IdeaBlog.ru о венчурных инвестициях и стартапах Украдут ли венчурные инвесторы идею стартапа?
Среди стартаперов, у которых проект еще находится на pre-startup стадиях
своего развития, это, наверное, наиболее частый вопрос, и он вполне
логичен: от стартапера требуют не только описать в бизнес-плане
концепцию его проекта, но и дать подробный расклад - каким образом и
где именно он планирует привлечь первых клиентов (т.е. описать
стратегию запуска проекта), кто конкретно эти первые клиенты, общался
ли он с потенциальными клиентами, если да, то с какими, как он
планирует провести маркетинговую кампанию, какие есть "узкие места" в
проекте и как основатели стартапа намерены их "расшивать" и т.д., то
есть, фактически, инвестору основатели стартапа должны представить
пошаговое руководство по развитию своего проекта. Естественно, что это
вызывает опасения - а не решит ли бизнес-ангел, венчурный фонд или
инвестиционный консультант при наличии такого подробного руководства к
действию и финансовых ресурсов попросту "кинуть" основателей стартапа и
сам реализовать проект?
У проектов, находящихся на startup- и более поздних стадиях развития,
которые и уже действуют на рынке и, соответственно, уже не скрывают
свои идею и бизнес-модель, лежащие в основе проекта, тоже имеются
опасения - они в своем бизнес-плане должны подробно описать, какие
ноу-хау способны обеспечить им отрыв от конкурентов, подробно описать
требуемые для успешного развития маркетинговые ходы, раскрыть свои
технические решения, которые являются конкурентным преимуществом
стартапа и т.д. Все это каждая компания считает своей коммерческой
тайной, а тут надо все написать, объяснить и поднести на блюдечке...
Ну и, наконец, всех стартаперов, которые, как правило, не обладают
ни административным ресурсом, ни большими финансовыми средствами, ни, в
конце концов, глубокими юридическими знаниями, интересует еще один
вопрос: а когда они разовьют свой стартап, не выкинут ли их просто из
бизнеса? Бизнес оформлен на юридическое лицо, технологии рейдерства в
России (да и в тех же Штатах тоже - просто они там имеют более
изощренную юридическую форму) отработаны до совершенства, и
тертый-перетертый инвестор вполне способен, при наличии желания,
запросто обвести наивного стартапера, увлеченного своим детищем, вокруг
пальца.
В то же время давайте взглянем на ситуацию глазами инвестора: вы
предлагаете ему инвестировать в вашу веру в то, что придуманная вами
идея и бизнес-модель принесут ему прибыль? Ведь он инвестирует свои
средства (и тут зачастую неважно, малые или немалые) в ваш проект, вас
он либо вообще не знает, либо знает поверхностно, и никакие прежние
достижения не способны его убедить в том, что вы хороший парень и
принесете ему много денег. Убедить его можно только одним путем:
показать, что вы все продумали в вашем проекте до самых мелочей, что вы
представляете себе реалии рынка, на котором собираетесь работать, четко
представляете себе как и где вы найдете ваших первых клиентов, кто,
скорее всего, это будет, какими аргументами вы убедите их в том, что
они должны быть вашими клиентами, как вы будете продвигать проект в
дальнейшем, предусмотрели ли вы масштабируемость проекта, что является
вашим конкурентным преимуществом и т.д. Инвестор будет просить ему
объяснять каждую деталь, которая ему не очень понятна, будет привлекать
экспертов, чтобы проверить ваши выводы - но он имеет на все это полное
право, это его деньги, и вы предлагаете ему ими рискнуть.
Тем не менее проблема существует: стартаперы боятся, что украдут их
идеи, ноу-хау, маркетинговые наработки или вообще, когда все уже будет
хорошо, их выкинут из бизнеса, а инвесторы никогда не будут вкладывать
даже копейку в тот бизнес, который им не дадут подробнейшим образом
изучить. Как правило, всегда на такие вопросы стартаперов инвесторы
отвечают, что, дескать, они инвестируют в команду, что самое важное в
стартапе - это команда, что замену команде основателей стартапа найти
будет гораздо дороже и хлопотнее, чем честно поделиться прибылью со
стартаперами и т.д. Все эти слова про команду, конечно, правильные,
однако всем должно быть ясно одно: это не является 100%-ной защитой
основателей стартапа от "кидка" инвестором.
Игорь Власюк, президент ассоциации "Частные инвесторы Украины": Существуют
такие бизнес-ангелы, которых правильнее назвать бизнес-дьяволами. Они
ищут привлекательные патенты, имеющиеся у изобретателей, которые они
кладут в основу своего стартапа, и отбирают их, чтобы потом перепродать
или реализовать проект самостоятельно. Некоторые бизнес-дьяволы
вкладываются в понравившиеся им проекты, а потом, когда проект успешно
развивается, размывают долю основателей стартапа в компании и
выкидывают их из бизнеса. Это рейдеры, и они существуют на рынке. Те
люди, которые постоянно "крутятся" в этой среде - другие инвесторы,
серийные предприниматели, которые реализуют уже не первый и не второй
свой проект, знают этих бизнес-дьяволов и не ведут с ними никаких дел.
Однако те стартаперы, которые не имеют такого опыта, попадаются им на
крючок. Зачем бизнес-дьяволы кидают стартаперов, а не делают вместе с
ними бизнес? Потому что им не хватает 51%, им нужны 100% компании, это
их принцип.
У нас в ассоциации около 40 бизнес-ангелов. Могло бы быть и гораздо
больше, однако мы тщательно фильтруем тех людей, которые входят в нашу
ассоциацию, чтобы не допустить в нее таких вот бизнес-дьяволов, потому
что, «кинув» стартаперов, пришедших к нам в ассоциацию со своими
проектами, они испортят нам репутацию, и репутация бизнес-дьяволов
будет у всех наших членов. А репутация для настоящего бизнес-ангела -
это чуть ли не самое важное, что у него есть.
Давид Цителадзе, издатель российской версии журнала для бизнес-ангелов, венчурных инвесторов и стартаперов "The Angel Investor": Рейдерство
в отношении стартапов, патентов, инновационных разработок и хороших
бизнес-идей есть и в России. Но у большинства бизнес-ангелов есть
«кодекс чести», и они никогда не станут предпринимать даже попыток
"кинуть" своих партнеров. Ведь на этом рынке все про всех знают,
новости разлетаются по сообществу очень быстро, а репутация гораздо
важнее.
Единственное, что на самом деле дает надежную защиту от "кидка" -
это РЕПУТАЦИЯ бизнес-ангела, венчурного фонда или инвестиционного
консультанта. Если человек пришел в этот бизнес надолго, и надеется
найти "свой Google" среди множества проектов, он будет не только
дорожить своей репутацией, но и всячески приумножать ее. А приумножить
репутацию можно прозрачностью и только прозрачностью. Венчурный
инвестор, заботящийся о повышении своей репутации, будет открыт для
прессы и "стартаперской тусовки" - как Гай Кавасаки, публикующий в блоге
свои мысли, обсуждающий там же свои инвестиции в те или иные стартапы,
активно ездящий по разным конференциям и выступающий там. Венчурные
фонды, созданные крупными инвестиционными структурами - такими, как "Финам", имеющий множество паевых фондов и полностью зависящий от доверия к нему населения, "Тройка
Диалог", имеющая в управлении более 5 миллиардов долларов, и также полностью зависящая от доверия к ней людей и бизнеса, "Allianz Росно",
одна из крупнейших финансово-страховых групп в Европе, - никогда не
станут рисковать своей репутацией из-за десятки и даже сотни миллионов
долларов (будем надеяться, что стартапы некоторых из читателей этой
статьи достигнут такой капитализации). Максим Каримов со своими
партнерами, работающие бизнес-ангелами под названием E-Trust Group с 2003 года, также вряд ли будут портить свою репутацию, взращенную в течение 4 лет и лелеемую и сейчас.
Поэтому репутация венчурного инвестора - это именно то, что на самом
деле защищает основателей стартапа от «кидка». И прежде чем бежать со
своим ценным проектом, подробнейшим образом разложенным по полочкам в
бизнес-плане, к человеку или организации, которая произнесла волшебную
фразу "несите нам свой проект, нам это интересно", проверьте их
репутацию. Поищите про них сведения в интернете, в рубрике Venture Capitalists Profiles блога IdeaBlog или в разделе "Досье" на венчурных инвесторов и отзывы о них форума IdeaBlog. Поспрашивайте про них в разделе Кто что знает об этом инвесторе, ангеле или инвестконсультанте?
форума IdeaBlog или на других сайтах, где тусуются стартаперы. Не
стесняйтесь задавать вопросы этим потенциальным инвесторам - о том,
какие проекты они инвестировали, могут ли они дать контакты
стартаперов, с которыми у них все сложилось - особенно не стесняйтесь с
вопросами, если вы не нашли он них никакой информации, хотя расспросили
об этом многих людей. В конце концов они предлагают вам равноправное
партнерство в совместном бизнесе, и также как они расспрашивают вас о
том, каким опытом вы обладаете, где раньше работали и каких успехов
добились, вы имеете такое же право спросить и их об этом, особенно если
Google о них молчит как партизан. Я надеюсь, что если у вас хватило
смелости бросить к чертям спокойную жизнь и начать делать свой стартап,
то вам хватит смелости и выяснить все об инвесторе, с которым вы, может
быть, и будете реализовывать его.
P.S.: Следует особо заметить, что не все венчурные инвесторы
(особенно это касается бизнес-ангелов, причем не только лишь в нашей
стране) могут позволить себе прозрачность. У нас, на просторах бывшего
СССР, бизнес-ангельством может заниматься и крупный чиновник, и
олигарх, не желающий, чтобы его бизнес-партнеры подкалывали его по
поводу инвестиций "в алхимию", и люди, заработавшие свои состояния на,
например, обналичке, и не желающие их светить - такие бизнес-ангелы
предпочитают заниматься инвестированием "за ширмой" сетей
бизнес-ангелов, таких как "Частный Капитал", СБАР или ассоциация "Частные инвесторы Украины".
И в этом случае следует обращать внимание на репутацию именно сети,
поскольку абсолютно все серьезные сети бизнес-ангелов тщательно следят
за тем, чтобы не пускать к себе бизнес-дьяволов.
Напоминаю, что вы можете, если лень писать, оставлять аудио- и видеокомментарии ко всем постам. Можно также пообщаться с другими посетителями блога по поводу вопросов, которым посвящена эта статья, на форуме.