Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Letters from "The Flying Dutchman"

  Все выпуски  

Letters from "The Flying Dutchman"


Letters from "The Flying Dutchman"
рассылка сайта: "Летучий Голландец- http://mer-maids.com"
.

Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький. Конфуций


Каждый выпуск этой рассылки является продолжением предыдущих выпусков. Первый выпуск рассылки 22.02.2006, все выпуски можно посмотреть здесь.
Отправить свой материал
или написать составителю:

inet.thoughts.letters-owner@subscribe.ru
Отписаться от рассылки:
inet.thoughts.letters-unsub@subscribe.ru
Выпуск: 18Дата: 2006-05-28


Здравствуй, дорогой Друг!

 Сегодня я продолжаю рассказ о России 2001 года.

Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Права и возможности инвалидов в Российской Федерации (Часть II . Окончание)
10 сентября 2001 года

По психическим заболеваниям происходит не только рост числа инвалидов, но и утяжеление группы их инвалидности, а также рост числа детей-инвалидов. Среди факторов, способствующих росту уровня детской инвалидности можно выделить высокий уровень хронических, наследственных заболеваний родителей, болезни новорожденных, связанные с состоянием здоровья матери, позднее выявление болезней, низкую эффективность диспансерного наблюдения, недостаточную эффективность реабилитационных мер для детей первых лет жизни, плохую экологию, несоблюдение принципов "здорового образа жизни", социальное неблагополучие семей, неблагоприятные условия труда женщин.

Проблема увеличения числа детей-инвалидов поставила в число национальных приоритетов профилактику детской инвалидности. Она стала основой федеральной программы "Дети-инвалиды", действующей с 1993 года. Главной задачей Программы является повышение эффективности работы по предупреждению детской инвалидности, улучшение возможностей по комплексной реабилитации детей-инвалидов.

В результате реализации мероприятий программы более 90% новорожденных обследуются на два наследственных заболевания - фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, приводящих в случаях несвоевременного и поздно начатого лечения к умственой отсталости ребенка. Это позволяет ежегодно выявлять более 500 больных с гипотиреозом и около 200 с фенилкетонурией и, таким образом, предотвратить их инвалидность. За счет использования современных технологий ежегодно предупреждается рождение более 14 тыс. детей с генетическими и врожденными заболеваниями. Ранняя диагностика слуха позволяет выявлять ежегодно 500 детей, страдающих врожденной глухотой и проводить их раннюю реабилитацию.

Постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены целевые программы ранней диагностики инвалидизирующих заболеваний, а также методы их лечения и профилактики тяжелых осложнений (фенилкетонурии, сахарного диабета, туберкулеза и др.).

Государство предусматривает оказание инвалидам квалифицированной медицинской помощи бесплатно или на льготных условиях, а также бесплатное обеспечение лекарствами и изделиями медицинского назначения. Восстановительное лечение и реконструктивная хирургия должны осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования. Порядок оказания различных видов медицинской помощи инвалидам определен рядом нормативных актов Правительства Российской Федерации.

В реальной жизни в качестве одной из серьезных проблем реализации этих положений является несоблюдение государственной гарантии бесплатного медицинского и льготного лекарственного обеспечения. Так, в нарушение статьи 13 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правительство Российской Федерации длительное время не определяет порядок финансирования предоставляемой инвалидам квалифицированной медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение. В силу этого многие лишены возможности получения бесплатной специализированной помощи в федеральных медицинских центрах, нарушаются их права на бесплатное или льготное лекарственное обеспечение. В мае 2001 года выездной приемной Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на территории Свердловской области выявлен случай отказа руководством больницы № 7 г. Екатеринбурга в проведении инвалиду Д. бесплатной операции. Министерством здравоохранения области и администрацией города, также как и федеральными структурами, не определен порядок бесплатного медицинского обеспечения более 100 инвалидов больных костным туберкулезом и не обеспечено качественное медицинское обслуживание более 70 инвалидов с одной почкой.

Положительным моментом, после обращения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, в бесплатном медицинском обслуживании инвалидов можно считать деятельность администрации и департамента здравоохранения Брянской области по изысканию средств и возможностей в улучшении работы лечебно-профилактических учреждений области, большинство районов которой находятся в различных зонах радиационного заражения. По результатам работы выездной коллегии департамента здравоохранения области в ряде районных центров улучшен порядок медицинского обслуживания населения, реорганизована работа узких медицинских специалистов во взрослых и детских поликлиниках, позволяющая вести прием больных без предварительной записи. Специалисты детской областной больницы ежемесячно ведут прием жителей райцентров области. Восстановлены права более 75 тыс. жителей г.Клинцы на бесплатное медицинское обслуживание (вх.№ 416).

Заслуживает внимание опыт работы Уполномоченного по правам человека Республики Башкортостан и глав администраций районов республики по созданию стационарных отделений социально-бытового и медицинского обслуживания инвалидов, нуждающихся в круглосуточном уходе. Только в Белебеевском районе насчитывается 9 таких приютов, планируется открыть еще два центра, один - по реабилитации инвалидов, другой - по социальному обслуживанию инвалидов и пожилых людей. Республиканским Уполномоченным предложено главам администраций районов также рассмотреть вопрос об открытии в каждом районном центре и крупном населенном пункте домов престарелых и инвалидов (Доклад о деятельности Уполномоченного Республики Башкортостан по правам человека в 2000 году).

Большинство субъектов федерации, в нарушение Перечня жизненно необходимых лекарственных средств, утвержденного приказом Минздрава России от 26.01. 2000 г. № 30 и согласованного с Минфином и Минэкономики России, включающего около 400 позиций международных непатентованных названий препаратов, ограничивают назначение инвалидам лекарств на льготных условиях своими территориальными Перечнями лекарственных средств, не включающими наиболее важные позиции. Это происходит несмотря на то, что субъект федерации не вправе принимать перечень, не соответствующий федеральному.

Одним из этапов процесса медицинского обеспечения инвалидов является санаторно-курортное лечение. Санаторно-курортный комплекс нашей страны не имеет аналогов в мире. Разработанный отечественной курортологией дифференцированный подход к использованию природных лечебных факторов с учетом специфики их действий, позволил провести рациональную медицинскую специализацию санаториев на всей территории Российской Федерации. Этому способствовало необычайное богатство и разнообразие природных лечебных ресурсов и климатогеографических условий нашей страны. Однако некоторые всемирно признанные курорты, например Кавказские минеральные воды, формировавшиеся столетиями, в настоящее время испытывают серьезные трудности. Здравницы пустуют из-за событий в Чеченской Республике, высоких цен на пассажирский транспорт, лечение, питание, сокращения льготных (оплаченных предприятиями, профсоюзами и др.) путевок.

