Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эксклюзивные статьи для страховых специалистов. Часть 2


Издательский дом Регламент Издательский дом
"РЕГЛАМЕНТ"

www.reglament.net
 
Сегодня мы знакомим Вас с материалом из методического журнала "Юридическая и правовая работа в страховании" #4/2007.

Оригинал статьи находится на нашем сайте.

Методический
журнал

 

Юридическая и правовая работа в страховании
#4/2007
 

О некоторых показателях эффективности организации суброгационной работы в страховой компании

В статье на примере ОАО «Военно-страховая компания» рассматривается вопрос о системе абсолютных и, главным образом, относительных показателей эффективности работы страховой компании по реализации перешедших к ней в порядке суброгации прав требований к лицам, ответственным за возникновение убытков, возмещенных страховщиком. Относительные показатели отражают не абсолютные величины, а соотношение различных данных. С помощью такого инструментария можно более достоверно определять динамику соответствующей деятельности, ее качество, а также выявлять «узкие» места. Относительные показатели широко применяются в сфере финансового менеджмента и при проведении аналитической работы в других областях.
 

В условиях возрастающей конкуренции на рынке страховых услуг и стремления руководителей страховых компаний добиться повышения финансовых показателей страховой деятельности все большее значение приобретает работа по выявлению и реализации страховщиками перешедших к ним в порядке суброгации прав требования к лицам, ответственным за убытки, возмещенные страховщиками посредством выплат страхового возмещения.

Как известно, в соответствии с пунктом 1 статьи 965 ГК РФ к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.

Значение суброгационной работы, ее влияние на конечный финансовый результат деятельности страховой компании неуклонно растут. Эффективная деятельность на этом направлении становится существенным фактором, повышающим рентабельность имущественных видов страхования. Своевременная и полная реализация прав, перешедших к страховщику по суброгации, повышает ликвидность активов страховой компании, уменьшает фактическую убыточность страхового портфеля по имущественным видам страхования – в первую очередь, по автострахованию.

Также нельзя не учитывать и то обстоятельство, что эффективная и результативная работа на этом направлении положительно сказывается на деловой репутации страховой компании, так как обеспечивает привлечение к гражданско-правовой ответственности виновного лица и способствует реализации принципа неотвратимости наказания.

По мнению генерального директора «АльфаСтрахования» В. Скворцова, объем выявленного совокупного суброгационного права составляет от 5 до 10% от общей суммы страховых выплат. При объеме сборов страховой премии по страхованию имущества в 2006 году в размере 64,6 млрд рублей страховщики имели право вернуть посредством суброгации в совокупности до 6,5 млрд рублей.

Однако опыт и практика работы юридической службы ОАО «Военно-страховая компания» позволяют утверждать, что эта сумма все-таки может быть больше. Так, итоги 2006 года и первого полугодия 2007 года свидетельствуют о том, что реально можно выявить и осуществить взыскание в объеме не менее 12–14% от совокупных сумм выплат страхового возмещения.

Сегодня для большинства страховых компаний доля реализации прав требований, перешедших к ним в порядке суброгации, не превышает 10–45%. По нашему мнению, низкая результативность суброгационной работы – это следствие целого ряда причин. Анализ организации и эффективности суброгационной работы в страховых компаниях позволяет выявить существенные недостатки, снижающие ее результативность.

Каковы же основные проблемы и недостатки в организации суброгационной работы?

Первая и основная проблема, как мы считаем, заключается в том, что у многих страховщиков работа по выявлению и реализации прав требования, перешедших к страховой организации в порядке суброгации, не выделяется наряду с андеррайтингом, продажами и урегулированием страховых событий как особый технологический процесс, требующий своего полноценного нормативно-методологического и кадрового обеспечения.

Если говорить образно, то во многих компаниях суброгационная работа занимает место падчерицы. Как следствие, возникают ошибки при выявлении права, перешедшего по суброгации, недостаточная оперативность, а значит, и низкая эффективность процедур взыскания суброгационной задолженности.

С учетом того, что организация суброгационной работы носит комплексный характер, особого внимания требует налаживание эффективного взаимодействия специалистов по урегулированию претензий, юристов, бухгалтеров, менеджеров по страхованию на различных этапах реализации права суброгации. Недостатки в учете и контроле над «прохождением» суброгационных дел также существенно влияют на конечный результат. Эффективность усилий страховщика снижается и вследствие недостаточного уровня автоматизации процессов учета и контроля состояния суброгационной работы в системе филиалов, контроля за своевременным внесением должниками рассроченных платежей.

Недостаточное внимание уделяется анализу финансовых перспектив взыскания долга у конкретного должника. А ведь неверная оценка финансовых и юридических перспектив дела ведет к временным и финансовым издержкам.

Отсутствие внутренней нормативно-методологической базы ведения суброгационной работы, низкий уровень профессионализма и должной мотивации специалистов не способствуют созданию единой, эффективной системы, позволяющей обеспечить четкую организацию и непрерывность всех процедур выявления и реализации суброгационных прав компаний. Отсутствие четких критериев, неумение использовать относительные показатели эффективности суброгационной деятельности не позволяют объективно оценивать ее состояние и оперативно принимать меры по устранению имеющихся недостатков.

В настоящее время система критериев, позволяющая с определенной степенью объективности оценить организацию суброгационной работы в компании и ее результативность, только начинает складываться. Рассмотрим некоторые критерии, представляющие собой относительные показатели и позволяющие оценить эффективность реализации суброгационного права, а не оперировать только абсолютными величинами, которые дают мало информации для менеджеров.

1. Критерий эффективности выявления суброгационного права.

Характеризует эффективность работы по выявлению права суброгации по видам имущественного страхования.

Рассчитывается как отношение суммы выявленного права суброгации по виду имущественного страхования к сумме выплаченного страхового возмещения по видам имущественного страхования.

Критерий эффективности выявления суброгационного права по различным видам разный...


Полную версию материала читайте на нашем сайте:
Продолжение >>






В избранное