К сожалению, бюрократический аппарат нашей страны построен таким образом, что "простому человеку" достаточно сложно чего-либо от него добиться. Постоянно нужно прозябать в бесконечных очередях в душных помещениях, причём, как правило, не один раз... Путин оценил подвиг частных предпринимателей, умудряющихся открыть своё дело, отругав правительство за слишком сложную систему регистрации предприятий. В самом деле, если стране нужны частные
предприятия - малый и средний бизнес, то она должна способствовать его развитию и созданию.
С советских времён народ научен горьким опытом поиска взятковзымателей и мздапринимателей. Люди безошибочно определяют, кому и сколько надо "дать", чтобы получить то, что им положено или хочется (например, можно дать взятку контролёру в электричке и ехать дальше, не тратя большие деньги на покупку билета).
Я полагаю, необходимо сразу выделить две категории взяточников:
Берущие взятки за то, что они без взятки не должны были бы делать.
Берущие взятки за то, что они должны делать за свою зарплату.
Одним из самых наглых взяточников второй категории, на мой взгляд, является представитель военкомата города N, который требовал деньги (наверное, он уже вымогателем стал, а не взяточником...) за отсрочку от призыва в армию с призывника, не годного к строевой службе по состоянию здоровья.
Несколько "особняком" стоят "братки", занимающиеся "крышеванием". Но здесь, по крайней мере, всё понятно - они защищают от себя и себе подобных. Это Зло в чистом виде. Хотя любой взяточник - Зло.
Рассуждать о том, что если бы взятки никто не давал, то и взяточников бы не было, я не считаю конструктивным. Легализовать взятки тоже, наверное, нельзя - какой тогда в них прок, кроме того, это противоречит конституции, гарантирующей равенство. Что же делать? Можно радикально "расправляться" со взяточниками - приговаривать их к пожизненному заключению с конфискацией имущества. Но будут ли такие меры адекватными и эффективными? Экономически крайне не выгодно содержать подозреваемых и осуждённых
под стражей (даже была инициатива ГУИН'а ликвидировать эту меру наказания), а вот конфискация... Правда, нужно будет строго разграничивать, чьё имущество конфискуется (совместно нажитое, принадлежащее фирмам, собственниками которых является взяточник, принадлежащее членам семьи осуждённого и т.д.).
Мне кажется, что более актуален вопрос выявления взяток, а не наказания за них. Так или иначе, взятничество - не самое малое преступление, поэтому наказание, так или иначе, должно адекватно наказывать взяточника, чтобы ему было не выгодно брать взятки (хотя бы, если его в этом уличают). Важно понимать, что усиление "бумажного" контроля увеличит бюрократический аппарат и, как следствие, количество потенциальных взяточников. Я полагаю, что меньшее количество чиновников с уменьшенным количеством
бюрократических "писулек" и "отписок" способно не только более эффективно работать с населением, но и, за счёт увеличения личной ответственности, уменьшить количество взяток, потому что меньшее количество сотрудников контролировать легче (с помощью счётной палаты, например). Я уверен, что если провести проверку всех функций, которые должны предоставлять населению специальные службы, выяснится, что большая их часть будет не нужна либо вследствие наличия компьютеров и централ
ьной базы данных (которые уже сейчас имеются), либо из-за того, что они являются лишь промежуточным этапом. Вообще, очень много вещей можно значительно проще и эффективнее организовать, используя компьютеры (например, выдачу паспортов).