Л.И. Цветкова, группа «Деловой формат», партнер, кафедра «Страхование» МГИМО (У) МИД РФ, доцент, к.э.н.
Обстановка экономического кризиса заставила страховые компании задумываться о мерах противодействия его разрушительной стихии. Как ни странно, думать долго не пришлось. Поскольку грядет спад потребления , то есть в условиях кризиса граждане и предприятия перестанут беспокоиться о мерах обеспечения гарантий от непредвиденных убытков, следует срочно сокращать затраты. Какие? Персонал, конечно. Сказано — сделано. И вот произошли массовые увольнения по причине сокращения штатов. Почему так скоро и без сожалений?
Может быть, этот персонал и до кризиса не был особенно необходим? А как же пресловутый кадровый голод в страховой отрасли, множество незаполненных вакансий, астрономические зарплаты? Не будем утверждать, что у нас есть ответ на эти вопросы, но рискнем предположить, что качество выпускаемых страховых продуктов не соответствовало затратам на них, росшим в том числе и за счет увеличения зарплат. Зарплаты росли, а качество не улучшалось. И заполнился рынок абсолютно неконкурентоспособными страховыми продуктами.
Обнадеживало лишь то, что продукты эти были практически одинаковыми.
Защита от финансовых потерь, обеспечиваемая страхованием, не может потерять для потребителя своей привлекательности даже во время кризиса. Главное, чтобы потребитель ощущал наличие этой защиты, причем защиты не вообще, а защиты от интересующих его рисков. Также важно, чтобы цена была справедливой и сходной с интуитивной оценкой потребителя, чтобы существовали гарантии обоснованных выплат. То есть качественная защита, заключенная в конкурентоспособном страховом продукте, найдет своего потребителя. Из вышесказанного
следует, что принципиально важным условием выживания страховой организации, а затем ее полноценного развития является создание конкурентоспособных страховых продуктов. Что такое конкурентоспособный страховой продукт? Чем он определяется, чем измеряется, в результате чего достигается его конкурентоспособность?