Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Юзабилити в Интернет: принципы успешного веб-дизайна


Информационный Канал Subscribe.Ru

Юзабилити в Интернет: принципы успешного веб-дизайна

Количество подписчиков: 4334

Автор: Максим Корниенко
mail@maximaster.ru
Maximaster.ru - экспертиза юзабилити

Если Вам понравился этот выпуск, пожалуйста, перешлите копию этого письма Вашим друзьям или коллегам, которые имеют свой сайт или занимаются его созданием и заинтересованы в повышении его удобства и простоты использования.


Выпуск 13: Проектирование навигации. Три сосны в веб-дизайне

Продолжаем разговор о проектировании навигации.

Одна из самых неприятных вещей, которые могут произойти с вами в лесу и в Интернете - это когда вы заблудились. А иными словами - когда вы не в состоянии четко определить свое месторасположение. Неуютно начинаешь себя чувствовать, не правда ли? Ждать от человека покупки на сайте, где он себя неуютно чувствует - бесполезное занятие. Разве когда вы заблудились, вам до грибов?

Поэтому самое первое, о чем вам следует подумать при проектировании навигации - это о ее возможности однозначно показывать посетителям, где они находятся в данный момент.

А сделать это просто, если знать всего лишь пару принципов.

Принцип первый. Выделяйте текущий раздел

До чего же обидно наблюдать, как на вполне достойных сайтах этот принцип нарушается сплошь и рядом! Попав с поисковика на внутреннюю страницу таких сайтов и посмотрев на панель навигации практически невозможно определить, в каком разделе/подразделе находишься (в качестве отрицательного примера можно привести сайт http://www.technonicol.spb.ru)

Кстати, одно из отличий Интернета от реального пространства заключается в том, что в Интернете абсолютно нет физического ощущения "движения": например, с самого дальнего уголка сайта перейти на главную страницу зачастую можно с помощью одного клика.

Здесь уместна такая аналогия: перемещение по сайту, во время которого навигационная панель никак не меняется, напоминает поездку в автомобиле, когда пейзаж за окном часами остается абсолютно одинаковым: появляется впечатление, что никуда не уехал.

Именно поэтому я не считаю удачным решением использование выпадающих меню в качестве навигации, особенно если оно 3-х уровневое. Во-первых, я ни разу не видел выпадающее меню, где бы выделялся подраздел второго уровня. А во-вторых, даже если и сделать такое, то все равно пользователю придется делать лишние движения мышкой, чтобы понять, где он.

Очень удачными решениями для навигации я считаю такие, которые просто невозможно неправильно реализовать: они или работают как надо, или вообще не работают. Например, так называемые "вкладки" (нами они были реализованы, к примеру, в проекте http://www.improvement.ru). Или любые другие дизайнерские ходы, базирующиеся на отражении в навигации положения посетителя на сайте (например, сайт http://www.leader-invest.ru)

Принцип второй. Внешний вид панелей навигации должен красноречиво говорить, какая из них главная, а какая - второстепенная.

О необходимости выполнения этого принципа как-то даже и говорить не удобно. Просто помните об этом, проектируя навигацию.

Если это забывается, получается навигация, как на (уже) многострадальном http://www.technonicol.spb.ru.   Посмотрите вот на эту страницу: http://www.technonicol.spb.ru/about/index.htm. Мало того, что сразу не скажешь, где разделы, а где подразделы, да еще одни и те же пункты встречаются и там, и там. А сайт очень большой, и тщательно продуманная навигация нужна ему как воздух.

Довесок. Навигация типа "хлебные крошки"

О том, что это за крошки и с чем их едят, я упоминал во втором выпуске рассылки http://www.maximaster.ru/rus/usability/usability-2. Они уже стали стандартом "де-факто" для сайтов с многоуровневой навигацией и если их правильно использовать заметно облегчают жизнь пользователей.

Использование "хлебных крошек"

Правильно: Неправильно:
Ссылками в хлебных крошках должны являться все звенья, кроме названия текущей страницы Последнее звено ни в коем случае не должно быть ссылкой
Между звеньями лучше всего использовать символ ">", также допускается "/" Не используйте для разделения звеньев символ ":" и "|" - эти символы не визуализируют вложенность и могут быть истолкованы, как разделяющие равноправные элементы.
Вся строчка крошек должна набираться символами одинакового размера. Желательно небольшого - это ведь всего лишь вспомогательная навигация.
Не делайте последнее звено крупным шрифтом "типа это заголовок страницы" - при этом нарушается принцип иерархии.

Прививка от зазнайства

Возможно, кому-то покажется, что я с серьезным видом толкую о давно известных вещах. Тогда рекомендую вам проделать один давно известный эксперимент. Купите шоколадку, зайдите в соседний офис и попросите молоденькую секретаршу попутешествовать по сайту, который вы в данный момент разрабатываете. Дайте ей несколько не совсем тривиальных заданий, например: "Найди на сайте информацию о предоставляемой на продукцию гарантии" или "Выбери на сайте 15-ти дюймовый телевизор, который тебе больше всего подходит" и т.п. Понаблюдайте за ее действиями.

Если такой эксперимент ваша команда разработчиков проводит впервые, то запомнится он надолго. Можете на всякий случай вызвать врача для вживления выдранных клоков волос и психолога для пресекания попыток суицида. :-)

Называется подобное исследование "юзабилити-тестирование", но это уже совсем другая история...


 

Всего доброго,
Максим Корниенко
Maximaster.ru - экспертиза юзабилити

[ архив выпусков ]

[ задать вопрос* ]

* Письма и присланные материалы могут быть опубликованы. Если вы не хотите гласности, то укажите это в теле или заголовке письма


РЕКЛАМА В РАССЫЛКЕ

У Вас есть продукция или услуги, интересные на рынке информационных технологий? Вы хотите, чтобы о Вас узнали более 4,000 веб-дизайнеров, специалистов по Интернет-маркетингу и руководителей веб-студий? Если да, то разместите рекламу в этой рассылке, и Вы будете приятно удивлены эффектом, который получите! Цены символические, возможен бартер.

По вопросам размещения рекламы обращайтесь на mail@maximaster.ru

ВЛАДЕЛЬЦАМ РАССЫЛОК

Если у Вас есть рассылка по тематике, близкой к нашей (веб-дизайн, продвижение Интернет-ресурсов и т. д.), и Вы заинтересованы в обмене ссылками, пишите на mail@maximaster.ru Пожалуйста, укажите в письме следующую информацию:

  1. Название и краткое описание Вашей рассылки
  2. Способы подписки
  3. Периодичность выхода рассылки
  4. URL Вашего сайта (если есть)
  5. Количество подписчиков

УСЛОВИЯ РЕПУБЛИКАЦИИ

Вы можете свободно публиковать выпуски этой рассылки на вашем сайте, в новостных письмах, электронных книгах при соблюдении следующих условий:

  1. Для доступа к материалу не требуется оплата, регистрация, заполнение анкет, и т. д.
  2. Сохраняется целостность текста и работоспособность контекстных ссылок
  3. Дается прямая (не через скрипт) ссылка на сайт maximaster.ru

Сообщать нам о публикации не обязательно, но если вы это сделаете, нам будет приятно. Публикации в печатных изданиях, а также публикации на сайтах, не подпадающие под указанные условия, требуют согласования с руководством компании Maximaster.

ЧТОБЫ ПОДПИСАТЬСЯ

Если кто-то переслал Вам это письмо и Вы хотите подписаться на рассылку, воспользуйтесь формой подписки.

© 2003 Maximaster.ru, Максим Корниенко



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное