Правильное проектирование навигационной системы сайта является важнейшим фактором повышения юзабилити. В статье приведена классификация элементов навигации, даны рекомендации по оформлению и использованию URL-адресов и текстовых ссылок.
Проектирование навигационной системы сайта.
Информационная среда WWW базируется на технологии гипертекста, в основе которой лежит концепция связывания документов с помощью ссылок. Именно ссылки объединили Интернет в единое пространство, дав пользователям возможность свободно перемещаться, не задумываясь о
структуре и пространственной распределенности этой сложнейшей системы.
Правильное использование гиперссылок является важнейшим фактором повышения юзабилити сайта. Известный специалист по юзабилити Якоб Нильсен (www.useit.com) утверждает, что навигация сайта должна в любой момент предоставлять посетителю ответы на три вопроса:
Где я нахожусь?
Где я уже был?
Куда я могу пойти?
Анализ путей попадания посетителей на сайт показывает, что основным источником трафика являются поисковые системы. Поэтому важно, чтобы посетитель не только перешел на внутреннюю страницу сайта с поисковой системы, но сразу же смог понять, в каком подразделе
какого раздела и на какой странице он находится.
При проектировании страниц необходимо учитывать ситуацию, когда пользователь попадает сразу на внутреннюю страницу сайта. Поэтому на любой странице сайта должны присутствовать следующие элементы:
логотип компании, который является ссылкой на стартовую страницу, а также краткое описание сферы деятельности
центральная навигация, отображающая структуру основных информационных блоков сайта (разделов и подразделов)
поле поиска по сайту.
Если необходимо исключить попадание пользователя из поисковой системы на определенную страницу, необходимо установить запрет на ее индексирование поисковыми системами. Т.е поместить в элементе <HEAD> следующий текст: <META NAME="robots" CONTENT="noindex">.
Поисковые сервера должны исключить такую страницу из баз данных.
Классификация элементов навигации.
Все средства навигации делятся по отношению к сайту на внешние и внутренние. Внешние средства реализованы в виде кнопок браузера, управляющих переходами по сайту.
Внутреннюю навигацию можно разделить на основную и вспомогательную. Центральный элемент основной навигации - это панель или меню переходов.
Основная навигация обычно представлена структурными ссылками, ведущими на разделы сайта. К вспомогательной навигации относят ссылки типа "на уровень вверх", "на стартовую" и т.д.
Желательно, чтобы структурные ссылки отличались от вспомогательных и перекрестных ссылок, размещенных в тексте. На большинстве сайтов они выглядят одинаково. Поэтому часто бывает непонятно, ведет ссылка на целый раздел или на единственную страницу. С проблемой
определения содержимого таких ссылок часто сталкиваются пользователи download-менеджеров, когда необходимо указывать, до какого уровня вложенности необходимо скачивать целый сайт или отдельные его разделы.
Качественная вспомогательная навигация должна включать ссылки, ведущие к предыдущему разделу, к странице с оглавлением раздела и на главную страницу сайта. Удобно представлять это в виде пройденного пути, например:
HomeShop.by > Бытовая техника > Соковыжималки > Moulinex
Такая навигация обязательно должна присутствовать на сайтах с многоуровневой структурой. Все элементы строки, кроме последнего, должны быть ссылками на соответствующие страницы.
Для разделения звеньев навигации не рекомендуется использовать символы ":" и "|", т.к они не информируют о вложенности и соподчиненности страниц. Оптимальным вариантом будет выбор в качестве разделителей "/" или ">".
Навигационная система должна четко указывать пользователю о том, куда можно перейти с текущей страницы, и какую информацию при этом получить.
Некорректно использовать ссылки с текстом "Вперед", "Следующая глава" и т.п. Особенно неуместна ссылка "Назад" на странице, на которую пользователь попадает с поисковой системы, т.к. ее можно интерпретировать как возврат к окну результатов поиска. Лучше использовать информативные ссылки подобного типа: "Следующая глава: 5. Основы визуального проектирования".
Полезно заполнять для ссылок атрибут "title", который при наведении указателя мыши выводит всплывающую подсказку с описанием ссылки.
Иногда в отдельный тип выделяют ссылки глобальной навигации, которые ведут на страницы типа About us, Contact us и т.п. Глобальные ссылки должны быть доступны с любой страницы сайта. Причем часто такие ссылки располагают как внизу, так и вверху страницы.
Существует тематическая навигация, которая представлена ссылками, список которых генерируется и выдается в зависимости от того, какая информация была загружена пользователем на данной странице. Например, если это статья, то в конце можно представить ссылки на статьи подобной тематики, расположенные в порядке убывания релевантности относительно рассматриваемой темы. Для электронного магазина это могут быть ссылки на список наиболее покупаемых товаров в данной категории, ссылки на аксессуары или сопутствующие товары, ссылки на товары этой же категории, но других производителей и т.д. Продолжение статьи. >Интересующимся заработком в сети: Новые спонсоры:
Система активной рекламы autopilot.net.ru - автосерфинг, выкуп накопленых кредитов.
Почтово-кликово-серфинг - платит за все :-) moneyportal
Как всегда, приглашаю Вас посетить Свой сайт - это очень просто!.
И, как всегда, Вы можете задавать мне любые вопросы.
Всего Вам доброго. Сергей Червонящий.