Из опыта работы в студии Блогоарт я могу сказать, что многие заказчики не понимают, что такое Техническое Задание и что нужно в нем писать. Мы отправляем всем анкету, которую они могут заполнить, поэтому проблем не возникает. Но иногда кто-то присылает свое задание и оно бывает хуже некуда. Этим постом я бы хотел немного помочь понять, как должно выглядеть простое правильное ТЗ на разработку дизайна.
Всего несколько простых советов, но будет просто отлично, если все будут их придерживаться. Причем, будет отлично не только дизайнерам, которые лучше поймут, что требуется, но и вам, потому что вы останетесь от работы более довольны.
1. Собрать все в одном месте
Часто бывает так, что заказчик присылает в тексте письма какое-то краткое описание, потом присылает еще какое-то дополнение и картинку, потом отвечает на вопросы, которые у нас возникают. Итого мы имеем непонятное задание, разбросанное по разным письмам и, что еще хуже, может он еще консультировался дополнительно по ICQ. Это очень неудобно. Если заказчик с самого начала напишет все, что ему нужно как можно более подробно в одном текстовом файле и пришлет это, то дизайнер точно не забудет никакую деталь.
В написании такого задания в свободной форме нет ничего сложно. Сначала напишите чего в общем ждете от сайта, какое хотите настроение, основные цвета и т.д. Потом начинайте подзаголовками рассказывать подробнее про разные части. Например, сначала о логотипе, потом о том, как должна выглядеть шапка, главная страница, какая-то внутренняя и т.д. до копирайтов в нижней части сайта. Поверьте, в таком случае дизайнер все поймет и нарисует, как вам хочется.
2. Приложить схему
Никто не может залезть к вам в голову и увидеть то, как вы себе представляете будущий дизайн сайта. Иногда лучше, чем расписывать все длинными предложениями, бывает нарисовать небольшую схему страницы с нужными элементами. Там можно будет показать все по вашему мнению важное. Нарисовать ее можно в том же Paint или даже на листочке бумаги, а потом отсканировать или сфотографировать и прислать.
Я сам обычно рисую такую схему и каждый элемент означаю какой-то цифрой, а потом в том файле с заданием, о котором я говорил в пункте 1, описываю, что это и для чего. Для наглядности покажу пример своей схемы, которую я полгода назад рисовал для нового дизайна iScience.ru. Что получилось из этого вы можете посмотреть на сайте.<!--break-->
3. Только не все детали
При планировании дизайна и рисовании подобных схем я часто чувствую, что продумываю уже слишком мелкие детали. Конечно, нужно указать все свои пожелания, но в то же время место для креатива и идей дизайнера тоже нужно оставлять. Как бы там ни было, а у них интересных идей всегда бывает больше. Кроме того, я люблю оставлять что-то и просить, чтобы мне предложили варианты.
Также должен сказать, что часто заказчики предполагают, что то, что они не указали, итак всем ясно и потом из-за этого возникают проблемы. Не нужно полагаться на то, что дизайнер сам поймет, лучше лишний раз напишите, чтобы результат был точно правильный.
4. Примеров, побольше примеров!
Так как у заказчика сайт по какой-то тематике, он обычно знает своих конкурентов, аналоги в других странах и т.д. Очень хорошо указывать примеры, которые нравятся и возможно некоторые полезные элементы. Для того, чтобы показать настроение и стиль, можно указывать и сайты совсем других тематик. Также важно просмотреть портфолио дизайнера и показать ему какие из его работ нравятся больше всего и описать почему.