Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Фома центр: Православие для ищущих и сомневающихся


Информационный Канал Subscribe.Ru

Subscribe.Ru : Фома центр: Православие для ищущих и сомневающихся

 

Здравствуйте, дорогие наши читатели.

Сообщаем Вам о наших последних публикациях.

Письма в "Фому"

НЕ ПОВТОРЯЙТЕ О ЦЕРКВИ ХУЛЫ И ВЗДОРА. Отклик на заметку Владимира Гурболикова "Бог - в душе?"

Мы часто и много говорим, рассказываем о церкви, уговариваем, оправдываемся, имея в виду множество негативных, недоуменных, слезно вопрошающих писем, реплик, замечаний о том, как у нас в храмах плохо, грубо, "безлюбовно", просто - трудно... И забываем совсем при этом, что плохое имеет свойство всплывать на поверхность, будучи очень частным и маленьким даже, заслонять собой все остальное... В результате поучается, что, увлеченно миссионерствуя, мы сами рисуем непригляднейший образ Церкви и прихожан, окончательно отпугивая от храма и без того смотрящих на него с сомнением. И какое счастье, что находятся неравнодушные люди, которые могут, окинув свежим взглядом такую нашу деятельность, указать на очевидные перекосы...

Дорогой Владимир Александрович!
...Прошу вас - взгляните повнимательнее на ваш текст - быть может, вы разглядите соринку и в собственном глазу. Сперва вы пишете:
"Бога нет в моём сердце-то, и психоаналитик мне Его туда не "вправит", - и это совершенно верно, поскольку психоаналитики такой цели и не преследуют. Но далее у вас стоит: "Бога нужно искать именно в Церкви". Мне представляется, что это слишком сильно. Не только в Церкви Бог. Ну, да не это главное. Главное, против чего я хочу решительно вам возразить, это вот что:
"Я понимаю, что тут посыпятся вопросы: это в Церкви-то, где на тебя накричать могут, деньги потребовать, обзывают друг друга еретиками и ещё чего только не делают??
Да, в Церкви. Потому так и оглушительна брань, так ужасно зловоние гноящихся, вскрытых и смердящих, наших израненных душ, оттого так абсурдна наша патологическая нелюбовь..." и т.д (я намеренно оборвала цитату, чтобы взгянуть на текст не взглядом единомышленника, а как бы со стороны - со стороны читателя, заранее предубежденного против Церкви или совсем непредубежденного и несведущего. Что ему бросится в глаза?..
Что же касается первой фразы из двух приведенных, то я ее процитировала как есть, целиком, и в ней содержится как раз то утверждение, против которого я возражаю.
Странно мне такое слышать от миссионера. Возможно (и скорее всего), вы хотели выразиться как-то аллегорически, под "Церковью" подразумевая не собственно Церковь, а какие-то мне лично неизвестные околоцерковные круги (которых я сознательно сторонюсь), какой-то, может быть, кружок не до конца воцерковившихся (а не исключено, что и не до конца уверовавших, так сказать, полуверующих) Фом, среди которых, к нашему общему прискорбию, наверное, еще процветают подобные ужасные явления. Если только речь у вас не идет вообще о какой-то новой секте. Но давайте поставим себя на место читателя, который ни разу не был в православном храме. Что он подумает?.. Я лично бывала во многих храмах, а не только в храме Святой Живоначальной Троицы на Ленинских горах, где я бываю регулярно. И я со всей ответственностью заявляю читателям вашей статьи, что как в этот храм, так и в любой другой они могут приходить без всякого опасения.
Можете быть спокойны. Никто там никогда на вас не накричит, никто не назовет ни вас, ни кого бы то ни было еретиком, никто не потребует у вас денег. Вы можете, если захотите, купить свечу любой стоимости - от пятидесяти рублей (самую толстую) до 1 (одного) рубля (а в некоторых, немосковских храмах, я слышала, бывают и по 50, и по 30 копеек). А можете и вовсе не покупать свечей, это совсем не обязательно. Можете, если хотите, опустить монету в коробку для пожертвований, а можете не опускать, никто за вашей спиной стоять не будет. Даже во время Евхаристии можно ничего не жертвовать, хотя это, конечно, нежелательно, лучше хоть что-то положить, хотя бы одну копейку (согласно известной притче о лепте вдовицы)... (Ольга Ляшенко).

Пространство культуры

"ПРАКТИКА ВЕРОЯТНОСТЕЙ" или беседа с Александром ЛЮБИМОВЫМ о том, может ли телевидение быть добрым

Помните, как герой фильма "Москва слезам не верит" говорил о том, что вскоре будет "одно сплошное телевидение"? Нельзя сказать, что его прогноз сбылся на все 100%, но телевидение сегодня, безусловно, стоит на первом месте среди СМИ по степени влияния на общество. И поэтому вдвойне обидно, что массовые телевизионные проекты зачастую безвкусны и пошлы, построены на скандалах и движимы одним коммерческим интересом. Из общего телепотока постоянных политических склок и раскованных шоу "про это" программы телекомпании "ВиД" выделяются человечностью, высоким профессионализмом, стремлением реально помочь попавшим в беду.
И хотя "ВиД" не является православной телекомпанией, нам во многом близка позиция, которую занимают видовцы по отношению к журналистике и ее роли в обществе. Об этом и о многом другом соредактор журнала "Фома" Владимир Легойда беседует с Председателем Совета Директоров телекомпании "ВиД" Александром ЛЮБИМОВЫМ.

"ВИД" И ДРУГИЕ

В.Л.: Александр Михайлович, многие передачи телекомпании "ВиД", прежде всего, конечно, я имею в виду "Взгляд", а также "Жди меня", обращены к человеку, к его внутреннему миру. Создатели передач беседуют как с людьми в студии, так и с многомиллионной зрительской аудиторией о насущных человеческих проблемах, о добре и зле, о нравственном выборе… То есть о том, о чем сегодня, как мне кажется, на телевидении говорят мало. Как Вы и Ваши коллеги к этому пришли? Есть ли это некий закономерный итог Вашей работы на телевидении, можно ли сказать, что Вы стремились к этому с самого начала или произошло нечто, в корне изменившее Ваш подход?

А.Л.: Я не могу сказать, что мы куда-то специально шли, стремились к чему-то заранее запланированному…
"Взгляд" изначально был очень многофункциональной программой, единственным на телевидение регулярным зрелищем, где говорилась более-менее правда. Мы пытались освоить ту территорию идей, которая просто находилась в застое. Идей во всех смыслах: не только интеллектуальном, но и просто культурном, в смысле человеческом, этическом. Наша популярность была не телевизионной, а идейной - просто мы делали то, чего никто тогда не делал. Сейчас же, в принципе, все телевидение работает на этой "территории", все газеты, все журналы. При этом каждый делает это по-разному… В большинстве случаев - и тут я с вами вполне согласен и весьма сожалею, что так происходит - современное телевидение идет по очень простому пути. Дает очень простые рецепты, упрощенно судит о мире. Хотя все прекрасно знают, что даже школьник, получивший аттестат зрелости, понимает, что за той математикой, которую он изучал в школе, существует еще высшая математика, где есть область допустимых значений… Что существует теория относительности, теория вероятности и т. д. И хотя эти вещи не изучаются в школе, они присутствуют в жизни. И жизнь сама учит человека тому, что в отношениях людей все очень нечетко и нежестко. А телевидение, повторяю, эти тонкости человеческого бытия зачастую просто не учитывает.
При этом телевидение умудряется сообщать очень мало новостей, настоящих новостей. Оно больше воздействует на подсознание, на эмоции, на ощущение мира. Телезрителям часто подаются специально отобранные факты как главные новости дня. Хотя, по мне, они вовсе таковыми не являются. Например, какой депутат из какой фракции перешел и т. д.
Ведь когда существует возможность сообщить стране всего-то о 7-10 событиях, принципиально важно, какие новости отберет главный редактор. То, что происходит у нас на телевидении, меня, мягко говоря, поражает. Как же так: огромный мир, страна, рядом другие страны, а журналисты занимаются очередной депутатской "разборкой". Почему? Ответ вполне очевиден - такие материалы делать очень просто. Во-первых, ехать до Думы близко, во-вторых, думать в Думе особенно тоже не надо. Там ведь всегда найдутся "знакомые всё лица", "раскрученные", как герои популярного телесериала…. Всегда что-нибудь скажут. А журналисты просто этим пользуются, скрывая свою интеллектуальную несостоятельность. Все это большое безобразие...

В.Л.: И как же вам удается делать программы, которые отличаются от привычных новостей и последних думских сплетен?

А.Л.: Скажу вам честно: нам функционировать на этом фоне крайне тяжело. Очевидно, что почти все общественно-политическое вещание завязано на новости как на скелет, на ту информационную среду, в которой все остальное так или иначе происходит.
Тяжело захватывать и обрабатывать соседнее пространство, когда ты приктически не имеешь никаких союзников. Однако пока мы преуспевали. "Взгляд" - это одно направление, программа поиска вечного смысла. Программа, которая опровергает все обывательски зримое, очевидное, все обычно ощущаемое, потому что постоянно находит в этом какие-то другие смыслы, другие грани... Как в общем-то в жизни и есть на самом деле… Это программа-вопрос, причем и для меня самого. Потому что никогда ответ не является окончательным ответом. Ответ сегодня - это вопрос завтра. Естественно, "Взгляд", - моя любимая программа, поэтому я ее веду. Конечно, мы очень рассчитываем, что придет какое-то другое поколение, с другими взглядами на мир - хотелось бы…
Есть программа "Жди меня". Я считаю, что это наш лучший проект и лучшая премьера на телевидении 1999 года. Собственно ни до, ни после никто пока еще такого уровня телевизионного менеджмента, журналистики, и одновременно деликатности не достигал. Попытки связать это с выходившей в советское время "От всей души" невероятно фальшивы. Тогда была другая эпоха: все это делалось раз в квартал при содействии всего ЦК КПСС. Сейчас же, в условиях, когда уже закрыта вся эта Мосгорсправка, и государство вообще никак не занимается поиском людей, мы находим тех, кто есть в базе МВД и кого МВД считает пропавшими без вести. Мы действительно находим их - людей, которые "живут нигде". Телевизионная программа помогает таким людям. Из этого сделано достойное телевизионное зрелище, абсолютно нефальшивое. Конечно, любые качественные человеческие эмоции, выраженные публично в такой жесткой среде, как телевидение, кому-то покажутся игрой. Но поверьте, это не игра, это реальная жизнь. Очень эмоциональная, человечески, интеллектуально насыщенная …

"МЫ ВЫБИРАЕМ ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ..."

В.Л.: Меня поразила Ваша фраза во "Взгляде": "Мы никогда не бросаем героев наших передач". Когда понимаешь, что это действительно так - это производит очень сильное впечатление. Здесь уже не просто журналистика, не просто работа в информационной среде, а нечто гораздо большее. Реальная помощь реальным людям.
И все же и здесь, как мне кажется, не обойтись без проблем. Когда я смотрел в одной из старых передач сюжет о том, как Сергей Бодров ездил встречать Новый год с бездомными детьми в Питере, я вдруг подумал, что это довольно сложно: помогать людям, зная, что все записывается на пленку и будет показано по телевидению. Как быть с публичностью делаемого добра? Помните известную евангельскую фразу: "Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая"?

А.Л.: Это большая проблема, сложный нравственный выбор. Но его надо делать. А как еще? Все, что публично, все что идет на большую аудиторию будет по-разному истолковано, окрашено в соответствии с образом восприятия конкретным человеком таких телепрограмм. Поэтому ты просто выбираешь, что будешь делать. Конечно, можно печься о судьбе Владимира Александровича Гусинского пять суток подряд, или например, Бабицкого, и не думать про то, что в это же время по всей стране происходит с обычными, простыми, как принято говорить, людьми.
Мы выбираем "простых" людей. Выбираем, абсолютно понимая, что многие это не воспримут и будут говорить (и говорят!): "Вот эти жирные московские коты сидят там, им платят за это деньги, и они за эти деньги делают вид, что они такие хорошие и добрые, а на самом деле они подонки и просто зарабатывают себе на жизнь". Ну что тут сказать? Мы, конечно, зарабатываем на жизнь -это наша работа, мы ее любим. Но весь вопрос в том, что эту энергию телевидения - пусть она в чем-то лжива, пусть она в чем-то цинична, как любая энергия массовой культуры (слово любовь, сказанное Аллой Пугачевой и сказанное Александром Пушкиным звучит все-таки по-разному) - можно (и нужно) использовать не только в коммерческих целях, хотя это и не просто.

