Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Страхование для всех

  Все выпуски  

Страхование для всех


Информационный Канал Subscribe.Ru

Руководитель. Апрель 2002.
Рассылки на http://subsctribe.ru
Рассылка от http://www.insur.ru - СТРАХОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ!

Обзор страхового рынка. Папка руководителя. Апрель 2002

"Уточнение" и техническая правка НК РФ вылилась для страховщиков в очередное ужесточение налогообложения

Папка Экономиста-Бухгалтера, проект закона РФ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и комментарий к нему

19 апреля 2002 года Госдума РФ приняла во втором чтении проект закона РФ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" .

Несовершенство статей НК РФ, регламентирующих налогообложение страховых операций и страховой деятельности, было неоднократным предметом критики как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны надзорных органов. Этот законопроект и должен был решить в качестве одной из задач внесение изменений и дополнений технического характера с целью устранения неточностей и неоднозначности. В отношении налогообложения страховой деятельности и страховых операций этого как раз и не было достигнуто.

Фактически поправки направлены на ужесточение налогообложения.

Так, внесены изменения в ст. 213 НК РФ, регламентирующую порядок налогообложения страховых выплат и страховых взносов налогом на доходы физических лиц. Согласно изменений, вводится налогообложение по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет, но предусматривающим осуществление страховых выплат в течение первых пяти лет действия договора страхования.

Отменены специальные нормы ст. 213 НК РФ, предусматривающие освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц страховых выплат по договорам пенсионного страхования в случае, если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации. В отношении негосударственных пенсионных фондов (далее – НПФ) такое освобождение сохранено. Таким образом, страховые организации и НПФ в очередной раз ставятся в неравное положение, причем в пользу последних. Формально, выплаты страховых организаций по договорам добровольного пенсионного страхования, которые является подмножеством договоров страхования жизни, также могут освобождаться от налогообложения, но только в том случае, если застрахованному до наступления таких обстоятельств осталось не менее 5 лет. Получается, что страховщики должны страховать категорию более молодых людей.

В то же время в новой редакции НК РФ, вероятно, все же будет разрешен вопрос в отношении медицинского страхования, осуществляемого за счет средств работодателей.

Осложняется налогообложение страховых взносов, уплачиваемых организацией-страхователем, по договорам страхования ответственности (подпункт 8 п. 1 ст. 263 НК РФ). Законодатель в очередной раз не учитывает различий между обязательным страхованием и установленной законодательством РФ обязанностью страховаться.

Вводится запрет на участие государственных структур в капиталах страховых компаний

Папка Страховщика-Маркетолога, Распоряжение Правительства РФ от 02.04.2002 № 454-р «О прекращении государственного участия в уставных капиталах кредитных организаций»

Самое «сильное» положение документа содержится в его заключительном абзаце:

«Минимуществу России, Минфину России и Минэкономразвития России с участием федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях, представить в 3-месячный срок предложения о прекращении государственного участия в капиталах инвестиционных, финансовых и страховых компаний».

Данная инициатива Правительства РФ нуждается, безусловно, в последующих разъяснениях, но уже сейчас очевидно, что это – серьезный шаг в направлении упорядочения государственной собственности, попытка государства избавиться от «несвойственных» для него активов.

Число страховщиков, акции которых находятся в оперативном управлении федеральных казенных предприятий и учреждений акции или доли в уставных капиталах которых принадлежат таким предприятиям и учреждениям, относительно невелико. Но для этих «государственных» страховщиков последствия реализации Распоряжения Правительства РФ могут оказаться весьма серьезными. Переход прав собственности (оперативного управления акциями) от «родных» учредителей к Минимуществу России способен радикально повлиять на деятельность страховщика, привести к изменению его стратегии, утрате рынка, превращению привычного маркетинга услуг в неэффективный и к другим последствиям. Эти последствия будут тем серьезнее, чем больше зависимость страховой компании от «государственных» учредителей.

Проект закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» 3 апреля принят в третьем чтении в скорректированной редакции

Папка Юриста – текст законопроекта и комментарии; папка Страховщика-Маркетолога – краткий комментарий

Следует сразу успокоить читателей, знакомых с предыдущей редакцией законопроекта (принятой 13 марта во втором чтении): принятая в третьем чтении редакция по смыслу, по количественным и качественным характеристикам системы обязательного страхования, не отличается от принятой во втором чтении. Внесенные поправки многочисленны, но все они касаются грамматических и стилистических элементов текста документа.

Две редакции проекта закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"»: одни цели, разные подходы

Папка Страховщика-Маркетолога

Направленность двух вариантов законопроекта совпадает – контроль за профессиональными участниками страхового рынка, в числе которых (помимо страховщиков) страховые брокеры, агенты и актуарии. Но множество спорных моментов, акцент на которых делается в комментариях к документу, способны сформировать впечатление, что мы являемся свидетелями политической интриги.

Законопроект, авторство которого принадлежит Департаменту страхового надзора Минфина РФ, уже примерно полгода анонсируется, но текст его получить так и не удалось. В отличие от этого варианта документа, вариант, предложенный депутатом Государственной Думы Тарачевым В.А. и рассматриваемый в этом выпуске, не анонсировался, но его текст получить оказалось много проще. Документ, не будучи «сырым» в редакционном отношении, во многом нелогичен и не направлен на более или менее полное удовлетворение интересов какой-либо стороны – страхового надзора, уже работающих на рынке профессиональных участников, или тех, кто намерен стать брокером, агентом или актуарием. Учитывая, что депутаты Госдумы не могут полностью игнорировать интересы страхового сообщества (в терминах законопроекта – профессиональных участников страхового рынка), шансов у него быть принятым чрезвычайно мало.

Если так, то с какой целью он предложен к рассмотрению? В комментарии к документу мы предлагаем две версии: (1) чтобы замедлить принятие поправок такого рода в любой форме и (2) чтобы ускорить принятие альтернативного, правительственного, законопроекта. Третья версия – законопроект разработан авторами, не владеющими вопросом – представляется наименее вероятной.

Страховые организации может в первую затронуть следующая норма законопроекта: «Профессиональные участники [в том числе и страховщики] не вправе осуществлять деятельность по заключению договоров страхования и получению страховых взносов, формированию страховых резервов и осуществлению страховых выплат через представительства». В папке Юриста анализируется данная норма законопроекта.

Вступление такой формулировки в силу поставит крест на легитимности многих операций, являющихся для страховщиков обычной практикой – заключение договоров от имени другого страховщика, «фронтирование» и т.п. Налицо так же явное противоречие с законопроектом (который вот-вот станет законом) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Напомним, в последнем абзаце ст. 1 законопроекта вводится определение представителя страховщика. Оно вступает в явное противоречие с обсуждаемым запретом, поскольку деятельность представителя – это явная форма посреднической деятельности.

В отношении других профессиональных участников страхового рынка (кроме страховщиков) можно сказать следующее. Вводя требования по аккредитации агентов, актуариев и брокеров и пытаясь контролировать их деятельность, страховой надзор может обнаружить, что ни первых, ни вторых, ни третьих на рынке просто нет. Агентам, актуариям и брокерам предлагается стать де-юре профессиональными участниками страхового рынка, но такой статус ко многому обязывает, не давая каких-либо привилегий.

Владимир Путин изложил оригинальный и неожиданный для рынка взгляд на роль страхования в экономике России

Папка Страховщика-Маркетолога, комментарий к посланию Президента РФ Федеральному Собранию «России надо быть сильной и конкурентоспособной»

Оригинальность и неожиданность слов, сказанных Президентом РФ о национальной системе страхования, состоит прежде всего в различии приоритетов, декларировавшихся в Концепции развития страхового рынка[1], представленной на конференции по актуальным вопросам развития страхового рынка, состоявшейся 15 февраля 2002 г. Впоследствии документ был изменен, но и последняя редакция мало в чем совпадает с тем, что сказал В. Путин. Сказано было немного, но практические последствия послания Президента могут быть весьма серьезными для страхового рынка.

«Считаю, нам следует расширить практику комплексного страхования ответственности. За порядок в той или иной сфере страховая компания будет "отвечать рублем" - в отличие от чиновника, который в худшем случае рискует получить служебное взыскание.

Убежден - развитие системы страхования рисков приведет не только к неизбежному сокращению числа надзирающих, но и к большей эффективности самой системы контроля и надзора в стране. Благоприятно повлияет на состояние казны, на предпринимательскую активность граждан.

<>

В прошлом Послании я ставил задачу подготовки законодательной базы для завершения перехода к страховому принципу оплаты медицинских услуг, медицинской помощи. У нас есть привычка самое сложное откладывать на потом, к сожалению. Эта задача не выполнена».

Таким образом, страховщики должны принять на себя риски субъектов экономики (прежде всего – комплексные риски ответственности) и стать главными контролерами, заменив многочисленные контролирующие государственные органы. Второе важнейшее направление – реформа системы медицинского страхования – в отличие от первого новым для Президента не является, и он весьма однозначно выразил свое недовольство неудовлетворительным ходом реформы.

В последнее время В. Путин неоднократно доказывал свою способность добиваться выполнения своих требований, а законодательная и исполнительная власть – склонность к компромиссам с Президентом. Поэтому в ближайшее время, как представляется, можно ожидать:

1. активных усилий государства по развитию страхования ответственности в форме, прежде всего, введения обязательных видов страхования. Первый пример – обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, за которым последуют законодательные требования о страхования ответственности при осуществлении деятельности, связанной с повышенной опасностью для третьих лиц, причем в первую очередь деятельности, где риски традиционно разделяет государство (бюджет). Это может быть страхование техногенных рисков и рисков, имеющих «массовый» характер – например, страхование ответственности перед пассажирами различных видов транспорта;

2. ускорения доработки и принятия закона «О медико-социальном страховании». Рассматривая проект этого закона в выпуске «Обзора» за октябрь 2001 г., мы отмечали негативные последствия его принятия для страховщиков системы ОМС, которым предстоит перестать быть страховщиками и преобразоваться в агентов фондов ОМС, выполняющих минимальные функции за минимальное вознаграждение, причем только в случае, если ФОМС не способен выполнять необходимые функции своими силами. Тогда это было сценарием развития событий; теперь такая перспектива становится реальностью.

Обобщая имеющуюся информацию, можно сделать следующий вывод: В. Путин впервые за время, когда он является Президентом РФ, намерен серьезно вмешаться как в общие, так и в частные вопросы страхового рынка. Впервые это имело место в ноябре 2001 г., когда администрация Президента неожиданно для большинства наблюдателей представила отрицательное заключение на проект закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспорта. Сделано это было, напомним, в тот момент, когда эксперты в один голос заявляли о достигнутом консенсусе между всеми, кто в течение нескольких лет не мог договориться о ключевых моментах документа. В результате, как теперь известно, принята именно «президентская» редакция.

Представляется, что упомянутый закон может стать прообразом других актов (прежде всего – по страхованию ответственности), которые будут приниматься в ближайшее время по требованию и (или) с одобрения Президента РФ. Эти акты будет объединять общий признак: законодательно создается гарантированный спрос на определенные страховые услуги (путем введения обязательного страхования), но страховщики будут должны «заплатить» за это тем, что полностью возьмут на себя обеспечение страховых гарантий, без участия государства. Модель такого подхода – обязательное страхование «автогражданской» ответственности. Страховщики получают рынок, но при условии соблюдения принципа «один за всех – все за одного», то есть субсидиарной ответственности в рамках единого профессионального объединения.

В папке Страховщика-Маркетолога приводятся так же фрагменты ежегодных посланий Президента РФ за последние годы. Сравнивая их с тем, что было сказано в этом году, можно констатировать: несмотря на немногословность В. Путина, сделанный «наказ» обещает стать как никогда ранее действенным.

Страхование дач. Тематический обзор

Папки Страховщика-Маркетолога и Юриста

Рынок страхования загородной недвижимости претерпел за год, со времени проведения предыдущего тематического обзора, определенные изменения. Анализируя условия страхования, предлагаемые на рынке, мы попытались сделать выводы о том, какие шаги может предпринять страховщик, чтобы сделать свои услуги более конкурентоспособными.

Внесены изменения в порядок государственной регистрации юридических лиц

Папка Юриста, извлечения из Закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц»

Вносятся изменения в ряд нормативных правовых актов, в том числе в Закон "Об организации страхового дела в РФ". Основное из этих изменений вряд ли повлечет ощутимые (требующие затрат сил и средств) последствия и состоит в замене фразы «свидетельство (решение) о регистрации» на «документ о государственной регистрации».

Изменения, внесенные в ст. 53 ГК, на наш взгляд, являются наиболее существенными, так как они предусматривают, что: "Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности".

Таким образом, установлена привязка при регистрации юридического лица к месту нахождения исполнительного органа. Отсутствие постоянно действующего исполнительного органа характерно для небольших организаций, к которым страховые компании трудно отнести. В отношении внесения изменений и дополнений в учредительные документы такая привязка не оговаривается. Однако, не исключено, что регистрирующие органы при внесении изменений и дополнений будут требовать привязки государственной регистрации юридического лица к фактическому адресу. Пока не сформируется практика, говорить о позиции регистрирующих органов затруднительно.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное