Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Электронный журнал "Спамтест". Все о борьбе со спамом


Электронный журнал "Спамтест" No. 451

в этом номере:


Новости

Trend Micro – поддельные сайты, декабрь 2012

В минувшем месяце эксперты Trend Micro насчитали 50 популярных брэндов, использованных злоумышленниками с целью фишинга и распространения шпионских зловредов. Пользователей заманивали на поддельные сайты с помощью URL-спама, имитирующего уведомления от соответствующей организации.

Согласно статистике Trend Micro, главной мишенью фишеров в декабре являлся PayPal, на долю которого в этот период пришлось около 19 тыс. сайтов-ловушек. В результате неосторожного посещения таких сайтов на машину пользователя нередко загружался троянец, модифицирующий системный файл hosts. Наибольшее количество таких заражений обнаружено на Тайване, в Таиланде и США. Возросло количество кибератак на клиентуру датского специалиста по электронным платежам Nets Group. Фишинговые сообщения, распространяемые от имени этой компании, настойчиво предлагали пользователю подтвердить обновление личных данных или активировать именной аккаунт.

Большое число поддельных сайтов (по 1-2 тыс. на каждый брэнд) имитировали интернет-ресурсы американских банков Wells Fargo, Citibank, Bank of America или платежных систем Visa и Mastercard. 72% поддельных сайтов Mastercard были ориентированы на японских пользователей и собрали свыше 2 тыс. посещений. Имя Citibank предпочитали использовать спамеры, распространяющие ссылки на эксплойт-площадки Blackhole. В декабре эксперты зафиксировали 4 таких спам-кампании. Целевым зловредом, атакующим пользователей в результате успешной эксплуатации, нередко оказывался червь Cridex, умеющий красть персональные данные. В минувшем месяце защитные решения Trend Micro обнаружили 277 заражений Cridex, 88% из них – на территории США. Фишинговые сайты, имитирующие бразильские и колумбийские системы онлайн-банкинга, активно раздавали банковских троянцев.

Не обошли фишеры вниманием и почтовые службы, такие как AOL, Yahoo, Hotmail, Gmail (по 1,2-1,5 тыс. поддельных сайтов). Среди сервисов электронной коммерции наибольшее число имитаций пришлось на долю крупнейшей торговой площадки Китая, Taobao (около 1,7 тыс.). В декабре эксперты обнаружили также поддельный сайт PayPal для мобильных устройств. Поскольку на экране смартфона URL целиком обычно не умещается, потенциальные посетители мобильной версии сайта-ловушки лишены возможности сразу обнаружить подмену.

Источник: blog.trendmicro.com

Новогодние скидки от спамеров

В январе коммерсанты обычно стараются освободиться от залежавшихся товаров и снижают цены, привлекая к этому процессу любителей распродаж. По свидетельству Websense, текущий сезон скидок вполне ожидаемо вызвал всплеск спамерской рекламы, продвигающей дешевые реплики элитных товаров.

Эксперты обнаружили мошеннический сайт, предлагающий ювелирные украшения Swarovski по низким ценам. Первые подозрения пробудил TLD-домен, к которому привязан этот интернет-магазин, – .co (Колумбия). Он пользуется большой популярностью у злоумышленников из-за сходства с широко распространенным доменом .com: невнимательный пользователь может просто не обратить внимания на подмену. Согласно политике национального реестра Колумбии, домены в этой национальной зоне может регистрировать любой иностранец, что на руку спамерам.

В базе данных Websense по абьюзам отыскались еще несколько сайтов, использующих в адресе брэнд Swarovski. Все они зарегистрированы на одно и то же лицо. При регистрации имя заявителя и физический адрес были указаны произвольным набором букв, в качестве имени почтового ящика Hotmail указан брэнд, незаконно используемый мошенниками, и несколько цифр. Как оказалось, таким же образом были зарегистрированы свыше 1,5 тыс. веб-сайтов, созданных спамерами в минувшем октябре. Помимо Swarovski, в их адресах красуются такие известные брэнды, как Mulberry, Nike, Louis Vuitton, Ugg, Prada. Большинство этих ресурсов размещены на хостинг-площадках GoDaddy, и можно ожидать, что в скором времени они засветятся в спам-кампаниях и фишинговых рассылках.

Источник: Websense

eleven о спам-рассылках в 2012 г.

В минувшем году спам-фильтры eleven зафиксировали в полтора раза меньше нелегитимных сообщений, чем в предыдущем. Уровень спама в почтовой корреспонденции в среднем составил 75,8% против 87,4% в 2011 г., однако процент вредоносных и целевых фишинговых посланий (spear phishing) значительно увеличился.

Опасные целевые атаки, ориентированные на небольшую группу пользователей или конкретную персону, становятся все более изощренными и профессиональными, их все труднее различать в легитимном потоке. На протяжении года эксперты наблюдали множество локализованных спам-кампаний, привязанных к определенной стране, использующих национальный язык и местные брэнды в качестве приманки. По прогнозам eleven, тенденция к отходу от массовых спам-рассылок к более узконаправленным сохранится и в новом году.

Целевой фишинг за год превратился в серьезную угрозу. Информацию, необходимую для персонализации таких писем злоумышленники обычно добывают хакерскими методами. Эксперты предсказывают, что в 2013 г. spear phishing займет ключевую позицию в арсенале киберзлоумышленников, позволяя им проникать на такие критические объекты, как правительственные системы и сети. Одновременно активизируется поиск подробной информации, необходимой для проведения целевых рассылок, поэтому можно ожидать, что количество хакерских и фишинговых атак заметно увеличится.

В минувшем году основным способом распространения зловредов в Сети, по оценке eleven, являлись drive-by загрузки, которым предшествовала спам-рассылка. Согласно статистике компании, в сентябре на долю спама с вредоносными ссылками приходилось почти 10% нелегитимных писем. Количество спам-писем, нацеленных на распространение зловредов, за год значительно увеличилось. Для известных вредоносных программ прирост составил 226%, для новых – 153%. Вклад первых в общий почтовый трафик увеличился с 0,06 до 0,4%, вторых – с 0,04 до 0,5%.

Список стран-лидеров по спам-рассылкам на территории Германии, ежемесячно составляемый экспертами, на протяжении года постоянно изменялся. Похоже, спамеры используют ротацию ботнетов во избежание их обнаружения и нейтрализации. Тор 10 стран-спамеров, опубликованный eleven по итогам минувшего года, возглавляет Индия, на долю которой пришлось 12,3% нелегитимной корреспонденции. За ней в убывающем порядке следуют Саудовская Аравия (9%), Румыния (5,8%), Германия (5,5%), Бразилия (5,4%), Россия (5%), США (4,1%), Турция, Вьетнам и Польша. В тематическом составе спама преобладала реклама фармацевтических препаратов с показателем 33,5% почтового мусора. Вклад рекламы игорных заведений в спам-трафик составил 22,1%, предложений трудоустройства – 8,5%, рекламы реплик элитных товаров 6%, вредоносных посланий 1,8%, мошеннических – 0,6%.

Источник: ELEVEN

Опасные связи

Symantec обнаружила масштабную спам-рассылку, использующую тему знакомства для распространения зловредов.

Вредоносное сообщение написано от имени мифической дамы, называющей себя Кэт, которая якобы нашла информацию об адресате на сайте знакомств. «Кэт» ищет себе подходящую пару и, чтобы получше узнать друг друга, предлагает обмениваться фотографиями.

Текст спам-письма неизменен, заголовки варьируются от простого приветствия до дружеской реплики, которую мог бы себе позволить хороший знакомый. Вложенный файл photo.zip на самом деле содержит вредоносную программу, которую Symantec детектирует как Downloader.Ponik. Этот даунлоудер известен тем, что широко используется для распространения ZeuS. Версия Ponik, он же Pony, попавшая на радары экспертов, загружала на зараженную машину зловредов, опознанных как ZeuS, ZeroAccess и Sality.

Данная спам-кампания затронула многие регионы, однако наиболее массово проявилась на территории США, Великобритании и Австралии. Эксперты отмечают, что тему знакомства спамеры избрали не случайно: сервис онлайн-знакомств весьма популярен у интернет-сообщества. Такие сайты собирают десятки миллионов просмотров в год, а объем соответствующего рынка измеряется миллиардами долларов.

Источник: Symantec

Cloudmark: уязвимые WordPress и Joomla привлекают спамеров

Cloudmark наблюдает рост потоков URL-спама, использующего взломанные сайты в качестве редиректоров.

Согласно статистике компании, весной 2012 г. на спамерские редиректы, размещенные на взломанных сайтах, приходилось менее 1% спама. За последние полгода этот показатель увеличился в среднем до 7,7%, а в первую неделю января, на пике, поднялся до 37%. В последнем случае виновником оказался один из ботнетов, рассылавший миллионы сообщений в сутки. К счастью, данная спам-рассылка использовала лишь пару сотен URL-адресов, и эту группу было несложно блокировать. Инициатор рассылки разместил по одному файлу на каждом взломанном сайте, предназначавшемся для перенаправления пользователей на целевую площадку. Другие “коллеги по цеху” обычно стремятся повысить ротацию URL, чтобы продлить время жизни своих ресурсов, и внедряют редирект-файлы на чужие площади в огромных количествах.

Большинство взломанных сайтов, обнаруженных экспертами в ходе спам-кампаний, функционировали на платформе WordPress, некоторые – на Joomla. В основном, это были персональные сайты или сайты небольших компаний, владельцы которых редко обновляют контент и софт. Устаревшие версии WordPress и Joomla имеют ряд хорошо известных уязвимостей, которые массово используют злоумышленники. Однако даже регулярные обновления не дают полной гарантии от взлома. Cloudmark обнаружила на черном рынке новый вредоносный скрипт, позволяющий внедрять троянский код в плагины WordPress. При установке зараженного модуля хакер получает возможность загружать и выполнять произвольный код на сайте жертвы, а также использовать штатный менеджер перенаправлений.

Источник: Cloudmark

Virut и Kelihos стали партнерами

По свидетельству Symantec, обновленная версия вирус-бота Virut активно включилась в процесс засева Kelihos.

Спамбот Kelihos, он же Hlux, детектируется антивирусами компании как модификация Waledac. Как уже отмечалось, его новейший вариант с расширенным функционалом (в классификации Symantec W32.Waledac.D) появился вскоре после ликвидации первоначального варианта одноименного ботнета. Судя по всему, хозяева нового Kelihos задались целью расширить свои владения в кратчайшие сроки и активно используют партнерские PPI-программы. Одним из постоянных участников таких “партнерок” является ботнет, сформированный на основе Virut. По словам экспертов, его современный потенциал способен ежесуточно гарантировать клиентам 308 тыс. уникальных ботов, готовых к активным загрузкам.

Согласно статистике Symantec за последний месяц, популяция нью-Kelihos продолжает неуклонно расти. Наибольшая концентрация заражений наблюдается в США, заметно меньше – во Франции и в Индии. Для спам-рассылок обновленный спамбот использует список адресов, полученный с командного сервера, и при проверке показал производительность около 2 тыс. сообщений в час. Если ботоводы Kelihos используют для его распространения лишь четверть ботнета Virut, совокупный итог такого партнерства может составить порядка 1,2-3,6 млрд. спам-сообщений в сутки.

По свидетельству экспертов, контрольный спамбот использовал в процессе рассылки 16 уникальных заголовков и 13 уникальных текстов, размещенных в теле URL-письма. Часть этих спам-писем продвигали интернет-аптеки с “канадскими” брэндами, другие – контрафактную виагру.

Источник: Symantec


Спам в 2012 году

Дарья Гудкова, эксперт «Лаборатории Касперского»

Цифры года

  • Доля спама в почте в среднем составила 72,1%.
  • Доля фишинговых писем составила 0,02% от всего почтового трафика.
  • Доля писем с вредоносными вложениями составила 3,4% почтового трафика.

Тенденции 2012

Снижение доли спама

Количество спама в этом году уменьшалось в течение всего года. По итогам года доля спама в среднем составила 72,1% — на 8,2% меньше, чем в 2011 году.

Такое продолжительное и значительное уменьшение доли спама не наблюдалось еще ни разу. Кроме того, средний процент спама в 2012 получился существенно ниже, чем в 2010 (82,2%) и 2011 (80,3%) годах, когда активно закрывали командные центры ботнетов и фармацевтические партнерские программы. В 2012 году доля спама была самой низкой за последние 5 лет.

Основная причина уменьшения количества спама в почте — повышение общего уровня антиспам-защиты.

Во-первых, в настоящее время спам-фильтры стоят на любой, даже бесплатной почтовой системе, причем уровень детектирования спама, как правило, не ниже 98%.

Во-вторых, многие почтовые провайдеры ввели политику обязательной DKIM-подписи (цифровой подписи, верифицирующей домен, с которого пришло письмо).

DKIM появилась еще в 2006 году, но распространялась довольно медленно. Только за последние пару лет она стала для почтовых провайдеров важным критерием, определяющим, доставлять ли письмо адресату. Поэтому злоумышленники стали подделывать DKIM-подписи. Это было возможно, поскольку многие компании использовали алгоритм шифрования подписи, актуальный на 2006 год, и в 2012-м зашифрованные с его помощью DKIM легко взламывались.

Однако в этом году в журнале Wired была опубликована статья, в которой описывалась проблема некриптостойкого шифрования DKIM-подписи. После этой публикации многие крупные компании, такие как Google, Yahoo и Microsoft, сменили шифрование подписи с помощью 512-битного ключа на более современное (с помощью 1024- или 2048-битного ключа). После этого подделка стала невозможной (по крайней мере, при нынешнем развитии вычислительных мощностей).

В результате принятых мер по усилению защиты от спама количество спамовых писем, достигающих ящиков пользователей, сократилось до минимума. Это делает спам крайне неэффективным, поэтому заказчики спама мигрируют на другие платформы, и количество спама в почте уменьшается.

Легальная интернет-реклама как альтернатива спаму

Когда антиспам-эксперты отвечают на вопрос о том, что нужно, чтобы спама стало меньше, помимо антиспамового законодательства, качественных фильтров и подготовленности пользователей, всегда упоминается возможность дешевой рекламы на легальных платформах. С появлением Web 2.0 возможности рекламы в интернете значительно расширились: появилась баннерная, контекстная реклама, реклама в социальных сетях и блогах.

Реклама на легальных рекламных площадках не вызывает раздражения у пользователей, получающих рекламные предложения, не блокируется спам-фильтрами, а рассылки направляются целевой аудитории, заведомо заинтересованной в покупке. Кроме того, в расчете на одного откликнувшегося пользователя, легальная реклама может быть значительно дешевле рекламы в спаме!

Основываясь на результатах некоторых сторонних исследований, мы подсчитали, что при средней цене в 150 долларов за 1 миллион разосланных спам-сообщений итоговая CPC (cost per click, стоимость одного пользователя, прошедшего по рекламной ссылке в сообщении) составит минимум 4,45 долларов. При этом аналогичный показатель в социальной сети Facebook составит всего 0,1 доллара.

Таким образом, по нашим оценкам легальная реклама эффективнее, чем спам. Наш вывод косвенно подтверждается тем, что классические для спама категории рекламы (такие как реклама реплик элитных товаров), переходят в социальные сети. Мы даже нашли некоторые соответствия: IP-адрес магазина, рекламируемого через Facebook, ранее был замечен в спаме.

Внимание рекламодателей привлек и еще один способ легальной рекламы в интернете — купонные сервисы. Сайты групповых скидок, на которых пользователям предлагаются так называемые купоны, появились несколько лет назад. Покупая купон, пользователь получает скидку на товар/услугу. В этом году купонные сервисы стали особенно популярными: в разных странах мира многие компании стремятся с их помощью расширить клиентскую базу, а клиенты, в свою очередь, получают выгодные предложения.

Рекламодатели, ранее пользовавшиеся услугами спамеров, тоже обратили свое внимание на купонные сервисы. Например, более 10% предложений на купонных сервисах относятся к категории «отдых и туризм», в то время как из спама эта рубрика практически исчезла. По-видимому, именно благодаря популярности купонных сервисов процесс миграции рекламы из спама на другие площадки стал более заметным.

Интересно, что популярность купонных сервисов отразилась и на спаме: злоумышленники начали подделывать письма от крупных купонных сервисов, используя их для рекламы собственных товаров и услуг или для направления пользователя на вредоносный сайт.

Отметим, что миграция на легальные платформы возможна преимущественно для рекламы легальных товаров и услуг. Возможность такой миграции особенно актуальна для России и других восточноевропейских стран, в которых в спаме пока еще относительно много рекламы малого и среднего бизнеса. Однако, учитывая, что даже в этих странах основная часть спама — это реклама контрафактных товаров, мошенничество и вредоносные письма, количество спама в почте по-прежнему будет оставаться высоким.

Вредоносные письма и мошенничество в спаме

2012 год поражает количеством тем, использованных во вредоносных письмах. Ранее злоумышленники уже подделывали уведомления от хостингов, социальных сетей, служб доставки, сообщения от финансовых и государственных организаций. В этом году они расширили этот спектр. Появились подделки нотификаций различных авиакомпаний, сервисов заказов отелей и уже упомянутых купонных сервисов.

Подобные письма-подделки могут содержать как вредоносные вложения в архиве, так и вредоносные ссылки.

Схема атаки, в которой используются ссылки, одна и та же. Ничего не подозревающий пользователь нажимает на ссылку в письме. По ссылке он направляется на взломанный сайт со встроенным скриптом, в свою очередь перенаправляющим пользователя на вредоносный сайт с эксплойтами. Чаще всего использовались редиректы на Blackhole exploit pack, но встречались и другие наборы эксплойтов.

Помимо описанной схемы злоумышленники несколько раз воспользовались официальной возможностью размещения контента на некоторых легитимных сайтах. В подделках под уведомления нами были замечены ссылки на сайты Wikipedia и Amazon. Злоумышленники использовали возможность создавать странички на данных ресурсах для размещения на них вредоносного контента. Однако вредоносные странички удаляются с сайтов очень оперативно, пока спам-рассылки с соответствующими ссылками еще не успевают распространиться. Видимо, поэтому такой способ не пользуется у злоумышленников большой популярностью.

Ссылки на другие легитимные ресурсы также были зафиксированы в спаме. Так, мошенники по-прежнему используют формы google.spreadsheets, чтобы воровать конфиденциальные данные пользователей (в основном логин и пароль от почтового ящика).

Среди методов социальной инженерии, которые используют злоумышленники, по-прежнему можно встретить подделки под личную переписку. Причем сделаны они зачастую очень грамотно, по содержанию догадаться о том, что письмо является спамом, довольно сложно. При проверке антивирусом файлов во вложенных архивах они детектируются как модификации различных вредоносных программ.

Злоумышленники обычно пытаются скрыть, что файлы в архиве — исполняемые (.exe), маскируя их под различные офисные приложения:

Встречались и подделки под личную переписку, составленные с расчетом на то, что жадность спровоцирует получателя открыть файл в архиве: пользователю якобы случайно попадает письмо с реквизитами Western.Union, по которым он якобы может получить некоторую сумму денег.

Однако вместо реквизитов Western Union во вложенном архиве находился троянец семейства Zbot.

Перераспределение источников спама

В распределении источников спама в 2012 году произошли серьезные изменения.

Китай, который в прошлом году даже не вошел в первую двадцатку стран — источников спама, в 2012 вышел на первое место с показателем 19,5%. На 13,5% увеличился процент спама, распространенного из США, которые по итогам года заняли второе место в рейтинге (15,6%).

Эти страны ранее уже были лидерами по рассылке спама. Количество спама, рассылаемого из Китая, уменьшилось в 2007 году, после принятия в стране антиспамового закона. Спам из США сошел на нет после закрытия командных центров нескольких ботнетов в 2010 году. Однако эти страны лидируют по количеству интернет-пользователей, причем с большим отрывом от остальных стран мира. Суммарно в США и Китае находится более 30% всех пользователей интернета. Конечно, такие большие потенциальные мощности не могли не заинтересовать организаторов ботнетов, которые стараются расширить сети зараженных машин.

Процесс перераспределения источников распространения спама по странам шел в течение всего года. Особенно заметно изменился состав лидеров Азиатского региона: на первое место вырвался Китай, тогда как прежние лидеры региона, такие как Индия, Индонезия и Южная Корея, сдали свои позиции.

Среди регионов, из которых рассылается спам, Азия по-прежнему лидирует. За год показатель этого региона вырос на 11,2% и по итогам года превысил 50% — таким образом, половина всей мусорной почты в мире рассылается из Азии.

Благодаря резко выросшему вкладу США в рассылку спама среди регионов на второе место в рейтинге вышла Северная Америка (15,8%), доля которой в прошлом году составляла всего 2%. В то же время из Латинской Америки (11,8%) спама стало рассылаться меньше на 8%.

Сдала свои позиции и Европа. В 2012 году суммарно из Западной и Восточной Европы было разослано 15,1% спама, это почти вдвое меньше, чем в 2011 году (30%).

Вредоносные вложения в почте

Несмотря на снижение доли спама в почте, доля писем с вредоносными вложениями понизилась незначительно и составила 3,4%. Это очень большое значение, учитывая, что этот показатель включает только письма с вредоносными вложениями, тогда как в почте распространяется и спам со ссылками на вредоносные сайты.

Наиболее распространенным вредоносным вложением в 2012 году был Trojan-Spy.HTML.Fraud.gen - он с большим отрывом лидировал первые три квартала. В четвертом квартале в лидеры вышли Trojan-Spy.Win32.Zbot.fsfe и Trojan-PSW.Win32.Tepfer.cfwf. Эти три вредоносные программы созданы для кражи пользовательских аккаунтов (логина и пароля). При этом Fraud.gen и Zbot (ZeuS) нацелены только на пароли от финансовых и платежных систем, Tepfer же ворует и другие пароли.

На втором и третьем местах рейтинга оказались почтовые черви. Такое большое количество червей обусловлено тем, что, попав на компьютеры, они начинают активно распространять себя по адресам из адресных книг пользователей. Такие черви особенно распространены в странах Азии, где люди часто используют пиратское программное обеспечение и не обновляют антивирусные базы. В черве Bagle, помимо основного функционала, есть возможность устанавливать на зараженную машину различные программы.

Наибольшее количество срабатываний почтового антивируса в 2012 пришлось на США. Но в некоторые месяцы лидировала Германия, занявшая в итоге второе место. Третье место занимает Великобритания. Россия заняла лишь девятую позицию (в то время как 2011 году она занимала первое место).

Интересно, что доля писем с вредоносными вложениями, отправленных американским пользователям, выросла одновременно с увеличением доли распространяемого из США спама. Количество вредоносных писем, нацеленных на китайских пользователей, тоже увеличилось. Скорее всего, распространяемые таким образом зловреды, помимо прочего функционала, загружали на компьютеры пользователей спам-боты. В результате зараженные компьютеры попадали в ботнет и начинали рассылать спам.

Фишинг

Чаще всего в 2012 фишеры атаковали различные социальные сети (24,5%). Больше всего атак пришлось на социальную сеть Facebook. Украденные аккаунты используются злоумышленниками в основном для рассылки спама и вредоносных программ по контакт-листу пользователя социальной сети.

Количество фишинговых атак на финансовые организации снизилось по сравнению с прошлым годом, но по-прежнему остается высоким (22,9%). На третьем месте находятся онлайн-магазины и аукционы (18,4%), получив доступ к аккаунтам которых фишеры могут добраться до данных кредитных карт пользователей.

На четвертом месте с довольно большой долей (14,1%) находятся поисковые системы. Так как многие поисковые системы, такие как Google или Mail.ru, являются крупными порталами, на них существует множество различных дополнительных сервисов для пользователей. Эти аккаунты и привлекают мошенников.

Кроме России и Индии, занявших четвертое и шестое места соответственно, в TOP 10 попали только страны с развитой экономикой.

Почти все страны из списка имеют развитые системы онлайн-банкинга, в них большое число пользователей социальных сетей. И именно социальные сети и финансовые и платежные системы чаще всего атакуют фишеры. Хотя хостинг фишинговых сайтов не обязательно должен быть в той стране, пользователей которой атакуют фишеры. Но есть один нюанс: фишеры, как правило, пытаются сделать название своего поддельного сайта максимально похожим на название настоящего ресурса (к примеру, заменяют одну букву из названия настоящего сайта), чтобы пользователь не заметил, что попал на мошенническую страницу. Чтобы сайт действительно выглядел похожим, доменные зоны сайта-подделки и настоящего сайта тоже должны совпадать. Возможно, этим и объясняется такое распределение доменных зон.

Интересно, что 3 страны, в которых расположено больше всего фишинговых сайтов, — США, Германия и Англия — являются также странами, в которых пользователям рассылается наибольшее количество писем с вредоносными вложениями.

Заключение

В 2012 году доля спама весь год уменьшалась, в течение последнего квартала процент спама в почте не превышал 70. Это объясняется постепенным уходом из спама рекламы легальных товаров и услуг на более удобные легальные платформы. Однако говорить о том, что скоро спама не останется, увы, не приходится: вредоносный спам, мошенничество и реклама нелегальных товаров просто не смогут мигрировать на легальные платформы в силу своего криминального характера. Мы ожидаем, что в следующем году уменьшение доли спама будет небольшим.

В 2012 году значительно возросла доля спама, рассылаемого из США и Китая. Когда-то эти две страны уже были лидерами среди стран — источников спама, но после принятия антиспамовых законов и закрытия ботнетов мусорной почты из этих стран стало рассылаться значительно меньше. Очевидно, спамеры все-таки хотят использовать мощные вычислительные ресурсы США и Китая и организуют в этих странах новые ботнеты.

Наиболее распространенными вредоносными программами в 2012 году стали программы, занимающиеся кражей логинов и паролей пользователей. Основной упор делался на логины и пароли к финансовым платежным аккаунтам, но злоумышленников интересовали и другие виды паролей: к аккаунтам социальных сетей, почты и других сервисов.

Количество вредоносных писем оставалось высоким в течение всего года. Злоумышленники подделывают все больше различных легитимных уведомлений. В такой ситуации мы в очередной раз хотим напомнить пользователям: получив письмо, необходимо убедиться, что оно действительно пришло с заявленного ресурса; нельзя переходить по ссылкам в подозрительных письмах и очень важно своевременно обновлять программное обеспечение.




Написать письмо

Прислать статью редактору

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов материалов.
Редакция оставляет за собой право не публиковать присланную статью без объяснения причин.
Присланные статьи не рецензируются.

(C) "Лаборатория Касперского", 1997 - 2012


В избранное