Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Нилачала он-лайн" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Январь 2003 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
9
|
10
|
11
|
12
|
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
30
|
31
|
Статистика
+4 за неделю
Фома центр: Православие для ищущих и сомневающихся
Информационный Канал Subscribe.Ru |
С Рождеством Христовым и с Новым Годом, дорогие наши читатели!
Сообщаем Вам о наших последних публикациях.
Иконописец Александр Белашов: РАНЬШЕ Я ДУМАЛ, ЧТО ЭТО МОДА...
Интервью Владимира Гурболикова с Александром БЕЛАШОВЫМ, иконописцем, выпускником художественного института им.Строганова.
В.Г.: ...Почему во всем мире так возрос интерес к иконописи?
А.Б.:
Дело в том, что мы живем в эпоху
постмодернизма, основная черта
которого - отсутствие единой
концепции прекрасного.
Раньше господствовал некий эталон:
было, скажем, греческое искусство,
остальное казалось варварством.
Сейчас этого нет: хорошо и это, и то.
И начинается полная неразбериха. К
тому же современное искусство
стало либо дизайном, объединяющим
элементы разных, иногда
несовместимых стилей, либо просто
мещанской пошлятиной, или открытым
извращением даже. Вот почему
католики сейчас так активно
обратились к греческой традиции
церковного искусства? Потому, что
идти дальше "в ногу" с
искусством современным они уже
никак не могут.
Я в Иерусалиме ходил в музей
современного искусства. В первом
зале висят на вешалочках как будто
снятые с людей кожи и что-то все
время щелкает. Народу там
совершенно нет, ходишь - и как-то не
по себе. Потом оборачиваешься,
сзади тебя экран, на котором нем
человек, который все время за тобой
"ходит" с камерой и постоянно
фотографирует. В ужасе начинаешь
метаться по этому залу, находишь
дверь, довольно хорошо скрытую.
Перебегаешь в другой зал. А там
стоят 15 телевизоров в ряд, и на
каждом экране кто-то чешется. Это
действует на подсознание так, что
тоже хочется чесаться. Выбегаешь в
соседний зал - там огромная помойка,
аккуратненько сшитая, вся как будто
вывернутая - окурки, консервные
банки...
Не могло же религиозное (в основном,
католическое) искусство пойти по
этому пути! И они стали искать
истоки, возвращаться в искусстве к
периоду до разделения Церквей.
...
В.Г.: А как же всё-таки Вы пришли к вере?
А.Б.:
Сначала я просто подумал, что надо
креститься - с точки зрения
спасения Отечества, патриотических
побуждений. Тут сыграли роль
Достоевский и другие доступные
тогда книжки. Но в храме поначалу
мне было очень скучно. Я никак не
мог понять, что там происходит:
Толпа народу, что-то вдали делают
священники, духота. А потом мы с
женой практически уехали в деревню
на несколько лет. Начали ходить в
одну сельскую церковь, где служил
девяностолетний священник. Он
тридцать лет отсидел в тюрьмах,
лагерях, был на Соловках, в ссылках...
Старец такой, как из сказки.
К батюшке приезжало много
священников и просто церковных
людей, обстановка была очень
родственная, в этом храме у каждого
были даже свои тапочки: добираться
сюда приходилось по грязи. Особые
взаимоотношения складывались,
после службы все вместе обедали,
потому что до храма надо идти 12
километров. Помогали и храму, и друг
другу - тогда и потом, уже в Москве и
в других городах. Вообще, там было
много встреч, удивительно было:
глушь, храм на горе, вид - на
двадцать километров вокруг. И вот
там мне открылась красота
церковной жизни, смысл
богослужения. В городе, думаю,
сложно это почувствовать и понять,
куда ты попал.
Уже потом один сельский священник
попросил написать ему иконы, затем
другой. Сам бы я не начал. Так вот
пока всё еще просят...
...
В.Г.: В кино практически единственный пример фильма, герой которого иконописец, это "Андрей Рублёв" Тарковского...
А.Б.:
"А. Р." это фильм не про монахов,
а критика советского строя. Когда
ослепляют этих желающих уйти на
запад мастеров, это же намёк на
Солженицына и подобных диссидентов.
Я считаю, это фильм о современных
для Тарковского проблемах, и его
герой - не иконописец, а интеллигент-шестидесятник...
...
В.Г.: ...Почему... часто рассказывают, как монахи скрываются, не хотят смотреть те же самые произведения искусства?
А.Б.: Вовсе не из-за огрубелости, нет. Им открывается новая красота. Происходит процесс постепенного замещения в человеке прекрасного - более прекрасным, более возвышенным. Грубо говоря, ребенку нравится кататься на самокате, а потом он постепенно осваивает велосипед, потом мотоцикл и предыдущее ему уже не так интересно. Дальше, дальше - а потом он осознает, что можно летать на ракете. Так и человек, который узнает Господа, ему все остальное кажется пресным. Один афонский старец после того, как видел Бога и Его сияние, вышел днём из своей пещеры и стал спрашивать, почему никак не рассветет. Ему всё остальное уже показалось темно. Когда человек начинает воспринимать эту невероятную красоту, недоступную тому, кто к этому не поднялся, ему хочется все ближе и ближе идти к Богу. Как влюбленный - чем больше влюбляется, тем больше времени ему хочется проводить с любимой женщиной, общение же с другими людьми ему становится все менее интересно.
Интервью подготовлено к публикации в 15-м номере журнала "Фома", где мы начинаем обширный разговор на тему "Человек и икона".
Патер Хонзик: ВИЗАНТИЗМ НА ЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИИ. Рассказ.
...Грегори и Дерк,
одетый в рубашку и галстук, заехали
за Дейной ровно в условленное время.
Когда все сели в машину, Грегори
снова зажег ладан в пепельнице и
поставил кассету с византийскими
песнопениями. Дерк, преисполненный
благоговения, сказал: "Грег, это
фантастика! Чтобы постоянно
помнить о Боге, так?". Он
придвинулся вперед, поближе к
сидениею Грега и положил руку на
его плечо. Грег не мог не вздрогнуть
от этого прикосновения. Они легко
нашли церковь. Дерк отлично помнил
расположение улиц города. Служба
уже начиналась. Как только они
вошла в храм, Дерк прошел вперед, за
ним последовали Дейна и Грегори.
Грег неохотно сопровождал своих
друзей: он предпочел бы остаться
здесь у входа, подальше от всех.
Обстановка в машине, запах ладана,
музыка - даже эти новые и
удивительные ощущения и
переживания нельзя было сравнить
со службой. Чувства переполняли
Дейну и Дерка во время Литургии - им
казалось, что они находятся на
небесах. Но что было особенно
странным - им обоим все казалось
каким-то знакомым.
Ошеломленно-удивленное выражение
лица Дейны вызвало у Грега улыбку.
Бросив взгляд на Дерка, он увидел,
что тот стоял печальный,
погруженный в себя. Грег остался
доволен, еще раз, как ему казалось,
убедившись, что Дейна и ее приятель
были совершенно разными людьми:
Дейна предназначена для постижения
высшей истины, а кем был Дерк?
Механик на заправочной станции,
которому судьбы уготовила жалкую
участь - быть песчинкой в толпе.
Грегори благодарил Бога, что он не
принадлежит к числу серой массы, не
принадлежит к толпе. Он стоял перед
самое Священной Реальностью
эклессии, будучи членом особого
круга, онтологически участвуя в
эпифании и образе самой парусии
Царства...
Дерк действительно был грустен, но
совсем не потому, что, как считал
Грегори, был неспособен понять
глубину службы. Он не был
безучастен к происходившему. В
божественной атмосфере Литургии он
вспомнил вчерашние слова Дейны и
снова повторил для себя: "Да, она
права. Я - лишь похотливое животное".
Спустя немного времени он взял
Грега за руку: "Скажи мне еще раз
эту молитву?"
Внутреннее негодование Грега
казалось вот-вот выдаст его
неприязнь. Он сделал бы все, чтобы
Дерк оставил его в покое, но
вдохновленное лицо Дерка и мысль о
том, что от него просто так не
отделаться, охладили его пыл. Грег
очень тихо, так, чтобы не нарушить
тишину в храме, прошептал слова
молитвы.
Дерк тут же вслух повторил молитву,
вдумчиво произнося каждое слово:
"Господи, Иисусе Христе, Сыне
Божий, помилуй мя, грешного".
Грег покраснел. "Неужели этот
болван не может помолчать?" -
думал он. Он сгорал от стыда при
мысли, что все видели его стоящим
рядом с Дерком.
Дейна посмотрела на Дерка - по его
щекам текли слезы. Гордая за него,она
улыбнулась. Служба подходила к
концу. Грегори пошел вперед, чтобы
причаститься. Перед этим он не
исповедовался, так как считал
исповедь перед причастием
культурным пережитком, который
разрушает простоту церковных
традиций.
С этими мыслями он приблизился к
месту причастия. Хотя было бы
правильнее, перед принятием
Евхаристии исповедоваться в тех
постыдных мыслях о Дейне, которые
были у него предыдущей ночью.
Служба кончилась. Несколько
прихожан подошли к людям, которых
они впервые видели в храме. Грегори
представился "православным
ученым с традиционалистскими
ориентациями". Когда кареглазая
старушка спросила Дерка,
православный ли он, то его ответ:
"Пока нет" вызвал удивленные
взгляды Дейны и Грегори....
Рассказ опубликован в журнале "Фома" №3, 1996 г.
КОНКУРС СЦЕНАРИЕВ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ»
Журнал «Нескучный сад» и воскресная школа храма св. благоверного царевича Димитрия объявляют конкурс сценариев «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ»
На конкурс принимаются сценарии рождественских представлений для приходского праздника.
Важно,
чтобы пьесы, участвующие в конкурсе,
передавали дух великого праздника
и атмосферу чуда,
чтобы сюжеты были живыми,
неожиданными и новыми,
чтобы язык был понятен детям и не
скучен взрослым.
Авторы самых удачных сценариев будут награждены денежными и другими ценными призами:
Срок
подачи работ - 6 месяцев (до 1
июля 2003 года включительно)
Итоги конкурса будут
подведены 1 сентября 2003 года.
ЧТО ТАКОЕ ОТКРЫТЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ЛАГЕРЬ?
О первом опыте создания православного общедоступного детского лагеря рассказывает Егор Коврижкин, заместитель руководителя Центра духовного развития молодежи московского Свято-Данилова монастыря, ответственный за организацию детского отдыха:
...При организации
нашего лагеря свою главную задачу
мы сформулировали так: мы должны
содействовать ребенку в его
духовно-нравственном развитии на
основе православной традиции.
Слово “содействовать” здесь
ключевое. Естественно, что мы не
можем своими силами “духовно
развивать” ребенка. Это не наше
дело, это дело Божие. Однако мы
должны постараться создать среду,
внешнюю обстановку, для того, чтобы
ребенок имел возможность
развиваться.
Принимали мы всех детей и никакого
отбора не делали. Несмотря на то,
что рекламная кампания велась в
церковной среде, тем не менее к нам
пришло только 40-50 процентов
воцерковленных детей. А остальные -
это дети родителей, которые по той
или иной причине доверяют
православной Церкви. Была даже одна
некрещеная девочка из Питера. Как
ее родители узнали о нас, я даже не
представляю...
...Главным и для детей, и для нас,
педагогов, в итоге оказались не
игры, не конкурсы и не купания.
Когда после завершения летних смен
мы собирали впечатления о прожитых
в лагере месяцах, то чаще всего и
вожатые, и ребята вспоминали не
мероприятия, не события, а особую
семейную атмосферу, которая каким-то
чудесным образом возникала в
коллективе совершенно незнакомых
до этого детей и взрослых.
Поэтому мы можем надеяться, что
отчасти наша цель достигнута. Мы
приложили усилия, чтобы создать
среду, а дальше уже действовал
Господь. И это очень хорошо
почувствовали и дети и взрослые.
...Сейчас мы готовимся к новому лету,
и наибольшую тревогу у нас вызывает
вопрос: как найти спонсоров, чтобы
максимально снизить стоимость
путевок? Как создать условия, чтобы
к нам смогли поехать дети из
малообеспеченных семей?
Вторая наша забота сейчас - это
подготовка руководителей отрядов и
вожатых. С марта 2003 года мы
открываем курсы подготовки
педагогов. Набор начнется уже в
январе. Сейчас ведется разработка
программы обучения, и нам очень
нужны инициативные
заинтересованные ребята и девушки,
которые хотели бы послужить
обществу и Церкви на этом
благородном поприще.
В лагере воспитываются не только
дети, но и взрослые. Там, в вожатском
коллективе, каждый может проявить
свои лучшие качества, творчески
раскрыться и приобрести
замечательных друзей.
ПРОГРАММА ПОМОЩИ ЗАКЛЮЧЕННЫМ "СВЕТ МИРУ"
Далеко не в
каждом следственном изоляторе,
тюрьме или колонии заключенные
имеют возможность регулярно
приступать к таинствам, беседовать
со священником. В библиотеках мест
заключения православной
литературы ничтожно мало, а то и нет
вовсе. Поэтому найти ответ на
многочисленные вопросы, связанные
с основами православной веры,
особенностями богослужения,
смыслом таинств, заключенным очень
трудно.
Прихожане московских и
подмосковных храмов в 2000 году
начали программу духовной помощи
заключенным "Свет миру".
Ее участники ведут переписку с
заключенными и православными
тюремными общинами, рассылают
духовную литературу, стараясь
оказать посильную помощь и
поддержку братьям и сестрам,
находящимся в заключении.
Паломническая служба храма Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот "МОНАСТЫРИ РОССИИ" предлагает Новые и редкие паломнические поездки. ПЛАН ПОЕЗДОК НА ЯНВАРЬ 2003 ГОДА
Об этих и других последних материалах Фома-Путеводителя можно вкратце ознакомиться в файле.
Вот и все новости. Ваши вопросы и пожелания Вы можете отправить по адресу нашей электронной почты: foma@fomacenter.ru Ждём Вас на нашем сайте! С уважением, ФОМА ЦЕНТР
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||