По данным Госкомстата России на 1 января 2000 г. сеть санаторно-курортных учреждений страны составила: 546 санаториев для взрослых на 167,3 тыс. мест; 529 санаториев для детей на 59 тыс. мест; 1288 санаториев - профилакториев на 122,5 тыс. мест; 82 пансионата с лечением - на 26,9 тыс. мест; 25 санаторно - оздоровительных лагерей круглогодичного функционирования на 7,6 тыс. мест. Всего: 2470 учреждений на 383,3 тыс. мест.

Из них санаторно-курортные учреждения Министерства здравоохранения Российской Федерации составляют: 607 санаториев на 77,2 тыс.мест, включая 103 санатория для взрослых и 504 санатория для детей.

Несмотря на эти цифры, в целом ситуация в стране по обеспечению инвалидов и лиц, страдающих различными заболеваниями, санаторно-курортными путевками сложная. Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации на льготных условиях. В управлении социальной защиты населения по месту жительства инвалид, нуждающийся в лечении, на основании заявления и медицинской справки ставится в очередь на получение путевки. Первоочередным правом на получение санаторно-курортных путевок пользуются инвалиды Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним по льготам. Ожидание санаторно-курортной путевки инвалидами нередко растягивается на годы.

По информации Министерства труда и социального развития Российской Федерации потребность по заявкам субъектов федерации в расходах на санаторно-курортное лечение инвалидов и участников Великой Отечественной войны на 2000 год составила 2 млрд. 235,3 млн. руб., а фактическое финансирование - 293,1 млн. руб. В 2001 году потребность расходов на указанные цели составляет 2 млрд. 233,3 млн. руб., а фактическое финансирование запланировано в сумме 995,8 млн. руб.

Одним из конституционных прав граждан, провозглашенным государством, является право на образование. Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "Об образовании" за инвалидами закрепляется право на дошкольное и внешкольное воспитание, получение основного общего и среднего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования.

Для практической реализации инвалидами права на образование в настоящее время в России имеются образовательные учреждения различного уровня, обеспеченные специальными программами, вспомогательными техническими средствами, позволяющими осуществлять совместное обучение здоровых и инвалидов. Однако, обеспеченность обычных школ специальными вспомогательными средствами для беспрепятственного доступа инвалидов, восприятия и усвоения ими учебного материала, а также психологическая готовность учащихся и педагогов к совместному обучению еще недостаточна. Обучение инвалидов преимущественно проводится в специализированных образовательных учреждениях в условиях общения только с другими инвалидами, что впоследствии затрудняет их интеграцию в общество. По данным Министерства образования Российской Федерации (исх.№ 29/1096-2 от 16.03.2001г.) только в дошкольных образовательных учреждениях общего и компенсирующего типа изолированно от здоровых детей находятся 360,5 тыс. детей-инвалидов и ещё 279,1 тыс. детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. В 1439 школах-интернатах системы образования проживают и обучаются 203 тыс. детей с умственными и физическими недостатками (из них 22,9 тыс. детей - сирот), 29,7 тыс. детей воспитываются в 154 домах-интернатах системы социальной защиты населения (тяжелые умственные и физические дефекты) и 19,5 тыс. детей находятся в 249 домах системы здравоохранения.

В г.Северодвинске Архангельской области, например, насчитывается 942 ребенка-инвалида, из них 789 детей школьного возраста и 153 дошкольного с различными заболеваниями. В 2000-2001 учебном году 33 ребенка школьного и 60 дошкольного возраста не посещали образовательные учреждения по медицинским показаниям. 93 ребенка-инвалида посещали дошкольные образовательные учреждения, дети-инвалиды школьного возраста проходили обучение в специальных учебных учреждениях и на дому. Управлением образования созданы условия для воспитания и обучения данных детей: функционируют 6 компенсирующих детских образовательных учреждений и дополнительно в 33 детских образовательных учреждениях открыты группы для детей с нарушением зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, детским церебральным параличом, сердечно-сосудистой системы и т.д. В целом 25 % групп (122 группы) работают по оказанию компенсирующей оздоровительной помощи детям. Квалификационные специалисты: педагоги-психологи, учителя-логопеды, сурдопедагоги, дефектологи, медицинские работники используют специальные программы коррекционного обучения, воспитания и оздоровления. Принимаются дети в дошкольные образовательные учреждения по направлению медико-педагогических комиссий и по их же решению - в школы. Согласно распоряжению главы администрации города № 248 от 1995 года дети посещают детские образовательные учреждения бесплатно. Налажена преемственность дошкольного и школьного образования. Работает спецшкола-интернат для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, школа для детей с нарушением интеллекта. В 2000-2001 учебном году в школах были открыты специальные классы для часто болеющих детей и детей, имеющих хронические заболевания органов зрения, слуха, пищеварения, опорно-двигательного аппарата и др. Итоговая аттестация выпускников в прошедшем учебном году проводилась с учетом состояния здоровья больных детей (в щадящем режиме). Проводится социальная защита детей: бесплатное питание, обеспечения учебниками, оказание коррекционно-развивающих и оздоровительных услуг.

В 1997 году постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 г. № 288 утверждено Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для воспитанников с отклонениями в развитии, которое регламентирует основные направления образовательного и коррекционного процесса для различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Продолжается работа над очередным вариантом проекта закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья".

В 1999 году, по информации Министерства образования Российской Федерации (исх.№ 29/1096-2 от 16.03.2001г.), для образовательного процесса в коррекционных учреждениях было издано учебников на сумму 1,2 млн. рублей, в 2000 году - на сумму 3,3 млн. рублей; 0,7 млн. рублей были выделены на корректировку имеющихся программ шести видов коррекционных учреждений и программы дошкольного обучения детей с нарушениями интеллекта; 0,2 млн. рублей были направлены на создание программы и методических рекомендаций по коррекционно-воспитательной работе для коррекционных учреждений интернатного типа и аналогичных детских домов.

Эти суммы выглядят нищенскими и унизительными для страны, если их сопоставить с доходами некоторых российских тружеников. Согласно публикации газеты "Коммерсант" (10 августа 2001г., с.7) доход, например, генерального директора АО "Северсталь" составил только в 2000 году 80 млн. долларов США, что соответствует 2 млрд. 250,4 млн. российских рублей. Воистину золотой блеск и убогая нищета.

Вместе с тем, специализированными образовательными учреждениями, органами социальной защиты населения субъектов федерации и общественными организациями инвалидов недостаточно используются, например, возможности издательско-полиграфического тифлоинформационного центра "Логос" Всероссийского общества слепых (г.Москва), выпускающего "говорящие книги", записанные на кассетах, рельефные наглядные пособия. Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации в 1998 году были приняты меры по сохранению льгот для этого единственного в России предприятия и созданию условий для его работы в рамках рыночной экономики. Однако заказы из регионов на выпуск продукции указанного предприятия не соответствуют реальным потребностям инвалидов и их общественных организаций из-за финансовых трудностей.

