Информация может быть текстовой,
графической, звуковой и т.д. Я не стал продолжать перечня, так как в
Интернет используются в основном только эти три вида информации (скорее,
виды ее донесения до пользователя – но так говорить не принято).
Вообще, понятие информации очень
размыто, и только на одну эту тему можно написать философскую книгу на
полтысячи страниц. Делать я этого не буду. Давайте примем за информацию
конечный результат изучения электронного документа.
Итак. Давайте рассмотрим три
примера:
html- страницу совершенно без графики и
звука – только текст; с графикой, Java- скриптами и прочими; страницу с
Flash- анимацией и звуком.
В первом случае вся навигация
выполнена исключительно из текстовых гипер-ссылок, меню сбоку представляет
собой отдельную колонку таблицы с записанными в столбик словами-ссылками. В
принципе, вы сразу догадываетесь, что это ссылки и проблем с переходам к
другим частям сайта у вас нет. Этот сайт одинаково хорошо понимают все
браузеры, запущенные под любой ОС, ни у кого из пользователей нет проблем с
получением нужной ему информации. На этот сайт приходят для того, чтобы
порыться в старых книжных архивах…
Во втором случае пользователь,
сидящий на модемном канале, вынужден прождать минуту, пока загрузится вся
графика. Страница выполнена со вкусом – ничего не режет глаз, текст легко
читабелен, графика дополняет картину. Сейчас это стандарт, хотя некоторые и
кричат по поводу того, что правилен только первый вариант. В какой-то мере
они правы:
Java- скрипты понимают не все
браузеры, картинки занимают много места и на их доставку тратится время –
деньги подключенного по dialup- каналу пользователя. Этот сайт принадлежит
известной фирме, производящей бытовую технику. Он включает в себя очень
много разделов, к которым, тем не менее, можно попасть с первой страницы,
так как при помощи Java сделано красивое, не занимающее много места в окне
браузера выпадающее меню. Сайт производит впечатление о фирме и ее
продукции, на него приходят за тем, чтобы посмотреть цены на товары, карту
сети магазинов, получить сведения о последних разработках, узнать тех.
характеристики производимых товаров и просто поглазеть на картинки.
В третьем случае
тот же пользователь ждет некоторое время (минуту-две), затем попадает в
интерактивное кино, которое реагирует на его действия мышью звуками и
изменением собственной структуры. Все движется, и он не отводит глаз от
монитора. И вот появляется текст. Красивые буквы слагаются в слова, на
которые он смотрит только в последнюю очередь – кому интересно читать стихи
во время такого светопредставления?! К сожалению, такую красоту увидят и
услышат не все – для того, чтобы посмотреть изобилующее спецэффектами кино,
нужно иметь компьютер, схожий с тем, что требуется для игры в Quake2. На
четверке картинка будет вяло дергаться, музыка заикаться, за время загрузки
можно не торопливо выпить чашку чая…
На самом деле, я соврал – там не
было никаких стихов, а всего несколько строк личной информации о создателе,
пара ссылок и еще немного текста, который смог сочинить человек, которому
по сути нечего рассказать о себе. Но, тем не менее, на эту страницу будут
ходить. В основном это будут знакомые этого человека, знакомые его знакомых
и те, кто просто услышат, что по этому адресу скрывается нечто интересное.
Что же получилось? Человек писал, что весит шестьдесят килограмм, зовут его
Федя, а его рост метр-девяносто, а все поняли, что он «крутой дизайнер»,
«шарит в компах» и просят сделать что-то подобное, порой, предлагая деньги.
Не трудно догадаться, что наш Федя студент первого-второго курса, от нечего
делать севший за анимационный редактор и, как оказалось, не лишенный вкуса.
Будем считать, что это был пролог,
а вот главная мысль.
Как видно на примере, самым
эффективным оказался последний способ подачи информации. Результат работы
не нуждается в словах – говорит же о способностях создателя лучше любых
слов. Любой идиот способен набрать текст, но сделать так, чтобы на него
обратили внимание, запомнили – нет. Так что же – надо бросаться создавать
новый интерфейс для архива книг, переделывать корпоративный сайт, добавляя
мигающие без удали лампочки и экраны? Вовсе нет. Если на втором это еще
имеет какой-то смысл, то тем, кто пришел за книгой, фейерверки и другие
детские забавы будут неинтересны. А вот осложнить доступ к этим книгам
вполне могут. Не у всех любителей книг стоят вторые пни и 56
k модемы и есть unlimited- доступ в
Интернет. Им не обязательно запоминать, как выглядит страница с перечнем
книг, достаточно того, что в папку Favorites браузера занесена ссылка на
данный ресурс.
Так вот, я
придерживаюсь мнения, что цель должна оправдывать средства. И основываясь
на этом факте надо разрабатывать структуру сайта, дизайн. Если люди
приходят на ресурс за текстом, то графика и звук должны только подкреплять
его, но никак не заменять, отвлекать на себя внимание от главного. Глупо
будет смотреться голая страница с разбитым с помощью таблиц текстом,
принадлежащая дизайнерской студии, еще глупее перегруженный графикой
каталог технических материалов. Да, это крайности, но сколько в Рунете
страниц попадающие под эту характеристику! Но среди общей безвкусицы порой
попадаются работы без сомнения талантливых авторов, не позволяющих называть
Интернет – помойкой. И это радует!