В.Л.: Насколько я Вас понял, нравственная проблема для Вас и Ваших коллег существует?

А.Л.: Конечно. Безусловно. Но выбор, который мы сделали, абсолютно сознательный. Ты его делаешь, когда приходишь на телевидение, и начинаешь бороться за себя, за свои убеждения, за свои идеи и за их реализацию. Ты открыт миллионам людей, которые каждый вечер могут называть тебя подонком и кем угодно. Но ты идешь на это, потому что ты так решил. Ты можешь этого не делать. Но мне кажется, что некий катарсис происходит, когда ты начинаешь вдумчиво вкладывать телевизионное время в добро. Когда реально это становится менеджментом добра, как мы это называем. Над этим тоже все жутко подхихикивают. Но если ты понимаешь, что вот эти пять минут, которые ты провел в эфире, реально сделали что-то, если благодаря тому, что программа выходит в эфир какие-то люди кому-то помогли, кто-то кого-то нашел, кто-то кому-то сделал хорошо - а это уже реальная жизнь, она за кадром - если что-то стало меняться, то это такой сильный позитивный заряд, что то, что думают остальные про тебя становится не таким уж важным. Особенно, когда откликаются зрители...

В.Л.: Наверное, Вы правы. Но, говоря о нравственной проблеме журналиста, я имел в виду не злобные отклики критиков, а внутренний самоконфликт, если угодно. Вы уже сказали, что поначалу это очень трудно...

А.Л.: Нет, не только поначалу - постоянно сложно. Например, когда ты приезжаешь в те же "горячие точки", где воюют восемнадцатилетние мальчишки. Мы сидим, беседуем, какие-то вопросы задаем, пытаемся им в душу влезть, а им потом с этим ощущением эмоциональным (так-то они сами по себе, а тут журналисты будоражат) завтра идти в бой. Но это такая профессия, она сложная, ты все время на грани, в ситуации нравственного выбора...

О нас

Новая подборка читательских отзывов на наши материалы

16 ДОКАЗАТЕЛЬСТВ БЫТИЯ БОГА

Комплект передержек, спекуляций, необоснованных постуляций и пр. демагогия... Лень возражать по пунктам. Может воздействовать на недостаточно образованного человека, как, впрочем, и весь "воинствующий теизм". (Atos, 15/11/2002)

ТЯЖЕЛО В ЦЕРКВИ... Диалог с читателем.

Уважаемая Галина!
Все, что Вы видите и чувствуете сейчас, проходит наверное каждый человек, ощутивший в душе призыв Бога ко спасению и впервые переступивший порог храма.
На собственном опыте могу сказать, главное не отвечать грубостью на грубость, злом на зло, лучше молчать и продолжать ходить. Была и боязнь что-то не так сделать, и стеснение встать вместе со всеми на колени, приложиться к иконе.
Но это все проходит. Не так быстро, как нам бы хотелось, но проходит.
За пять лет посещения храма только через три года я заметил кого-то отличного от описанных Вами бабушек. Есть и будут всегда в храме люди неравнодушные и добрые, такие, как Вам хотелось бы встретить. Их может быть очень мало, но они есть.
Нужно только потерпеть (Юрий, 20/11/2002).

Владимир, хоть Вы изложили правильные мысли, ответ Ваш лично меня не удовлетворил. И, думаю, Галину тоже. Она ведь пишет: "Вы, наверное, скажете, как и все говорят, не нужно на мелочи обращать внимание, слушай, что читают, внимай пению и т.д.". Так Вы и говорите по сути. Вместе с тем, не уверен, что смогу сказать лучше, чем Вы. (Mike, 30/11/2002)

Владимир ГУРБОЛИКОВ: Да, Михаил, и думаю, это единственный верный ответ.

Вы знаете, такое состояние, когда человек, тебе так или иначе близкий, уходит, страшно больно. Это страшно, когда рядом стоящий с тобой человек не видит того, что видишь ты, и поэтому уходит, отворачивается. Именно поэтому, когда я иногда вижу человека, делающего что-то не так в храме, я, как правило, ничего ему не скажу. Может быть еще и потому, что сама часто неуверена, что все делаю правильно. Когда-то я слышала такую фразу своего духовного отца, что после всего, что случилось в нашей стране, мы все - оглашенные. Мне кажется, что это определяет отношения к друг другу людей. И я готова повторить призыв Владимира Гурболикова: "Прошу Вас, не уходите!" (Наташа, 30/11/2002)

ФЕДОР КОНЮХОВ: ИСПОВЕДЬ ПУТЕШЕСТВЕННИКА

Спаси его Христос! Нам бы так сказать: не жалею ни об одном прожитом дне! Нам бы жить земной жизнью, а не бежать по ней неизвестно куда! Дай, Бог! (Андрей Гончар, 27/11/2002)

А также отзывы на другие материалы.

Литературный фонд

Сайт-библиотека "ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФОНД ЖУРНАЛА "ФОМА""представляет богато иллюстрированный сборник статей "ПРАВОСЛАВИЕ В ИНДОНЕЗИИ"

В сборнике представлены статья и интервью Томаса Хальберта с первым православным священником-индонезийцем архимандритом Даниилом (Бамбангом Дви Бяторо) и содержит много фотографий, сделанных в Индонезии.

Подробнее см. здесь.

Архив журнала

В этом разделе Вы можете скачать zip-файл журнала "Фома", номер 1(11), 2001 г. Файл содержит подную подборку публикаций, кроме иллюстрирования.

Тема номера: "Болезнь, страдание, смерть - это касается каждого..."

С содержанием номера можно ознакомиться здесь:

Новости путеводителя или Раздел бесплатных объявлений

Вышла в свет книга "ЯВЛЕНИЯ И ЧУДЕСА СВЯТЫХ АНГЕЛОВ"

Книга рассказывает о чудесных явлениях Ангелов, зафиксированных в текстах Священного Писания, в житиях святых и Отечниках, в духовной литературе православного Востока. Это перевод греческого сборника, впервые представляемый русскому читателю...
"Ангелы для многих уже давно перешли в мир мифов и фантазий. Сегодня ими лишь украшают витрины магазинов в рождественские праздники да еще показывают в детских развлекательных передачах, - говорится в предисловии греческих монахов. - Мы же верим, что Ангелы - это далеко не мифический и не вымышленный кем-то образ. Они - реальные небесные существа, сотворенные Богом, и играют активную роль как в нашей личной жизни, так и в мировой истории".

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР РУССКОЙ ДРАМЫ "Камерная сцена". Праздничные спектакли. Репертуарный план..

"Детство из человеческой души не уходит никогда. И уверения, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды, Театра русской драмы Михаила Щепенко не касаются. Спектакли Михаила Щепенко и Тамары Басниной, поставленные для детей, обладают удивительным свойством: они делают детей не просто зрителями, но и соучастниками происходящего на сцене...
Держать заинтересованной детскую аудиторию не просто, если не сохранилось в душе актера детского озорства и удивления миром.
Детским спектаклям Театра русской драмы свойственна ненавязчивая, но ясная нравственная направленность, и укрепляется детская душа в добре и вере." (Галина РЫСКИНА)

Об этих и других последних материалах Фома-Путеводителя можно вкратце ознакомиться в файле.

См. также: поездки по Москве от Паломнической службы "Монастыри России" (план на декабрь), обсуждение благотворительности православной Церкви на форуме диакона Андрея Кураева, бесплатные консультации православного риэлтора, услуги Благотворительного Фонда Просветительского Центра "Православное видео", ищет работу мастер по церковной резьбе, появилась возможность подписки на "бумажные" издания "Фома-центра", репертуар международного фонда славянской письменности и культуры и др.

 



Вот и все новости. Ваши вопросы и пожелания Вы можете отправить по адресу нашей
электронной почты:
foma@fomacenter.ru


Ждём Вас на нашем сайте!

С уважением,
ФОМА ЦЕНТР


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное