Данная статья не ставит своей целью разбирать художественные
достоинства фильма, находки и промахи команды, работавшей над ним - мы
пройдемся по страницам, посвященным этой ленте. Скажу сразу - моего
мнения о картине вы не узнаете. Я буду беспристрастна.
Начнем, разумеется, со дня премьеры. Да-да-да, это предание ушедших
дней, событие недельной давности, но при всем при том именно премьерой в
кинотеатре "Пушкинский" фильм, снятый "по мотивам" повести, начал свое
триумфальное шествие по стране. Фоторепортаж выложен вот здесь
(http://www.dni.ru/news/showbiz/2004/7/9/45958.html).
Вы наверняка
обратили внимание на примечание в кавычках - "по мотивам". Позвольте,
- скажет (по)читатель Лукьяненко, - ведь картина представляет собой
экранизацию повести. И ошибется. Вернее, заявит устаревшую информацию.
Когда-то давно Бекмамбетов и Эрнст сотоварищи задумывали мини-сериал,
снятый в соответствии с сюжетной линией книги. Но время и деньги внесли
свои коррективы, и вместо сериала появилась кинокартина. По меньшей мере,
так сказано в посте Сергея Лукьяненко, который вы можете прочитать здесь
(http://www.livejournal.com/users/doctor_livsy/11809.html).
Там же выложены пояснения для любителей досконально изучать фильмы -
ответы на вопросы типа "Каким образом Егор стал сыном Антона?".
После премьеры мнения зрителей разделились. Первые находили не совсем
внятными сюжетную линию и образы, но при этом воздавали должное
спецэффектам. Вторые, наоборот, описывали фильм как хороший экшн,
держащий в напряжении все 95 минут, но хулили спецэффекты - дескать, наши
умельцы только и сделали, что клонировали голливудские поделки. Третьи
презрительно фыркали, находя вопиющие просчеты и в том, и в другом.
Эта же категория зрителей не поленилась, и не только составила список тем
или иным образом "процитированных" фильмов, но и написала альтернативные
(стебные) сценарии, которые, по их мнению, более точно ложились на фильм,
нежели сценарий, над которым работал сам автор знаменитой трилогии.
Известными за эти несколько дней стали две версии - с использованием
нецензурных выражений, написанная очень эмоционально
(http://www.livejournal.com/users/torick/785182.html),
и другая -
достаточно подробная, и очень (местами даже слишком) веселая
(http://www.livejournal.com/users/hatifnatten/218705.html). Хотя, как я
поняла по многочисленным рецензиям, улыбнуться есть чему - хотя бы мелким
ляпам, имеющим отношение к Интернету в частности и технике вообще.
Вернемся к спецэффектам. Вообще, в наше время, когда компьютерная
графика принимает участие в фильмах на равных правах с живыми актерами,
зрителей трудно удивить. И тем более приятно, когда видишь в кадре хорошо
сделанный, просчитанный от и до на компьютере, эффект - превращение совы
в человека, или воронку над вагоном метро. Скептики заявляют, что,
дескать, все эти "штучки" сделаны в Голливуде, и гордиться тут нечем. Что
же, отчасти они будут правы. Эффекты для "Ночного дозора" делались в
студиях по всему миру. Журналисты уважаемой мною "Computerra"
полюбопытствовали, и сделали очень интересный материал - статью,
в которой рассказывается о впечатляющих эффектах фильма.
Весьма рекомендую!
(http://www.computerra.ru/focus/34415/)
Для полноты впечатления также можно прочитать статью "Тайны и мифы
Ночного дозора"
(http://www.dni.ru/news/showbiz/2004/6/30/45473.html).
В чем-то она, несомненно, перекликается с материалом "Computerra",
но имеет и самостоятельную ценность.
На этом месте внимательный читатель снова берет слово: Все это,
конечно, чудесно и замечательно, но может хватит говорить о том, что
относится к фильму только косвенно? Если уж СМИ называют этот фильм
"революцией" и достойным ответам братьям Вачовски, то, наверное, и сайт
у этого фильма тоже есть? Конечно есть. И, кстати, довольно неплохой.
Он живет вот здесь -
http://www.dozorfilm.ru/. На мой взгляд, "Галерея"
бедновата, но остальные разделы вполне себе удовлетворят любопытство
тех, кому интересна "изнанка" фильма.
Как я уже сказала, реагируют на фильм по-разному: кто-то плюется и
с недоумением восклицает "и я столько ждал этого позорища", а кто-то
выходит с горящими глазами и проводит часы в поисках информации о
продолжении. Оно, конечно же, будет. Если ничего не случится. На этом,
собственно, можно и закончить, но в лучших традициях позволю себе
вставить последнее примечание: не смотрите пиратскую версию фильма -
я не думаю, что 17 минут беззвучного видеоряда в начале и вырезанный
рэп в конце, вкупе с общими блеклостью и ощущением недоделанности,
доставят вам огромное удовольствие. Уж лучше кинотеатр.
И я не я буду,
если среди подростков на какое-то время не станет популярной фраза
"Ночной Дозор, всем выйти из сумрака!"