Дифференциация продуктов
в маркетинговой деятельности страховых компаний
Т.А. Кутьёнкова, главный специалист отдела маркетинговых исследований управления маркетинга ОСАО «Ингосстрах»
Усиление конкуренции на страховом рынке влечет за собой все более активное использование маркетинговых инструментов в управлении страховым бизнесом. В статье рассказывается об особенностях дифференциации страховых продуктов.
В последние годы рынок страхования в России динамично развивается, демонстрируя один из самых высоких в мире темпов роста страховых сборов. По мере «захвата» клиентов из числа предприятий сфера конкурентной борьбы между отечественными страховыми компаниями начала смещаться в сторону частных лиц. Данной тенденции способствовало принятие в 2003 году Закона об ОСАГО. Так, начиная с 2003 года все большее число страховщиков заявляют о повышении интереса к розничному страхованию.
Также усилению конкурентной борьбы на рынке розничного страхования будет способствовать присоединение России к ВТО. Наиболее вероятным объектом интереса зарубежных страховщиков станет не рынок корпоративного страхования, где иностранный капитал в полной мере представлен уже сейчас, а рынок страховых услуг для частных клиентов.
Основу ценовой конкуренции страховых компаний составляет тарифная ставка, по которой предлагается заключить договор страхования того или иного вида. Снижая тарифную ставку, страховщик может привлечь внимание потенциального страхователя к своим страховым продуктам. В современном мире, когда страховые рынки развитых стран в основном разделены между крупными страховыми компаниями, использование ценовой конкуренции в борьбе за страхователя проблематично. Ценовая конкуренция применяется главным образом страховщиками-аутсайдерами
в борьбе с гигантами страхового бизнеса, для соперничества с которыми в сфере неценовой конкуренции у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей.
На современном этапе развития отечественного страхового рынка, с учетом амбициозных планов ведущих страховых компаний по развитию рынка страхования частных лиц применение ценовой конкурентной борьбы как эффективной стратегии привлечения клиентов не представляется эффективным. Кроме того, вступление России в ВТО повлечет приток на российский рынок иностранных страховых компаний, зачастую имеющих за плечами богатый опыт привлечения клиентов и обладающих большими (по сравнению с российскими конкурентами) финансовыми
возможностями по манипулированию тарифными ставками без снижения собственной прибыли.
При неценовой конкуренции на первый план выдвигаются уникальные особенности и возможности страховой компании, дополнительные услуги страховщиков своим клиентам, а также бренд, позволяющие дифференцировать саму страховую компанию и ее продукты от конкурентов и их предложений.
Дифференцированный подход к формированию продуктовых предложений окажется важным не для всех действующих в настоящий момент страховых компаний. Наиболее мелкие представители отрасли, не формирующие маркетинговых бюджетов, или компании, специализирующиеся исключительно на обязательных видах массового страхования (ОМС, ОСАГО), а также фирмы, преследующие краткосрочные цели извлечения прибыли исключительно путем применения различного рода налогосберегающих схем, не будут заинтересованы в дифференциации своих
услуг.
Маркетинг многолик: он включает и стратегические аспекты, и комплекс операционных решений (реализация продуктовой и коммуникационной стратегий, стратегии ценообразования и пр.). Иногда маркетинг рассматривается как ориентация всей компании в целом на удовлетворение нужд потребителей (так называемая философия маркетинга).
Стратегия – это долгосрочное, качественное определение направления развития организации, включая разработанную на перспективу систему мер, обеспечивающих достижение конкретных намеченных организацией целей1. Маркетинговые стратегии представляют собой способ действия по достижению маркетинговых целей. Ряд авторов2 различают маркетинговые стратегии, разрабатываемые предприятием на трех уровнях:
1) корпоративном;
2) функциональном;
3) инструментальном.
Ж.-Ж. Ламбен3 выделяет стратегический и операционный маркетинг. Стратегический маркетинг, по Ламбену, соответствует корпоративному и функциональному уровню стратегий предыдущей группировки (табл. 1).
>Корпоративные маркетинговые стратегии определяют способ взаимодействия компании с обслуживаемым рынком.
Корпоративные маркетинговые стратегии определяют способ взаимодействия компании с обслуживаемым рынком. Они согласовывают требования рынка с потенциалом предприятия. Такие стратегии направлены на решение задач, связанных с наращиванием объема производства, созданием новых сфер деятельности, более глубоким удовлетворением потребительских запросов и т. п. Корпоративные маркетинговые стратегии определяют направления эффективного использования ресурсов компании для удовлетворения нужд рынка.
На корпоративном уровне выделяются три группы маркетинговых стратегий:
1) портфельные стратегии;
2) стратегии роста;
3) конкурентные стратегии.
Портфельные стратегии позволяют...
Полную версию материала читайте на нашем сайте: Продолжение >>
Подписаться на журнал можно:
по телефону (495) 101-2334, связавшись с менеджером отдела подписки