Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Пенсионная реформа и пенсионное страхование Публикации о НПФ, Май 2007, Ч.1


Пенсионная реформа и пенсионное страхование

***

Вышел очередной сборник "Публикаций о НПФ", включающий подборку новостей и статей из СМИ за период с 01 по 15 мая
Вы можете с ним ознакомиться







. 4

Публикации о НПФ в декабре 206- мае  2007




Зачем государству вводить дополнительную пенсию?. 1
Пенсионная система РФ по-прежнему нуждается в реформировании. 3
Как сделать пенсионные накопления прибыльными?. 4
 

 3

Зачем государству вводить дополнительную пенсию?

Накануне.RU.

Денис Колчин

В настоящее время финансирование пенсионных взносов осуществляется за счёт единого социального налога следующим образом: за граждан старше 1967 года рождения в базовую часть отчисляется 6% от заработка, в страховую часть - 14%, в накопительную часть пенсии платежей не предусмотрено. За граждан от 1967 года рождения в базовую часть перечисляется 6%, в страховую - 10%. В накопительную часть пенсии идут 4% от заработка.

Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе рабочей группы РСПП по развитию пенсионных систем, союз и НАПФ предложили стимулирование добровольного участия застрахованных лиц в увеличении своей будущей пенсии и поэтапное достижение на этой основе уровня пенсионного обеспечения, приближенного к международным стандартам (не менее 40% заработка перед выходом на пенсию), в сочетании с трудовой пенсией по ОПС (обязательное пенсионное страхование).

Источниками финансирования являются добровольные взносы застрахованных в совокупности с обязательными отчислениями работодателя, ранее уплачивавшимися в составе ЕСН на базовую часть трудовой пенсии. Работнику в законодательном порядке предоставляется право ежемесячно добровольно уплачивать 3% своего заработка в избранный им негосударственный пенсионный фонд на формирование дополнительной, к трудовой, пенсии. В этом случае работодатель на паритетной основе обязан перечислить в тот же фонд взнос в размере 3% от заработка работника в счет обязательной части единого социального налога (ЕСН), ранее перечисляемой в федеральный бюджет на базовую часть пенсии.

Средства, образуемые в результате уплаты добровольных (от работника) и обязательных (от работодателя) взносов, учитываются на лицевом счете работника в НПФ отдельно от средств на пенсию по негосударственному пенсионному обеспечению или от пенсионных накоплений.

В связи с введением дополнительной накопительной пенсии, ЕСН, приходящийся на базовую часть пенсии (6%), трансформируется в следующие обязательные для работодателя отчисления (без увеличения суммарной налоговой нагрузки):

Для всех застрахованных лиц – 3% направляются на страховую часть пенсии в дополнение к установленному тарифу; в отношении работников, добровольно уплачивающих личные взносы, – 3% направляются на дополнительную накопительную пенсию;

в отношении работников, не участвующих в системе дополнительной накопительной пенсии, – 3% направляются в прежнем порядке на базовую часть пенсии.

В интервью Накануне.RU эксперт Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Олег Колобаев отметил:

"Исходная позиция инициативы такова – как бы государство ни старалось, и везде в мире это известно, пока человек не станет участником накопления своей пенсии, хорошего результата от данной деятельности не будет. Идея направлена на стимулирование граждан к личным накоплениям. К работодателям, не исполняющим данное требование, можно будет применять санкции схожие с мерами, применяемыми в случае невыплаты зарплаты. Словом, для работника эта система абсолютно добровольная, а для работодателя обязательна с момента заключения его подчиненным соответствующего договора с НПФ. Таким образом, основная система, в плане накопления в базовой пенсии, остается без изменений, то есть полностью финансируется из бюджета. Страховая часть – увеличивается на 3%. Плюс добровольное пенсионное обеспечение по желанию физического лица. Кстати, исчезает и так называемая проблема "молчунов", поскольку схема работает в отношении тех, кто захотел в ней участвовать и проявил инициативу в плане заключения договора. Для рядового гражданина выгода, проще говоря, такова: на каждый рубль физического дополнительно приходится рубль работодателя".

Однако, далеко не все участники рынка восприняли инициативу однозначно. Несколько иное мнение в разговоре с Накануне.RU выразила заместитель гендиректора управляющей компании "УралСиб" Наталья Плугарь:

"В этом предложении все ладно, если только забыть о нечетко прописанном восполнении дефицита бюджета Пенсионного фонда. Он и так испытывает недостаток средств для того, чтобы сегодня выплачивать деньги пенсионерам. И если мы на 3% уменьшим эту сумму за счёт тех, кто сейчас работает, то дефицит бюджета увеличится в разы. Хорошо думать о тех, кто выйдет на пенсию, но надо думать и о тех, кто уже на пенсии. Что касается конкретно дополнительных пенсионных накоплений, то, действительно, лучше развивать не обязательное пенсионное обеспечение, а добровольное. Это гораздо привлекательнее в том смысле, что у гражданина появляется возможность расторжения договора или изменения его. Обязательное пенсионное страхование не очень выгодно тем же самым физическим лицам. На них будет отчислять работодатель, но вместе с этим увеличивается, опять же, дефицит бюджета пенсионного фонда. Лучше было бы просто льготировать физических лиц, давать льготы работодателям, чтобы они отчисляли деньги на пенсии сотрудникам. Те суммы, которые сейчас льготируются для работодателя – очень маленькие, с них нельзя формировать нормальную пенсию. Нужно идти по пути материального стимулирования всех сторон процесса".

По расчетам Пенсионного фонда России, при существующей структуре отчислений дефицит бюджета фонда по страховой части пенсии составит в 2015 году более 750 миллиардов рублей. На выплату базовой части к этому сроку понадобится 1 триллион 181 миллиард рублей из федерального бюджета, при этом поступление ЕСН прогнозируется в этой части в объеме всего 714 миллиардов, или 60% от потребности. Определённую озабоченность в беседе с Накануне.RU высказал генеральный директор "Торгово-промышленного пенсионного фонда" Александр Рощак:

"В принципе, это актуально. В очередной раз страна стоит перед выбором, куда двинуться. В том, что предлагает РСПП, есть разумное зерно. Но тут существуют и подводные камни – суть в том, что эти предложения хорошо сработают для тех предприятий, которые платят официальную "белую" зарплату и с нее единый социальный налог - ЕСН. Для остального контингента работающих принципиально ничего не изменится. Надо понимать, что ключевое звено решения проблем пенсионной системы, если она базируется на страховых принципах, находится в плоскости безусловного выполнения работодателями обязанности по уплате заработной платы вместе со всеми социальными налогами и страховыми взносами. Тогда и норма, предлагаемая РСПП, распространится на всех. Вопрос следует решать комплексно, в том числе - стимулировать и обязывать работодателя переводить зарплату в официальный режим, как это принято во всем цивилизованном мире".

Кроме того, по мнению некоторых экспертов, возможный "минус" предложения заключается в  предвыборном популизме и недостатке информированности россиян о пенсионных изменениях.

 "Предложение РСПП появилось на волне общей заинтересованности к ходу пенсионной реформы, в преддверии выборов и обостряющегося интереса к электорату. Об успешности реформы, действующей с начала 2002 года, красноречиво свидетельствует процент "молчунов", так и не сделавших осознанного выбора: 93% клиентов Внешэкономбанка все еще лояльны ему. По-прежнему растет увеличение разрыва в доходах пенсионеров по сравнению с другими социальными группами - соотношение пенсии и зарплаты у нас одно из самых низких в Европе, и продолжает уверенно снижаться, - отметил в интервью Накануне.RU гендиректор управляющей компании "Финам Менеджмент" Андрей Попов, - Основная проблема реформы - недостаточная информированность граждан о ее сути и возможностях. Предложение РСПП по сути сводится к тому, чтобы расшевелить население, создать понятный и действенный механизм системы пенсионного накопления путем стимулирования добровольных отчислений в накопительную часть трудовой пенсии на паритетных началах с работодателями".

По словам Попова, РСПП хочет стимулировать граждан к тому, чтобы они сами заботились о старости, не возлагая всю ответственность на государство. Размер пенсионных накоплений "молчунов" уже сейчас практически сопоставим с общим объемом рублевого госдолга.

"Ресурсы госдолга для дальнейшего размещения средств "молчунов" исчерпаны, о чем неоднократно заявлял Минфин. Нынешнее государственное управление накопительными активами сведено к "перекладыванию" денег из одного кармана в другой, - говорит Андрей Повов, -  Задача, в частности, состоит в том, чтобы создать правовой механизм перевода огромной массы денежных средств в "рабочие" активы фондового рынка при поддержании подконтрольно-высокого качества их управления. Пенсионные накопления, сосредоточенные в ВЭБе - это большие средства, чей инвестиционный потенциал необходимо реализовать в полной мере, попутно прививая гражданам культуру инвестирования. Выходом из сложившейся ситуации может послужить перевод средств "молчунов" в частные управляющие компании, отобранные по тендеру, чтобы направить деньги на фондовый рынок, сократив, таким образом, давление на госдолг и, в потенциале, нагрузку на Пенсионный фонд".

Старший вице-президент НПФ "Норильский никель" Владимир Толстой,  продолжая говорить о позиции граждан и рассуждая о ментальной составляющей процесса, пояснил  Накануне.RU:

"Пенсионная реформа предусматривает принятие гражданином самостоятельных решений, касающихся его будущей пенсии, но ситуация сложилась таким образом, что большая часть населения либо не знает, либо не хочет ничего делать. Система дополнительных накопительных пенсий может стать для человека стимулом задуматься, принять решение. Однако необходима грамотная, а главное, плановая информационная политика, чтобы работник увидел и понял, что это нужно в первую очередь ему самому, что работодатель готов помочь ему сформировать достойную пенсию. Кроме того, подобное нововведение позволит воспитать культуру пенсионного страхования и ослабит нагрузку на пенсионный фонд России".

Лишь бы данное благое намерение не стало ещё одним камнем из тех, которыми вымощена дорога в ад. Не стоит забывать и о том, что это всего лишь пожелание, еще не принятое правительством. Будет ли оно вообще осуществлено – пока не известно.

Важно отметить и то, что, расписывая прекрасные перспективы, РСПП и НАПФ предлагают, фактически, половину денег, сегодня поступающих в Пенсионный фонд РФ, "увести" в частные, негосударственные, конторы. Тем самым, люди, выходящие сейчас на пенсию, которые проживут еще лет 15-20, окажутся почти на голодном пайке. В Пенсионном фонде денег будет становиться всё меньше и меньше, а количество пенсионеров увеличится, так как снова даст о себе знать ухудшающаяся демографическая обстановка. Впрочем, "молодёжи" тоже не очень повезёт – официальные зарплаты маленькие, следовательно, и отчисления, в любом случае, будут невеликие. А негосударственные фонды за время, пока человек не достиг пенсионного возраста, сколотят себе неплохие капиталы. То есть  есть все шансы опять получить ситуацию, когда богатые становятся богаче, а бедные – беднее...


Пенсионная система РФ по-прежнему нуждается в реформировании

Quote.ru

Дефицит бюджета пенсионного фонда России (ПФР) в 2007г. достигнет 88 млрд рублей (против 74,5 млрд в 2006г.). Таков прогноз экспертов Счетной палаты РФ. Однако к 2015г. он, по расчетам Минфина РФ, превысит 500 млрд руб. (около 2% ВВП). Чиновники разных уровней призывают к дальнейшему реформированию пенсионной системы, главным образом, за счет коррекции единого социального налога (ЕСН). Очевидно, что ликвидация дефицита ПФР за счет средств федерального бюджета, как это делается сегодня, нарушает страховые принципы. В то же время любое ужесточение налоговой нагрузки, скорее всего, развернет едва вышедшую из тени систему оплаты труда обратно - в тень.

"Когда мы говорим о дефиците бюджета ПФР, имеется в виду его страховая часть", - уточнил в программе "Диалог" на телеканале РБК-ТВ первый заместитель председателя правления ПФР Александр Куртин. Напомним, страховая часть определяется условно-накопительным принципом, то есть непосредственно зависит от отчислений с заработной платы. "Зарплата растет на 20-25% в год, а тариф не изменяется", - говорит А.Куртин. Резко повышать зарплату нельзя, поэтому А.Куртин предлагает увеличивать страховой период (пенсионный возраст). Но с учетом продолжительности жизни в РФ сегодня это едва ли станет решением проблемы.

Снять напряжение со страховой части бюджета ПФР можно было бы и за счет более жесткой политики в сфере легализации зарплатных выплат, полагает вице-президент УК "Атон-менеджмент" Вадим Сосков. По экспертным оценкам, треть заработной платы в РФ до сих пор находится в тени.

Некоторые эксперты также предлагают более глубокую адаптацию чилийского варианта пенсионной системы (существовавшей в годы правления Аугусто Пиночета). Этот вариант предлагает приватизацию ПФР при сохранении минимальных государственных обязательств. Например, в РСПП и Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов считают целесообразной замену базовой части пенсии государственным пособием по старости, а освободившиеся средства направить на развитие системы добровольных накопительных пенсий.

"Только что делать с теми 38,5 млн пенсионеров, которые сегодня получают пенсию за счет страховой части, - спрашивает А.Куртин. - Источник их обеспечения - отчисления сегодня работающих граждан". Однако судя по хроническому дефициту страховой части ПФР, средства ее обеспечения черпаются все же из федерального бюджета, отмечают сторонники жестких неолиберальных мер.

Накопительная часть бюджета ПФР, так же, как и страховая, не соответствует по большому счету своему названию. Доходность, которую демонстрирует УК ПФР - Внешэкономбанк (ВЭБ) - ниже уровня инфляции (5,5%). "Но как это ни парадоксально, при том, что 96% средств УК находятся в ВЭБе, население почему-то не идет в те 55 частных компаний, которые предлагают другой инвестиционный портфель, - подчеркивает А.Куртин. - Ведь мы говорим о длительном периоде, а послезавтра частные компании могут уйти в минус".

Некоторые эксперты (например, из ФСФР) ратуют за право работодателей от имени работников заключать договора с НПФ. Но в таком случае работник лишается права выбора. Более мягкой мерой было бы изменение структуры ЕСН, благодаря чему работник получил бы большую свободу маневра при выборе УК для своих пенсионных накоплений. Тем временем за недостатком клиентов НПФ бездействуют, и ФСФР отзывает у них лицензии.

Альтернативой для добровольной накопительной системы могло бы стать расширение полномочий ВЭБа по управлению средствами ПФР. Сегодня ВЭБ обязуется инвестировать только в те ценные бумаги, которые эмитированы государством, или обеспечены его гарантией (ипотечные облигации). В руководстве ВЭБ, ПФР, Минфина, МЭРТ не раз предлагали избавиться от обязательных госгарантий по ипотечным облигациям, но воз и ныне там.

В результате средства ПФР продолжают лежать мертвым грузом. По большому счету чиновники и законодатели до сих пор не могут определиться с "философией" пенсии: она не соответствует ни понятию о господдержке, ни понятию о накопленных сбережениях.

В текущем году средний размер трудовой пенсии превысил рубеж прожиточного минимума и составил 107% (прожиточный минимум - 4, 414 тыс. руб.).

Как сделать пенсионные накопления прибыльными?

Газета (Москва), №085

Подготовил Алексей Смирнов

ОПРОС

ИГОРЬ ИГОШИН/ зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам (фракция "Единая Россия")

Никакого секрета здесь нет. Во-первых, необходимо создать для пенсионных фондов налоговый режим, соответствующий мировой практике. Сегодня, если работодатель решил создать дополнительную пенсионную систему, сначала он платит ЕСН на эти взносы, потом в частных пенсионных институтах платится налог на прибыль от инвестирования, а когда человек получает негосударственную пенсию, то с пенсии берется еще и подоходный налог. Во-вторых, -наладить жесткий контроль, гарантирующий отсутствие злоупотреблений в отношении средств вкладчиков. В-третьих, на первых порах целесообразно государственное софинансирование пенсионных накоплений. Наконец, в-четвертых, нужно продолжить курс на снижение роста цен до разумных величин: пока стоимость жилья может расти на 100% в год, откладывать деньги в пенсионный фонд никто не будет.

***

ОЛЕГ ЕРЕМЕЕВ/ зампред комитета Госдумы по труду и социальной политике (фракция "Единая Россия"), председатель КСОРР

В принципе, возможности инвестирования пенсионных накоплений имеются: это частные управляющие компании. Просто нужно дать людям больше информации об этих возможностях.

***

ЕЛЕНА КРЕМЕНЕЦКАЯ / координатор проекта "Пенсионная реформа" ФК "Уралсиб"

С началом пенсионной реформы нам предоставлена прекрасная возможность выбора управляющего нашими пенсионными накоплениями. А заботиться самому о своей будущей пенсии - это часть инвестиционной культуры человека. На пенсионном рынке с пенсионными накоплениями сейчас работают более 55 управляющих компаний и более 100 негосударственных пенсионных фондов. Доходность многих из них в разы превышает доходность Внешэкономбанка. И делать выбор управляющего надо с самого начала своей трудовой деятельности. Чем раньше мы сделаем этот выбор, тем более высокий результат получим в дальнейшем.

***

ЕВГЕНИЙ ГОНТМАХЕР/ руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН

Необходимо разрешить и использовать как можно большее количество инструментов для инвестирования. Имеются в виду как ценные бумаги (в том числе и западные), так и недвижимость, инвестиционные проекты и тому подобное. То есть надо наделить все управляющие компании, начиная с государственных, правом вкладывать пенсионные накопления в любые действующие финансовые инструменты.

 

Публикации о НПФ

Публикации о НПФ. Май 2007 года, часть 1

Публикации о НПФ. Апрель 2007 года, часть 2

Публикации о НПФ. Апрель 2007 года, часть 1

Публикации о НПФ. Март 2007 года, часть 2
 

Публикации о НПФ. Март 2007 года, часть 1

Публикации о НПФ. Февраль 2007 года, часть 2

Публикации о НПФ. Февраль 2007 года, часть 1

Публикации о НПФ. Январь 2007 года, часть 2

Публикации о НПФ. Январь 2007 года, часть 1

Публикации о НПФ. Декабрь 2006 года, часть 2

Публикации о НПФ. Декабрь 2006 года, часть 1

Публикации о НПФ. Ноябрь 2006 года, часть 2

Публикации о НПФ. Ноябрь 2006 года, часть 1

Публикации о НПФ. Октябрь 2006 года, часть 2

Публикации о НПФ. Октябрь 2006 года, часть 1

Публикации о НПФ. Сентябрь 2006 года, часть 2

   












В избранное