Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Страховка!

  Все выпуски  

Страховка!!! №5


Страхование КАСКО поможет автовладельцам сэкономить деньги

 

В случае аварии ремонт обойдется дороже страховки. Полис по схеме "ущерб плюс угон" обойдется в 7-10% от стоимости машины.

Представьте себе, выходите вы утром из подъезда, подходите к своему автомобилю и вдруг замечаете, что у него либо зеркало заднего вида оторвано, либо, что еще хуже, дверь раскурочена. И все из-за того, что какой-то незадачливый или слишком торопливый водитель ночью неудачно проехал по вашему тесному, заставленному автомобилями двору. Нередко страдают автомобили и от рук хулиганов или воров. Статистика по кражам авто в Москве с каждым годом все менее утешительная. Защитить автомобиль от ущерба и угона помогает страховой полис КАСКО.

Не умеешь ездить - плати

Цена полиса рассчитывается исходя из стоимости и марки вашего автомобиля.
- Тариф формируется сразу по нескольким параметрам, в которые входят цена ремонта и запчастей, "угоняемость" этой конкретной модели, наличие охранных систем, установленных на автомобиле, - поясняет Павел БОРОДИН, зам. руководителя департамента автострахования Росгосстраха.

Страховщики обязательно учитывают и износ машины. Поэтому, несмотря на то, что ваше авто с годами дешевеет, цена полиса может радикально не меняться. Ведь в случае аварии вам старые детали заменяют на новые.

На стоимость полиса также влияет возраст, стаж вождения и то, насколько аккуратный вы водитель. Если за год у вас не произошло ни одного страхового случая, компании, как правило, предоставляют на следующий год скидку (в среднем 5% от стоимости страховки). Если же за год у вас произошло 3 - 4 аварии, и все по вашей вине, или виновники не были установлены, то страховая компания резко повысит вам тариф.

В среднем тарифы на страхование по риску КАСКО составляют от 7 до 10% от стоимости машины. Если машине больше трех лет, то тариф может достигать 12 - 14%. Страховка новой иномарки средней ценовой категории обойдется в 1200 - 1300 долларов в год. Если же вы на этой машине попадете в небольшую аварию, например, вам помнут крыло и дверь, ремонт в хорошем сервисе будет стоить минимум 1500 долларов. Некоторые автомобилисты настолько хорошо понимают выгоду КАСКО при ремонте, что сами наносят повреждения своему автомобилю. Один мой приятель, решив, что его машина порядком потускнела и нуждается в покраске, всю ее расцарапал гвоздем, а потом сам же обратился в милицию. Страховщики были вынуждены взять расходы на себя. Такие случаи наглядно объясняют, почему полисы КАСКО недешевы.

Сравнивайте дополнительные услуги

Поскольку тарифы у большинства компаний практически одинаковые, при заключении договора КАСКО стоит обращать внимание на список дополнительных услуг.

Очень часто ремонт авто упирается в получение справок из ГИБДД. Поэтому многие страховые компании при заключении договора КАСКО разрешают чинить один кузовной элемент (стоимостью 3 - 5% от страховой суммы, но не более 500 долларов) без справок от гаишников. Это правило также распространяется на повреждение зеркал, стекол и фар. В одних компаниях такая возможность предоставляется раз в год, в других - неограниченное число раз.

Владельцы VIP-карт могут получить без справок страховое возмещение в пределах 20% от страховой суммы (то есть в среднем до 2500 долл.).

Некоторые страховщики в рамках договора КАСКО дарят одну бесплатную эвакуацию автомобиля. Иногда в стоимость полиса КАСКО включаются услуги аварийных комиссаров, которые урегулируют за вас все проблемы с ГИБДД и соберут необходимые справки.

- Многие клиенты уже оценили преимущества урегулирования убытков по принципу "С места ДТП сразу в сервис, - говорит вице-президент компании "Генеральный страховой альянс" Михаил БЛАГОСКЛОНОВ. - Аварийный комиссар, в обязательном порядке прибывающий на каждое ДТП, при необходимости вызывает бесплатный эвакуатор для доставки вашего автомобиля в сервис.
В большинстве страховых компаний список дополнительных услуг может быть расширен за отдельные деньги. Например, на время ремонта автомобиля (из-за очередей в сервисах и отсутствия необходимых деталей на ремонт в среднем уходит месяц) вам могут предоставить другую машину.

 


Проблема применения оговорки о «кассовом убытке»

Как известно, в соответствии с п. 1 ст. 967 ГК РФ риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на себя страховщиком по договору страхования, может быть им застрахован полностью или частично у другого страховщика (страховщиков) по заключенному с последним договору перестрахования. Исходя из этого, арбитражная судебная практика определяет в качестве страхового случая по договору перестрахования выплату страховщиком страхователю или выгодоприобретателю страхового возмещения или страховой суммы по основному договору страхования, если договором перестрахования не предусмотрено иное (п. 22 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с исполнением договоров страхования (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 ноября 2003 года № 75).

Оговорка о «кассовом убытке» пришла в российскую перестраховочную практику с международного рынка перестраховочных услуг. Она возникла в сфере облигаторного (договорного обязательного) перестрахования. В странах с развитым рынком страхования эта специфическая оговорка используется исключительно именно в облигаторах с целью быстрейшего восстановления страховщику необходимого уровня наличных денежных средств на его счетах после осуществленной им крупной страховой выплаты. Само появление понятия «кассового убытка» связано как раз с тем, что в облигаторном перестраховании расчеты между сторонами договора происходят с определенной периодичностью, чаще всего поквартально, а нередко – один раз в год, и поэтому страховщику, оплатившему крупный убыток, пришлось бы либо достаточно длительное время восстанавливать свой запас денежных средств за счет текущих поступлений страховой премии и инвестиционного дохода, либо ждать срока, когда он в соответствии с условиями договора может выставить счет перестраховщику на оплату его доли в убытке. Чтобы сократить разрыв по времени между значительной страховой выплатой и получением возмещения по ней и стала применяться рассматриваемая оговорка.

Одна из целей применения оговорки в договорах облигаторного перестрахования – избежать необходимости отзывать раньше установленного срока свои активы из размещения для осуществления страховых выплат по другим договорам страхования, что несет за собой дополнительные убытки, так как размер инвестиционного дохода уменьшается на порядок.

В России и других странах СНГ положение о «кассовом убытке» присутствует не только в договорах облигаторного перестрахования, но и нередко применяется в области факультативного перестрахования. Поскольку это представляет собой явное отступление от классики перестраховочной технологии, то до сих пор среди специалистов идет дискуссия о целесообразности и, более того, допустимости столь широкого применения оговорки.

Об актуальности этой проблемы говорит и то, что 17 марта 2006 года на заседании рабочей группы Комитета ВСС по подготовке проекта «Конвенции об общих понятиях, принципах и обычаях в перестраховании» было принято решение разработать для договоров, действующих в сфере факультативного перестраховния, специальную оговорку о страховой выплате к установленной дате. Эта оговорка призвана заменить условие о «кассовом убытке». Ее составной частью должно стать специальное определение страхового случая, которое звучит как «признание страховщиком - перестрахователем того или иного события по основному договору страхования в качестве страхового случая и принятия на себя обязательства по осуществлению страховой выплаты в определенном размере». Такая оговорка может быть предложена в следующей редакции (это один из рабочих вариантов, подготовленных мной): «Страховым случаем по договору перестрахования является признание страховщиком наступившего события, предусмотренного основным договором страхования в качестве страхового риска, страховым случаем.

В случае, если перестрахователь предъявит перестраховщику требование о страховой выплате до того, как сам произведет страховую выплату страхователю, перестраховщик обязуется перечислить по требованию перестрахователя страховое возмещение на его расчетный счет не позднее чем за два рабочих дня до указанной перестрахователем даты осуществления им страховой выплаты в полном размере с последующим предоставлением в течение 5 дней со дня выплаты заверенной копии платежного поручения о выплате страхового возмещения страхователю».

Классический подход требует, чтобы перестрахователь предварительно уплатил страхователю или выгодоприобретателю сам все 100 % страховой выплаты либо, что бывает значительно реже, ее часть в пределах собственного удержания. Это означает, что у перестрахователя нет права требовать от перестраховщика страховой выплаты, если перестрахователь не исполнил свои обязательства по выплате страховго возмещения или страховой суммы страхователю или выгодоприобретателю по основному договору страхования, а у перестраховщика нет такой обязанности, если соответствующее его обязательство специально и, более того, юридически корректно не закреплено в тексте перестраховочного договора.

