Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Нилачала он-лайн" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Апрель 2003 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
17
|
18
|
19
|
20
|
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
Статистика
+4 за неделю
Фома центр: Православие для ищущих и сомневающихся
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Здравствуйте, дорогие читатели!
Сообщаем Вам о наших последних публикациях.
О ЧУДОТВОРНЫХ ИКОНАХ В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ
Интервью с Алексеем Михайловичем ЛИДОВЫМ, кандидатом искусствоведения, директором Центра восточно-христианской культуры.
Корр.: Алексей Михайлович, что такое “чудотворная икона”?
А.Л.:
Хороший вопрос, на который, пожалуй,
нет хорошего, очевидного и простого
ответа. Чудотворная икона - это
икона, которая творит чудеса. Это
единственный критерий
чудотворности. Причем критерий не
научный, поскольку научной истины
здесь установлено быть не может.
Ведь если есть рациональный анализ,
то причем здесь Чудо? Это и было
критерием в традиции. Тем не менее,
Православная Церковь и в Византии,
и на Руси внимательно и критически
относилась к фактам чудотворений и
считала необходимым это тщательно
проверять, в том числе и потому что
в очень многих случаях чудо
становилось фактором и
экономическим, и политическим:
понятно, что если в какой-то церкви
появилась чудотворная икона, то это
немедленно приводило к притоку
паломников и увеличению
элементарного экономического
благосостояния этой церкви. И нет
никакой тайны, что эти явления
иногда фальсифицировались, и
церковь была чрезвычайно
внимательна к этому. Особенно
Русская Церковь XVI-XVII веков, когда
явление чудотворных икон стало в
России массовым. Создавались
комиссии, которые приезжали на
место и проводили расследование. Да,
я употребил правильное слово -
проводили церковное следствие по
объявленным фактам чудотворений и
выносили свое заключение.
Только на основании этого
заключения икона могла быть
признана сначала местночтимой, а
потом и чудотворной.
И сейчас, в наше время тоже
создаются такие комиссии, которые
проверяют, исследуют факты
чудотворений.
Корр.: Вы сказали, что чудотворные иконы являются в определенный исторический период, период важный. В последние десять лет в России происходит множество чудес. Некоторые люди говорят, что за всю историю православия такого изобилия не было. Значит ли это что-то для России, для православия на Ваш взгляд? И насколько это сопоставимо с тем, что Вы изучали, насколько их действительно больше или меньше?
А.Л.: Если мы посмотрим исторически - а мне приходится анализировать это явление на протяжении двух тысячелетий - то мы увидим, что бывали эпохи, периоды и места каких-то особенно интенсивных чудотворений, засвидетельствованных самыми разными источниками. Если мы рассматриваем этот сюжет сугубо как сюжет веры, то мы должны сказать, что это некий промысел Божий, смысл которого нам не ясен (как и в огромном большинстве случаев, когда мы видим божественное вмешательство в реальный мир). Но это означает ещё и то, что чудеса востребованы и возникает необходимость у общества вот в таком терпком, мистическом контакте с Богом, потому что через чудо Божественное присутствие в реальном мире проявляется наиболее ярко и людям нужно это подтверждение, подтверждение своей причастности, правильности избранного пути, ощущение поддержки.
Беседовала Анна БЕРНИКОВА
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, ПОСТУПИВШИЕ НА ПОЧТУ НАШЕГО САЙТА В МАЕ 2002 - ЯНВАРЕ 2003
Предлагаем вашему вниманию ещё один сборник ответов на вопросы, поступившие на почту нашего сайта в мае 2002 - январе 2003 года.
На этот раз читателям отвечает священник Лев Шихляров, настоятель храма Казанской иконы Пресвятой Богородицы в селе Хомяково Сергиева Посадского района Московской области, заведующий кафедрой вероучительных дисциплин Российского православного университета.
Здравствуйте!
Можно я задам вопрос, который для
меня действительно очень важен?
Проблема в том, что я не верю в
святость Николая II.
Во-первых, я историк, и слишком
много читала о том периоде.
Во-вторых, вся моя семья, начиная с
прапрадеда, придерживалась
революционных убеждений, несмотря
на дворянство... Все в моей семье
всегда были коммунистами, причем
искренними, хотя никто не работал в
партийных органах. И как историк, и
по рассказам бабушки я знаю, что
такое была жизнь народа до
революции, и никто не убедит меня,
что царская Россия была лучше.
Если бы сейчас вместо КПРФ -
обыкновенной конформистской
псевдо-партии - существовала
ленинская РСДРП, я вступила бы в нее,
не задумываясь. Но проблема в том,
что я раздираюсь между убеждениями
и верой. Я первый верующий человек в
моей семье, ни у моих родителей, ни у
братьев нет такого опыта.
Отказаться от коммунистических
убеждений для меня значит не только
отказаться от части себя, но и от
любви к своей семье. Я не могу найти
решение.
Не я одна такая - среди моих друзей
моего возраста (25-30 лет) много людей
с такими же проблемами. Канонизация
Николая II для многих была ударом и
посеяла большие сомнения.
Пожалуйста, ответьте, что Вы
думаете по этому поводу. Спасибо.
(Ярослава)
Свящ. Лев
Шихляров: Уважаемая Ярослава,
вопрос, который Вы подняли, состоит
из двух неравноценных частей:
отношение к Николаю II - более легкая
для решения проблема, а вот
проблема соотнесения коммунизма с
веры, СССР с Царской Россией - это
гораздо более глобальная тема. Я
буду отвечать на эти два вопроса,
естественно, исходя не из светской
позиции, а из церковной.
Действительно, история канонизации
Николая II посеяла серьезные
сомнения не только в среде светских,
но и в среде церковных людей. Причем,
разделение происходило как между
нашей и Зарубежной Православной,
так и внутри нашей Церкви...
В результате, так как все это
посеяло большое смущение, и были
многочисленные случаи
прославления и чудес,
происходивших, допустим, от икон
царской семьи, то Церковь приняла
канонизацию Николая II с оговоркой:
не как мученика и тем более не как
искупителя (как это сделано в
Зарубежной Церкви), а как
страстотерпца... Чин страстотерпца
допустим тогда, когда человек при
жизни не являл собой примера
святости, но своей своим
безропотным, христианским
принятием смерти явил особое
благодатное действие Духа. Но надо
еще добавить, что по сравнению с
теми правителями, которые были
после Николая II - Ленин, Сталин,
Хрущев и так далее - Царскую семью
можно назвать «небожителями».
Потому что новая власть не знала
настолько искренних, любящих
Россию, страдающих за нее, пусть
иногда неправильно и греховно
поступающих, но все равно думающих
только о народе людей.
А теперь перейдем ко второму
вопросу...
Также ответы на след вопросы:
Скажите пожалуйста, почему не канонизировали с Царской семьёй и их врача - Евгения Боткина? У него был выбор - или оставить и выжить, или умереть с ними. Он оставался верен до конца. Но почему-то о нём нигде не говорится (Вадим)
1) Что означают
слова Иисуса: "предоставьте
мертвым погребать своих мертвецов..."?
2) Иисус придет во второй раз во
плоти?
3) Почему пророк Исайя говорил, что
Иисус будет не только страдать за
наши грехи, но и будет Царем Царей?
Почему два противоречивых
пророчества?
С уважением (Тамара)
Скажите, пожалуйста, может ли некрещеный человек вкушать просфору и пить святую воду?Спасибо (Света)
В.Легойда: СМИ И РЕЛИГИЯ: О ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ (НЕ)ВОЗМОЖНОСТИ АДЕКВАТНОГО ДИСКУРСА
Справочно-информационный портал "Религия и СМИ" опубликовал статью Генерального директора "Фома центра", со-редактора журнала "Фома" Владимира Легойды под заголовком "СМИ и религия: о принципиальной (не)возможности адекватного дискурса". Написанная в рамках научной дискуссии, статья посвящена ответам на вопросы: могут ли современные средства массовой информации писать о Церкви так, чтобы публикации эти всерьёз воздействовали на умы и сердца множества людей?
Очевидно, что
разговор о Церкви и вере на
страницах СМИ должно вести на
привычном для последних языке, дабы
быть понятным читателю. Не менее
очевидно, что есть вещи, сложно
выразимые (и тут опять важно умение,
если угодно, искусство пишущего)
или вовсе не выразимые данным
профанным языком. Невыразимые в
принципе. Однако даже если в такой,
казалось бы последовательно
отрицающей реальность
существования культурного мира
религии, как буддизм, с течением
времени возникли тенденции к
миссионерству и переводу основных
интуиций, просветлений и истин
Буддхадхармы не только на язык
вообще, но и на принципиально иной
язык западной культуры (вспомним
хотя бы деятельность в XX веке
известного японского учителя дзен
Д.Т. Судзуки), то в христианстве
существует не менее древняя,
убедительная и понятная традиция. С
проблемой "неадекватности
дискурса" сталкивался всегда и
везде любой миссионер. И никогда
эта проблема не полагалась
неразрешимой. Конечно, каждое время
порождает свои, как сейчас принято
говорить, вызовы. Но каждый вызов,
как представляется, может получить
свой ответ. Ибо "Я с вами во все
дни до скончания века" (Мф 28:20). До
скончания, а не до начала века XXI-го.
Любой христианский журналист в
современном мире есть миссионер и
свидетель о своей вере. И здесь, на
мой взгляд, существуют вполне
определенные и реализуемые цели и
задачи, а также тесным образом
связанные с ними приемы подачи
материала именно в современных СМИ.
Задача, по большому счету, одна:
свидетельство о вере и жизни Церкви.
А вот приемов может быть много. Один
из основных я бы условно назвал
апофатическим (вслед за
апофатическим богословием отцов
Церкви). Именно подобный "апофатизм"
может стать ступенькой к понятному
диалогу о вере в эпоху коммуникаций...
Василий ТРУФАНОВ. САНГАЛИ. Повесть.
На сайте "Литературный фонд журнала "ФОМА"" опубликована повесть Василия ТРУФАНОВА "САНГАЛИ" с иллюстрациями Татьяны МУХИНОЙ
Однажды в группу
поступила новенькая. С большим
удивлением я узнал, что Сангали
Чавчавадзе, так звали девочку, была
грузинской княжной. Ей недавно
исполнилось двенадцать лет.
Черноокая, с пышными волнистыми
волосами, Сангали носила маникюр,
что в ее возрасте для того времени
считалось неприемлемым, особенно в
"Искре" , где все мы были одеты
в одинаковые казенные бежевые
пижамы и мальчики отличались от
девочек только по короткой стрижке.
Княжну Чавчавадзе нянечки водили
впереди себя под мышки. Она с трудом
волочила по полу полусогнутые и
тершиеся коленками друг о дружку
ноги. За столом Сангали дичилась и
поначалу ни на кого не хотела
смотреть. Она сидела, уронив голову
на руки и спрятав лицо. Как-то нас с
нею случайно усадили вместе. Мы
были почти что ровесниками. Но
Сангали казалась гораздо старше.
Кроме того, она ведь - княжна! В этом
слове для меня было что-то
сказочное и недоступное. Но
внезапно во мне, сам не знаю, почему,
пробудилось чувство глубокого
сострадания к Сангали. Я вспомнил,
как первые дни тоже очень тосковал
по дому. И вот я тронул ее за рукав:
- Сангаличка, а Сангаличка!
Она тотчас вскинула голову. И я
увидел ее огромные пронзительно
черные, полные страха глаза.
- Сангаличка, Сангаличка! Что
Сангаличка?! Ты побить меня хочешь,
да?! Только попробуй! - воскликнула
она и уже занесла кулак на тот
случай, если я, и впрямь, полезу к
ней драться. Я немного опешил. Но
потом улыбнулся и сказал:
- Не бойся. Я просто хотел спросить,
как по-грузински будет "жук".
Сангали внимательно посмотрела на
меня и впервые заулыбалась:
- Не понимаю, что ты хочешь спросить:
"жуки" или "руки"? - В слове
"жуки" она делала ударение на
первом слоге.
- "Жук!" - сказал я как можно
четче, стараясь побороть заикание.
- Хэли, - ответила девочка, - хэ-ли. А
меня зовут не Сангаличка, а Сангали,
Сангалико. А тебя как зовут?
- Вася.
- Значит, по-нашему Васико.
Вот так мы с Сангали Чавчавадзе
сделали первый шаг к дружбе...
В разделе сайта "Те, кто..." можно прочесть информацию об авторе повести.
Также на "Литфонде "Фомы"" опубликован рассказ Григория Злотина "ВЕРА", первая часть стенограммы открытия выставки фоторабот свящ. Сергия Новожилова в ЦДРИ, где со-редактор "Фомы" В.Легойда и главный художник журнала Д.Петров рассказывают об истории создания журнала и др ("Показать красоту Православия...")., а также предстален сайт "ВСТРЕЧА" общины храма во имя св. блгв. цар. Димитрия при 1-ой Градской больнице г. Москвы.
Размещен zip-архив журнала "Фома" номер 9, 2000 г.
С содержанием номера можно ознакомиться здесь.
Вот и все новости. Ваши вопросы и пожелания Вы можете отправить по адресу нашей электронной почты: foma@fomacenter.ru Ждём Вас на нашем сайте! С уважением, ФОМА ЦЕНТР
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||