По итогам заседания Межведомственной комиссии по делам инвалидов, на котором был рассмотрен вопрос о состоянии и перспективах развития профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, принято решение о распространении положительного опыта работы Междуреченского техникума-интерната (Кемеровская область) среди учреждений начального и среднего профессионального образования, а также одобрена работа по организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в МГТУ им. Н.Э.Баумана и Красноярском государственном торгово-экономическом институте.

В последние годы происходят изменения в организации содержания воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Так, в г. Могоча Читинской области имеется специальный (коррекционный) детский дом для детей с нарушениями интеллекта, действующий по принципу "крестьянской общины". У каждой семьи имеется свой собственный дом с подсобным хозяйством и огородом. На базе этого детского дома создано учреждение начального образования для выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Администрацией области этому учреждению передана во владение мебельная фабрика с хорошим технологическим оборудованием, а также участок тайги площадью в 10 га для разработки древесины (информация Министерства образования Российской Федерации от 16.03.2001г.).

В системе социальной защиты Российской Федерации есть свои специализированные учреждения, которые дают среднее профобразование. Это 30 профессиональных училищ и 10 техникумов. По соглашению с Германией открыты два центра в г.Санкт-Петербурге и г.Новокузнецке, где обучение идет на более высоком качественном уровне. Если ранее профессиональные учебные заведения для инвалидов готовили, в основном, портных, обувщиков, часовщиков и др., то сейчас в соответствии со спросом рынка труда в них могут готовиться конкурентоспособные специалисты по таким профессиям, как менеджеры, юристы, программисты, дизайнеры.

Школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей № 30 г. Москвы известна во всей России среди ей подобных. Она основана в 1940 году и первой в стране стала давать глухим образование, необходимое для поступления в высшие и средние специальные учебные заведения. Среди окончивших эту школу свыше 100 медалистов, её выпускники давно составляют значительную часть студентов ряда вузов столицы. Благодаря заботе и помощи Правительства Москвы эта школа-интернат отметила новоселье, переехав в четырехэтажный корпус, значительно улучшила качество обучения, проживания, медицинского контроля, физкультурно-спортивной работы. К услугам детей, педагогического коллектива медицинский блок, реабилитационные кабинеты, компьютерные, аудио- и видеоклассы, актовый и спортивные залы, плавательный бассейн. Корпус оснащен по уровню современных стандартов, на закупку аппаратуры в 2001 году город выделил 1,5 млн. рублей.

Однако, наряду с положительными моментами реформирования системы профессионального образования инвалидов, необходимо отметить, что не обеспечивается необходимый объем финансирования входящих в нее учреждений, не сформирована система трудоустройства и социально-бытовой адаптации инвалидов с детства по окончании ими коррекционных образовательных учреждений.

Неотъемлемым общечеловеческим правом инвалида является право на труд, несмотря на то, что трудоспособность его ограничена. Право инвалида на труд установлено и Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О занятости населения в Российской Федерации", которые направлены на создание инвалидам реальных возможностей для занятия полезной, приносящей доход деятельностью и предусматривает конкретные механизмы их реализации. Для осуществления ими этого права необходима четко выраженная государственная политика содействия занятости инвалидов, обусловленная тем, что положение инвалидов на рынке труда в России остается несоответствующим их потенциальным возможностям, а их занятость - неоправданно низкой. Работающие инвалиды составляют менее 10% их общей численности (еще 5-6 лет назад они составляли 16-18%), занятость среди инвалидов трудоспособного возраста не превышает 15%. Особенно она низка среди инвалидов 1 и 2 групп (8%). Для сравнения - в США из 54 млн. инвалидов трудоустроены 29 % , Великобритании из 5 млн. - 40 %, Китае из 60 млн. - 80%.

Одной из основных мер, направленных на решение проблемы занятости инвалидов, является установление органами исполнительной власти субъектов федерации для организаций независимо от организационно-правовых форм квот для трудоустройства данной категории граждан. По информации Министерства труда и социального развития Российской Федерации в 2000 году в рамках установленной квоты трудоустроено около 12 тыс. инвалидов. За содействием в трудоустройстве в органы службы занятости в течение 2000 года обратилось около 86 тыс. человек, оказано содействие в трудоустройстве 42,7 тыс. граждан с ограниченной трудоспособностью.

В рамках Федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы территориальными органами Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения для лиц, имеющих ограничение трудоспособности, реализуется комплекс таких мер, как:

оказание консультативных и профориентационных услуг;

помощь в поиске работы;

профессиональное обучение;

квотирование рабочих мест и др.

Органы службы занятости обязаны принимать меры по вовлечению инвалидов в сферу предпринимательства и самозанятости. Инвалидам, состоящим на учете в службе занятости и желающим заняться индивидуальной трудовой деятельностью, должна оказываться консультативно-организационная помощь по правовым вопросам, составлению бизнеспланов, подготовке регистрационных документов. Инвалидам из числа безработных граждан должна предоставляться финансовая помощь. В 2000 году только 1,2 тыс. инвалидов организовали индивидуальное предпринимательство, что очень мало, исходя из количества инвалидов в стране.

В целях совершенствования законодательной базы, регулирующей вопросы квотирования рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, Министерством труда и социального развития Российской Федерации совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработан проект закона о внесении изменений и дополнений в законодательство о занятости населения, который направлен в Правительство Российской Федерации для внесения на рассмотрение Государственной Думой.

Предприятия для инвалидов требуют больших капиталовложений. Учитывая физическое состояние работающих, производство должно быть оснащено современным оборудованием, но из-за дефицита финансирования в настоящее время осуществить это сложно, но возможно при скоординированной работе органов власти федерации и её субъектов, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, бизнесменов, благотворительных фондов и др.

Законодательство Российской Федерации предусматривает получение инвалидами технических средств реабилитации, обеспечивающих их особые потребности, повышающие уровень их независимости в повседневной жизни. Государство обязано поддерживать разработку и производство различных вспомогательных устройств и оборудования, средств передвижения, бытового самообслуживания, коммуникации, содействовать формированию национального рынка реабилитационных изделий. Это особенно важно в связи с тем, что создаются основы реабилитационной индустрии, объединяющей около 200 предприятий-производителей технических средств для инвалидов и 78 организаций по протезированию и протезостроению.

Положение с обеспечением права инвалидов на надлежащую протезно-ортопедическую помощь не решить лишь одним специализированным государственным организациям. Здесь большое поле деятельности для проявления инициативы и благотворительности со стороны зарубежных и отечественных коммерческих и некоммерческих организаций.

В этом отношении есть положительные примеры, в том числе и со стороны Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Так, после обращения в Аппарат Уполномоченного в марте 2001г. (вх. № С-348) участника Великой Отечественной войны, инвалида II группы О., в результате совместных действий с органом социальной защиты населения Московской области, 8 мая 2001 года ветерану были выделены две инвалидные коляски (комнатная и прогулочная).

Также следует отметить содействие благотворительной организации Норвежская Народная помощь в передаче бывших в употреблении и пригодных к эксплуатации инвалидных колясок и других вспомогательных средств в качестве гуманитарной помощи российским инвалидам. В июне 2001г. к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации поступила информация из Посольства Российской Федерации в Норвегии о выделении российским инвалидам через Центр народной помощи "Благовест" (г.Москва) 44 инвалидных колясок и более 50 других вспомогательных средств для инвалидов. Договоренность об этом была достигнута во время рабочей поездки Уполномоченного в Норвегию. В настоящее время, Уполномоченным запрошена и получена из органов социальной защиты населения Республики Калмыкия, Приморского края, Архангельской, Вологодской, Костромской, Липецкой областей необходимая информация для адресного обеспечения указанными средствами остронуждающихся инвалидов и детей-инвалидов. При поступлении из Центра народной помощи инвалидных колясок и вспомогательных средств для инвалидов в Аппарат Уполномоченного, они будут направлены конкретным инвалидам в указанные субъекты федерации.

Протезно-ортопедическая промышленность, функционирующая в системе Министерства труда и социального развития Российской Федерации для удовлетворения потребности инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как самостоятельная отрасль существует с 1934 года, хотя первые специализированные протезные мастерские в России были созданы ещё в годы Первой мировой войны.

В большинстве субъектов федерации имеются федеральные государственные унитарные протезно-ортопедические предприятия. В настоящее время из 67 действует 66 (не работает с 1995 года Грозненское предприятие), работает также 45 негосударственных предприятий и организаций. Кроме того, действуют 2 фабрики ортопедической обуви.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области реабилитации и социальной интеграции инвалидов, протезирования и протезостроения выполняют 3 научно - практических центра реабилитации Министерства труда и социального развития Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Новокузнецк).

Предоставление основных технических средств реабилитации осуществляется бесплатно или на льготных условиях.

Однако, обеспеченность реабилитационного процесса техническими средствами недостаточна. Указанное количество предприятий не решает проблему доступности данного вида реабилитации для инвалидов, имеющих потребность в протезно-ортопедической помощи. Производство средств реабилитации в недостаточном количестве обуславливает большие очереди на их получение и длительное ожидание инвалидами этих средств. Также необходимы новые формы работы данных предприятий с инвалидами, проживающими на значительном удалении от их места нахождения. Возможна организация передвижных протезных мастерских и выездов бригад протезистов. Такая форма работы применяется в Воронежской области.

Для совершенствования реабилитационной индустрии необходимо дальнейшее развитие нормативной правовой базы по данному вопросу и создание соответствующих экономических условий для приближения её деятельности к мировому уровню.

Недостаточное финансирование расходов по обеспечению инвалидов протезно-ортопедическими изделиями во многих регионах приводит к низкому уровню протезно-ортопедической помощи. По информации Министерства труда и социального развития Российской Федерации потребность субъектов федерации в расходах на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, в том числе для инвалидов Великой Отечественной войны, на 2000 год составила 1 млн. 187 тыс. руб., а фактическое финансирование, по информации Министерства финансов Российской Федерации (исх.№ 12-05-02/1 от 28.03.2001г.), произведено на сумму 674 тыс. руб. В 2001 году потребность расходов на указанные средства реабилитации составляет - 1млн. 348,2 тыс. руб., финансирование спланировано на сумму менее 1 млн. руб.

Самым проблемным вопросом обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в Российской Федерации является бесплатное обеспечение их специальными автотранспортными средствами. По данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации и органов социальной защиты населения субъектов федерации количество инвалидов, нуждающихся в получении транспортных средств, составляет 156 тыс. чел., из которых 80 тыс. инвалидов - в получении автомобиля, 76 тыс. чел. - мотоколяски.

Ненадлежащее финансирование привело к большой очередности на спецавтотранспорт в субъектах федерации и порождает многочисленные обращения инвалидов в различные государственные структуры. Несмотря на то, что с момента окончания Великой Отечественной войны прошло уже более 56 лет, среди очередников на этот спецавтотранспорт не уменьшается количество инвалидов войны. В Амурской области на учете на обеспечение транспортными средствами состоит 1488 инвалидов (из них инвалидов Великой Отечественной войны - 380 человек). В 1999 г. области выделено - 7 автотранспортных средств.

В Архангельской области на учете состоит 820 инвалидов, в 1999 г. выделено - 16 автотранспортных средств.

В Белгородской области на учете - 3225 инвалидов, в 1999 г. выделено - 189 автотранспортных средств.

В Брянской области на учете - 1381 инвалид (из них инвалидов Великой Отечественной войны - 674 человека), в 1999 г. выделено - 37 автотранспортных средств.

В Воронежской области на учете состоит 897 инвалидов, в 1999 г. не выделено ни одного автотранспортного средства.

В Приморском крае на учете - 892 инвалида, в 1999 г. не выделено ни одного автотранспортного средства.

В Ростовской области в очереди состоит 2967 инвалидов, в 1999 г. выделено 175 автотранспортных средств.

В Ставропольском крае на учете состоит 3500 инвалидов, в 1999 г. выделено 240 автотранспортных средств.

Особо тяжелое положение сложилось в Свердловской области. На учете на обеспечение транспортными средствами состоит 5657 инвалидов, из них инвалидов Великой Отечественной войны - 3366 человек, в 1999 г. выделено 143 автотранспортных средства.

По информации из субъектов Российской Федерации в 2000 -2001гг. выделение средств для этой цели несколько увеличено, хотя реальным потребностям по-прежнему не соответствует и изменить ситуацию не удается. Приведенные цифры показывают, что получения автотранспортного средства инвалиду придется ждать не менее 10 -14 лет.

Кроме этого, в нарушение статьи 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правительством Российской Федерации не разработан порядок назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов (исключая инвалидов войны) денежных компенсаций расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части. Нормативно не определена марка автомобиля, положенного инвалиду, и порядок предоставления ежегодной денежной компенсации расходов на транспортное обслуживание вместо получения спецавтотранспорта.

Из сообщения Министерства труда и социального развития Российской Федерации Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации следует, что необходимая работа по принятию данных правил ещё не завершена и до их принятия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять самостоятельно необходимые временные нормативные правовые акты, определяющие, в том числе, порядок выплаты инвалидам денежной компенсации транспортных расходов. Однако, в субъектах федерации эта рекомендация не находит реализации.

Для инвалидов Великой Отечественной войны рассматриваемый Порядок Правительством Российской Федерации определен. Однако его финансирование оставляет желать лучшего. По информации Министерства труда и социального развития Российской Федерации потребность субъектов федерации в расходах на обеспечение транспортными средствами только одних инвалидов войны на 2000 год составляла 4 млн. руб., фактическое финансирование произведено на сумму 582,3 тыс. руб. В 2001 году при потребности расходов на указанные цели для инвалидов войны - 4 млн. 195,5 тыс. руб., запланировано выделить 1млн. 247,9 тыс. руб.