В утвержденном Комитетом ВСС по перестрахованию Своде стандартных положений договора об общих условиях факультативного перестрахования (ретроцессии) «кассовый убыток» определен как «согласованная сторонами договора факультативного перестрахования (ретроцессии) величина убытка от страхового события, при достижении или превышении которой перестраховщик обязан произвести перестрахователю выплату страхового возмещения в установленные договором более сжатые сроки, чем страховую выплату, не подпадающую под данное определение». Такая формулировка была согласована после оживленной дискуссии, в ходе которой отдельные члены рабочей группы предлагали дополнить обычную редакцию этого условия положением о том, что перестраховщик производит страховую выплату до того, как осуществил выплату страхового возмещения или страховой суммы перестрахователю. Однако было решено, что выплата в порядке аванса может иметь место лишь в случаях, когда это специально оговорено в перестраховочном договоре.

В тех случаях, когда стороны договора перестрахования, используя «оговорку о кассовом убытке» по требованию перестрахователя договариваются о его праве требовать от перестраховщика уплаты страхового возмещения до осуществления им самим страховой, они должны дополнить эту оговорку специальным положением.

В качестве примера такого условия может быть приведена следующая формулировка: «В соответствии с условием о «кассовом убытке» страховым случаем по настоящему договору перестрахования является признание страховщиком наступившего события, предусмотренного договором страхования в качестве страхового риска, страховым случаем, после чего перестрахователь имеет право потребовать от перестраховщика осуществления страховой выплаты по договору перестрахования в срок не более 3 (трех) рабочих дней с момента предъявления ему полного комплекта документов, обосновывающих факт наступления страхового случая по основному договору страхования, а для договоров имущественного страхования также факт причинения убытков страхователю или выгодоприобретателю, размер таких убытков и наличие причинно-следственной связи между страховым событием и убытками, а также доказывающих факт признания перестрахователем соответствующего события страховым случаем по основному договору страхования».

 

 

 Российский рынок страхования ОСАГО и КАСКО не вынесет планируемых нововведений

Опрошенные страховые эксперты единодушны: при сохранении нынешних тарифов и воплощении в жизнь некоторых новшеств рынок ОСАГО продержится еще год-два. Затем последует отказ компаний от страхования автогражданской ответственности.

Тарифы по ОСАГО принимались в 2002-2003 годах. И за прошедшие пять лет произошли изменения. "В частности, значительно выросла стоимость ремонта транспортных средств, в среднем на 30% снизилась вследствие инфляции покупательская способность рубля, - перечисляет Алексей Якушин, начальник отдела методологии и андеррайтинга по автострахованию компании "Эрго Русь". - За этот период сборы страховых премий по ОСАГО стабилизировались, и их суммарный рост за 2006 год составил не более 12%. Если тарифы по ОСАГО останутся прежними, средние показатели убыточности уже в текущем году могут составить 65-70%, а в некоторых регионах даже превысить 100%".

Александр Кобец, генеральный директор страховой компании РУКСО, согласен с этой оценкой и не боится сделать из нее крайне пессимистический вывод: "К концу этого года вполне можно ожидать, что убыточность вплотную приблизится к отметке 70% при условии, что все останется как есть. Учитывая допустимую норму 77% и в случае принятия поправок об увеличении выплат без повышения тарифов, 2007 год станет началом конца. Первыми начнут покидать рынок региональные компании и страховщики среднего класса".

Константин Мерзляков, заместитель генерального директора страховой компании "Стандарт-Резерв", считает, что конец ОСАГО будет долгим и мучительным. "Система может функционировать теоретически до момента отказа последнего из страховщиков, а это может быть очень долго, - говорит он. - На сегодня случаев добровольного отказа от проведения ОСАГО со стороны страховщиков немного. Поэтому прогнозировать длительность функционирования без повышения тарифов затруднительно, каждая компания сама будет определять свою стратегию на этом рынке, так как колебания убыточности в регионах достаточно высоки. Думаю, что срок зависит не только от тарифов".

Итак, убыточность ОСАГО продолжает стабильно расти. В этих условиях планируется ряд нововведений, направленных на благо страхователя, но их экономическая обоснованность без повышения тарифов вызывает сомнения. Мы попросили экспертов оценить, насколько эти новации могут увеличить убыточность ОСАГО. Начнем с планов введения упрощенной системы урегулирования убытков. "Это общеевропейская норма, и, безусловно, со временем мы должны к ней прийти, но пока российский рынок не готов к этому. ОСАГО не унифицировано, необходима действительно единая система оценки убытков. В итоге процесс урегулирования для страховщиков усложнится, и, по нашим оценкам, это приведет к росту убыточности на 5-10%", - дает прогноз Галина Ионова, заместитель генерального директора компании "Ренессанс Страхование".

