Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Страхование для всех

  Все выпуски  

Страхование для всех


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Рассылка от http://www.insur.ru - СТРАХОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ!
Вышел очередной, мартовский выпуск "Обзора страхового рынка".
Предлагаем вашему вниманию один из его разделов - папку руководителя.
 

Обзор страхового рынка, март 2002, Папка Руководителя

Во втором чтении принят законопроект “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, имеющий небывало высокие шансы стать законом

Папка Страховщика-Маркетолога, папка Юриста, проект Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” Документ радикально отличается от законопроекта, принятого в первом чтении 5 апреля 2001 г. В ноябре 2001 года, когда, казалось бы, законопроект вот-вот будет принят во втором чтении, администрация Президента РФ представила на него отрицательное заключение. Изложенные в заключении замечания касались в первую очередь системы компенсации вреда, который не может быть возмещен страховщиком, и статуса Гарантийного фонда (в других редакциях - Федерального гарантийного агентства), а так же существенных условий проведения страхования. Эти замечания в принятой во втором чтении редакции учтены.
 

Основные положения, важные для страховщиков, планирующих участвовать в системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспорта, рассмотрены в постатейных комментариях к законопроекту. Здесь же остановимся на наиболее существенных из них.

  1. По сравнению с предыдущей редакцией законопроекта статус представителя страховщика изменен. Изменение состоит в том, что в данной редакции другой страховщик, действующий по поручению прямого страховщика, не обязан иметь лицензию на данное обязательное страхование. В предыдущей редакции наличие лицензии было обязательно. На страховщиков будут распространяться особые требования (как предусмотренные законом, так и дополнительные, введенные органом страхового надзора), для многих из них получение лицензии на данный вид обязательного страхования окажется затруднительным. Поэтому для очень многих компаний принципиальной является возможность не получать такой лицензии, а работать в качестве представителя страховщика, имеющего лицензию, осуществляя урегулирование претензий и выплаты. Предыдущая редакция такой возможности не предусматривала. Кроме того, ранее требовалось наличие у представителей страховщиков отдельных счетов, теперь это не обязательно.
  2. Этим демократичность законопроекта не исчерпывается. Многими положениями документа гарантируется упрощение процедуры страхования, большая всеобщность страхового покрытия. В частности, страхователем ответственности владельца автомобиля может являться не обязательно “другой владелец”, как это предусматривалось в предыдущей редакции, а любое лицо. Территория покрытия не ограничивается, как ранее, пределами дорог или дорог общего пользования, как в более ранних редакциях.
  3. Несмотря на значительное число демократичных положений, законопроект содержит и положения, которые следует считать ужесточениями по отношению к страховщикам. Таковыми являются, в частности, сокращение срока экспертизы при страховом случае с 5 до 3 дней, срока рассмотрения заявления о выплате с 30 до 15 дней.
  4. Ограничения на страховую сумму не изменились (240 и 160 тыс. рублей соответственно в отношении вреда жизни (здоровью) и ущерба имуществу), однако введен общий лимит ответственности страховщика в размере 400 тыс. рублей. Тарифы устанавливаются Правительством Российской Федерации, то есть не содержится указаний на роль страхового надзора, Гарантийного фонда (как в предыдущей редакции) или других структур. Перечень факторов, влияющих на размер тарифа, представляется более обоснованным, чем ранее.
  5. Еще один “экономический” аспект законопроекта – ограничение годового дохода страховщиков 5 процентами (все полученное сверх этой суммы направляется в резервы для осуществления страховых выплат в последующие годы), а доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат потерпевшим, не может быть менее чем 80 процентов от страховой премии.
  6. Принципиально изменена система льгот. Во-первых, из всех предусматривающихся ранее осталась единственная категория “льготников” - инвалиды, получившие транспортные средства через органы социальной защиты населения; во вторых, и они будут уплачивать премию полностью, и лишь после этого им компенсируется 50% уплаченной суммы. Таким образом, страховщики в любом случае получат 100% премии, а получит ли страхователь в дальнейшем компенсацию по каналам социальной помощи – это уже не проблема страховой организации.
  7. Весьма “изящно” решается спор, связанный с компенсационными выплатами (пострадавшим от незастрахованных (неопознанных) водителей или в случае бнкротства страховщика), являвшийся основным препятствием принятия законопроекта на протяжении нескольких лет. Никто не спорил, что механизм компенсационных выплат должен существовать, однако решить, кому доверить сбор и распределение средств в рамках этого механизма, не удавалось. Именно изложенный в главе III данной редакции законопроекта механизм был предложен администрацией Президента РФ в ноябре 2001 года, благодаря чему все участники спора перестали лоббировать свои интересы. Представляется, что мы являемся свидетелями интересного политического компромисса. Компенсационные выплаты осуществляются профессиональным объединением страховщиков – организации, членами которой обязаны являться все страховщики, задействованные в системе данного обязательного страхования.
  8. Страховщики должны создать единственное профессиональное объединение, которое возьмет на себя решение компенсационных выплат от начала и до конца и члены которого несут субсидиарную ответственность по выплатам. Каким будет финансовый механизм формирования резерва компенсационных выплат, порядок их осуществления, какие правовые конструкции страховщики выберут в качестве основы взаимоотношений в рамках объединения – они должны решить сами и закрепить в учредительных документах профессионального объединения. Пока не ясно, на какой имеющейся базе будет создано это профессиональное объединение, какую роль будет выполнять ВСС и будет ли он вообще претендовать на контроль за реализацией обязательного страхования “автогражданской” ответственности.
  9. Вряд ли следует сомневаться, что многие страховщики планировали широко применять “маркетинг”, основанный на взаимодействии с органами власти. Авторы законопроекта предприняли меры, чтобы этому воспрепятствовать. Прямо установлено: “Организация заключения договоров обязательного страхования и размещение рекламы услуг конкретных страховщиков по обязательному страхованию в помещениях и на территориях, занимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, запрещается”. Конечно, это не мешает продаже полисов через органы ГИБДД или таможни, места продаж автомобилей и т.п.
В заключение отметим, что с 1 июля 2003 г. страховщики будут обязаны иметь в каждом субъекте РФ своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат, и являться членами профессионального объединения страховщиков. Внедрению механизма компенсационных выплат потерпевшим дается “временной лаг” - шесть месяцев после вступления закона в силу, т.е. он начнет действовать с начала 2004 года.