В ряде регионов инвалиды Великой Отечественной войны за защитой своего права на бесплатное получение автотранспорта вынуждены обращаться в суд. Однако исполнение судебных решений по этим искам зачастую затягивается по финансовым причинам. В своем письме к Уполномоченному инвалид Великой Отечественной войны Ж. из Рязанской области (вх.№ Ж-72) сообщил, что судебное решение о выделении ему Управлением социальной защиты населения администрации области спецавтотранспорта не исполняется службой судебных приставов. Только после вмешательства Уполномоченного судебное решение было исполнено и инвалиду войны был предоставлен автомобиль марки "Ока" (вх. № 3276 от 11.08..2000г.).

В Российской Федерации для многих инвалидов установка квартирного телефона по-прежнему остается одной из самых острых проблем. В городах Екатеринбурге и Элисте выездной приемной Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в мае и июле 2001 года выявлено, что инвалиды Великой Отечественной войны, пользующиеся внеочередным правом установки квартирного телефона, не могут реализовать это право более 20 лет.

Из жалоб инвалидов, поступивших в Аппарат Уполномоченного в 2001 году видно, что такое же положение в Волгоградской, Свердловской, Ярославской и других субъектах федерации (вх.,вх.№ 2500, № 3152, № В-64, № К-1508, № Т-182). Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации обратился к Президенту и Председателю Правительства Республики Калмыкия, в Правительство Свердловской области, в администрации Волгоградской, Ярославской, Саратовской областей с предложениями об изыскании возможностей для разрешения данной проблемы. Правительством Саратовской области предложено ввести в эксплуатацию систему радиодоступа (радиосвязи), обеспечивающую телефонной связью ветеранов и инвалидов без значительных капитальных затрат из бюджета области.

Пенсионное обеспечение инвалидов осуществляется по Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который содержит для них, по сравнению с пенсионерами по старости, казалось бы существенные преимущества. Им предусмотрено, что пенсия по инвалидности I и II групп при наличии необходимого стажа, в том числе и инвалидам с детства, устанавливается в размере 75 % от заработка, из которого она исчисляется. Для инвалидов в зависимости от их возраста требуется стаж значительно меньшей продолжительности, чем для пенсионеров по старости. Последние имеют право на 75 % ставку по общим правилам при стаже 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин.

Необходимый стаж для инвалидов определяется по единой шкале как для мужчин, так и для женщин. Наибольшая продолжительность такого стажа составляет 15 лет.

Но, хотя для инвалидов установлена высшая норма (75%) расчета, практически она не работает, поскольку пенсия ограничивается тремя минимумами по старости, и , в результате в процентном отношении фактическая пенсия оказывается не выше 25-30 % заработка.

Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" от 21.07.1997г. № 113-ФЗ был введен иной способ исчисления пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Однако новый порядок существенных изменений в материальное положение инвалидов не вносит. Пенсии большинства из них и сегодня остаются ниже прожиточного минимума, установленного Правительством Российской Федерации. В то же время доходы некоторых олигархов России исчисляются миллиардами долларов. По материалам, опубликованным в "Независимой газете" от 23.06.2001г., одними из самых богатых россиян являются глава нефтяной компании ЮКОС М.Ходоровский, состояние которого оценивается в 2,4 млрд. долл., генеральный директор "Сургутнефтегаза" В.Богданов - 1,6 млрд. долл., глава Альфа-банка М.Фридман - 1,3 млрд. долл. и др.

Как следует из информации Министерства труда и социального развития Российской Федерации (от 07.03.2001г. исх.№ 1709-АО) и Пенсионного Фонда России (от 26.03.2001г. исх.№ КА-02-16/2473), средние размеры пенсий по инвалидности составляют в месяц:

у инвалидов вследствие общего заболевания - 698 рублей;

у инвалидов вследствие трудового увечья или профзаболевания - 716 рублей;

у инвалидов вследствие военной травмы - 627 рублей;

у инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы - 709 рублей.

Средний размер пенсии инвалида войны, получающего две пенсии - 1652 рубля.

В рамках реформы пенсионной системы России в июне 2001 года Президентом Российской Федерации внесены в Государственную Думу проекты федеральных законов "О трудовых пенсиях" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в которых предложены нововведения:

пенсию по инвалидности предлагается рассматривать как состоящую из базовой, страховой и накопительной частей;

такая пенсия может назначаться инвалидам с полной (100 %) или частичной (не менее 50 %) утратой трудоспособности (причины инвалидности и время её наступления, кроме инвалидности, наступившей вследствие противоправных действий, значения не имеют);

обязательным условием её назначения является наличие страхового стажа;

базовый размер пенсии предлагается установить для инвалидов I , II , III групп, соответственно, 900, 450, 225 рублей (указанный базовый размер пенсии увеличивается в зависимости от наличия и количества лиц, состоящих на иждивении инвалида);

размер базовой части трудовой пенсии в случае роста цен на потребительские товары и услуги индексируется в пределах средств, выделенных в федеральном бюджете на соответствующий год на эти цели (коэффициент индексации определяется Правительством РФ);

инвалидам (инвалидам с детства, детям-инвалидам), не имеющим права на трудовую пенсию, предлагается назначать социальную пенсию в размерах: детям-инвалидам, инвалидам с детства I и II группы, инвалидам 1 группы - 125 % базовой части трудовой пенсии; инвалидам II группы - 100% ; инвалидам III группы 85 %.

Однако, в проектах законов не учтено требование статьи 2 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", согласно которой для обоснования устанавливаемых минимальных размеров оплаты труда, пенсий, оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам определяется прожиточный минимум. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9.02.2001 г.№ 99 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2000 г." установлена величина прожиточного минимума в расчете на душу населения - 1285 рублей( для трудоспособного населения - 1406 рублей, пенсионеров - 962 рубля, детей - 1272 рубля).

Несмотря на законодательное закрепление в Российской Федерации института социальной защиты инвалидов, наличие ряда национальных программ, их финансирование и сроки реализации установлены не из потребностей инвалидов, а исходя из сегодняшних финансовых и экономических возможностей государства. В результате этого программы не обеспечивают реальное улучшение социальной защиты инвалидов. При низком уровне федерального и регионального финансирования они оказываются растянутыми на длительные сроки и мало эффективными. Те же пункты программ, которые удается выполнить, мало что изменяют в огромном количестве нерешенных вопросов социальной защиты инвалидов.

По информации Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации, органов социальной защиты населения субъектов федерации, начиная с момента вступления в силу с 1995 года Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на реализацию этого закона из федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации ежегодно выделялось средств не более 10 - 15 % от потребности, а средств на исполнение судебных решений по вопросам возмещения вреда здоровью инвалидам - чернобыльцам в федеральном бюджете вообще не предусмотрено. Это послужило причиной обращения к Уполномоченному, при проведении им в июле 2001 года выездной приемной в Республике Калмыкия, 15 инвалидов-чернобыльцев, проживающих в республике. Для устранения нарушенных прав указанных граждан, Уполномоченный обратился к Председателю Правительства Российской Федерации с просьбой внести в порядке законодательной инициативы предложение о ежегодном включении в федеральный бюджет средств на исполнение судебных решений.

Улучшение положения инвалидов в стране возможно только при изменении отношения властей к социальной защите своих граждан. На разрешение этой проблемы может повлиять принятие ряда мер на федеральном и региональном уровнях:

законодательное закрепление принципа равных прав инвалидов и неинвалидов, запрещения дискриминации человека по причине инвалидности;

финансирование социальной защиты инвалидов с учетом реальных потребностей;

разработка и принятие национальных программ устранения причин инвалидности и осуществления реальной социальной защиты различных категорий инвалидов;

подготовка квалифицированных кадров для учреждений и органов социальной защиты населения и, в том числе, инвалидов;

принятие мер по созданию условий для инвалидов в получении необходимых навыков, профессий, специальностей для последующей самостоятельной трудовой деятельности на рынке труда.

По российскому законодательству вопросы социальной защиты инвалидов отнесены к ведению Министерства труда и социального развития Российской Федерации и органов социальной защиты населения субъектов федерации, местного самоуправления. Вопросами медицинского обеспечения, санаторно-курортного лечения, обучения и образования инвалидов занимаются соответственно Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство образования Российской Федерации, учреждения и органы здравоохранения и образования субъектов Российской Федерации, местного самоуправления. В нормативных актах о соответствующих министерствах и комитетах не установлена их обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, по приспособлению средств транспорта, связи, информации и иных социальных объектов к их возможностям. С учетом зарубежного опыта и проблем социальной защиты инвалидов в России представляется целесообразным круг государственных органов (министерств, комитетов и др.), ответственных за реализацию элементов социальной защиты инвалидов, расширить в законодательном порядке, конкретизировать их обязанности в этой сфере деятельности и координацию их работы возложить на заместителя Председателя Правительства Российской Федерации.

Отношение к проблеме инвалидности всегда находилось в зависимости от экономических возможностей и уровня социальной зрелости общества.

Научно-технический прогресс, как стратегия развития цивилизации, ведет к интенсификации использования человеческих ресурсов. В связи с этим резко возрастает общественно-политическая и социально-экономическая цена потерь, связанных с нарушениями жизнедеятельности человека, независимо от его медико-биологических или социально-средовых характеристик.

Однако, это лишь часть проблемы. Более серьезные аспекты проблемы инвалидности связаны с наличием многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам, как, и хроническим больным, пожилым, многодетным родителям, детям и взрослым с отклонениями в социальном поведении, активно включиться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней.

В результате этого миллионы детей и взрослых оказываются отверженными и живут в условиях материальных и моральных невзгод и обособлены в своеобразном социальном пространстве себе подобных.

Выходом из сложившейся ситуации является обязательное и неукоснительное отражение во всех сферах жизнедеятельности потребностей инвалидов.

Потребности инвалидов, как базовую характеристику для планирования работы и принятия решения по различным аспектам проблемы инвалидности, можно разделить на две группы:

- общие потребности, т.е. аналогичные таковым у других групп населения;

- особые потребности, т.е. возникающие в связи с инвалидностью.

Наиболее типичными из "особых" потребностей инвалидов является нуждаемость:

- в восстановлении или компенсации нарушенных или утраченных способностей к различным видам профессиональной, бытовой и общественной деятельности;

- в передвижении;

- общении;

- в беспрепятственном доступе к объектам социальной инфраструктуры;

- в возможности овладения знаниями;

- в рациональном трудовом и бытовом устройстве;

- в социально-психологической адаптации;

- в материально-бытовой и финансовой поддержке.

Удовлетворение перечисленных потребностей, как основное условие и предпосылка для реинтеграции инвалидов в обществе, связано с правовым, информационно-статистическим, экономическим, производственным, реабилитационным, социально-бытовым, кадровым и финансовым обеспечением соответствующих мероприятий.

С юридической точки зрения правовое обеспечение проблемы инвалидности содержит три аспекта:

а) признание особых прав инвалидов;

б) уважение, как этих, так и всех других их прав;

в) создание условий для эффективного осуществления инвалидами в условиях равноправия всей совокупности прав человека и сопряженных с ними обязательств.

Решение информационно-статистических аспектов проблемы инвалидности предполагает осуществление таких первоочередных задач, как:

а) разработка теоретических основ статистики инвалидности в соответствии с современной концепцией инвалидности;

б) разработка государственных статистических учетных и отчетных форм, отражающих структуру потребностей, круг интересов и уровень притязаний инвалидов; организационно-методическое и техническое обеспечение системы государственной статистики инвалидов;

г) разработка форм и методов информационного просвещения населения по проблеме инвалидности.

Экономические аспекты данной проблемы являются наименее проработанными и поэтому требуют особого внимания. В этой связи возникает необходимость решения таких задач как: обоснование и разработка механизма реализации экономических прав инвалидов, определение специфики экономических взаимоотношений инвалидов и общества, разработка основных принципов и направлений экономической политики в отношении инвалидов.

Производственные аспекты инвалидности в условиях становления рыночных отношений в нашей стране приобретают новый смысл и содержание. Необходимо создание современной промышленной основы по производству реабилитационных изделий и предоставлению реабилитационных услуг для инвалидов. Важно формирование режима наибольшего благоприятствования для реабилитационных изделий и реабилитационных услуг на рынке товаров и в сфере обслуживания.

Основой социальной политики по отношению к инвалидам является реабилитационное направление как главное в формировании психофизиологического, профессионального и социального потенциала личности инвалида для последующей его реализации в различных сферах деятельности. В контексте этого необходимо решать задачи по созданию:

- системы реабилитационно-экспертной диагностики;

- системы медицинской реабилитации как совокупности рекреационных мероприятий и реконструктивной хирургии;

- системы профессиональной реабилитации, которая включает в себя профессиональную ориентацию, профессиональное образование, производственную адаптацию и рациональное трудовое устройство;

- системы социальной реабилитации, состоящей из блока социально-бытовой ориентации, социально-бытового обучения, социально-бытовой адаптации и рационального бытового устройства.

Непременным условием решения любой проблемы, в том числе и инвалидности, является наличие профессионально подготовленных кадров. В этом отношении предстоит определить номенклатурный перечень специалистов в области инвалидности в соответствии с международными стандартами, выяснить потребность в них, обеспечить организационно-методическую базу для их обучения и последующего трудоустройства. Первоочередной задачей является правовое признание реабилитологии как сферы научной и практической деятельности.

Финансовое обеспечение решения различных аспектов проблемы инвалидности сопряжено, с одной стороны, с вопросами их пенсионного обеспечения и предоставления инвалидам установленных российским законодательством льгот, с другой стороны - с вопросами планирования в Российской Федерации, субъектах федерации и выделения средств на эти цели.

В сфере пенсионного обеспечения назрела необходимость обоснования смысла и содержания пенсий как вида социальной защиты населения вообще и инвалидов в частности.

Следует также определить за счет средств каких бюджетов (федерального или субъектов федерации) подлежат возмещению расходы на реализацию прав и льгот, установленных для инвалидов, и на реабилитационные программы.

Проблему инвалидности можно представить схематично следующим образом:

- теоретические исследования в области инвалидности и их практическая реализация;

- информационно-статистическое обеспечение социальной политики по отношению к инвалидам;

- создание системы реабилитационно-экспертной диагностики, медико-социальной и социально-трудовой реабилитации;

- создание системы реабилитационной индустрии в контексте становления и развития национального рынка реабилитационных изделий и услуг;

- разработка и формирование реабилитационной социально-средовой инфраструктуры;

- формирование в рамках "социального права" правовых основ обеспечения прав и обязанностей инвалидов;

- совершенствование системы материально-бытового и пенсионного обеспечения инвалидов.

Российское общество подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями. Проблема инвалидности затрагивает общество в целом, сущность её в правовых, экономических, производственных, коммуникационных, психологических особенностях интеграции инвалидов с окружающим миром.

Социальная защита инвалидов в Российской Федерации делает первые шаги в своем приближении к международным стандартам. Институт социальной защиты всех слоев российского общества и инвалидов в том числе, создаваемый на основе обновленного законодательства Российской Федерации, опираясь на положительный международный и внутренний опыт в этой сфере деятельности, накопленный за предыдущие десятилетия, нуждается в законодательной, финансовой, экономической, административной, научно-практической поддержке и совершенствовании.

В законодательном закреплении на федеральном уровне подлежат:

правовой статус инвалида, принцип равных прав инвалидов и неинвалидов, запрещение дискриминации человека по причине инвалидности в государственных органах власти, в трудовых отношениях, образовательных учреждениях, местах общественного пользования, торговли, на транспорте. В связи с этим, представляется целесообразным принятие Федерального закона "Об инвалидах", который бы не дублировал положения действующего закона, а усиливал правовые механизмы обеспечения инвалидам достойной жизни:

национальная программа устранения причин инвалидности и осуществления реальной социальной защиты различных категорий инвалидов, расширение круга государственных органов, участвующих и ответственных за реализацию программ защиты этих граждан или координирующих вопросы социальной защиты инвалидов;

источники финансирования (федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации) выплат и льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

соответствие ежегодно устанавливаемых в Федеральном законе "О федеральном бюджете" и законах субъектов федерации сумм средств на исполнение Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О ветеранах" реальным потребностям на эти цели;

изменения механизма назначения пенсий по инвалидности, установление размеров предлагаемых или установленных исходных данных для исчисления пенсий всем категориям инвалидов не менее величины прожиточного минимума;

дополнение пенсионного законодательства Российской Федерации нормой об увеличении размера пенсии инвалида в зависимости от числа находящихся на его иждивении лиц.

Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов федерации могли бы быть разрешены проблемы:

организации и подготовки квалифицированных кадров для учреждений и органов социальной защиты населения и, в том числе, инвалидов;

принятие срочных и эффективных мер по созданию для инвалидов условий в получении необходимых навыков, профессий, специальностей для последующей самостоятельной трудовой деятельности на рынке труда;

правильного определения ежегодных потребностей в средствах на реализацию законов, источников этих средств и внесению предложений по их закреплению, соответственно, в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации;

выработки предложений о расширении в законодательном порядке круга государственных органов, ответственных за реализацию элементов социальной защиты инвалидов, нормативном уточнении и закреплении их обязанностей в создании условий к беспрепятственному доступу инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, по приспособлению средств транспорта, связи, информации и иных социальных объектов к их возможностям;

тяжелого материального положения семей (особенно неполных семей), имеющих детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы, путем создания в регионах специальных учреждений дневного содержания детей-инвалидов (может быть с частичным погашением этого содержания родителями) для предоставления их матерям (родителям) возможности трудоустройства.

Предлагаемые реформы требуют коренного изменения структуры и характера социального обеспечения всех категорий населения, в том числе инвалидов. Многообразие форм собственности, возникновение новых организационных форм деятельности, изменение социально-ролевого статуса россиян вызывают изменение структуры потребностей, круга интересов, уровня притязаний различных групп населения, а в соответствии с этим - направленности и содержания социальной политики и форм социальной защиты, помощи и поддержки.

Все эти требования не могут быть удовлетворены без существенных изменений идеологии, политики и практики в социальной сфере. Громадное число инвалидов в нашей стране находится в бедственном положении и требуются громадные усилия всего общества, чтобы это положение изменить.

Целесообразно по проблемам инвалидов провести парламентские слушания в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, специальное заседание Правительства Российской Федерации, коллегию Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

Аналогичные действия должны быть предприняты в субъектах Российской Федерации для осуществления практических мер по коренному улучшению положения инвалидов в нашей стране.

Есть уверенность, что Русская православная церковь, следуя своим давним традициям, все религиозные конфессии страны будут выполнять благотворительную миссию, помогая инвалидам.

Хотелось бы, что бы предприниматели, бизнесмены оказали содействие в обустройстве, реабилитации и лечении инвалидов, использовав для этого различные способы: шефство над семьями и одинокими инвалидами, помощь домам инвалидов и престарелых, больницам, клиникам и др.

Проблему инвалидов следует решать используя возможности неправительственных правозащитных организаций, ветеранских, молодежных и других структур.

Хочется верить, что важность и сложность рассматриваемых проблем заставит изменить отношение к инвалидам общества, государства, каждого человека.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Перечень законов субъектов Российской Федерации, регулирующих социальную защиту инвалидов

1. Закон Республики Адыгея от 23.12.1992 г. № 85-1 "О социальной защите инвалидов в Республике Адыгея"

2. Закон Республики Башкортостан от 14.07.1993 г. № ВС-18/45 "О социальной защите инвалидов в Республике Башкортостан"

3. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 21.06.1997 г. № 20-РЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Кабардино-Балкарской Республике"

4. Закон Республики Карелия от 04.06.2001г. № 502-ЗРК "О социальной защите инвалидов в Республике Карелия"

5. Закон Республики Карелия от 19.10.1998 г. № 340-ЗРК "О дополнительных мерах социальной защиты инвалидов в Республике Карелия"

6. Закон Республики Коми от 27.05.1992 г. "О социальной защите инвалидов в Республике Коми"

7. Закон Республики Саха (Якутия) от 26.05.1992 г. № 959-Х11 "О социальной защите инвалидов в Республике Саха (Якутия)"

8. Закон Краснодарского края от 09.12.1997 г. № 113-КЗ "О правовом статусе и социальной защите граждан- инвалидов, получивших в несовершеннолетнем возрасте ранения, контузии или увечье в годы Великой Отечественной войны"

9. Закон Красноярского края от 27.04.1999 г. № 6-379 "О социальной защите инвалидов в Красноярском крае"

10. Закон Архангельской области от 22.01.1998 г. № 54-13-ОЗ "О социальной защите инвалидов"

11. Закон Ивановской области от 21.11.1996 г. № 47-ОЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Ивановской области"

12. Закон Кемеровской области от 30.11.2000 г. № 87-ОЗ "О социальной защите инвалидов"

13. Закон Курганской области от 18.10.1996 г. № 11/ "ЗКО" "О социальной защите работающих инвалидов и предоставлении льгот предприятиям, использующим труд инвалидов на территории Курганской области"

14. Закон Новосибирской области от 12.03.1999 г. № 45-ОЗ "О социальной защите инвалидов в Новосибирской области"

15. Закон Орловской области от 06.06.2001г. № 206-ОЗ "О дополнительных мерах по социальной поддержке участников вооруженных конфликтов последних лет, получивших инвалидность вследствие военной травмы"

16. Закон Тамбовской области от 16.12.1997 г. № 145-Закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Тамбовской области"

17. Закон Тюменской области от 25.07.1997 г. № 103 "О социальной защите инвалидов в Тюменской области"

18. Закон г. Москвы от 17.01.2001 г. № 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры города Москвы"

19. Закон Московской области от 20.09.1999 г. № 63/99-ОЗ "О квотировании рабочих мест для инвалидов и молодежи в Московской области"

20. Закон Санкт-Петербурга от 22.05.1997 г. №76-24 "О государственной поддержке общественных объединений ветеранов войны и труда, инвалидов и жертв политических репрессий"

21. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.10.1997 г. № 37 "О дополнительных мерах социальной защиты инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе"

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих порядок признания лица инвалидом и предоставление льгот инвалидам в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации":

1. Постановление Правительства Российской Федерации "О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах" от 28 мая 1992 г. № 356, Бюллетень Министерства труда Российской Федерации, 1992г., № 7-8;

2. Постановление Правительства Российской Федерации "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно" от 14 марта 1995 г. № 244, Собрание законодательства Российской Федерации, 20.03.1995 г., № 12, ст.1056;

3. Постановление Правительства Российской Федерации "О назначении и выплате отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на санаторно-курортное лечение, эксплуатацию транспортных средств и транспортное обслуживание" от 10 июля 1995 г. № 701, Собрание законодательства Российской Федерации, 17.07.1995 г., № 29, ст.2817;

4. Постановление Правительства Российской Федерации "О государственной службе медико-социальной экспертизы" от 3 апреля 1996 г. № 392, Собрание законодательства Российской Федерации, 8.04.1996 г., № 15, ст. 1630;

5. Постановление Правительства Российской Федерации "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" от 27 июля 1996 г. № 901, Собрание законодательства Российской Федерации, 5.08.1996 г., № 32, ст. 3936;

6. "Порядок участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности", утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. № 1285, Собрание законодательства Российской Федерации, 8.01.1996 г., № 2, ст. 117;

7. "Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учебных учреждениях, а также размеры компенсаций затрат родителей (законных представителей) на эти цели", утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 861, Собрание законодательства Российской Федерации, 29.07.1996 г., № 31, ст. 3754;

8. "Положение о признании лица инвалидом", утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. № 965, Собрание законодательства Российской Федерации, 19.08.1996 г.,№ 34, ст. 4127;

9. "Положение о финансировании расходов, связанных с обеспечением отдельных категорий инвалидов из числа ветеранов бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение, транспортными средствами, с выплатой им денежной компенсации расходов на транспортное обслуживание вместо получения транспортного средства, а также расходов на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий для инвалидов", утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 1999 г. № 1254, Собрание законодательства Российской Федерации, 22.11.1999 г., № 47, ст. 5712;

10. "Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда", утвержден постановлением Минтруда России от 8 сентября 1993 г. № 150, "Российские вести", 23.09.1993г., № 184;

11. "Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы", утверждены постановлением Минтруда России и Минздрава России от 29 января 1997 г. № 1/30, Бюллетень Минтруда России, 1997 г. № 2;

12. Указание Минсоцзащиты Российской Федерации "О выдаче беспроцентных возвратных ссуд инвалидам, имеющим медицинские показания на обеспечение спецтранспортом и состоящим на учете в органах социальной защиты населения и состоящим на учете в органах социальной защиты населения" от 12.03.1993 г. № 1-22-У;

13. Указание федеральной службы занятости Российской Федерации "О признании инвалидов безработными" от 2 февраля 1996 г. № П-5-20-271, "Экономика и жизнь", 1996 г., № 9;

14. Инструкция "О порядке обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов", утверждена приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 15 февраля 1991 г. № 35, Сборник нормативных актов и документов "Социальная защита инвалидов", "Юридическая литература", Москва, 1994 г.;

15. Письмо Минсоцзащиты России и Минздрава России "О предоставлении некоторым категориям лиц льгот по лекарственному обеспечению и зубопротезированию" от 13 сентября 1993 г. №№ 1-2674-18, 05-16/35-16, "Российские вести", 15.02.1994 г., № 26;

Уполномоченный по правам человека
в Российской Федерации
О.О. Миронов
10 октября 2001 года
http://rehab.karelia.ru/documents/doklad.html

Вот так, дорогой Друг! Вот так ...


Судовой журнал "Летучего Голландца":
Летучий Голландец - Судовой журнал


Адрес для получения RSS-новостей форума: http://forum.mer-maids.com/rss.php
Адрес для получения WAP-информации форума: http://forum.mer-maids.com/wap/
Адрес для получения WAP-информации Службы Знакомств: http://dating.mer-maids.com/wap.php

Путеводитель по "Летучему Голландцу": http://mer-maids.com/noscript.html


Новости медицины в Израиле и мире от jnews.co.il:

На сегодня всё, мешок разобран и прибито к мачте последнее письмо ...

Удачи тебе! Твой почтальон с "Летучего Голландца"

Трюм
Cтраничка электронной почты не включает Новости Форума "Летучего Голландца" и Новости медицины в Израиле и мире. Полный выпуск можно посмотреть здесь

Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Letters from "The Flying Dutchman""


Оценить эту рассылку (голосование) вы можете здесь: http://mer-maids.com/poll/letters.php

Рассылки Subscribe.Ru
Letters from "The Flying Dutchman"
Рассылка 'Letters from "The Flying Dutchman"' 


В избранное