А.А. Бондаренко, ОСАО «Россия», департамент стратегического планирования и маркетинга, заместитель начальника, к.э.н.
Мировой кризис — а в 2007–2008 годах мы наблюдали лишь его начальную фазу — является одним из наиболее интересных феноменов современной экономики. Фактически речь идет о первом «постиндустриальном» кризисе, который вызван не перепроизводством, а перепотреблением. Впервые экономический обвал вызван не трудностями сбыта произведенной продукции, а невозможностью получить деньги за отпущенный товар — в данном случае возведенную и проданную в США недвижимость. Дальнейшее развитие
экономического хаоса общеизвестно, многократно описано, так что не будем останавливаться на его описании.
Упомянем лишь, что первые признаки надвигающихся финансовых бурь стали ощущаться в России с некоторой задержкой относительно крупнейших мировых финансовых центров. Только в начале 2008 года отдельные отрасли, в частности строительство и инвестбанкинг, ощутили ухудшение мировой конъюнктуры по привлечению кредитных линий. Основная же масса отечественных субъектов хозяйствования почувствовала изменения экономической ситуации только в конце сентября — октябре прошедшего года.
Поведение большинства отечественных компаний четко укладывалось в стандартные модели психологии: игнорирование фактов — первый испуг — наигранный оптимизм — паника после получения первой негативной информации о показателях своей деятельности. Последовавшая за паникой и чередой хаотичных команд (гордо называемых «антикризисным управлением») депрессия гасит любые попытки осознать причины текущих проблем и, как следствие, реальные, настоящие пути выхода из сложившейся ситуации. Считается
хорошим тоном все неурядицы и беды сваливать на вездесущий, необъятный, великий и ужасный кризис.