Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Интернет-журналистика

  Все выпуски  

Интернет-журналистика


Интернет как средство массовой информации?

Средство массовой информации — средство распространения информации, характеризующееся:
1) обращенностью к массовой аудитории,
2) общедоступностью,
3) корпоративным характером производства и распространения информации.
К средствам массовой информации относятся:
∙ пресса, радио, телевидение;
∙ кинематограф, звукозаписи и видеозаписи;
∙ видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели;
∙ домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи .
Словарь Мерриама-Вебстера объясняет понятие масс-медиа гораздо проще: «Средство массовой информации — это средство коммуникации (как газета, радио или телевидение), предназначенное для охвата народных масс».
На западе проблем с признанием интернета как средства массовой информации не было. Признание произошло практически сразу, как только интернет перестал быть вещью для избранных и начал становиться массовым феноменом, то есть, начиная с 1995-1996 годов: а именно, когда появились «Windows 95» и первые графические браузеры для «простых» пользователей. Реакция была быстрой: если есть феномен, то его надо изучать. Посмотрев публикации того времени (1996 г.) в специализированных журналах, таких, как «Journal of Computer-Mediated
Communication» или «Journal of Communication» , мы увидим различные программные статьи на эту тему, как, например, статью Мориса и Огана (Merrill Morris и Christine Ogan), первый — докторант, второй — профессор школы журналистики Индианского Университета, которая называется «Интернет как масс-медиа» («The Internet as a Mass Medium»).
В статье интернет однозначно признается средством массовой информации, и объясняется проблема определения интернета как масс-медиа. Она состоит в том, что мы не можем в 100 процентах случаев назвать интернет средством массовой информации, потому что само средство (medium) передачи информации и сама массовость (mass) не определяются точно и должны пересматриваться каждый раз в зависимости от ситуации. Интернет — это многогранное СМИ, содержащее в себе много видов коммуникаций. Интернет играет с классической
схемой стандартной коммуникационной модели «источник-сообщение-получатель», помещая эту схему то в привычные рамки, то в новые конфигурации. Коммуникация в интернете принимает разные формы: от WWW-страниц до электронных писем между друзьями. Каждое звено в цепочке «источник-сообщение-получатель» может варьироваться в широких пределах. Источником может быть как частное лицо, так и группа журналистов, сообщением — журналистский материал или текст сообщения в чате, а получателем — один человек или аудитория, потенциально
состоящая из миллионов человек.
В статье все это многообразие коммуникации разделено на четыре группы:
1. Асинхронная коммуникация по принципу one-to-one (электронная почта).
2. Асинхронная коммуникация по принципу many-to-many — usenet, электронные доски сообщений — то, что требует от получателя подписаться на данный сервис или использовать специальное программное обеспечение для получения сообщений по определенной теме или темам.
3. Синхронная коммуникация, которая может быть построена по принципу one-to-one, one-to-few и one-to-many , организованная вокруг определенной темы, ролевой игры (MUD, Multi-UserDungeons), чаты и программы обмена сообщениями (instant messaging ) такими, как ICQ.
4. Асинхронная коммуникация, характеризующаяся тем, что получателю необходимо найти сайт для получения доступа к нужной информации, которая может быть построена по принципу many-to-one, one-to-one или one-to-many (Web-сайты, FTP-сайты ).
Очевидно, что исходя из определения, что такое СМИ, интернет можно рассматривать как средство массовой информации, когда используемая коммуникационная модель имеет вид «кто угодно-to-many», то есть направленность на массовую аудиторию. Случаи использования такой модели в интернете довольно часты, но основная проблема признания интернета как масс-медиа заключалась в том, что не всегда коммуникационная модель имеет вид “…-to-many”.

В избранное