Такую же цифру - 10% роста убыточности - называет и Сергей Рябцев, начальник отдела андеррайтинга и методологии СК "Согласие". При этом эксперт резонно указывает: "Тариф при этом также возрастет на 10%. Может быть, пока не стоит вводить упрощенную систему урегулирования убытков, тем более что наше общество на данный момент не готово к таким мерам".
В подготовленном Минфином проекте поправок к закону об ОСАГО содержится идея возмещения реальной стоимости ремонта, без учета износа деталей. Это еще одна новация, которая может решительным образом повлиять на убыточность ОСАГО. Насколько следует увеличить тариф ОСАГО для полной компенсации ремонта автомобиля? Оценку приводит Галина Ионова: "Действующие тарифы ОСАГО - это компромисс цены и качества. При оплате ремонта без учета износа более высокой должна быть и страховая премия. По расчетам экспертов тарифы нужно будет увеличить на 35-40%". Александр Кобец дает еще более жесткий прогноз: "Для средних страховых компаний такое нововведение будет означать близость к катастрофе. Около половины всего российского автопарка составляют автомобили, произведенные около десяти лет назад и более. Из-за проблем с запасными частями страховщики ограничивают "возраст" транспортных средств при страховании по "КАСКО". Для того чтобы полученного возмещения было достаточно на ремонт в полном объеме, тариф должен быть увеличен на 40%, а в ряде случаев, возможно, и на 50%".

Еще одно планируемое новшество в ОСАГО - методика расчета ущерба за вред жизни и здоровью, цель которой благородна - более полное возмещение ущерба. Здесь страховщики занимают принципиальную позицию: вред должен быть возмещен полностью, но действующие тарифы на это не были рассчитаны изначально. Поэтому должны быть изменены. "Компенсация вреда, причиненного жизни или здоровью, должна быть адекватной самому вреду, и потерпевшие должны получать возмещение в полном объеме, - считает Сергей Абалакин, директор Центра страхования автотранспорта РОСНО в Московском регионе. - Но даже в теории при формировании действующих тарифов данные выплаты не учитывались. При установлении порядка определения размера компенсаций за вред здоровью необходимо будет учесть дополнительную нагрузку на выплаты и отразить это в тарифе. Иначе последствия для рынка очень быстро приобретут характер катастрофических".

И, конечно, все страховщики отмечают, что в свое время при конструировании тарифов была допущена ошибка с региональными коэффициентами. "Сегодня самая большая убыточность наблюдается в тех регионах, где установлен самый низкий территориальный коэффициент. Изначально "скромные" тарифы обосновывались невысокой аварийностью. Но, как показала практика, любая авария, даже если выплата производится за повреждения отечественного автомобиля, страховщикам обходится недешево, - приводит пример Алексей Мишин, начальник отдела автострахования "Межрегионгарант". - Сам полис может стоить около тысячи рублей. Максимальная выплата по железу при ДТП с двумя участниками, согласно закону об ОСАГО, на данный момент составляет 120 тыс. рублей. Если выплата производится за поврежденную иномарку, то максимальный размер выплаты оказывается едва ли не стандартным размером. Получается, что для возмещения ущерба по одной иномарке необходимо продать 120 полисов. Это, конечно, грубый подсчет, но он наглядно показывает несостоятельность действующих тарифов. У многих страховщиков, активно работающих только в таких регионах, а не по всей России, размер выплат приближен, а иногда и превышает размер сборов".

Дать прогноз суммарного роста выплат от всех планируемых нововведений никто из страховщиков не решился. Попробуем сделать это сами. От введения прямого урегулирования выплаты и расходы возрастут не сильно - на 10-15%. Введение фиксированных выплат за вред жизни и здоровью может вызвать рост выплат примерно на 20-30%, выплаты без справок ГАИ - на 20-40%, выплата без учета износа - на 40%. А поправки к закону об ОСАГО, привязывающие коэффициент "бонус-малус" к страховой истории водителя, а не автомобиля, увеличат выплаты по ОСАГО примерно на 15-20%. В сумме получается хорошо за 100%. Значит ли это, что конец ОСАГО близок?

 


 

С Уважением,
Мельников Константин (Bormaley)
bormaley@finans.net.ua

 


 

 

Сайт предназначен для облегчения жизни тем, кто хочет разобраться в бурном финансовом мире.
На сайте полезная и интересная информация, которая поможет Вам максимально быстро сориентироваться в финансовом мире.

http://finans.net.ua/


В избранное