Если законопроект пройдет третье чтение, получит одобрение Совета Федерации и будет подписан Президентом РФ, страховщики получат возможность гарантированного сбора премии по обязательному страхованию “автогражданской” ответственности, но на них (и только на них) ляжет и ответственность по страховым выплатам – в том числе и компенсационным. Окажутся ли они готовы к такой роли, может стать ясно уже в середине следующего года.

Чтобы почувствовать атмосферу, в которой 13 марта рассматривался законопроект в Госдуме РФ, рекомендуем ознакомиться с текстом стенограммы обсуждения документа, приведенной в папке Страховщика-Маркетолога.
 

С 1 января 2002 года страховщикам придется по новому исчислять налог на пользователей автомобильных дорог

Папка Экономиста-Бухгалтера, Постановление Правительства РФ от 20.02.2002 № 121 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам налогообложения прибыли организаций" Как и ожидалось, отменены постановление Правительства РФ от 5.08.1992 г. № 552 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" и постановление Правительства РФ от 16.05.1994 г. № 491 "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками".

В связи с такой отменой возникает вопрос в отношении трактовки понятия "выручка от реализации страховых услуг" при расчете налог на пользователей автомобильных дорог. Согласно п. 2 ст. 5 закона РФ от 18.10.1991 № 1759-1 (ред. от 24.03.2001) "О дорожных фондах в Российской Федерации" ставка налога на пользователей автомобильных дорог устанавливается в размере 1 процента от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг).

В 2001 году для целей налогового учета понятие "выручка от реализации страховых услуг" определялось постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 № 491 (ред. от 07.07.1998) "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками". В частности, выручка страховщика определяется как поступления страховых взносов по договорам страхования, сострахования и перестрахования за вычетом страховых выплат, отчислений в страховые резервы и страховых взносов по договорам, переданным в перестрахование. В связи с отменой этого постановления Правительства РФ понятие "выручка от реализации страховых услуг" должно трактоваться в соответствии с общими нормами НК РФ.

С 1 января 2002 года вступила в силу глава 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций". Дело в том, что ни какого другого специального определения понятия "выручка от реализации страховых услуг", чем дано в постановлении Правительства РФ №491, налоговое законодательство не содержит.

Поэтому при определении этого понятия придется руководствоваться положениями общей части НК РФ.

Анализ положений гражданского и налогового законодательства, приведенный в папке Экономиста-Бухгалтера, позволяет сделать вывод, что для целей налогового учета деятельность страховой организации по заключению договоров страхования будет признаваться возмездным оказанием услуг или реализацией услуг, а плата по договору страхования будет признаваться выручкой от реализации.

В связи с этим принципиальное значение приобретает применимость после 1 января 2002 года к деятельности страховщиков отдельных положений п. 33.2 инструкции МНС РФ от 04.04.2000 № 59 (ред. от 20.10.2000) "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды". В настоящее время инструкция МНС РФ № 59 при определении выручки от реализации страховых услуг ссылается на недействующий документ (постановление Правительства от 16.05.1994 № 491). Помимо этого сама инструкция МНС РФ № 59 не является нормативным документом, подлежащим обязательному применению налогоплательщиками.

Утверждать заранее - изменится ли объект налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог с 1 января 2002 года без озвучивания этого вопроса представителями МНС РФ, все же затруднительно. По нашему мнению, выручка от реализации страховых услуг в целях исчисления налога на пользователей автомобильных дорог с 1 января 2002 года исчисляется на общих основаниях, исходя из всех сумм поступлений страховых взносов по договорам страхования, сострахования и перестрахования без уменьшения на суммы страховых выплат, отчислений в страховые резервы и страховых взносов по договорам, переданным в перестрахование.
 

Скорректирована предельная квота участия иностранного капитала в уставных капиталах российских страховщиков

Папка Страховщика-Маркетолога, приказ Министерства финансов Российской Федерации №44 от 06.03.2002 “О размере (квоте) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций Размер свободной квоты – 2 918 млн. руб. В настоящее время суммарный капитал, принадлежащий иностранным инвесторам и дочерним обществам в уставных капиталах страховых организаций – 1 132 млн. руб.
 

Приостановление и возобновление действия лицензий

Папка Страховщика-Маркетолога, приказ Министерства финансов Российской Федерации №45 от 06.03.2002 Приостановлены лицензии у следующих страховых организаций: "Аско-Вятка ЛТД"; "Аско-Мед-Вятка"; "Вестро"; "Витатрансмедстрах"; "Госмедстрах"; "Дальрезерв"; "Оксир"; "Риск Медиа Менеджмент"; "СК Стэнсинвест"; "Юпитерус". Возобновлено действие лицензий трех страховщиков - "СО Бастион"; "Аргумент Полис"; "Эрмион".
 

Тематический обзор: страхование средств автотранспорта и гражданской ответственности их владельцев

Папки Юриста и Страховщика-Маркетолога Предыдущий тематический обзор по “автотранспортному” страхованию приводился в выпуске за май 2001 года. Заметных изменений прошедший с тех пор год не принес. Но очередной тематический обзор отличается от предыдущих тем, что помимо основных условий страхования в нем рассматриваются специфические аспекты, в том числе подходы к маркетингу страховых услуг.

Проблема мошенничества со стороны клиентов и правовые аспекты “автотранспортного” страхования рассмотрены в папке Юриста.
 

Доклад руководителя Департамента страхового надзора К.И. Пылова на коллегии Минфина 20.03.2002 г.

Папка Страховщика-Маркетолога, раздел “Разное” В предыдущем выпуске “Обзора” рассматривалась Концепция развития страхового рынка до 2010 года. Если этот документ имеет концептуальный, декларативный характер, то сказанное К. Пыловым на коллегии Минфина РФ – это программа действий государства в отношении страхового рынка.
 

“Кодексом об административных правонарушениях” установлена ранее отсутствующая ответственность руководителей

Папка Юриста, Кодекс об административных правонарушениях и комментарии
 ***

Расписание семинаров

Расписание семинаров, ориентированных на специалистов страховых компаний находится по адресу: http://www.insur.ru/insurer.htm
 ***

Безопасность вашего автомобиля

 ***

Атлас страхования

Атлас страхования, информационно-аналитическое издание, включающее сведения о российских страховых компаниях, распространяется издательским домом "Финансы и страхование".
Справки по телефонам: (095) 434-50-54, 564-86-04

 

Рассылка от http://www.insur.ru - СТРАХОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ!
 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное