Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Страхование для всех

  Все выпуски  

Страхование для всех


Информационный Канал Subscribe.Ru

Страхование от www.insur.ru

Страхование для всех. Рассылка от http://www.insur.ru/

Присылайте свои пресс-релизы по адресу www - insur - ru @ mtu.ru









Программа оценки стоимости автомобилей  

Для тех, кто работает с рекламными агентствами

Информация к размышлению














Страхование имущества на загородном участке. Тематический обзор

Аналогичный по тематике опрос страховщиков проводился в августе 2003 г. Около года назад, учитывая результаты нескольких последних лет, состояние рынка страхования загородной недвижимости говорило о все большей стандартизации услуг страховщиков. Происходило постепенное включение в покрытие элементов, ранее не предлагавшихся: это свидетельствовало, по-видимому, о желании страховщиков учитывать частные запросы клиентов и, возможно, о том, что российские компании все более перенимали опыт зарубежных коллег.
В этом году из полученных ответов специалистов компаний, занимающихся данным видом страхования, были выбраны ответы шести респондентов. Благодарим специалистов за полную и интересную информацию и надеемся, что приведенное ниже обобщение результатов опроса будет полезным в том числе и тем работникам страховщиков, которые увидят данные о своих компаниях.

1. Состав и стоимость страхового покрытия

Тарифная политика. Примеры, критерии андеррайтинга
Важнейшие ценовые характеристики услуг по страхованию загородных домов показаны в таблице 1. Несмотря на растущее значение таких факторов, как состав покрытия, дополнительные услуги и т.д., для клиентов в большинстве случаев главную роль играет именно цена услуги. Вряд ли значительное их количество внимательно подходят к дополнительным условиям страхования – во всяком случае до тех пор, пока не пришлось обращаться к страховщику за получением страховой выплаты. Но такая ситуация обязательно будет меняться, повысится «страховая культура», на низкий уровень которой жалуются страховщики. Однако, и общаться с «культурным» клиентом им будет сложнее: у него возникнет множество новых вопросов.
Таблица 1. Средние тарифы; скидки; франшиза

Компания

Стоимость дома

Годовой тариф, % от страховой суммы

Скидка за безубыточность, %

Франшиза

Пожар

Залив

ПДТЛ

Стихийные бедствия

Полный
пакет

ВСК1

< $100 тыс.

0,4

0,2

0,4

0,1

0,5

10% в год

*)

≥ $100 тыс.

0,4

0,2

0,4

0,1

0,5

10% в год

*)

«ВИТАЛ-Полис»2

< $100 тыс.

0,6

0,3

0,4

0,3

0,70

5-15%

нет

≥ $100 тыс.

0,6

0,3

0,3

0,3

0,65

5-15%

Нет

«Гарант» 3

< $100 тыс.

0,5

0,2

0,3

0,3

1,2

н.д.

1-5%

≥ $100 тыс.

0,6

0,25

0,4

0,4

1,5

Н.д.

1-5%

«РК-Гарант» 4

< $100 тыс.

0,4-0,7

0,5-0,7

0,15-0,30

0,05

0,6-1,2

5% (не более 4 лет)

$80-200, безусл.

≥ $100 тыс.

0,35-0,70

0,45-0,70

0,15-0,30

0,05

0,55-1,2

«Согласие» 5

< $100 тыс.

 

 

 

 

0,86

до 30

0,05-0,1%

≥ $100 тыс.

 

 

 

 

0,65

до 30

«Стандарт-Резерв» 6

< $100 тыс.

0,3-0,5

0,1

0,2-0,25

0,1-0,15

0,6-0,8

до 40%

**)

≥ $100 тыс.

0,3-0,5

0,1

0,1

0,1-0,15

0,5-0,6

до 20%

*) по соглашению сторон

**) Применение франшизы не обязательно. Если устанавливается, то безусловная в размере 0,5-2,0% (при стоимости дома до $100 тыс.) или 0,1-0,5 (при стоимости дома $100 тыс. и более)

 В таблице 1 и других таблицах используются следующие обозначения:

1) ОАО «Военно-страховая компания»

2) ООО «Страховая компания «ВИТАЛ-Полис»

3) ОАО «Казанская акционерная страховая фирма «Гарант»

4) Компания ЗАО «РК-Гарант»

5) Компания СОГЛАСИЕ, Москва

6) Страховое ЗАО «Стандарт-Резерв»

Тарифы разных компаний отличаются незначительно – как и в августе прошлого года, и их средний уровень остался тем же. Во всяком случае, заметных различий нет. Как и год назад, есть заметное отличие в средних тарифах московских страховщиков и страховщиков в других регионах. Скорее всего, законы рынка снизят региональные тарифы, но это будет постепенный процесс.
Состав базового покрытия (перечень рисков, входящих в полный пакет) остается стандартом уже не первый год.
Скидки за безубыточность (при отсутствии обращений за получением страховой выплаты) так же являются стандартом для рынка. Размер скидок у разных компаний за год в целом не изменился, но предыдущий опрос показал, что общая скидка могла достигать 50% страхового взноса, сейчас этот предел – 40%. Является ли это показательным фактором, сказать сложно, но ясно одно: предоставление скидок является частью ценовой конкуренции, но конкуренции «мягкой» (иначе был бы заметен демпинг отдельных страховщиков, выражающийся в относительно крупных скидках).
Франшиза предусматривается не столь безоговорочно, как ранее. В августе прошлого года страховщики обязательно предусматривали франшизу, защищаясь от незначительных претензий, теперь некоторые компании готовы по желанию клиента франшизу не устанавливать. Возможно, это – тенденция, и в будущем страхователи будут иметь право на возмещение сколь угодно малого ущерба.
Существенно, что респонденты часто говорили, что установление франшизы не приведет к снижению тарифа – а именно так поступало большинство компаний в прошлом году.
 
Следующая группа вопросов, заданных респондентам, была связана с тем, какова общая ситуация с ценообразованием услуг по страхованию имущества на загородных участках и как они оценивают перспективы.

Таблица 2. Некоторые вопросы тарифной политики

Компания

Пересмотр тарифов компании

Оценка средних тарифов,
действующих на рынке

Важнейшие факторы, влияющие на размер тарифа

ВСК1

Последний раз тарифы пересматривались в марте 2004 г.

В целом, тарифы обоснованные. Но в регионах – завышенные, а  по залогам тарифы демпинговые

Охрана, сигнализация;
Материал постройки строения;
Страховая сумма (стоимость)

«ВИТАЛ-Полис»2

Последний раз тарифы пересматривались в 2002 г.

Тарифы обоснованные, их изменения не ожидаю

Место расположения населенного пункта;
Материал постройки строения;
Страховая сумма (стоимость)

«Гарант» 3

Тарифы в последнее время не менялись

Тарифы обоснованные, их изменения не ожидаю

Материал постройки строения;
Наличие источника воды;
Страховая сумма (стоимость);
Наличие охранной сигнализации, охраны

«РК-Гарант» 4

Последний раз тарифы пересматривались в 2004 г. Тарифы меняются не чаще, чем 1 раз в год исходя из убыточности компании по данному направлению и анализа состояния рынка страхования загородных домов

Тарифы обоснованные, их изменения не ожидаю

Материал постройки строения;
Сезонность проживания;
Наличие убытков в течение последних 5 лет;
Мероприятия по охране имущества

«Согласие» 5

Последний раз тарифы пересматривались весной 2004 г.

Тарифы демпинговые. Ожидаю их дальнейшего снижения или стагнации

Материал постройки строения;
Наличие подъездных путей;
Охранная и пожарная безопасность

«Стандарт-Резерв» 6

Последний раз тарифы пересматривались в 2002 г. На рынке тарифы обоснованные. Пересматриваются в зависимости от статистики убыточности данного вида страхования в компании, а также с учетом анализа рынка страхования строений

Тарифы обоснованные, их изменения не ожидаю

Материал постройки строения;
Страховая сумма (стоимость);
Наличие охраны, противопожарной сигнализации и средств пожаротушения, постоянное/сезонное проживание

 

Сравнение с прошлым годом показывает, что компании стали менее склонны пересматривать свои тарифы, и делают это только при наличии очень веских причин. В августе 2003 г. многие респонденты отмечали, что ежегодная коррекция тарифов – в их компаниях обычная практика. Это говорило о ценовой нестабильности на рынке, хотя ожидания страховщиков тогда сводились к тому, что в ближайшем будущем изменения тарифов (среднерыночных) не предвидится.
Представитель компании «Согласие» не одинок в своей пессимистической оценке дальнейшего демпинга. Такого же мнения придерживаются многие специалисты-страховщики, как следует, в частности, из материалов СМИ. Причем в этом году подобные прогнозы (безусловно, опасные для рынка) стали звучать заметно чаще.
 
Материал постройки строения выделяется как важный фактор, влияющий на степень страхового риска. Количественно такая зависимость видна из данных таблицы 3.

Таблица 3. Тариф и франшиза для 2-этажного дома при годовом страховании
по полному пакету рисков

Компания

Брус

Кирпич+брус

Кирпич

Недостроенный дом (есть стены и крыша)

ВСК1

Тариф 0,6-0,8%. Франшиза – по договоренности

Тариф 0,55-0,75. Франшиза – по договоренности

Тариф 0,5-0,7. Франшиза – по договоренности

В зависимости от стоимости

«ВИТАЛ-Полис»2

Тариф 0,75. Франшизы нет

Тариф 0,65. Франшизы нет

Тариф 0,6. Франшизы нет

Дерево – 0,9, кирпич – 0,6

«Гарант» 3

Тариф 1,2. Франшиза 1%

Тариф 1,2. Франшиза 1%

Тариф 1,2. Франшиза 1%

н.д.

«РК-Гарант» 4

Тариф 0,8-1,2. Франшиза $80-150

Тариф 0,8-1,2. Франшиза $80-150

Тариф 0,6-0,8. Франшиза $80-150

Тариф 1,5

«Согласие» 5

Тариф 0,9-1,5. Франшиза 0,05-0,10

Тариф 0,75-0,9. Франшиза 0,05-0,10

Тариф 0,70-0,85. Франшиза 0,05-0,10

Тариф 1,0-1,8

«Стандарт-Резерв» 6

Тариф 0,8. Франшиза 0,5-2,0% *)

Тариф 0,7. Франшиза 0,5-2,0% *)

Тариф 0,6. Франшиза 0,5-2,0% *)

**)

*) Возможно страхование без применения франшизы.

**) Недостроенный дом принимается на страхование при условии, что он защищен от попадания внутрь осадков, то есть имеет стены, крышу, застекленные или снабженные ставнями окна, запираемые двери. В этом случае применяется обычный тариф в зависимости от материала строения. Если в доме при этом никто не живет, то годовой тариф будет увеличен на 5%.

Шкалы зависимости тарифа от материала постройки у компаний очень близки. Абсолютные размеры тарифов различаются заметнее, но необходимо учитывать общий характер приведенного примера. Снова подтверждается заметный разрыв в тарифах между московскими и другими регионами. Респонденты из московских компаний отмечали, что в регионах тарифы завышены. Таким образом, пока данная ситуация сохраняется, и «сглаживания» тарифов не происходит.
Как и ранее, страховщики готовы принимать на страхование недостроенные строения по примерно таким же тарифам. Но теперь более определенно звучит требование об обязательном наличии стен, крыши, закрытых окон и запертых дверей. Как и ранее, более полное покрытие рисков в период строительства может быть предоставлено по договору страхования строительных работ.
 
Перечень факторов, учитываемых при андеррайтинге и определяющих размер тарифа, вряд возможно сформулировать полностью. В таблице 4 приведены те из них, которые, как представляются, могут интересовать значительное число клиентов.

Таблица 4. Влияние некоторых факторов на размер тарифа

Компания

Франшиза в размере стоимости оконных стекол

Дом новый (не старше 10 лет) по сравнению с более старым

Страхование только на время постоянного проживания

Страхование только на время «консервации»

Страхование на период сдачи дома в аренду

ВСК1

Как любая франшиза

-

↓ 10%

↑ 10%

↑ 10%

«ВИТАЛ-Полис»2

Не влияет

Не влияет

↑ 0,1%

↓ 0,1%

Увеличится

«Гарант» 3

н.д.

Да

Н.д.

н.д.

н.д.

«РК-Гарант» 4

Не влияет

Не влияет

*)

**)

↑ 10%

«Согласие» 5

Снижение

Снижение

Снижение

Повышение

Повышение

«Стандарт-Резерв» 6

↓ 5%

***)

****)

*****)

******)

*) Применяется коэффициент краткосрочного страхования. Так, если период постоянного проживания – 6 месяцев, стоимость страхования составит 70% от годового тарифа.

**) Применяется к годовому базовому тарифу 1. повышающий коэффициент 1,4 (в связи с «консервацией»), 2. понижающий коэффициент краткосрочного страхования. Так, при страховании на 6 месяцев, коэффициент – 0,7.

***) не принимаются на страхование ветхие строения, строения, подлежащие сносу, находящиеся в аварийном состоянии. Остальные строения подлежат страхованию вне зависимости от их возраста по обычному тарифу.

****) За постоянное проживание применяется скидка с годового тарифа в размере 5%. При расчете страховой премии также будет учтен коэффициент, применяемый при краткосрочном страховании.

*****) Годовой тариф буде увеличен на 5%. При расчете страховой премии также будет учтен коэффициент, применяемый при краткосрочном страховании.

******) Применяется обычный тариф в зависимости от материала строения, с учетом коэффициента, применяемого при краткосрочном страховании.

Как видно из таблицы 4, некоторые факторы противоположно оцениваются разными страховщиками: одни при данном условии готовы снизить тариф, другие – на ту же величину повысить. Такие же различия в оценках имелись и в прошлом году. Видимо, респонденты опираются на личный опыт: например, кто-то сталкивался с тем, что пожар случался чаще, когда в доме жили, а кража имущества и случаи вандализма – когда дом пустовал.
***
Завершая рассмотрение вопросов, связанных со стоимостью страховых услуг, попытаемся подвести итоги. Заметных изменений в этом отношении за год не произошло. «Ценовая война» не носит явного характера, хотя есть основания предположить, что проблема демпинга на рынке страхования загородной недвижимости обострилась.
По-прежнему велик разрыв в стоимости услуг в Москве и в других регионах. Это объясняется ценовой конкуренцией, которая в регионах менее выражена, и лишь в незначительной степени - климатическими или криминогенными факторами.
Среди страховщиков не было год назад и нет сейчас единства в том, как отдельные обстоятельства влияют на степень риска. При этом, тарифы разных компаний близки.

2. Некоторые условия страхования имущества на загородном участке

Страхование имущества иного, чем основное строение
В последнее время на многих загородных участках можно видеть все больше самого разного дорогостоящего имущества. Видимо, должен быть и спрос на его страхование. А в скором времени, возможно, появится ощутимый спрос на страхование считающихся пока экзотикой, например, теннисных кортов и стационарных бассейнов. Как удовлетворяется такой спрос, видно из таблицы 5.

Таблица 5. Некоторые условия страхования имущества на участке

Компания

Сауна на участке (дерево, 1 этаж)

Хозяйственная постройка (дерево, 1 этаж, не отапливается)

Детский развлекательный комплекс (лестница, качели и т.п.) стоимостью $2 тыс.

Ограждение участка (3 м, штакетник) стоимостью $2 тыс.

Ценные породы деревьев на участке (включая риск заболевания)

Мебель в доме ($3 тыс. по описи)

Иное имущество в доме ($3 тыс. по описи)

Садовая техника (мотокультиватор, газонокосилка и т.п. по описи) стоимостью $2 тыс.

ВСК

Т. 0,9-1,2%
Ф. по договоренности

Т. 0,8-1,0%
Ф. по договоренности

Т. 1,0%
Ф. по договоренности[1]

Т. 1,0%
Ф. по договоренности[2]

Не принимаем

Т. 0,7%
Ф. по договоренности[3]

Т. 0,7-0,9%
Ф. по договоренности[4]

Т. 1,1%
Ф. по договоренности[5]

«ВИТАЛ-Полис»

Т. 0,8%

Т. 0,7%

Т. 0,5%

Т. 0,5%

-

Т. 0,8%

Т. 0,8%

Т. 0,7%

«Гарант»

Отсут.

Т. 1%
Ф. до 2%

Отсут.

Отсут.

Отсут.

Т. 1,1%
Ф. 2%

Т. 1,1%
Ф. 2%

Т. 1-2,5%
Ф. отсут.

«РК-Гарант»

Т. 1,3-1,7%
Ф.
$80, безусловная

Т. 0,8-1,2%
Ф.
$80, безусловная

Т. 0,8-1,2%
Ф. $100, безусловная

Т. 0,8-1,2%
Ф.
$100, безусловная

Т. 1,25%
Ф. 1%, безусловная

Т. 0,5-1,2%
Ф.
$50, безусловная

Т. 0,5-1,2%
Ф.
$50, безусловная

Т. 0,7-1,2%
Ф.
$50, безусловная

«Стандарт-Резерв»

Т. 1,2%
Ф. нет

Т. 0,8%
Ф. нет

Т. 0,3%
Ф. нет

Т. 0,6%
Ф. нет

Не принимаем

Т. 0,6-1,5%*)
Ф. нет

Т. 0,6-1,5%*)
Ф. нет

Т. 0,6-1,5%*)
Ф. нет

*) В зависимости от периода проживания в доме (сезонное, постоянное).

Не значительно, но более заметно, чем при страховании основного строения, тарифы снизились. Нормальное следствие конкуренции, учитывая, что спрос на страхование разного рода дорогостоящего имущества на загородном участке появился сравнительно недавно, и этот процесс, вероятно, будет продолжаться.
Страховщики, устанавливающие франшизу и указавшие ее тип, говорят о безусловной франшизе. Вместе с тем, в последнее время специалистами ведется дискуссия о правомерности безусловной франшизы. По мнению некоторых из них, вычет фиксированной суммы из суммы страхового возмещения, независимо от его размера (безусловная франшиза вычитается всегда), нарушает права страхователя на возмещение причиненного ущерба в полном размере, в пределах страховой суммы. Существует вероятность того, что появится судебная практика о признании условия о безусловной франшизе неправомерным.

3. Дополнительные условия

 Таблица 6. Дополнительные условия

Компания

Может ли быть застрахован дом, не принятый ГППС

Страхование на этапе
строительства

Кто играет важнейшую роль
в продажах

ВСК1

Да. Достаточно, чтобы дом был «принят» экспертом страховщика

Должна быть крыша

Страховые агенты
Штатные работники компании
Рекомендации других клиентов

«ВИТАЛ-Полис»2

По обстоятельствам – оценивает страховщик

Не практикуется

Страховые агенты
Штатные работники компании

«Гарант» 3

Дом должен быть зарегистрирован; иметь свидетельство

Не практикуется

н.д.

«РК-Гарант» 4

Да. Достаточно, чтобы дом был «принят» экспертом страховщика

Возможно – по тарифу на 50% больше, чем готовый дом

Штатные работники компании
Страховые агенты
Рекомендации других клиентов

«Согласие» 5

Да. Достаточно, чтобы дом был «принят» экспертом страховщика

Возможно – по тарифу на 150% больше, чем готовый дом

н.д.

«Стандарт-Резерв» 6

Если дом не был принят противопожарной службой по причине неисправности электропроводки, он на страхование не принимается. Если же дом вообще на осматривался представителем ППС, для его принятия на страхование достаточно осмотра представителем страховщика

Конструктивные элементы дома подлежат страхованию по обычному тарифу, материалы страхуются только при условии их нахождения в запираемом помещении при наличии охраны в доме или на садовом участке

Страховые агенты
Заметная, но не решающая роль принадлежит банкам, с которыми сотрудничает «Стандарт-Резерв»

 

Как и в августе прошлого года, страховщики не считают факт принятия строения противопожарной службой (ППС) гарантией реального соблюдения необходимых правил пожарной безопасности. Решение принимает представитель страховщика вне зависимости от того, был ли дом принят ППС, не был, или вообще не проходил государственной экспертизы.
Респондентам предложили более подробно рассказать о страховании недостроенных строений. Тариф, как правило, существенно превышает тариф для готового дома. Строящийся дом может быть застрахован только в случае, если его конструкции, материалы и находящееся в доме имущество не подвергаются значительно большим рискам, состав рисков тот же, что и для построенного дома.
За очень редкими исключениями, страховые агенты компаний продолжают играть основную роль в продаже услуг по страхованию загородных домов. По сравнению с прошлым годом, снизилась и без того не существенная роль страховых брокеров. Возможно, это отчасти объясняется исторической размытостью отличия между понятиями «агент» и «брокер». На практике, агент может работать на несколько компаний, представляя прежде всего интересы клиента, а «формальный» брокер – на единственного страховщика, чему не препятствуют нормы Закона «Об организации страхового дела в РФ».

4. Вопросы маркетинга. Проблемы. Прогнозы

 Заключительная группа вопросов касалась «общерыночных» вопросов.
Таблица 7. Вопросы маркетинга

Компания

Сезон, когда спрос наибольший

Оценка перспектив рынка страхования загородных домов

Как повлияло на рынок введение ОС ГО ВТС

ВСК1

III квартал в связи с дачным сезоном

Есть рост, но темпы роста замедляются

Не повлияло

«ВИТАЛ-Полис»2

Весна (май) – начало дачного сезона; осень (сентябрь) – окончание дачного сезона

н.д.

н.д.

«Гарант» 3

Апрель-июнь

Не ожидаю изменений

Не повлияло

«РК-Гарант» 4

Значительно увеличивается с мая по сентябрь (работа агентов непосредственно на дачных участках)

Рост

Привело к заметному росту

«Согласие» 5

Осень, конец отпусков

Рост при условии постоянных цен на нефть

н.д.

«Стандарт-Резерв» 6

Продажи полисов страхования жилых домов резко увеличиваются весной и в начале лета, в период заезда на дачи. Второй всплеск заключаемых договоров страхования происходит в середине осени, во время отъезда с дач с целью защиты имущества на время отсутствия жильцов.

На дальнейший рост спроса на страхование загородной недвижимости больше всего повлияет рост благосостояния населения, развитие кредитной политики банков в результате выдачи кредитов населению под залог недвижимости, а также активная рекламная поддержка страховыми компаниями своих продуктов.

Доверие к Страховщикам в дальнейшем будет только расти, что и приведет, соответственно, к росту спроса граждан на другие виды страхования.

 

Сезонный характер спроса на услуги по страхованию загородной недвижимости у компаний имеют общий признак: продажи растут, когда на загородных участках есть хозяева и либо недавно приехали из города, либо собираются уезжать осенью.
Намного менее оптимистичны, чем в августе прошлого года, оценки перспектив развития рынка страхования загородных домов. Судя по всему, страховщики считают этот рынок близким к «насыщению».
Еще полгода назад страховщики практически единогласно прогнозировали заметный рост всех массовых рынков страхования в связи с включением населения в обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОС ГО ВТС). Сейчас, когда ОС ГО ВТС действует в течение года, наши респонденты далеко не столь оптимистичны.
Наиболее распространенные причины страховых выплат и факторы, по мнению респондентов, препятствующие развитию рынка, представлены в таблице 8.

Таблица 8. Причины претензий и проблемы рынка

Компания

В связи с какими видами ущерба клиенты обращаются наиболее часто

Основные проблемы развития рынка страхования загородных домов

ВСК1

Кражи

Пассивный спрос

«ВИТАЛ-Полис»2

Пожар, ПДТЛ

Развитие агентской сети;
Низкая страховая культура населения

«Гарант» 3

Пожар, ПДТЛ

н.д.

«РК-Гарант» 4

ПДТЛ, далее пожар

1. Невысокий уровень оплаты труда большей части населения, 2. Невысокий уровень страховой культуры

«Согласие» 5

Пожар, залив, механические воздействия, ПДТЛ

Страховщики, не выплачивающие страховое возмещение

 Причины страховых случаев, встречающиеся наиболее часто – те же, что в прошлые годы.

Аналогичная ситуация и с тем, как оценивают страховщики факторы, мешающие развитию рынка страхования загородных домов: «виновато» население, имеющее «низкую страховую культуру». Но обратим внимание на ответ представителя компании «Согласие», который должен заставить страховщиков задуматься.

 

[1] Принадлежащие физическим лицам.

[2] Только на фундаменте, в дополнение.

[3] При условии постоянного проживания.

[4] Кроме антикварных, художественных ценностей и т.п.

[5] Только по адресу проживания.


Программа оценки стоимости автомобилей



Для тех, кто работает с рекламными агентствами





























http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: insurance.russinsurance
Отписаться

В избранное