит, но продуманная бизнес-модель стартапа, построенного на этой идее, стратегии монетизации проекта, его старта и продвижения являются know-how стартаперов, а эту информацию любая компания - большая или маленькая, только начинающая свой бизнес или существующая уже долгое время - старается охранять от чужих глаз. Я уже писал о том, могут ли инвесторы украсть вашу идею, и как следует выбирать инвестора, чтобы не допустить подобной ситуации. То, что от существующих на рынке конкурентов, работающих в той же нише, что и вы, следует охранять свои секреты, думаю, всем понятно. Однако есть и другие пути утечки вашей конфиденциальной информации, которые могут привести к тому, что кто-то начнет реализовывать ваш проект без вас и стартует раньше вас, и вы, в итоге, останетесь не при делах. Я говорю про персонал, который вы нанимаете, и рассмотрю эту проблему на примере иска, поданного против основателей компании Facebook, в котором они обвиняются в мошенничестве и краже идеи других стартаперов, у которых Марк Цукерберг, один из основателей Facebook, работал программистом.  Читать далее... »

Составляем бизнес-план. Часть I
2007-11-26 12:21 Welf

Когда стартапер задумывается о привлечении внешних инвестиций, всегда встает вопрос о подготовке бизнес-плана - в его отсутствие с инвесторами разговаривать, может, и можно, но дальше разговоров дело не пойдет. Многие считают, что бизнес-план для стартапа, особенно находящегося на pre-startup стадии развития - это фикция, что делать его не нужно, а, если и делать, то можно обойтись формальными словами. Однако такие стартаперы остаются, как правило, без инвестиций. Если, конечно, они не напали на какого-то лоха-инвестора: один из успешных российских стартаперов рассказывал мне о том, что среди бизнес-ангелов, которым он презентовал проект в рамках сотрудничества с одной из российских сетей бизнес-ангелов, были и любовницы олигархов - "настоящие блондинки" по его словам - которым их спонсоры дали денег с тем, чтобы те прикупили себе бизнес и занимались им, а не выносили бы мозг своим "папочкам" от безделья; так таким "инвесторшам", по словам этого стартапера, важнее было, чтобы понравился сам стартапер, а не проект.

Однако всем остальным инвесторам потребуется ваш бизнес-план, и изучать его они будут очень серьезно. Этот документ им нужен даже не столько для цифр окупаемости, которые вы там приводите, а для того, чтобы понять, насколько глубоко вы изучили рынок, на котором собираетесь действовать, и будет ли ваш продукт/услуга востребованы вашей целевой аудиторией, которая и должна приносить деньги стартапу. Поэтому к составлению бизнес-плана следует отнестись очень и очень серьезно. Это документ прежде всего является своеобразным вопросником для вас самих - достаточно ли вы изучили рынок, все ли продумали в своем проекте. Лично я всегда по своим новым проектам - неважно, собираюсь ли я привлекать инвестиции или нет - прежде, чем начать их реализацию, составляю бизнес-план - причем всегда с цифрами. Для себя и для лучшего понимания что я хочу, что мне предстоит сделать и смогу ли я это сделать сам либо мне придется кого-то привлекать. В 99% случаев те суммы, которые мне изначально кажутся достаточными для реализации проекта, возрастают в 2-3 раза - за счет додумывания тех мелочей, их которых, как известно, и складывается бизнес.  Читать далее... »

Профиль инвестора: венчурный фонд компании "ФИНАМ"
2007-11-28 15:49 Welf

Дмитрий Родионов, руководитель венчурного фонда компании

Родионов Дмитрий Витальевич, руководитель проектов (венчурные инвестиции) Центра инвестиций в высокие технологии компании «Финам».

Возраст: 32 года.

Объем средств для инвестирования: около 1,5 млрд. рублей.

Проинвестированные фондом проекты: Мамба, Бегун, MoneyMail, Бука, "Ашманов и партнеры" и другие.

Прежние места работы: заместитель генерального директора, директор филиала «Агентства антикризисных технологий и инвестиций», руководитель проекта «Spring Wireless» фонда прямых инвестиций «Delta Private Equity Partners», свои проекты.

Контакты:

Адрес: Россия, г.Москва, ул. Мясницкая, дом 26а, стр. 1

Телефон +7 (495) 796-93-88 (многоканальный)

Факс +7 (495) 796-93-89

E-mail: rodionov@finam.ru

Сайт: www.finam.ru  Читать далее... »

Составляем бизнес-план. Часть II
2007-12-07 18:48 Welf

Итак, мы увидели требования к бизнес-плану стартапов, которые выдвигают венчурные инвесторы - на примере требований к бизнес-плану венчурного фонда «Альянс РОСНО Управление активами». У других венчурных фондов требования к бизнес-планам стартапов схожи, да и, по моему глубокому убеждению, ответы на пункты, которые описаны в требованиях, еще более важны для самих стартаперов, чем для венчурных инвесторов, особенно если стартаперы до этого не управляли собственным бизнесом. Ведь общеизвестно, что наемные менеджеры, пусть и очень высокого уровня, журналисты и т.д., кто сам бизнесом не владеет и не управляет полностью, видя, как это делает кто-то другой со стороны, считают, что они смогли бы сделать это гораздо лучше. Правда, окунаясь затем в собственный бизнес, и сталкиваясь со множеством проблем, о существовании которых раньше и не задумывались, мнение о кажущейся простоте ведения собственного бизнеса затем меняется.  Читать далее... »

Минимальные требования инвесторов к технической стороне проектов
2007-12-11 15:01 Welf

В каждом стартапе можно выделить 3 составляющие, которые необходимы для его успешной работы как экономически успешного предприятия. Венчурные инвесторы оценивают предлагаемые к инвестированию стартапы по всем этим трем составляющим, чтобы составить впечатление о перспективах стартапа и умения его команды достичь заявленных целей:

  • Бизнес-составляющая (цели проекта как экономически успешного предприятия, пути и методы их достижения) - описываются в бизнес-плане.
  • Техническая составляющая
  • Команда - люди, которые обладают достаточными знаниями, умениями и опытом (одни - в ведении бизнеса, другие - в технологиях, используемых стартапом), чтобы достичь поставленных перед стартапом целей.

Инвесторы смотрят, чтобы все эти 3 составляющие стартапа были гармоничны и сбалансированы, и, обычно, отсутствие либо недостаточное развитие любой из составляющих, ведет к отказу в финансировании. Ведь даже самая грамотная техническая реализация может не привести к экономической успешности стартапа, а самую подробно просчитанную и продуманную бизнес-модель может свести на нет неграмотная в техническом плане реализация проекта - самый банальный пример, когда проект резко и успешно стартовал, но постоянно "лежит", не выдерживая большой нагрузки.  Читать далее... »

Профиль инвестора: венчурный фонд Martinson Trigon Venture Partners
2007-12-18 21:30 Welf

mtvp.gifСобеседник: Суси Андрес, инвестиционный менеджер по России венчурного фонда Martinson Trigon Venture Partners

Объем фонда: $30 млн

Проинвестированные фондом проекты: Reksoft, InvisibleCRM, Microlink, TVCorp, Rate Solutions, TimeOut Solutions, Apaja Online Entertainment

Прежние места работы: отвечал за маркетинг в интернет-компании Delfi.ru (дочернее предприятие крупнейшего прибалтийского портала Delfi), маркетинговый директор по России международной ритейловой сети спортивных товаров, финансовый консалтинг

Контакты:

Tel: +372 667 92 12
Fax: +372 667 92 01

Email: andres.susi@martinsontrigon.com

Сайт: http://www.martinsontrigon.com/  Читать далее... »

Исследование рынка розничной интернет-торговли продуктами питания в Москве
2007-12-24 06:00 Welf

Сначала думал не размещать свою вышедшую сегодня в журнале "Деньги" статью про рынок розничной интернет-торговли продуктами питания в Москве, но потом решил, что в качестве примера исследования рынка, который можно провести за 4 дня, этот материал может быть полезен стартаперам. Вообще-то для этого номера я готовил статью о розничной интернет-торговле аудио-видео, бытовой и компьютерной техникой, а также о том, сколько стоит открыть свой интернет-магазин, торгующий техникой, сколько он может принести, какие здесь могут быть подводные камни и особенности, но главный редактор посчитал, что в предновогодний номер лучше подойдет статья об интернет-торговле продуктами питания, а статью про интернет-торговлю техникой лучше пустить в первый номер следующего года. Времени на сбор материала и написание статьи у меня после этого решения оставалось ровно 6 дней, но суббота и воскресенье по семейным причинам выпали из рабочего графика, поэтому все пришлось делать за 4 дня - четверг, пятницу, понедельник и вторник. Во вторник вечером на прошлой неделе я сдал статью. Про рынок продуктовой интернет-розницы я почти ничего не знал до момента начала работы над статьей, а мой последний опыт заказа продуктов питания через интернет (почивший в бозе XXL.ru) относится к осени 2000 г. Надо было бы, по-хорошему, протестировать магазины, о которых идет речь в статье, как покупателю, но, честно говоря, до этого у меня просто не дошли руки. В общем, вот экспресс-исследование рынка продуктовой интернет-розницы Москвы и Подмосковья:  Читать далее... »

Пример грамотного повышения капитализации только созданного стартапа
2007-12-24 15:40 Welf

Sadko Mobile LogoТолько издание с очень ленивыми журналистами не упомянуло про планы выхода Google на мобильный рынок в виде создания консорциума производителей мобильных телефонов на базе гугловской мобильной операционной системы Android. Гугл, конечно, есть Гугл, однако московский стартап, Sadko Mobile, располагающийся в технопарке Строгино, созданный после опубликования Гуглом Software Development Kit своей мобильной платформы, сумел воспользоваться ситуацией и очень хорошо пропиариться на этом факте, хорошо при этом подняв свою капитализацию уже сейчас, еще задолго до того, как появился первый мобильный телефон на платформе Android.  Читать далее... »

Задачки по теме стартапов для разминки мозгов
2007-12-25 13:15 Welf

Юрий Аммосов, о стартапе которого, Sadko Mobile, я писал вчера как о примере удачного пиара для повышения своей капитализации, ведет также в МГУ курс "Основы технологического предпринимательства и венчурного дела". В своем блоге он выложил несколько забавных задачек собственного сочинения, которые дал на этой неделе своим студентам в качестве домашнего задания. Задачки на самом деле забавные и познавательные и их вполне полезно порешать.

ТЕМА 1 – БЮДЖЕТИРОВАНИЕ (5 пунктов из 5)

Исходные данные:  Читать далее... »

История неудачи канадского стартапа, рассказанная его основателем и CEO
2007-12-27 06:00 Welf

В этой статье я перевел очень познавательную историю неудачи канадского стартапа MyCarpoolStation.com, изложенную недавно его сооснователем и CEO в своем блоге. Стартап - это далеко не только идея, но и решение множества проблем, которые сопутствуют его реализации. Более того -здесь видно, как привлекательная в плане монетизации, на первый взгляд, идея, на поверку может может оказаться не столь привлекательной в финансовом плане - стоит лишь поставить себя на место потребителя, который, воспользовавшись вашим сервисом один раз, в последующем может и не платить вам, и не потому, что ваш сервис им не понравился.  Читать далее... »

Пара советов по презентации проекта инвесторам и ведению блога для стартапа Alpacom
2007-12-31 05:50 Welf

Два известных в Рунете разработчика - Олег Бунин и Павел Рогожин - основали стартап Alpacom, который хочет предложить рынку SaaS-продукт для среднего и малого бизнеса (СМБ), и публично заявили, что собираются за один год заработать $1 млн на этом стартапе. Правда, при этом не уточнили, каким именно образом - путем продажи доли в проекте, путем привлечения инвестиций или путем продаж своих услуг. Команда Alpacom ведет свой блог, где регулярно описывает свои действия по развитию стартапа.

Для тех, кто не знает, SaaS расшифровывается как Software As A Service. Ярким примером SaaS является сервис Google Docs & Spreadsheets - он предоставляет возможность бесплатно использовать текстовый и табличный редакторы вместо того, чтобы выкладывать деньги за покупку Microsoft Office. Как правило, клиенты платят ежемесячную абонентскую плату за использование через Интернет продукта, стоимость покупки аналога которого в коробочной версии стоит очень дорого. Помимо этого, у компаний, использующих SaaS, отсутствуют затраты на внедрение и обслуживание продукта - это берет на себя компания, предоставляющая услуги в виде SaaS (та самая, которой платится ежемесячная абонплата). Насколько я понял из блога стартапа, предполагается сделать аналог SalesForce.com.  Читать далее... »

История успеха стартапа eHarmony. Часть I
2008-01-10 04:12 Welf

eHarmony - это сервис знакомств для людей, желающих создать семью. История успеха этого стартапа примечательна несколькими особенностями. Во-первых, все считали рынок онлайн-знакомств уже окончательно поделенным между двумя крупнейшими игроками на этом рынке - сервисом Match.com и сервисом знакомств на Yahoo. Вам эта ситуация ничего не напоминает? Российский рынок онлайн-знакомств точно также поделен между Мамбой и LovePlanet, и многие считают, что на этом рынке «ловить» уже нечего. Во-вторых, этот стартап нарушил множество кажущихся аксиомами догм - например, что юзеров нельзя отпугивать длительным процессом регистрации (заполнение анкеты новым юзером на eHarmony занимает не менее 40 минут). В третьих, эта история успеха показывает, каким именно образом ориентация на узкую целевую категорию позволяет добиться феноменального успеха. И в-четвертых, эта история показывает, насколько важно досконально знать кто является твоей целевой аудиторией, что этой аудитории нравится и что для нее важно.  Читать далее... »

История успеха стартапа eHarmony. Часть II
2008-01-13 05:00 Welf

eharmony-logoГрег Вальдорф, самый первый инвестор и нынешний CEO eHarmony, не оригинален - он утверждает, что компания своим успехом обязана исключительно тому, что реально помогает людям найти себе партнера для долговременных отношений или создания семьи, и что успех был предопределен этим. Это, в принципе, понятно - не стоит перед публикой разрушать имидж сервиса, который настолько полезен и эффективен в таком благом деле, как поиск своей половинки, что сам пробил себе дорогу к вершинам славы. Это и есть та самая «американская мечта». Ведь что движет людьми, которые подписываются на сервис eHarmony - вера в чудо и надежда на обретение счастливой семейной жизни. Кстати, за надежду на чудо люди, как правило, платят гораздо охотнее, чем за само чудо - как бы цинично это ни звучало. Поэтому от CEO eHarmony (как и от других руководителей успешных компаний) не стоит ожидать каких-то откровений. Он ожидаемо говорит о том, что успех компании зиждется на большом количестве успешных браков вследствие использования сервиса, что обусловлено высокоэффективными и точнейшими алгоритмами подбора психологически идеально подходящих друг другу людей, а также искренним стремлением компании помочь людям найти свое счастье в семейной жизни.  Читать далее... »

Все сделки 2007 г. в области web/technology на западном рынке
2008-01-16 03:30 Welf

Прошедший год охарактеризовался высокой активностью в сфере M&A (слияния и поглощения) в технологическом секторе на западном рынке. Вашему вниманию представляется полный список западных сделок по покупке социальных сетей, интернет-компаний, технологических фирм, компаний, занимающихся интернет-рекламой, производством высокотехнологичного оборудования, программного обеспечения, картографических компаний и фирм, имеющих отношение к игровой индустрии. По каждой сделке указаны название и ссылка на компанию, которую купили, название и ссылка на компанию-покупателя, сумма сделки (если она известна, но при наличии достоверных слухов о сумме сделки указаны фигурирующие в слухах суммы с соответствующим примечанием о том, что речь идет о слухах), а также краткое описание бизнеса купленной компании. Также по каждой сделке идет ссылка на источник(и), в которых сообщается о ней.

Интересным трендом сделок по покупке интернет-компаний и социальных сетей является гораздо большее, по сравнению с прошлыми годами, количество относительно небольших сделок на сумму $5 - 20 млн., что говорит о том, что покупатели начали отслеживать и покупать перспективные стартапы на ранних стадиях их работы - еще до того, как те набрали солидную капитализацию. Это позволяет покупателям сэкономить деньги на приобретении перспективных проектов и совершать большее количество сделок.  Читать далее... »

История успеха стартапа eHarmony. Часть III
2008-01-17 03:31 Welf

Описанные в предыдущих частях статьи моменты, касающиеся развития стартапа, нацеленного на узкую нишу на чрезвычайно конкурентном рынке, очень поучительны, причем выводы можно сделать не только для рынка знакомств. Во-первых, это показывает, что ориентация на узкую группу потребителей может дать оглушительный успех. Во-вторых, эта история показывает, что гиганты очень неповоротливы и зачастую свысока посматривают на разную "мелочь", старающуюся занять какую-то узкую долю рынка, а результат их последующей конкуренции с уже развившимся стартапом не факт что предрешен. И в-третьих, что для успешного развития любого стартапа крайне важно найти правильный канал коммуникации со своей целевой аудиторией.  Читать далее... »

Рынок интернет-торговли техникой в России
2008-01-21 05:32 Welf

В сегодняшнем номере "Денег" вышла моя статья про рынок интернет-торговли техникой в Рунете. Помимо исследования рынка, в этой статье достаточно полно описан бизнес интернет-магазинов, торгующих техникой - от того, сколько стоит создание своего интернет-магазина до того, какие проблемы стоят перед интернет-ритейлерами, какие "грабли" встречаются на их пути и сколько на этом деле можно зарабатывать. Этот рынок оказался очень интересным - прежде всего, он отлично подпадает под определение "совершенной конкуренции", во-вторых, игроки на нем в основном очень маленькие и, в-третьих, интернет-магазины начинают зарабатывать фактически с первого дня своего открытия (как правило - со второго, потому что именно на следующий после заказа день они доставляют товар своим клиентам и получают за него деньги).

Интересной также оказалась оценка размера рынка интернет-торговли - мне никто не мог назвать точные цифры, пока я не познакомился с гендиректором ноутбучного магазина Utinet.ru Михаилом Уколовым, защитившим кандидатскую диссертацию, посвященную рынку интернет-торговли. Он разработал простую, но крайне интересную методику оценки этого рынка, которая приведена в статье, и согласно которой рынок интернет-торговли занимает 10-11% от общего объема торговли техникой в России.  Читать далее... »


В избранное