Столичная ГИБДД составила список мест в Москве, где водителя поджидает наибольшая опасность. По статистике, именно на этих перекрестках происходит больше всего дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Автоинспекторы винят во всем водителей, высокую плотность движения и сложность развязок, но нет ли у 'заколдованных' мест какой-то загадки?
Волоколамский треугольник.
По данным Госавтоинспекции, лидерство среди 'убийственных' перекрестков столицы держит пересечение ул. Свободы с МКАД. С января по март 2006 года здесь случилось 139 аварий - по полторы в день. На втором месте печального рейтинга - пересечение Волоколамского шоссе и МКАД: 131 авария за тот же период. Замыкает список перекресток Волоколамского шоссе и ул. Свободы - 95 аварий (больше одной в сутки).
Нетрудно заметить, что все эти аварийные точки сосредоточены примерно в одном месте - на северо-западе столицы, всего в нескольких километрах друг от друга. Почему же именно в этих местах люди 'бьются' чаще всего? Ведь в Москве полным-полно других перекрестков, где аварии происходят не столь часто. Возможно, одно из объяснений этому феномену - так называемые геопатогенные зоны. Это участки поверхности Земли, которые по своим природным свойствам выделяются из окружающего пространства. О подобных
зонах людям известно давно, в просторечии их называют худыми или гиблыми местами. В таких зонах, возникших из-за неоднородности строения земной коры, отмечаются изменения ряда характеристик, в том числе влияющих на здоровье человека.
Считается, что водитель, попадая на эти участки, из-за кратковременного воздействия на него энергии зоны на мгновение перестает контролировать обстановку на дороге. У него снижается скорость реакции, иногда даже отмечается внезапная потеря сознания. Потом ему остается только разводить руками: 'Сам не понимаю, инспектор, как все вышло'.
Проведенный санкт-петербургскими учеными анализ статистики ДТП за два года показал: в подобных зонах при одинаковой интенсивности движения и сложности развязок аварии происходят в 1,5-10 раз чаще, чем в обычных местах.
Так, в Чехии на участке скоростной трассы Брно-Прага за год произошло почти 400 ДТП.
В ФРГ печально известен дорожный знак '239-й километр'. За год здесь разбилось более сотни автомашин. Жители города Альбукерке (штат Нью-Мексико, США) стараются объезжать шоссе, которое построено для туристов, желающих полюбоваться пустынными пейзажами. Ходят упорные слухи, что автострада 'проглатывает' людей и машины. Якобы, десятка два людей действительно уехали по 'дороге в никуда' и не вернулись, хотя шоссе заканчивается тупиком, а свернуть с него в сторону невозможно.
Такие аномальные участки встречаются на автострадах многих стран. 'Нехорошие' дороги есть и в России. Например, небольшой, около километра, участок трассы между подмосковными городами Озеры и Коломна, где нередко разбивается автотранспорт. Машины съезжают в кювет с абсолютно ровного шоссе. Вдоль этого участка трассы выстроились придорожные обелиски, а многие живущие поблизости автомобилисты, подъезжая к этому месту, резко сбрасывают скорость. Так что гиблые места - не выдумки и не шутки.
Как предотвратить беду.
Пока опознать геопатогенную зону довольно сложно. В старину этим занимались знахари и лозоходцы. Но в современном мегаполисе на такую ерунду, как 'неблагоприятное воздействие', никто не будет обращать внимания. И, конечно, в обход 'нехорошего' места дорогу никто не поведет. Да и определить геопатогенные зоны с помощью современных приборов очень трудно.
Единственное, что срабатывает,- поиск по подобию, то есть по совпадению признаков рельефа, характерных для гиблых мест, уже достоверно известных. Один из таких признаков - близость русла реки. И здесь, кажется, попадание точное: именно по улице Свободы проходит набережная канала имени Москвы. Большая масса воды, втекающая в город, по-видимому, создает аномальную среду, так что наиболее опасные московские перекрестки оказались в своеобразном 'бермудском треугольнике'.
Инспекторы ГИБДД в чертовщину не верят.
Разговоры про 'заколдованные перекрестки' считают вредными мифами и во всем винят нерадивых водителей. Но аварий от этого не становится меньше. И каждый, кто ездит по Москве, вполне может очутиться на 'заколдованном' перекрестке. Что же делать? Выбирать другой маршрут? У специалистов по аномальным явлениям есть другой совет. Они рекомендуют при попадании в такую зону совершать действия, для которых требуются минимум внимания и максимум автоматизма. То есть действия ритуальные. Самые же что
ни на есть ритуальные действия для водителя - соблюдение правил дорожного движения.
Попав на 'заколдованный' перекресток, плюйте на все свое водительское мастерство и действуйте строго по велению ПДД: ремень через плечо, на спидометре - не больше 60 км/ч, двойная сплошная - как бетонная стена. Таким способом можно ослабить влияние геопатогенной зоны на мозг. Да и сотрудники ГИБДД будут довольны.