Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Страхование рисков

  Все выпуски  

Страхование рисков


СТРАХОВАНИЕ РИСКОВ

 


   


Автострахование: всегда ли клиент прав?. 1
ОСАГО с двойным дном.. 2
Страхование «по-черному». 3

.. 3
 



Автострахование: всегда ли клиент прав?

Андрей Запискин, специально для avto59.ru

Судебные иски к страховым компаниям, увы, не редкость. Чаще всего клиентов не устраивает сумма выплат – страховые компании ревностно соблюдают свой интерес, аргументируя собственную позицию минимальной прибылью и большими выплатами. В списке претензий, адресованных страховщикам, на первых местах также стоят бюрократизм, формальный подход, обслуживание по принципу: «Клиенту надо – клиент подождет». Неудивительно, что на руководителей страховых компаний сыпется поток жалоб от недовольных клиентов. Но всегда ли оправданна обывательская позиция «Сделайте мне красиво» – на одном лишь основании, что клиент, по утверждению известной поговорки, всегда прав?

Сразу уточню: я не ставил целью судить, кто из участников приведенной ниже истории прав, а кто нет – читатель сам составит свое мнение. Цель данной публикации – показать ситуацию конфликта со стороны, дать возможность более или менее объективно оценить ее и сделать выводы. История, которую мы вам расскажем – одна из многих, что случаются ежедневно в нашем городе. В то же время, ситуация показательная и является хорошей иллюстрацией ко всему сказанному выше.

Вот как излагает эту историю Рашид Шайхразеев – участник ДТП, случившегося более полутора лет тому назад:

«30 декабря 2005 года. Настроение отличное – на носу Новый год, все дела завершены. Еду по улице Белинского от Куйбышева в сторону Сибирской. Пересек Комсомольскую площадь, останавливаюсь на красный свет перед перекрестком с улицей Героев Хасана. Справа от меня стоит троллейбус, сзади – никого нет, можно расслабиться. Расслабиться не удалось. Началось движение по Комсомольскому проспекту со стороны улицы Чкалова: часть транспорта движется к центру, а часть – поворачивает направо в сторону Сибирской. На мою беду, местный «Шумахер» на «десятке» ехал быстро, а меня заметил поздно. Визг тормозов, но – декабрь на дворе, лед на дороге… Результат вполне предсказуем: у моей «Каризмы» нет заднего бампера, а у его «десятки» – переднего бампера и фонарей. 7 часов было потрачено на ожидание инспектора ГИБДД, оформление документов в Свердловском отделении ГИБДД. Домой в тот день я приехал часам к 8 часам вечера. Праздничное настроение куда-то исчезло...

Мой оппонент застрахован в СК «Альфа-Страхование» – ОСАГО и добровольное, на полную стоимость своей новой машины. Беспокоиться вроде бы не о чем... Встретились мы с ним уже 10 января 2006 года в офисе страховой. Хотя перед нами был всего 1 человек, но ждать пришлось почти 3 часа! Но это еще не все: документы у меня не приняли, так как, по правилам компании, нужна нотариально заверенная доверенность (автомашина оформлена на мою жену). Мои попытки объяснить, что я вписан в полис ОСАГО и что пришел просто известить о ДТП, ни к чему не привели.

Конечно, у меня не было желания платить 500 рублей за доверенность, а потом вновь выстаивать очередь. Я написал сопроводительное письмо, передав через секретаря, что жду приглашения на экспертизу. Не дождавшись звонка из страховой, я договорился о проведении независимой экспертизы, о чем надлежащим образом сообщил в страховую. 16 января провел экспертизу в ООО «Урал-Автоэкс»; отчет о стоимости ремонта сдал в страховую компанию. Я думал, что страховая обратит, наконец, на меня внимание и выплатит страховку. Не тут-то было! Пришлось обратиться в суд…».

Свою точку зрения неудачливый автолюбитель высказал на одном из пермских интернет-форумов, вызвав бурную дискуссию и возмущение автолюбителей. С одной стороны, вроде бы, все понятно – страховая компания, пользуясь беззащитностью автовладельца перед буквой закона, беззастенчиво затягивает процесс выплаты. Даешь бой бюрократу! С другой стороны…

По тому же ОСАГО, Рашид Гальмиразиевич, направивший пакет документов в ОАО «Альфа-Страхование», не является собственником автомобиля Mitsubishi Carizma, и следовательно, не является потерпевшим. Потерпевшей по данному ДТП является его супруга. Как справедливо заметила бывшая на тот момент начальником юридического отдела ОАО «Альфа-Страхование» Елена Кочкина: «Правила, на основании которых работает ОАО «Альфа-Страхование» Пермский филиал, … не введены юристом компании», а утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации…». Получается, что требование страховой компании на получение нотариальной доверенности от г-на Шайхразеева не противоречит закону. И, тем более, в этом требовании нет намерения усложнить жизнь клиенту.

По свидетельству юриста страховой компании, никаких заявлений с приложением требуемых по закону документов от потерпевшего (то есть владелицы) в ОАО «Альфа-Страхование» не поступало. Не был предоставлен на «независимую» экспертизу в страховую и автомобиль. «Тем самым, – заключает Елена Викторовна, – потерпевшая не только уклоняется от выполнения своих обязанностей, но и препятствует исполнению страховщиком обязанностей, предусмотренных Законом и Правилами страхования». В конце концов, задетый за живое незаконными претензиями юрист предположил даже мошенничество: «Ваши действия, которые деликатно именуют «введение в заблуждение», на профессиональном языке именуются «страховое мошенничество», и ни одна из уважающих себя страховых компаний не будет осуществлять выплаты при таких обстоятельствах».

Страсти накалялись. Адвокат г-на Шайхразеева Валерий Филимонов (юридическая фирма «Даш»), защищая клиента, отмечал, что разъяснение закона ОСАГО и правил страхования – обязанность сотрудников компании. Кроме того, по словам представителя, утверждение, будто собственником поврежденного автомобиля не предоставлены необходимые документы и сам автомобиль, не соответствует «фактическим обстоятельствам и материалам судебного дела (письменным доказательствам)». Но главная претензия пострадавшей стороны – это бюрократизм страховой компании, которая не только затянула выплату, но также слишком формально подошла к делу. Одна только «переписка» Шайхразеева со страховой компаниями, судебными и другими инстанциями чего стоит!

Судебный процесс – отдельная песня. По словам Шайхразеева, представители страховой компании сделали все, чтобы сорвать процесс: «То не явятся на суд, то затребуют какие-то новые документы. Только через полгода, 17 июля 2006 года, судом было принято решение о взыскании с ООО «Альфа-Страхование» материального ущерба в сумме около 29 тысяч рублей. Однако ни денег, ни извинений от компании я так и не дождался, поэтому обратился за помощью к судебным приставам Ленинского района…».

В итоге, через 1,3 года семья Шайхразеевых получила страховую выплату в размере около 26 тысяч рублей. Суд вынес постановление, определив в качестве виновника всей этой истории СК «Альфа-Страхование». Но сколько сил и нервов обеим сторонам стоили эти деньги!

Руководитель управления автострахования ОАО «Альфа-Страхование» Пермский филиал» Нэля Жвакина пояснила корреспонденту avto59.ru, что специальной статистики по конфликтам подобного рода в компании не ведется – хотя бы потому, что случай с Шайхразеевым исключительный: «Есть такая проблема – люди почему-то считают, что если застрахованы, то сами ничего делать не должны». По мнению юриста, процесс затянулся «благодаря» самому клиенту: «Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что действовали правильно. Если бы Шайхразеев с самого начала пошел по законному пути, проблем не было бы», – заявила Нэля Владимировна.

По закону, решение суда вступает в силу через десять дней. Шайхразеев, получив на руки постановление суда без отметки о вступлении в силу, поспешил заявить, что его опять пытаются обмануть, задерживая выплату. Есть еще один нюанс, говорящий явно не в пользу принципиального клиента. Как утверждает представитель страховой компании, иск недовольным клиентом был подан на компенсацию средств, необходимых на ремонт автомобиля. Но на момент судебного разбирательства автомобиль Mitsubishi Carizma был продан! По сути, требовалась лишь компенсация разницы между стоимостью реально проданной машины и предполагаемой оценкой неповрежденного авто. Но клиент просил деньги именно на ремонт!

Я далек от мысли, что Рашид Шайхразеев намеренно пытался ввести в заблуждение страховщика и суд. Скорее всего, решение о продаже аварийного автомобиля было принято давно. Но при этом остается справедливой и претензия на получение компенсации. В данной ситуации решающую роль сыграли эмоции, которые вытеснили все разумные доводы, и «война» стала неизбежной.

Думаю, со мной согласятся все: страховка – это доверие клиента, оказанное им страховой компании, и плохо, когда этим доверием пренебрегают. С другой стороны, трудно понять мотивы человека с претензиями на исключительные права по отношению к общим правилам и закону. Вместо заключения скажу: сам Рашид Гальмиразиевич не признает своей ответственности за случившееся, заявив, что не согласен с публикацией материала не в его трактовке. Он по-прежнему убежден: клиент всегда прав!


ОСАГО с двойным дном

АвтоЮГ.ру, 02.07.2007

Изменения в правилах ОСАГО призваны стимулировать откровенность между страховой компанией и автовладельцем. Теперь, прежде чем машину застраховать, водителю нужно рассказать обо всех случаях ДТП, в которые он попадал.

«Рассказать всё о дорожно-транспортных происшествиях, в которые попадали, если вы решили сменить прежнюю страховую компанию на новую», - именно этого требуют поправки к правилам ОСАГО, вступившим в силу ещё в октябре прошлого года, но так, кажется, в полной мере и не реализованным на практике. Утайка подобных фактов, в первую очередь, нервировала самих страховщиков. Ведь при заключении договора автогражданки автомобилист с большим показателем аварийности должен выплачивать большую сумму страхового взноса, чем если бы он был осторожным водителем.

Аккуратно ездящему страхователю, в аварии не попадавшему, при заключении договора полагается скидка порядка 5 % в год. Однако в реальности всё обстоит немного иначе. Представители страховых компаний сами признаются, что автомобилисты редко пускаются в откровения о том, в какие аварийные ситуации и сколько раз они попадали. Автовладельцы меняют одну страховую компанию на другую, при этом утаивают факты ДТП. «Безусловно, автомобилистам рассказывать о таких фактах не всегда выгодно. Но в таком случае страховая компания оставляет за собой право расторгнуть договор, в случае, если факт утайки информации о ДТП будет выявлен, - комментирует способы борьбы со страховым мошенничеством начальник отдела автострахования компании «Союз» Олег Хатунцев. - Если это происходит, то может пострадать уже не только скрывший информацию, но и потерпевший в новой аварии. Ведь именно ему страховая компания откажет в выплате по причине утайки его обидчиком фактов. В таком случае, получить денежные средства на ремонт пострадавшему придётся уже только с помощью судебных решений, либо по старинке, как это «по взаимной договоренности» делалось в середине девяностых годов. У нас есть судебные инстанци, Гражданский кодекс, так что я не считаю такую ситуацию критической или неразрешимой».

«Шансов страховщиков узнать о том, каков действительный процент зафиксированных случаев утайки подобной информации, можно расценивать как 50 на 50. Безусловно, все агенты, которые оформляют полисы, активно контактируют, и если задаться целью, то можно выявить факты нарушений. Но весь вопрос в том, будет ли это делаться?», - разъясняет ситуацию директор ростовского отделения Российского автомобильного товарищества Евгений Гузий. - Конечно, если клиент давно сотрудничает со страховой компанией и доверяет ей, то ему выгоднее рассказать о ДТП. Если же доверительные отношения не сложились, автовладелец будет скрывать эту информацию. Я считаю, что в данный момент начинать надо с обмена информацией, и пока не будет разработана единая база страхователей (по примеру базы кредитных историй), все эти поправки будут всего лишь превентивной мерой».


Страхование «по-черному»

Юлия Данилова, danilova@sibpress.ru, «Континент-Сибирь», 29.06.2007

Тенденции — финансы

В последние годы объемы страхового рынка Сибири ежегодно прирастают на 40–50%. Такие темпы привлекают на этот сегмент не только новых игроков, но и мошенников, которые находят возможности поживиться за счет страховщиков и добросовестных страхователей. Сводной официальной статистики по количеству недобросовестных обращений в страховые компании не существует. Большинство компаний предпочитает скрывать либо нивелировать эти данные, поскольку считают, что раскрытие этой информации может повредить их репутации. Однако, по оценкам экспертов, доля мошенничеств может достигать 30% от общего объема обращений за выплатами. Чаще всего они связаны с договорами по «автогражданке» и добровольному автострахованию.

Внимание на детали!

Страховщики признают, что есть немало ситуаций, когда «подставы» доказать не удается и приходится выплачивать мошенникам деньгиПо данным Федеральной службы страхового надзора РФ, в 2006 году в службу поступило 3099 жалоб от страхователей на деятельность страховщиков. Из них 815 пришлось на долю Инспекции страхового надзора по Сибирскому федеральному округу. Причем по сравнению с 2006 годом количество жалоб выросло почти на 50%. В то же время эксперты отмечают, что сами жалобы становятся все более изощренными. В частности, в число недовольных входит все больше мошенников, пытающихся через органы надзора «выбить» деньги из страховых компаний.

Наблюдается изменение и масштабов мошенничеств. По словам председателя правления «Общества по защите прав потребителей в сфере страхования» (Омск) Игоря Пушкаря, в самом начале негосударственного периода российского страхования на этой ниве промышляли, как правило, одиночки, стремящиеся за счет компаний поправить свое материальное положение. В 1992 году омский автолюбитель застраховал не первой свежести «Тойоту», а потом передал ее знакомому — жителю отдаленного района области, чтобы тот за небольшое вознаграждение сжег машину в лесу. Дальше стандартная процедура: заявление в милицию и страховую компанию, возбуждение, а потом приостановление уголовного дела, выплата. На этом бы все и закончилось, если бы новоявленный автовладелец не решил оставить автомобиль себе. Мол, кто там в деревне его найдет. Примерно через полгода «Тойота» была обнаружена, и страхователь, чтобы не быть привлеченным к уголовной ответственности, отказался от автомобиля и вернул страховщику деньги. Случаются и трагикомичные ситуации. В середине 90-х годов, в период массовых невыплат зарплат и пенсий, омич, застраховавшись от несчастного случая, дважды сам ломал себе руку, чтобы хоть как-то обеспечить свою семью.

Сегодня на страховой рынок выходят, как правило, преступные группы. Мало того, появляется немало организаций, специализирующихся на составлении жалоб и помогающих клиентам «обходить закон». Эксперты объясняют этот факт тем, что мошенничество в России очень тяжело доказывается, а еще сложнее наказывается. «Система помощи мошенникам развивается вместе с рынком страхования. Более того, такими помощниками зачастую становятся либо бывшие страховщики, либо люди, работавшие ранее в ГИБДД, адвокатуре, — констатирует директор филиала ОСАО «РЕСО-Гарантия« (Омск) Александр Кузнецов. — В какой-то мере составной частью этой системы можно считать еще и суды: судьи иногда принимают такие хитроумные решения, которые не удается оспорить даже на уровне Верховного суда, хотя спорная ситуация на самом деле совершенно прозрачна для специалиста».

Все опрошенные «СУ« участники рынка заявили о том, что сталкиваются со случаями страхового мошенничества достаточно регулярно. В основном подобные прецеденты наблюдаются в таком сегменте, как обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО). К ним относится инсценировка дорожно-транспортного происшествия и угонов транспортных средств. Рано утром в омский филиал ОСАО «РЕСО-Гарантия» поступил звонок о столкновении легкового автомобиля с грузовиком на окраине города Омска. Все документы ГИБДД у машин были в полном порядке. Однако изучение документов дела выявило, что оба водителя столкнувшихся транспортных средств проживают в одном и том же населенном пункте в Омской области, более того — их дома соседствуют на одной улице! Спрашивается, каким образом два человека из соседних домов «нашли» друг друга рано утром на въезде в Омск? Проведенная отделом расследования работа подтвердила предположение о «подставе«. Оба мошенника были впоследствии осуждены с условными сроками наказания.

В то же время страховщики приводят разные данные процентного отношения мошенничеств в общем потоке обращений граждан за выплатами. В омском филиале компании «РЕСО-Гарантия» доля «ложных» обращений по ОСАГО составляет 2–3% от общего числа. В итоге в филиале только в первом квартале текущего года было выявлено шесть случаев мошенничества и предотвращены необоснованные выплаты на сумму 1,3 млн руб. Но это только те случаи, которые, по словам Александра Кузнецова, компании удается выявить и доказать. Страховщик признает, что есть немало ситуаций, когда «подставу« доказать не удается и приходится выплачивать мошенникам деньги. Такие проблемы характерны для всех страховщиков, считают эксперты, а те, кто говорит, что их нет, — лукавят. В компании «Росгосстрах-Сибирь» сегодня количество случаев с признаками мошенничества и недобросовестности клиентов составляет 9% от всех обращений за страховыми выплатами по ОСАГО. В компании этот факт объясняют тем, что по «автогражданке» страховщик обязан выплатить возмещение клиенту в течение 15 календарных дней после подачи заявления либо мотивированно отказать в выплате. В такой ситуации у недобросовестного потерпевшего есть возможность «надавить» на страховую компанию, опираясь на жесткие сроки.

Диагностика ДТП

Случаи мошенничества, по словам участников рынка, достаточно стандартные, и их можно разделить на три основные категории. Чаще всего мошенники покупают уже разбитое транспортное средство с транзитными номерами, которое ставится на проезжую часть, и инициируется авария с застрахованным дорогим авто с «диагнозом» «не уступил дорогу транспортному средству, двигавшемуся по главной дороге». Нередко страховой полис оформляется после ДТП с приостановкой периода его действия так называемым «задним числом». И третий вариант — заключение договора с недобросовестным страхователем, который берет вину на себя за определенное вознаграждение.

«К сожалению, мы наблюдаем тенденцию к увеличению подобных случаев, и в основном по полисам ОСАГО. Ответ на вопрос «почему?» весьма прост. Человек повреждает собственное транспортное средство, возникает необходимость ремонта и, соответственно, поиска денежных средств на этот ремонт. Самый простой и доступный способ — имитировать ДТП с обладателем полиса ОСАГО компании, которая платит. Либо вариант номер два — найти агента страховой компании, который оформит полис автокаско «задним« числом», — рассказывает Александр Кузнецов. Начальник Центра урегулирования убытков «РГС-Сибирь» Радик Гарипов также говорит об увеличении количества случаев с признаками мошенничества. «Год назад их число в компании снизилось до 4% от общего числа обращений, так как сотрудники РГС проверяли почти каждую пятую выплату и каждую, где предполагалось возмещение в размере свыше 40 тысяч рублей. Эти выплаты проходили через две экспертизы — автотехническую и трассологическую, они были достаточно затратны, но сейчас мы оценили необходимость этой работы и возвращаемся к прежней практике», — говорит собеседник «СУ».

«В нашем холдинге количество «ложных» обращений становится все меньше и меньше. Причина тому — хорошая репутация фирмы, — отмечает заместитель генерального директора по маркетингу страхового холдинга «СТИФ« Сергей Мышко. — Дело в том, что в прошлом году отдел, сотрудники которого тщательно проверяют подлинность каждого страхового случая, был значительно усилен за счет прихода ряда высококвалифицированных специалистов. Как бы то ни было, мошенники между собой общаются и знают, что с серьезными фирмами лучше не связываться». Заместитель генерального директора по правовым и специальным вопросам ЗАО «СО «Надежда» (Красноярск) Владимир Петров также заявил «СУ», что с середины 2006 года количество дел с признаками мошенничества в компании значительно уменьшилось. Страховщик объясняет это проведением расследований по делам с инсценировкой ДТП прокуратурой и ГУВД края. Тем не менее совсем мошенники не перевелись. Как-то ночью один из страхователей ЗАО «СО «Надежда», имеющий договор каско, вызвал аварийного комиссара на место произошедшей с ним «аварии». Со слов клиента, он пытался выехать со двора и задел оказавшийся поблизости мусорный бак. Машина страхователя действительно оказалась повреждена, но совсем не так, как бывает при столкновении с неподвижным препятствием. В ходе расследования (проведение трассологической экспертизы) выяснилось, что машина страхователя пострадала при столкновении с другим автомобилем или иным движущимся предметом. Страхователь пытался инсценировать ДТП и обманным путем получить выплату в размере 60 000 руб.

Сергей Мышко добавляет, что специалистам не составляет труда вычислить мошенника: существует ряд фактов ДТП, которые заставляют страховщика усомниться в подлинности аварии. К ним относятся, например, подозрительные время и место ДТП, а также неадекватное поведение его участников. «Главное в работе «безопасников« — внимание к деталям», — говорит страховщик. Случай из практики. В апреле в поселке Чаны (Новосибирская область), где расположено одно из представительств холдинга «СТИФ», два предприимчивых молодых человека решили «навариться» на страховщике и, собрав полный пакет документов, пришли в офис за выплатой. На удивление специалистов «СТИФ», принимавших документы, кроме написанного заявления, они сразу принесли полный пакет необходимых для выплаты бумаг. Это вызвало у сотрудников фирмы подозрение. Началась тщательная проверка, которая завершилась признанием парней в попытке мошенничества.

Впрочем, размер страховой выплаты по ОСАГО ограничивается «всего» 120 тыс. рублей и поэтому не меньшим спросом у мошенников пользуются страховки каско, где выплаты оговариваются в договоре со страховщиком и могут быть очень солидными. Наиболее распространенными способами «нагреть руки» на таких страховках, по оценкам экспертов, являются угон либо уничтожение транспортного средства. Как правило, такая судьба «светит» машинам, у которых существуют какие-либо ограничения на продажу — невыплаченные таможенные пошлины, перебитые номера и т. д.

Идет увеличение мошенничеств и по имущественному страхованию. Как отмечают участники рынка, мошенники покупают частные дома-развалюхи в престижных районах города (в основном ради земли), страхуют их на несколько десятков, а то и сотен тысяч рублей, а через полгода дома сгорают и компании предъявляют требования о погашении обязательств. Есть прецеденты мошенничеств в сфере страхования имущества юрлиц, в том числе товаров в обороте, грузоперевозок. Однако, отмечает Радик Гарипов, в возникновении проблем в данных сегментах в большей мере виноваты сами страховщики. «Если по ОСАГО мы не имеем права не заключать договоров, то по добровольным видам страхования наличие высокого количества случаев с признаками мошенничества обусловлено виной страховщиков, которые гонятся за увеличением количества договоров и не проводят адекватную оценку рисков по страхуемым объектам», — уверен собеседник «СУ».

А судьи где?

Эксперты расходятся в оценках роли суда в пресечении дел о мошенничестве. Часть участников рынка заявляет, что далеко не всегда они доходят до судебных инстанций. По словам представителей СФ «СТИФ», в основном мошенничество пресекается на первых этапах, так как позже его обнаружить гораздо сложнее. Поэтому чаще всего беседы с незаконопослушными страхователями завершаются упоминанием о статье N 159 Уголовного кодекса, согласно которой за мошенничество предусматривается наказание в виде 10 лет лишения свободы. Обычно после этого мошенники сознаются в обмане и пишут заявление — добровольный отказ от выплаты без указания причины. С одной стороны, это неудивительно. Рассмотрение дел, связанных с мошенничеством в страховании, становится все более показательным. Владимир Петров приводит пример: в 2006 году в Красноярске прошел суд над сотрудниками милиции и «потерпевшими» по ОСАГО. В результате четыре человека были осуждены. Вердикт суда — два года условного срока наказания. В настоящее время, по словам страховщика, прокуратурой края расследуется уголовное дело по ст. 159 УК РФ «мошенничество» по более чем 20 эпизодам в сфере автострахования, совершенное организованной группой лиц, в особо крупном размере. В качестве потерпевших рассматриваются страховые компании «Росгосстрах», «Надежда», «Согласие», «Ингосстрах».

Однако существует и другое видение ситуации. По словам Александра Кузнецова, от 50% до 75% спорных дел доходит до суда. Но виновные не всегда получают по заслугам, так как, «имея связи в органах, они воздействуют либо на следствие, либо на суд и добиваются прекращения расследования дел или оправдательных приговоров». «С уверенностью могу сказать, что суды в подавляющем большинстве стоят на стороне потребителей, т. е. страхователей. Потому что изначально страховщик представляется более сильной стороной, у которой возможностей защищаться гораздо больше — есть и юридическая служба, и управление выплат, — говорит один из участников новосибирского страхового рынка. — Однако судьи — грамотные специалисты. Поэтому с каждым обращением в суд они все лучше понимают, что такое страхование, начинают разбираться во всех тонкостях нашей работы».

Прогнозируя развитие ситуации, страховщики в один голос заявляют о намерении придерживаться позиции об ужесточении контроля за выплатами. Для обеспечения этого намерения в настоящее время во многих регионах Сибири создается база данных, в которой накапливается информация о страховых случаях с участием недобросовестных клиентов. И она уже работает. В частности, в одной из новосибирских компаний «СУ» рассказали, что буквально на днях предотвратили попытку мошенничества. Клиент обратился сразу к двум местным страховщикам с полисом и заявлением о выплате страховки. Материалы по делу сейчас передаются в ОБЭП. Хотя далеко не все участники рынка столь оптимистичны в оценках будущего. «Все в мире развивается и меняется. Страхование и мошенничество в нем — не исключение. Будет расти рынок, будет расти и видоизменяться преступная среда. В крупных компаниях вопросам разоблачения мошенников уделяется серьезное внимание, а потому потери от их действий будут минимизированы. А вот там, где соответствующие системы контроля и проверки не созданы или не работают, будут серьезные проблемы с убытками», — уверен Александр Кузнецов.

Не все спокойно в датском королевстве

По оценкам Федеральной службы страхового надзора, в результате мошеннических действий российские компании ежегодно теряют порядка 15 млрд рублей. То есть не менее 10% от выплаченных страховщиками сумм оседают в карманах мошенников. Однако никто не считал, сколько же денег недополучают российские страхователи в результате недобросовестных действий страховых компаний. Не так давно в Омске было возбуждено уголовное дело в отношении нескольких сотрудников филиала крупного федерального страховщика, которые, имея на руках документы и печати ГИБДД, оформляли мнимые страховые события. Московское руководство компании, которая и являлась потерпевшей по данному делу, вероятно, опасаясь имиджевых потерь, решило не доводить дело до суда и, не предавая огласке, спустило его «на тормозах».

«Принято считать, что страховое мошенничество — это противоправное деяние, направленное на незаконное получение страховой выплаты путем обмана или злоупотребления доверием. На мой взгляд, подобная трактовка этого понятия является односторонней и не отражает всей сути данной проблемы. Очевидно, что мошеннические действия совершают не только страхователи, но и страховщики (как писал Евтушенко, «у каждого народа свои гады…«), а мошенничеством является не только незаконное получение, но и незаконное сбережение страховой выплаты путем обмана. И еще неизвестно, кто в этом мошенничестве больше преуспел», — говорит Игорь Пушкарь.

По наблюдению собеседника «СУ», со стороны страховых компаний наиболее типичным обманом было обещание огромных процентов по договорам накопительного страхования жизни. Так, компания «Русский дом страхования« предлагала омичам доходность по страхованию жизни в размере 412% годовых. Понятно, что такие сделки, не подкрепленные реальными финансовыми возможностями, обернулись для страхователей серьезными материальными потерями. До сих пор многие жители Омска недобрым словом вспоминают компании »Мегаполис-Агро», «Омтор-Каместру», «Росток-СПб» и им подобные, которые исчезли, так и не рассчитавшись с подавляющим большинством своих клиентов.

«Злые языки утверждают, что в Омске обеспечить необходимыми документами имитацию страхового события — от регистрации ДТП до постановления по делу — можно за 10% от предполагаемой суммы выплаты, — говорит Игорь Пушкарь. — Знаю случай, когда врач-травматолог выдал справку о несуществующей травме и даже снабдил медицинскую карту чужими рентгеновскими снимками, наклеив на них фамилию мнимого больного».

Страховщики платили своим клиентам той же монетой. Был случай, когда, чтобы отказать пенсионерке в выплате страхового обеспечения по факту смерти ее единственного сына, одна омская компания просто подменила правила страхования. Договор был заключен по одной версии правил, а отказ подготовлен на основании другой, которая действительно давала возможность выплату не производить.

«Проблема страхового мошенничества в России, безусловно, существует, но она не столь фатальна, как представляют ее некоторые страховщики. На мой взгляд, это обычный бизнес-риск, который присущ данному виду деятельности, как, например, для торговли — кражи в супермаркетах. Очевидно, что страховщики, зная о возможных убытках, предусматривают их в структуре тарифной ставки. С такими же проблемами сталкиваются абсолютно все страховые рынки», — резюмирует эксперт.

Американские страховые компании, производившие выплаты за погребенные во время террористической атаки под руинами нью-йоркских башен-близнецов автомобили, посчитав их суммарное количество, обнаружили, что по меньшей мере половина из них физически не могла бы разместиться на стоянках вокруг этих зданий. Не секрет, что и за многие европейские автомобили, проданные в нашу страну, предприимчивые бюргеры получили страховки.


http://o-r-b.narod.ru/arhiv.htm

ОБЗОР РЫНКА БЕЗОПАСНОСТИ


Интернет-рассылка «Страхование для всех»
Информация о страховании в России, новости страховых компаний, публикации о страховании, обзоры отдельных сегментов страхового рынка
Подписка через интернет-страницу http://subscribe.ru/catalog/insurance.russinsurance
Интернет-рассылка «Пенсионная реформа и пенсионное страхование»
Новости и публикации о пенсионной реформе и негосударственных пенсионных фондах.
Подписка через интернет-страницу http://subscribe.ru/catalog/insurance.pensia
Интернет-рассылка «О безопасности»
О безопасности для широкого круга читателей. Как сделать свою жизнь безопаснее и предотвратить возможные угрозы. Подборка информации по отдельным аспектам безопасности - понемногу обо всём - для частных лиц и организаций.
Подписка через интернет-страницу http://subscribe.ru/catalog/tech.security


Присылайте свои пресс-релизы для размещения в рассылке на адрес i-news{@}yandex.ru

Сборник "О ФИНАНСОВОМ МОШЕННИЧЕСТВЕ".  Июнь 2007 г.
 



В избранное