Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Страхование для всех

  Все выпуски  

Страхование для всех


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка от http://www.insur.ru - СТРАХОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ!
 
Вышел очередной выпуск "Обзора страхового рынка". Приводим один из его разделов - Папку руководителя
 

Папка руководителя. Май 2002 г.

С 1 января 2003 года меняется налогообложение страховых операций по договорам личного страхования, которое должно стимулировать разделение страховщиков "на жизнь" и "не жизнь"

Папка Экономиста-Бухгалтера, федеральный закон от 29.05.2002 № 57-ФЗ 29 мая 2002 года Президент РФ подписал закон № 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской федерации". Этим законом, в частности, изменяются главы НК РФ о налоге на прибыль, НДС, налоге на доходы физических лиц, ЕСН, об акцизах.

Федеральный закон № 57-ФЗ вносит ряд существенных изменений в порядок налогообложения организаций. Общий объем изменений весьма значителен и требует внимательного изучения.

Так, закон дополняет главу 21 "Налог на добавленную стоимость" в части порядка применения НДС при экспорте, порядка отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации, а также порядка освобождения от уплаты налога.

Существенные изменения внесены и в главу 25 кодекса "Налог на прибыль организаций". Они касаются, в частности, налогового учета расходов организации, а также статьи 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ, которая определяет порядок исчисления налога в переходный период.

Одновременно с этим закон № 57-ФЗ вносит ряд существенных изменений в порядок налогообложения страховой деятельности. Предварительный анализ показал, что можно выделить как положительные, так и сугубо отрицательные нововведения. Более подробная информация приведена в папке Экономиста-Бухгалтера. Часть таких изменений будет введена уже с июля 2002 года, а остальная наиболее радикальная часть - с 1 января 2003 года.

Так, с 1 января 2003 года вступят в силу изменения в статью 213 НК РФ, которые в прессе уже давно окрестили как "закон по борьбе в зарплатными схемами через страхование". Является ли он таким покажет только время.

Основная суть изменений заключается во введении налогообложения страховых выплат по договорам страхования жизни (кроме договоров пенсионного страхования) при осуществлении страховых выплат в течение первых пяти лет действия таких договоров.

Следует отметить, что в последний момент в закон были внесены существенные изменения, меняющие порядок налогообложения страховых взносов за счет средств работодателей, и связанных с ними страховых выплат по договорам пенсионного страхования. При этом меняется вся конструкция с налогообложения страховых взносов за счет работодателей на налогообложение страховых выплат (с учетом других положений ст. 213 НК РФ это сделано не очень удачно).

При этом нововведение будет законодательно стимулировать разделение страховщиков "на жизнь" и "не жизнь", т.к. новую конструкцию смогут применять страховщики, "исключительным видом деятельности которых является страхование жизни и пенсий".

Как положительный момент, можно выделить исправление с 1 января 2003 года условия освобождения от налогообложения страховых взносов, уплачиваемых работодателями, по договорам медицинского страхования.
 

Окончательно принят Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Папка Юриста, раздел "Федеральные официальные документы" Закон вступает в силу с 1 июля 2003 года, за исключением положений о компенсационных выплатах в счет возмещения вреда жизни или здоровью потерпевших, вступающих в силу через 1 год – 1 июля 2004 года. Исключение также составляют положения Закона об обязанности страховщика иметь представителя в каждом субъекте РФ и быть членом Профессионального объединения страховщиков. Положения о профессиональном объединении страховщиков вступают в силу с момента опубликования закона – с 7 мая 2002 года.

Принятая редакция, как указывалось в папке Страховщика – Маркетолога в апрельском Обзоре за 2002 год, по смыслу не отличается от принятой во втором чтении (Обзор за март 2002 года / Папка Юриста). Внесенные поправки многочисленны, но все они касаются грамматических и стилистических элементов текста документа.

Наибольший интерес у страховщиков вызывает организация, в которую будет происходить объединение страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев ТС. В ст. 24 Закона установлено, что "Профессиональное объединение страховщиков является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования". И в этой связи необходимо обратить внимание на следующее.

В ст. 24 Законе можно усмотреть противоречие с ч. 2 ст. 30 Конституции РФ, в которой установлено, что: "Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем". В комментарии к закону в папке Юриста приведены так же примеры из практики Конституционного суда РФ, согласно которым лица, осуществляющие определенный вид деятельности, не могут быть принуждены вступать в какие-либо профессиональные объединения. Предлагается следующий вывод:

Положения Закона, устанавливающие обязательное членство страховщиков в Профессиональном объединении страховщиков, необходимое для осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС, уже сейчас (эти положения уже вступили в силу), возможно, противоречат Конституции РФ и не подлежат применению.

Казалось бы, из текста закона вытекает, что Профессиональное объединение страховщиков может быть одно и только одно. Но так ли это? Мы попытались показать наличие теоретической возможности создания нескольких Профессиональных объединений страховщиков. Насколько единственность или многочисленность профессиональных объединений способствует (или препятствует) защите интересов пострадавших в ДТП - вопрос дискуссионный.

Резюмируя, отметим, что на основании одного лишь Закона не возникает полной ясности о том, как будет работать система страхования гражданской ответственности автотранспорта. Сейчас можно строить разные гипотезы, но определенность может появиться только с изданием необходимых в данной ситуации подзаконных актов. Следует надеяться, что в течение года, оставшегося до вступления Закона в силу, такие акты будут изданы.
 

Минфин РФ (страховой надзор) официально заявил свою позицию о налогообложении средств РПМ

Папка Экономиста-Бухгалтера, письмо Минфина РФ от 15.04.2002 № 24-00/КП-51 В своем письме от 15.04.2002 № 24-00/КП-51 Минфин РФ (страховой надзор) официально заявил свою позицию о налогообложении средств резерва предупредительных мероприятий (РПМ), ранее заявляемую специалистами Департамента страхового надзора.

"Резерв предупредительных мероприятий (РПМ) по своей природе и экономической сути не является страховым резервом, т.е. не имеет отношения к страховым обязательствам страховщика".

"Непризнание отчислений на финансирование предупредительных мероприятий расходом страховых организаций для целей налогообложения не лишает их права при условии включения таких отчислений в состав страхового тарифа производить и учитывать их в качестве расходных статей при формировании прибыли. Это обусловлено тем, что порядок формирования финансового результата регулируется нормативными документами по бухгалтерскому учету и отчетности, а не Налоговым кодексом Российской Федерации".

Таким образом, этот резерв как таковой, прекращает свое существование и превращается в фонд. Из текста письма следует вывод, что страховые организации, по-прежнему, могут проводить большинство своих программ по финансированию мероприятий в текущем режиме, но "без возможности" накапливания средств.
 

Минфин РФ усиливает контроль за страховой деятельностью и ограничивает возможности страховщиков по регулированию страховых тарифов, структуры тарифных ставок и изменению порядка формирования страховых резервов

Папка Экономиста-Бухгалтера, письмо Минфина РФ от 15.04.2002 № 24-00/КП-53 Минфин РФ установил, что во всех случаях "при внесении изменений в методику расчетов, структуру тарифных ставок, положения о порядке формирования страховых резервов, изменения нормы доходности, используемой при расчете страховых тарифов по страхованию жизни, страховые организации представляют для согласования новые редакции соответствующих документов, оформленные с соблюдением требований, установленных для целей лицензирования".

Но положения письма приводят и к иным косвенным последствиям. Согласно письму от 15.04.2002 № 24-00/КП-53 отменено действие письма Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 22.03.96 № 05/1-28р/07 "О порядке внесения изменений и дополнений в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии на страховую деятельность".

Положения отмененного письма позволяли страховщикам менять структуру страховых тарифов по добровольным видам страхования без согласования со страховым надзором и вводить такие изменения в действие с момента вступления в силу принятого ими решения.

Учитывая особенности изменения налогообложения средств, поступающих в РПМ, отмена такого письма еще более не кстати!
 

МНС РФ наделено Правительством РФ полномочиями по реализации положений Закона "О государственной регистрации юридических лиц"

Важное напоминание Старые регистрационные свидетельства юридических лиц будут недействительны с 1 января 2003 г. Все зарегистрированные до 1 июля 2002 г. юридические лица должны будут после истечения срока введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" представить в регистрирующий орган, функции которого возложены на МНС, перечень сведений, на основании которых будут выданы свидетельства о внесении в новый госреестр юридических лиц. Те юридические лица, которые не подадут сведения до 1 января 2003 г. могут попасть под процедуру ликвидации, так как их списки будут подаваться в судебные органы для принятия решения о их ликвидации. В настоящее время на территории России зарегистрировано 3,1 млн. юридических лиц. Из них 1,3 млн. не подают балансы в налоговые органы, а 250 тыс. предоставляют нулевые балансы.

МНС РФ по налогам и сборам внесло 29 мая в Правительство РФ пакет документов, необходимых для ввода в действие с 1 июля закона о государственной регистрации юридических лиц. В частности, в числе этих пяти проектов постановлений Правительства - правила ведения госреестра юридических лиц, порядок и срок передачи дел от ранее регистрирующих организаций МНС, урегулирование отношений с Минюстом о регистрации общественных политических движений и религиозных объединений, торгово-промышленных палат, форма документа, по которой будет осуществляться регистрация, а также положение о взаимодействии с Банком России по регистрации кредитных учреждений. Для удобства государственной регистрации заявители будут иметь право предоставлять документы как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
 

Минфин РФ предупреждает: если перестраховщик формально не является страховщиком, договор с ним не считается договором перестрахования

Папка Страховщика-Маркетолога, раздел "О федеральных нормативных документах", письмо Минфина РФ от 15.04.2002 № 24-00/КП-52 "О договорах перестрахования", папка Экономиста-Бухгалтера Нарекания Департамента страхового надзора вызывают договоры о передаче части ответственности, принятой по прямому страхованию, ненадлежащим организациям.

"… проведенный Минфином России анализ показал, что отдельные страховщики заключают договоры перестрахования с организациями - нерезидентами Российской Федерации, которые страховщиками не являются, о чем свидетельствуют сообщения зарубежных органов страхового надзора. Также имеют место случаи, когда договоры перестрахования заключаются со страховыми организациями, у которых лицензия отозвана".

В заключение делается следующий вывод:

"… договоры перестрахования, заключенные с зарубежными организациями, не являющимися страховщиками, или при отсутствии имущественного интереса у перестрахователя, не относятся к договорам перестрахования …"

Безусловно, классификация договора – это прерогатива суда, но не как не Минфина РФ. Однако, суды при принятии решений, зависящих от отнесения договора к той или иной правовой категории, вполне могут брать за основу разъяснения Минфина.

В комментарии к документу рассматриваются возможные последствия как для перестрахователя, так и перестраховщика, которые могут возникнуть вследствие признания договора между ними договором иным, чем договор перестрахования.

Представляется, что авторы документа преследовали цель, сущность которой прямо в документе не сформулирована, а именно – противодействовать "уводу" средств компании, лицензия которой приостановлена, отозвана либо имеют место другие обстоятельства, когда средства следует выводить из страхового бизнеса. Возможно, что ставилась так же задача противодействия переводу средств за рубеж через перестрахование в иностранных компаниях – преимущественно оффшорах, аффилированных с российскими структурами.
 

Растут шансы скорейшего принятия в третьем чтении Закона "О гражданской ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении (О гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении)"

Папка Страховщика-Маркетолога, раздел "О проектах федеральных нормативных документов" Указанный законопроект был принят в первом чтении 09.09.1998 г., и затем рассматривался Советом Государственной Думы 25.11.1999 и 09.03.2000 г., однако только теперь наметились шансы принятия законопроекта.

Страховщикам особое внимание следует обратить на главу IV законопроекта "Ядерное страхование". Содержание этой главы позволяет полагать, что определенную роль в написании ее текста сыграли страховщики – участники существующего пула страхования ядерных рисков, поскольку особый акцент делается именно на механизмах взаимодействия страховщиков (состраховании, перестраховании, функционировании пулов).
 

Страхование от несчастных случаев. Тематический обзор

Папка Страховщика-Маркетолога Приведены результаты опроса страховщиков не только об условиях страхования от несчастных случаев (как "в быту", так и на производстве), но и о встречающихся в практике случаях мошенничества со стороны клиентов, об основных проблемах данного сегмента рынка и т.д.
 

Материалы совещания экспертов правительств государств – участников СНГ по доработке проекта Концепции координации страховой политики государств – участников Содружества

Папка Страховщика-Маркетолога, раздел "Разное" Рассматривается одобренный текст Концепции координации страховой политики государств – участников СНГ, замечания и предложения государств СНГ по тексту документа.

Анализируются цели, ради достижения которых, по мнению авторов документа, сотрудничество в области страхования в рамках СНГ необходимо, и предлагаемые механизмы такого сотрудничества с точки зрения страховщиков и интересов национальных страховых рынков – в первую очередь страхового рынка России.
 
 

 

Рассылка от http://www.insur.ru - СТРАХОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ!

 P.S. Всем желающим вышлем оглавление майского Обзора страхового рынка. Заявки принимаются на e-mail info@insur.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное