Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Страхование для всех

  Все выпуски  

Страхование для всех


Информационный Канал Subscribe.Ru

Страхование от www.insur.ru

Страхование для всех. Рассылка от http://www.insur.ru/

Присылайте свои пресс-релизы по адресу s v kozlitin @ yandex . ru



Публикации о страховании


Новости

Выступления А.В. Коваля

Страховая отрасль России – вектор движения. 5


Перспективы развития страхования жизни в России: экономические, социальные и законодательные аспекты












ВНИМАНИЕ!

Рассылка «Страхование для всех» распространяется в полном объёме только среди зарегистрированных читателей!

Если Вы желаете в дальнейшем получать полную версию рассылки, пришлите, пожалуйста, на адрес www - insur - ru @ yandex.ru следующую информацию: 

1.  Фамилия, имя, отчество

2.  E-mail, на который будет приходить рассылка

3.  Место жительства (город, страна)

4.  Место работы/учебы



Новости

Скоро состоится З8-ой слет УСС.. 1

«Москва Ре» выплатила компании «Мегарусс Ре» 100 тыс. долларов. 2

Международная Конфедерация обществ потребителей предлагает страховым компаниям самим устанавливать тарифы на ОСАГО.. 2

Краснодарский филиал «Росгосстраха» заключил два договора страхования урожая на общую страховую сумму 71,2 млн рублей. 3

Росгосстрах в Республике Кабардино-Балкарии стал победителем тендера по ОСАГО, который проводило республиканское Министерство внутренних дел. 3

РЕСО-Гарантия застрахует по ОСАГО Главное управление внутренних дел Нижегородской области  3

Компания "ГУТА-Страхование" выплатила страховое возмещение в размере 4,383 млн. рублей авиакомпании «Иркутск-АВИА» в связи с конструктивной гибелью вертолета МИ-8Т. 4

За все время действия закона об обязательном страховании страховыми компаниями собрано 86 млрд рублей, выплачено чуть более 26 млрд руб. 4

 

 

Скоро состоится З8-ой слет УСС

38 слет Союза Страховщиков «Урало-Сибирское соглашение» пройдет с 18 по 25 июня 2005 года в Лондоне на базе известного страхового брокера Marsh Ltd. В работе слета примут участие более 40 представителей из более чем 20 российских компаний, входящих в УСС. Также предусмотрено участие в слете представителей зарубежных перестраховочных компаний и брокеров.

На слете будут подведены итоги развития Союза за последние полгода, обобщены результаты совместных учебных семинаров, организованных на базе компаний, входящих в Соглашение. Также участники слета обсудят перспективы развития УСС, обменяются мнениями по технологии селекции риска в страховании ОСАГО и моделированию развития подразделений продаж.

Планируется рассмотреть результаты и состояние текущих и перспективных проектов УСС: развитие обязательного медицинского страхования, создание компании по страхованию жизни «МРСС-Вита», функционирование «Единой перестраховочной емкости» и «Автопула». С лекциями и презентациями по актуальным вопросам страхования и перестраховочной защиты выступят ведущие специалисты принимающей стороны - страхового брокера Marsh Ltd.

«Урало-Сибирское соглашение - уникальное образование, участники которого объединены взаимным интересом по развитию бизнеса, а не директивной схемой управления, поэтому мы рассматриваем съезд не как формальное мероприятие, а как важный этап развития», - подчеркивает президент Союза страховщиков «Урало-Сибирское соглашение», генеральный директор СК «МРСС» Семен Акерман.

Справка об УСС

В УСС входят 34 компании, работающие на территории Благовещенска, Братска, Екатеринбурга, Ижевска, Красноярска, Кузбасса, Курска, Москвы, Нижневартовска, Новосибирска, Омска, Ростова-на-Дону, Рязани, Самары, Санкт-Петербурга, Сочи, Томска, Тулы, Уфы, Челябинска и других городов. Таким образом, объединение представлено практически во всех наиболее экономически развитых регионах страны.

«Москва Ре» выплатила компании «Мегарусс Ре» 100 тыс. долларов

«Московское перестраховочное общество» («Москва Ре») выплатило компании «Мегарусс Ре» 100 тыс. долларов США по договору перестрахования воздушного судна Ту-154.

В феврале 2002 года в результате грубой посадки со значительной вертикальной перегрузкой этот самолет получил серьезные повреждения и был признан технически непригодным к дальнейшей эксплуатации.

«Наша компания полностью выполнила принятые на себя обязательства по этому договору, – отметила И.О. директора отдела выплат «Москва Ре» Ирина Попова. – На наш взгляд, оперативность выплаты является одним из ключевых моментов качественного предоставления перестраховочных услуг. За последние четыре года более 98% страховых выплат производились в течение трех рабочих дней с момента подготовки необходимого пакета документов, а крупные убытки оплачивались еще быстрее».

Международная Конфедерация обществ потребителей предлагает страховым компаниям самим устанавливать тарифы на ОСАГО

Агентство финансовой информации "М3-медиа" 2 июня 2005 г.

Сегодня на пресс-конференции, посвященной тарифам ОСАГО, Дмитрий Янин, председатель Правления Международной Конфедерации обществ потребителей (КонфОП), рассказал о предложениях КонфОП в Правительству РФ.

"Одной из проблем системы обязательного страхования гражданской ответственности является то, что фактически и базовый тариф, и повышающие коэффициенты, на основе которых рассчитывается окончательная стоимость полиса для потребителя, не имеют под собой достаточного статистического обоснования", - отметил Дмитрий Янин.

По мнению Дмитрия Янина, наведение порядка в тарифах ОСАГО должно идти по двум направлениям одновременно.

Первое состоит в скрупулезном сборе статистики ДТП и данных по страховым выплатам. "Такая деятельность уже ведется, и постепенно, при накоплении достаточных данных станет возможным изменение тарифов и поправочных коэффициентов в сторону более объективных величин", - подчеркнул г-н Янин.

Второе направление, которое, по мнению Председатель Правления КонфОП наведет порядок в тарифах ОСАГО, заключается в разрешении страховым компаниям конкурировать между собой не только в сервисной обслуживании, но и также и по цене предлагаемых продуктов, сняв все ограничения на размер скидок, которые страховые компании могут предоставлять своим клиентам.

"При условии, что на рынке не будет препятствий для добросовестной конкуренции, есть реальный шанс, что стоимость полисов ОСАГО окажется ниже, чем установлено законом", - отметил Дмитрий Янин.

Международная конфедерация обществ потребителей предлагает Правительству РФ и Государственной Думе РФ обсудить вопрос о снятии всех ограничений на минимальный размер полиса. Параллельно КонфОП предлагает Федеральной антимонопольной службе внимательно следить за соблюдением законодательства о конкуренции на рынке обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев, выявлять и пресекать случаи ограничения конкуренции на этом рынке.

Как предполагает Дмитрий Янин, при соблюдении этих двух условий - снятия ограничений на снижение цены на полисы ОСАГО и развития ценовой конкуренции на этом рынке – можно ожидать снижения стоимости обязательного страхования гражданской ответственности для автовладельцев.

Дмитрий Янин рассказал о том, что предложения КонфОП будут внесены на рассмотрение в Госдуму либо до 9 июня, когда состоится рассмотрение предложения по корректировке тарифов ОСАГО внесенное Минфином, либо после принятия поправок в первом чтении.

Краснодарский филиал «Росгосстраха» заключил два договора страхования урожая на общую страховую сумму 71,2 млн рублей.

По условиям первого договора застрахован урожай озимой пшеницы ЗАО «Кубань» Ленинградского района. Площадь урожая – 3100 га, общая страховая сумма по этому договору составляет 31 млн рублей.

По условиям второго договора с ЗАО «Армавирская птицефабрика» Успенского района были застрахованы озимые культуры на площади 2700 га. Общая страховая сумма по договору составляет 40,2 млн рублей. Договоры страхования урожая были заключены по условиям правил предоставления субсидий, сроком на один год.

Росгосстрах давно и успешно занимается сельскохозяйственным страхованием. Среди клиентов компании – крупные агропромышленные предприятия во всех регионах страны.

Росгосстрах в Республике Кабардино-Балкарии стал победителем тендера по ОСАГО, который проводило республиканское Министерство внутренних дел.

Факторами, обусловившими победу Росгосстраха, стали финансовая устойчивость компании, разветвленная филиальная сеть, большой опыт работы на рынке ОСАГО и общефедеральная сеть урегулирования убытков, состоящая из 233 специализированных Центров.

Это не первая победа Росгосстраха в тендерах, которые проводят подразделения органов внутренних дел в субъектах РФ. Региональные филиалы компании являются страховщиками по ОСАГО МВД Республики Мордовия, Республики Коми, УВД Ярославской, Вологодской, Орловской, Кемеровской областей и ГУВД Москвы. Свердловский филиал Росгосстраха победил в тендере Главного управления МВД РФ по Уральскому федеральному округу (ГУ МВД РФ по УрФО). Автопарк ГУ МВД РФ по УрФО обслуживает четыре области: Тюменскую, Свердловскую, Челябинскую и Курганскую.

Росгосстрах является официальным страховщиком Министерства внутренних дел РФ. В соответствии с государственным контрактом компания осуществляет обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России, а также сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

РЕСО-Гарантия застрахует по ОСАГО Главное управление внутренних дел Нижегородской области

Нижегородский филиал ОСАО «РЕСО-Гарантия» выиграл конкурсные торги по отбору страховой компании для осуществления обязательного страхования гражданской ответственности, которые проводило Главное управление внутренних дел Нижегородской области. ГУВД - владелец находящихся в государственной собственности транспортных средств, которые подлежат страхованию за счет средств федерального бюджета.

Кроме РЕСО-Гарантия в конкурсе принимали участие страховые компании «Росгосстрах-Поволжье», СКПО, «МАКС», «МСК» и «Русский Мир».

ОСАО «РЕСО-Гарантия» стало единоличным победителем данного конкурса. Это не первый успех Нижегородского филиала компании за последнее время: ранее ОСАО «РЕСО-Гарантия» стало победителем конкурса на право страхования ОСАГО за счет средств областного бюджета.

В настоящее время в Нижегородском филиале идет оформление полисов по всем 2200 автомобилям, принадлежащим ГУВД Нижегородской области. Объем страховой премии составит более 5 миллионов рублей.

Нижегородский филиал РЕСО-Гарантия работает с 1997 г., входит в первую тройку среди филиалов РЕСО-Гарантия, успешно работая как с крупными корпоративными клиентами, так и с населением. В 2004 году филиал собрал 175 млн. руб. страховой премии и выплатил 111 млн. 170 тыс. руб. возмещения. Только по ОСАГО за 2004 год продано 37 тысячи полисов на общую сумму 73 млн. руб. и выплачено более 52 млн. руб.

Компания "ГУТА-Страхование" выплатила страховое возмещение в размере 4,383 млн. рублей авиакомпании «Иркутск-АВИА» в связи с конструктивной гибелью вертолета МИ-8Т.

26 ноября 2004 года в процессе выполнения захода на посадку на площадку буровой установки в Томской области вертолет МИ-8Т, перевозивший рабочих-вахтовиков и груз, приземлился вне настила посадочной площадки, опрокинулся на правый борт и получил значительные повреждения.

В результате авиационного происшествия никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал, пожара не было, груз и личные вещи сохранились.

Вертолет был застрахован арендатором, авиакомпанией «Иркутск-АВИА», в «ГУТА-Страховании» на случай гибели, пропажи без вести или повреждения. В результате проведенной экспертизы специалисты установили, что имел место страховой случай.

Принимая во внимание характер и степень повреждений вертолета, а также значительную степень износа (96 %) и ограниченный остаток его календарного срока службы (до 31 декабря 2005 года), было принято решение об экономической нецелесообразности восстановления вертолета, а страховой случай квалифицирован по риску ответственности за гибель воздушного судна.

В строгом соответствии с договором страхования «ГУТА-Страхование» произвела выплату страхового возмещения в общем объеме 4,383 млн. рублей.

За все время действия закона об обязательном страховании страховыми компаниями собрано 86 млрд рублей, выплачено чуть более 26 млрд руб.

/Финмаркет/ 

"За все время действия закона об обязательном страховании страховыми компаниями собрано 86 миллиардов рублей, выплачено чуть более 26", - заявил в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. "Понятно, что 60 миллиардов легло в качестве доходов в страховые компании", - отметил он. По мнению В.Травина, этот факт говорит о том, что тариф явно завышен. "Вряд ли все эти деньги остаются в качестве доходов страховых компаний только потому, что они занимаются жульничеством, - считает он. - Такие факты есть, но вряд ли на них можно отнести все 60 миллиардов невыплаченных денег".

Помимо преувеличенной, по его мнению, величины тарифов, В.Травин считает "нарушающими статью 19 Конституции РФ о том, что все граждане равны перед законом независимо от места жительства, национальности, пола и возраста, повышающие коэффициенты". "Для московских автовладельцев повышающий коэффициента "двоечка", в других городах этот коэффициент ниже. Где же равенство?" - недоумевает он. "В относительном соотношении в Москве, может быть, и больше аварий, но в некоторых регионах число аварий на 100 единиц транспортных средств больше. По этому показателю в 2003 году лидером была Свердловская область, а в 2004 году - Тюменская область", - заметил В.Травин. 31 мая Конституционный суд РФ подтвердил конституционность закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ОСАГО).

Присылайте пресс-релизы на адрес www - insur - ru @ yandex.ru


Страховая отрасль России – вектор движения

Текст выступления Президента ВСС, депутата Государственной думы Федерального Собрания РФ А.П.Коваля на закрытии Страхового Саммита 2005

Источник: ВСС

Мы напряженно поработали. Теперь попробуем сделать некоторые обобщения и выделить факторы, влияющие на развитие национального страхового рынка. В ходе конференции упоминались:

  •         поступательное развитие экономики
  •         политическая стабильность
  •          рост благосостояния населения
  •          состояние финансовых рынков
  •          совершенствование страхового законодательства
  •          налоговые стимулы как для страховщиков, так и страхователей
  •          налоговое законодательство в целом
  •          действия надзорных и регулирующих органов
  •          консолидация страхового сообщества, повышение эффективности работы общественных организаций страховщиков
  •          внятная государственная политика в области страхования и государственные меры по развитию национального страхового рынка.

Пункт о государственной политике – последний по упоминанию, но отнюдь не по важности. Правительство России в 2002 г году утвердило очередную Концепцию развития страхования в Российской Федерации, еще на этапе подготовки выхолостив из нее всю конкретику, а сразу после принятия предав этот документ забвению. За прошедшее время ни разу не рассматривались ни ход реализации Концепции , ни ее итоги.

Отсюда вытекает неизбежный вывод: разработанной и последовательно реализуемой государственной политики в сфере развития страхования у нас как не было, так и нет. Хотя отмечу, что в названной Концепции основные направления все таки обозначены, но в настолько общем виде, что с ними не приходится спорить. Что касается количественных и качественных ориентиров, то в концепции было записано, что в связи с «принятием мер по совершенствованию налогообложения страховых операций, в связи с развитием долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования, введением новых видов обязательного страхования можно прогнозировать дальнейший рост числа договоров страхования, размеров страховых выплат и, как следствие этого, рост общих объемов аккумулирования средств в системе страхования». Авторы и составители концепции предполагали, что к 2007 г. общий объем страховых премий достигнет 400 млрд. руб., объем страховых выплат — 300 млрд. руб.; доля совокупной страховой премии к ВВП составит 4%». Трудно сопоставлять намеченное и достигнутое, поскольку не знаем, какая инфляция закладывалась в прогноз, когда эта программа писалась в 2002 г. Скорее всего исходили из постулата о ее неуклонном снижении. Планку в 400 млрд руб страховая отрасль благополучно преодолела в 2004 г, как и объем выплат в 300 млрд руб, по доле в ВВП же сильно недотягивает до «контрольного показателя».

И другое обстоятельство: мы сами стали строже оценивать количественные показатели и исключать из объема собранных страховщиками премий сведения о сборах по ОМС, а это, ни много ни мало, свыше 20% валового сбора премии.

Объем рынка ОСАГО составляет менее 2 млрд долл в год, но в то же время введение обязательного страхования ответственности уже привело к сокращению добровольного страхования ответственности автомобилистов. Эффект от введения ОСАГО на распространении страхования проявится в полной мере позднее.

 Планы развития страховой отрасли разрабатывает и, насколько позволяют имеющиеся возможности, практически реализует только Всероссийский союз страховщиков, а в части развития законодательства – профильный Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам. Безусловно, эта работа ведется во многом согласованно с Федеральной службой страхового надзора и Минфином России. Но пока что наше взаимодействие лишено концептуального стержня, реализуется не на стратегической основе, а несколько ситуативно и фрагментарно, по мере появления проблем, которые мы вместе как раз и призваны упреждать.

Очень трудно – и, пожалуй, еще рано - оценивать эффект от реализации в страховой сфере административной реформы, разделения функций, выполняемых госучреждениями, на правоустанавливающие: нормотворческие, регулирующие (МИНФИН) и правоприменительные,т.е. надзорно-контрольные (ФССН). Пока что такое разделение скорее создало проблемы для рынка, чем способствовало его динамичному развитию. Очевидно, нам следовало бы более тщательно изучить зарубежный опыт регулирования, взвесить все за и против. Административная реформа в страховой сфере вызвала определенные сбои и заминки в функционировании рынка, но насколько неизбежными были эти издержки? Тем не менее, работа налаживается и за последний год мы отмечаем усиление исполнения контрольно - надзорных функций. ФССН неукоснительно следит за соблюдением страхового законодательства, принимает жесткие, часто крайние меры по отношению к страховщикам, не исполняющим его положений. Выносятся решения и об отзыве лицензий у компаний, занимающихся схемным бизнесом. Такое наблюдается впервые, это новая качественная ступень в реализации надзорных функций.

Не надо быть оракулом, чтобы предсказывать дальнейшее сокращение количества страховщиков и в связи с ужесточением и конкретизацией законодательных требований, и в связи с усилением контрольно-надзорной составляющей, и в связи с необходимостью приведения деятельности самих страховщиков в соответствие с более высокими стандартами. Возрастают требования и к финансовой прозрачности, и к финансовой устойчивости страховых компаний, к акционерному капиталу, по раскрытию информации об акционерах, что приведет к дальнейшему сокращению числа как функционирующих, так и вновь образуемых страховых компаний. Процессы структурирования рынка, слияния и поглощения со стороны крупных игроков также ведут к дальнейшей концентрации страхового капитала.

На третий год реализации ОСАГО профессиональное объединение автостраховщиков также основательно профильтрует свои ряды.

Полагаю также, что далеко не все страховщики, занимающиеся обязательным медицинским страхованием, выдержат новые, пока еще только формулируемые законодательные требования к финансовой устойчивости и сохранят самостоятельность перед лицом экспансии в регионы крупнейших игроков на рынке ОМС.

Эти процессы позволяют предположить, что через год число компаний на рынке сократится до 600-700. Плохо это или хорошо? Это неизбежно. Важно, чтобы такое сокращение вызывалось естественными и объективными причинами, а не было результатом искусственного и селективного регулирования рынка и числа игроков на нем.

Все компании и мелкие, и средние и крупные должны быть в одних и тех же условиях надзора и регулирования.

Если говорить о количественных показателях, характеризующих рынок, то эти процессы не окажут существенного влияния на показатели собираемой премии. Ее объемы будут возрастать, но неравномерно, циклы ускорения будут чередоваться с периодами замедления, причем сейчас мы как раз и проходим через двухгодичный цикл замедления роста – напомню, что в 2004 году сумма собранной премии возросла только на 9%, даже не перекрыв, таким образом, уровня инфляции. В 2005 г темп роста может оказаться еще ниже, что, конечно, будет контрастировать с впечатляющим ростом в некоторые предшествующие годы. Многое будет зависеть в дальнейшем и от общей ситуации в экономике страны, от расширения границ страхового поля. Однако такое замедление, по нашему мнению, нельзя ни в коем случае называть «стагнацией», о которой уже протрубили некоторые. Стагнация означает стояние на месте. А замедление, которое мы отмечаем, вызвано не каким-то системным кризисом, а перестройкой бизнеса, его очищением от всяких схем. Если вычесть из общих показателей стремительно сокращающееся краткосрочное страхование жизни, преследовавшее оптимизационные цели, то в сегменте реального страхования будет наблюдаться здоровый рост. Нам нужен при этом не любой рост, а рост качественный, рост, сопровождающийся действительным развитием и модернизацией страхового бизнеса. Идет перегруппировка сил, собирание сил перед новым рывком. Компании, в частности, создают новые структурные и дочерние подразделения, которые будут заниматься жизнью и, естественно, такое строительство требует и значительных вложений, и отвлечения других ресурсов. Это как и в реальной экономике: нельзя одновременно наращивать производство, осуществляя на тех же площадях глубокую реконструкцию.

Сфера приложения сил страховщиков, «возделываемое» ими страховое поле, будут расширяться. Нам бы еще быстрее переболеть «автогражданкой» и подправить пострадавший от нее имидж страховщиков. Я помню возражения многих моих коллег против того, чтобы ОСАГО называли «локомотивом» развития отрасли, развития и качественного, и количественного. Но они оказались не правы. ОСАГО дало мощный толчок прогрессу страхового дела, заставило страховщиков осваивать навыки работы с массовым клиентом, отрабатывать новые технологии.

Какие законодательные новации будут способствовать дальнейшему расширению страхового поля и усилению страховой защиты граждан и предприятий?

Прежде всего это Федеральный закон «Об обязательном страховании ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов». Очень технически сложный законопроект, более десятка министерств и ведомств были задействованы в его подготовке, он несколько раз переписывался, неоднократно просчитывалось и пересчитывалось его финансово-экономическое обоснование. Но сегодня, благодаря усилиям разработчиков, Минфина, ФССН и профильного комитета Государственной Думы, эта работа завершается и мы уже выходим на этап подготовки заключения Правительства РФ, принятия согласованной версии. Охват сооружений и объектов имущественных комплексов весьма внушителен, соответственно, предполагаемый сбор премий также будет достигать значительных величин.

В работе находится и Проект закона «О гражданской ответственности за причинение ядерного вреда», который предполагает, наряду с другими финансовыми механизмами, задействование и инструментов страхования. Этого требует и Венская конвенцию, которую Госдума уже ратифицировала.

Считаем, что пришло время задуматься об участии коммерческих страховщиков в системе обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях. А задуматься надо и государству, и страховщикам. Комитетом ВСС по социальному страхованию соответствующий законопроект подготовлен.

Никто не снимает с повестки дня и подготовку к введению страхования ответственности производителя, но сегодня этот вид страхования воспринимается как дополнительная финансовая нагрузка, непосильная особенно для малого и среднего бизнеса. По крайней мере на ближайшие 3-4 года данная задача представляется трудно реализуемой.

Можно говорить уже, как о системном факторе, о сокращении лицензируемых видов деятельности и о параллельном развитии страхования ответственности. Данный процесс затрагивает и уже затронул целый ряд видов профессиональной деятельности. Одновременно разворачивается работа по созданию саморегулируемых организаций, объединяющих однородных субъектов по профессиональному признаку, обязанных страховать свою ответственность.

Несмотря на то, что полемика о возможности введения обязательного страхования жилья не получила развития, проблема осталась. Но речь здесь должна идти также о страховании ответственности. Ответственности владельца жилья в многоквартирном доме, квартиросъемщика, арендатора за ущерб третьим лицам.

О перспективах развития долгосрочного страхования жизни я подробно говорил на заседании секции. Полагаю, что этот вид страхования в ближайшее время бурный рост не ожидает. Кривая роста страхования жизни будет идти параллельно кривой экономического роста и роста благосостояния населения, и сопоставимыми темпами.

Ожидаемое и, надеюсь, скорое реформирование здравоохранения и системы ОМС, безусловно, придаст стимул развитию не только обязательного медицинского страхования, но и еще в большей степени - добровольного. В этой связи страхование ответственности врачей также необходимо закрепить законодательно.

Объединения субъектов страхового дела не ждут того, чтобы кто-то пришел и решил для них и за них обозначенные выше вопросы. Полностью осознавая масштаб задач и глубину проблем, они готовы принять на себя ответственность за их решение, но дополнительная ответственность требует и расширения тех функций, которые закреплены за общественными организациями страховщиков, изменения их статуса и, естественным образом, преобразования в СРО. В этом плане обдумываем реформу нашей главной страховой организации – ВСС. Это тем более необходимо, когда государство не имеет своей, ясно выраженной политики в сфере страхования. Предвидим создание аналогов РСА в ряде сегментов страхового рынка, формирование в рамках будущих СРО гарантийных фондов, как механизма дополнительной защиты страхователя и повышения доверия к страховщикам. Вместе с тем логично ожидать сокращения числа страховых союзов и ассоциаций. Консолидация на рынке получит продолжение и в этой среде.

Не обойти вниманием и тему открытия страхового рынка при вступлении России в ВТО, что, безусловно, скажется на его развитии. Но мне думается, что в условиях формирующегося страхового законодательства и имеющей место экономической нестабильности, активного продвижения на наш рынок иностранных операторов ожидать не приходится. Национальные особенности функционирования механизмов государственной власти также создают дополнительные трудности. Я имею в виду бюрократию, волокиту, непредсказуемость действий власти и т.д. и т.п.

Уважаемые коллеги!

И все же хочу закончить свое выступление на другой ноте. Российский страховой рынок будет динамично развиваться, с предсказуемой цикличностью, продвигаясь в сторону приоритета классических видов страхования, он станет более прозрачным, его ждут дальнейшая реструктуризация, процессы слияний, поглощений, уход с рынка многих страховщиков, а в целом - переход к качественно новому и более высокому этапу своего развития.

Благодарю всех: участников, спонсоров конференции, спикеров, докладчиков, представителей прессы за совместную работу и интересное общение!

Перспективы развития страхования жизни в России: экономические, социальные и законодательные аспекты

Текст выступления Президента ВСС А.П.Коваля на Международной конференции по страхованию 2005 (секция классического страхования жизни)

Источник: ВСС

Итак, остановимся на факторах, уже обозначенных в самой теме доклада, которые во многом сдерживали и препятствовали распространению страхования жизни вчера и которые будут определять развитие этого вида (как, впрочем, и других видов страхования) в ближайшей и более отдаленной перспективе. Именно по страхованию жизни судят как о степени развития страховой отрасли в целом, так и о восприятии страхования населением и обществом как необходимого инструмента финансового планирования и средства защиты. Наличие или отсутствие у человека полиса страхования жизни позволяет судить не только о его возможностях, но и намерениях, настрое. Он может быть целиком поглощен текущими проблемами, вопросами простого выживания или, напротив, начинает задумываться о будущем своем и собственной семьи, об оплате образования своих детей, о подготовке к неизбежно наступающей старости с ее неизбежными невзгодами. Если есть у человека хорошо оплачиваемая и стабильная работа, источники доходов, появится у него со временем и полис долгосрочного накопительного страхования жизни. Разумеется, требуется стабильность не только в личном плане, но и стабильность в государстве, а также предсказуемость действий органов государственной власти.

Даже далеким от страхования людям, но не нашим российским экономистам должно быть известно, что развитость и распространенность страхования – это универсальный показатель и безошибочный индикатор как уровня развития и состояния экономики конкретного государства, так и того, какого качества у нас государственное управление и регулирование.

А уровень развития страхования определяется показателями сбора премии, его доли в ВВП, страховыми выплатами, премии на душу населения.

Тема, которую мы с вами вынесли на обсуждение, часто становилась предметом дискуссий и споров на самых различных форумах, конференциях и семинарах в России и за рубежом. По традиции на этих мероприятиях, во-первых, пытаются определить количественные параметры страхования жизни на текущий момент, а во-вторых – дать прогноз темпов развития страхования жизни на ближайшую (до 5 лет) и долгосрочную (10-20 лет) перспективу, в процентах и абсолютных цифрах.

Регулярно предпринимаются и попытки отделить действительное страхование жизни, классифицируемое как классическое, от такого страхования жизни, которое обозначают как «схемное», «оптимизационное», «псевдострахование» и т.п. Эти усилия, ранее предпринимавшиеся со стороны страхового надзора, не назовешь особенно успешными. Одна из причин, вероятно, та, что вся названная деятельность осуществляется в рамках действующего законодательства и официально по отчетности проходит именно как «страхование жизни». Российский страховой бизнес оценивают с точки зрения соответствия классическим критериям реального и рыночного страхования, инвестиционной привлекательности и потенциала роста. В наиболее авторитетном обзоре, подготовленном Иланом Рубином из ОФГ, реальный объем взносов по страхованию жизни в 2001 году оценивался примерно в 48 млн. долл, там же предсказывались ежегодные средние темпы увеличения данного показателя, равные 44 %, вплоть до 2016 г, когда он достигнет 33,6 млрд. долл. Автор названного обзора предсказывал, что сборы по реальному страхованию жизни составят в 2002 г - 72 млн. $, в 2003 г - 100 млн.$, 173 млн. $ в 2004 году и, наконец, 302 млн. $. в текущем, то есть 2005 г. Нет особого смысла заглядывать так далеко, как в 2026 г, когда, возможно, никто и не вспомнит о наших прогнозах. Однако прогноз на 2005 г представляется чрезмерно оптимистичным. Обратите внимание, что компания Эйс (ACE) пока что начала работать в России только в секторе ином, чем страхование жизни.

Иногда утверждают, что доминирование иностранных компаний в секторе страхования жизни неизбежно, поскольку страхование жизни в настоящее время практически в РФ отсутствует, а население не желает доверять российским частным финансовым учреждениям свои долгосрочные сбережения. В том, что касается последнего утверждения, видим другое: например, рост объема долгосрочных вкладов населения в российские кредитные учреждения, рост потребительского кредитования российским банками, а банковский сектор может служить известным ориентиром для страхового. России совершенно не обязательно развиваться по восточноевропейскому, латиноамериканскому или восточноазиатскому сценарию. У нас есть крепкие национальные операторы, которые способны поднять рынок жизни, хотя для этого потребуется время и соответствующая среда.

Именно по этой причине попытаемся несколько шире взглянуть на данную проблему, начнем с очень краткого анализа складывающейся экономической ситуации.

К настоящему моменту в экономике и экономической политике прослеживаются тенденции различной направленности. С одной стороны, экономика растет шестой год подряд, ВВП страны с 1998 года увеличился почти в 1,5 раза, опять таки шестой год подряд страна завершит с бюджетным профицитом, валютные резервы на начало мая 2005 г составили 144.1 млрд долл, положительное сальдо внешнеторгового баланса в первом квартале 2005 г достигло 28.1 млрд, последовательно сокращается в государственный внешний долг (с 154 до 110 млрд)., при этом Россия уже договорилась о досрочном погашении своей задолженности перед западными государствами, продолжается рост инвестиций и сокращение оттока капитала за пределы России. С другой стороны отмечается замедление темпов экономического роста, ряд стран СНГ опережает Россию по данному показателю, хотя высокие темпы достигаются ими благодаря низкой исходной базе. У России отрицательный демографический баланс (естественная убыль населения превышает рождаемость) и он не компенсируется притоком в Россию рабочей силы из ближнего зарубежья. Огромный разрыв в уровне жизни между РФ и передовыми странами сокращается медленно и то только на протяжении последних шести лет. Наша страна остается небогатой в целом страной с крайне неравномерным распределением доходов среди различных групп и слоев населения.

Фундаментальная проблема бедности страны и населения, о которой говорил советник Президента РФ г-н Илларионов, таким образом, далека от решения.

Так как же будет развиваться в таких условиях долгосрочное накопительное страхование, когда для него нет массовой базы? А таковая появится только вместе с формированием сильного и многочисленного среднего класса – оплота социальной стабильности и основы жизнеспособности любого государства. Остается выяснить, как именно выглядит этот самый средний класс? Существуют различные методики и критерии определения его состава и численности, которые либо раздвигают, либо сужают его границы. Иногда в этой связи говорят даже и о «низшем среднем классе» в России. Более консервативная и строгая оценка выводит нас на средний класс численностью в 10-14 млн человек, или от 7 до 10% от всего населения России. На мой взгляд, к среднему классу следует, как это делается в ряде зарубежных государств, относить семьи, располагающие, как минимум, двумя автомобилями, квартирой и загородным домом. Эта та категория людей, с которой страховщикам и следует работать в первую очередь. Категория, способная и готовая платить за страховой полис и осознающая необходимость страхования имущества, жизни и здоровья, а в ряде случае и ответственности. Уточнив критерий отнесения или принадлежности к среднему классу, мы можем строить и прогнозы.

Искусственно форсировать развитие, распространение или укоренение страхования невозможно. Так или иначе страховая отрасль работает на удовлетворение уже существующего спроса, а ее развитие базируется на общеэкономических предпосылках. Страхование обслуживает реальный и финансовый сектора экономики, но не претендует на роль главного локомотива экономического прогресса. И подъем страхования жизни также будет привязан и напрямую зависеть от динамики экономического развития.

Существующие макроэкономические параметры и тенденции дают основания для следующего вывода. Даже если гипотетически предположить, что мы сняли все вопросы с законодательным обеспечением процесса развития долгосрочного накопительного страхования и пенсионного страхования, решающего сдвига и впечатляющего ускорения в страховании жизни все равно ожидать невозможно. Это необходимо сказать еще и в связи с тем, что в нашем профессиональном сообществе стойко бытует представление о том, что единственное, чего не хватает страховой отрасли, так это ударно принятых законодательных актов или таких законов, которые принуждали бы людей страховаться.

Как бы то ни было, задача формирования стимулов, прежде всего налоговых, для страхователей, физических и юридических лиц, работодателей и работников, безусловно, с повестки дня не снимается и мы продолжаем заниматься ею. Уже подготовлены изменения для внесения в соответствующие статьи Налогового кодекса. При этом хочется спросить - себя и вас: полностью ли готовы сами страховщики к реальному долгосрочному страхованию жизни?

С одной стороны, ряд российских компаний, невзирая на все трудности и неопределенности (впрочем, в том и состоит призвание страховщика, чтобы работать с риском, имеющим принципиально вероятностный характер) работают со страховой классикой, хотя и в скромных масштабах. Реализовано практически повсеместно законодательное требование о выведении страхования жизни в отдельный бизнес.

С другой стороны, хочу сказать несколько слов и о таком виде страхования, который, казалось бы, не имеет прямого отношения к обсуждаемой теме. Страховщики накопили большой опыт в области реализации Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», освоили новые технологии работы с массовым клиентом, создали сети дистрибуции и урегулирования убытков, обслуживания клиента.

В то же самое время опыт ОСАГО обнажил и многие проблемы, включая такой серьезный порок, как непонимание (или недопонимание) рядом страховщиков всей меры своей профессиональной и социальной ответственности (учитывая направленность закона об ОСАГО) перед клиентом и обществом, подчас легковесное и невнимательное отношение к страхователю, который густым потоком повалил в страховые компании. Не добавляет уверенности в надежности страховой защиты и банкротство ряда автостраховщиков. Некоторые эксперты, кстати сказать, и оценивали весь проект ОСАГО с точки зрения его «санитарной функции», в плане выявления как перспективных, так и нежизнеспособных компаний. Мы же обратим внимание на другое.

Ситуация с автогражданкой сложилась такая, что приходиться предпринимать специальные усилия по реабилитации и закона об ОСАГО, и всей страховой отрасли. Отмечают, что страховая отрасль России в минувший период росла главным образом благодаря взносам по ОСАГО. Но, зарабатывая на ОСАГО, некоторые страховые компании создавали проблемы для всей отрасли, в том числе и для сегмента страхования жизни.

Здесь в полный рост встает проблема завоевания доверия того страхователя, который по своей доброй воле собирается придти к страховщику, чтобы заключить с ним договор страхования жизни на 10-15-20 лет. Этот потенциальный страхователь сейчас крепко задумается – а можно ли и стоит ли доверить свои средства страховой компании, учитывая свой личный опыт взаимодействия со страховщиком при урегулировании убытка и получении выплат по ОСАГО? А ведь именно владельцы автомобилей в большей своей части и есть представители именно того среднего класса, на который, как отмечено выше, главным образом и должны рассчитывать страховщики, готовя программы по страхованию жизни и обучая агентов. Проблема формирования положительного имиджа страховщика, в идеале - символа надежности и стабильности, как видите, сохраняет всю свою актуальность.

О некоторых вещах надо подумать уже сегодня. Представляется целесообразным и даже неизбежным, и здесь велосипеда изобретать не нужно, формирование, страховщиками, осуществляющими страхование жизни, гарантийного фонда на случай банкротства страховой компании. Клиент ни при каких обстоятельствах не должен пострадать! И он об этом должен знать и быть в этом уверен! Это элемент и доверия, и гарантий, и ответственности. Кто будет управлять и контролировать фонд – сами страховщики или государство – вопрос вторичный.

Другая нерешенная проблема: долгосрочное накопительное и пенсионное страхование по сути является разновидностью коллективных инвестиций. Предстоит обеспечивать эффективность размещения средств, собранных страховщиками жизни, привлекательные условия для страхователей, обеспечивающие как защиту от рисков, так и инвестиционный доход не ниже того, что предлагают другие институциональные инвесторы. Умеют ли страховщики эффективно управлять активами с высокой инвестиционной отдачей? Далеко не все… Тем более на нынешнем достаточно узком российском фондовом рынке, который предлагает пока что ограниченный спектр надежных финансовых инструментов и не способен переварить приток значительных инвестиций. Я обозначил только ряд проблем, стоящих на пути развития долгосрочного классического страхования жизни, оставил за рамками своего выступления другие (например, подготовка и сертификация страховых агентов), но перечень получился хотя и далеко не полным, но вполне внушительным.

Уважаемые коллеги! Вам могло показаться, что докладчик настроен весьма пессимистично в отношении перспектив развития страхования жизни в России. В определенной степени это имеет место быть, но в то же время это не совсем так. Мы обязаны смотреть на вещи трезво и реалистично. Наших ведущих страховщиков, впрочем, не нужно ни предостерегать о трудностях предстоящей работы, ни внушать мысль о преждевременности или невозможности реализации проектов по страхованию жизни. Они не только реально оценивают масштаб стоящих перед ними проблем, но и, невзирая на все барьеры, уже приступили к реализации своих проектов по страхованию жизни, создавая условия, которые ныне отсутствуют и постепенно, шаг за шагом, продвигаясь к поставленным ими перед собою целям. Но отдавать себе отчет в том, что это весьма непросто и состоится нескоро, надо.

Сегодня очень многое зависит от решения вопросов, которые лежат вне страховой сферы: от развития производительных сил и деловой инфраструктуры, от уровня жизни населения, его благосостояния, от политической и экономической стабильности, наконец, инвестиционной привлекательности страны.

А все остальное в руках и головах страховщиков!

Благодарю за внимание.

 





























Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: insurance.russinsurance
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное