Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Новости социальных сетей :: Будь в СЕТИ!" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Сетевые провокации, конфликты и розыгрыши
Сетевые провокации, конфликты и розыгрыши Бог как иллюзия Знаменитый Ричард Докинз - ученый, писатель, атеист, автор теории психических вирусов - бросил вызов всему сверхъестественному. "Почему бы не проанализировать вероятность существования бога?" Докинз рассматривает концепцию бога как одну из научных гипотез и анализирует ее с помощью логики и научного метода. Результат этой работы - книга "Бог как иллюзия", вышедшая в конце 2008 года на русском языке. Осознав, что мы являемся продуктами дарвиновской эволюции, рассмотрим, какого рода давление (или сумма давлений) естественного отбора первоначально способствовало возникновению религии. Данный вопрос обязательно нужно решить еще и потому, что налицо нарушение обычного требования дарвиновской теории об экономии. На религиозные обряды растрачивается огромное количество ресурсов, а дарвиновский отбор неустанно отсеивает лишние затраты.
Если дикое животное постоянно выполняет бесполезные
действия, естественный отбор предпочтет его конкурента,
расходующего время и энергию на выживание и размножение.
Природа не поощряет пустых забав. В ней всегда побеждает
безжалостный утилитаризм, даже если на первый взгляд
может показаться, что это не так. С точки зрения эволюциониста, религиозные ритуалы так же бросаются в глаза, как павлины на залитом солнцем лугу. На религию затрачивается масса времени и энергии, а ее проявления порой становятся не менее причудливыми, чем оперение райской птицы. Из-за религии жизнь верующего и окружающих может оказаться в опасности. Тысячи людей подвергались за веру мучениям, часто от рук фанатиков, чьи убеждения лишь весьма незначительно отличались от верований их жертв. Поглощаемые религией ресурсы порой достигают колоссальных размеров. Для строительства средневекового собора требовались сотни человекостолетий труда, однако результат не служил ни для жилья, ни для какой-либо другой утилитарной цели. Не являлся ли он своеобразным архитектурным павлиньим хвостом? Если да, то на кого нацелена подобная реклама? Большая часть талантливых индивидов эпохи Возрождения создавала религиозные музыкальные и художественные произведения. Верующие умирали и убивали за своих богов; бичевали себя в кровь, обрекали на пожизненное безбрачие и молчальничество - и все ради религии. Зачем? В чем ее польза? В дарвинизме под "пользой" обычно подразумевается улучшение шанса генов индивида на выживание. Однако такое определение не является полным; в нем не учитывается, что дарвиновская "польза" может проявляться не только по отношению к отдельному организму. "Польза" может быть направлена также на три другие возможные цели. Одна из них связана с теорией группового отбора. Второе проявление пользы связано с тем, что данный организм может производить некие действия не потому, что это выгодно ему самому, а потому, что им манипулируют гены другого организма, возможно паразита. Во всех человеческих обществах неизбежно присутствует не только религия, но и простуда, однако никто не утверждает, что простуда приносит людям пользу. В-третьих, в центральную теорему вместо понятия "гены" можно подставить более общее понятие "репликаторы". Факт повсеместного распространения религии может означать, что она действительно приносит пользу, но вовсе не обязательно нам или нашим генам. Религия, возможно, приносит пользу только самим религиозным идеям, которые ведут себя в данном случае как репликаторы, до некоторой степени похожие на гены.
Прямые преимущества религии
Hе устраивают дарвинистов и политические объяснения,
например такие: "Религия
- это орудие правящего класса для порабощения масс".
Не вызывает сомнения, что обещание загробного блаженства
утешало чернокожих рабов в Америке и притупляло их
возмущение условиями жизни, потворствуя, таким образом,
рабовладельцам.
Групповой отбор Религия как побочный результат чего-то другого
Нередко можно наблюдать летящих на огонь свечи
мотыльков, и нельзя сказать, что их поведение случайно.
Прилагая массу стараний, они бросаются в пламя,
превращая свои тельца в факел. Можно назвать подобное
поведение "самосожжением" и под впечатлением этого
многозначительного названия размышлять, по какой
странной причине естественный отбор мог закрепить
подобное поведение. Я же предлагаю, прежде чем
приступать к поиску ответа, по-другому задать сам
вопрос. Перед нами - не самоубийство. То, что выглядит
как самоубийство, возникает как непреднамеренный
побочный эффект чего-то другого. Чего именно? Психологическая предрасположенность к религии
По мнению эволюционных психологов, подобно тому как глаз
представляет собой появившийся в результате эволюции
орган для видения, а крыло - орган для полета, мозг -
это совокупность органов (участков, "модулей") для
обработки важной для организма специфической информации.
Один участок мозга занимается информацией о родстве,
другой - отношениями "ты мне - я тебе" (так называемыми
реципрокными отношениями), третий участок отвечает за
сопереживание и так далее. Религию можно рассматривать
как результат сбоев в работе нескольких из этих модулей,
например участка для формирования теорий о разуме других
людей; участка для образования коалиций и участка для
предпочтения одноплеменников чужакам. Любая из этих
ментальных функций может выступать в роли человеческого
аналога ночного ориентирования мотыльков по звездам и
точно так же может дать сбой, как и уже рассмотренная
нами доверчивость детского ума. Что означает этот текст? Мой вариант - в заголовке выпуска. И еще один - от Булгакова... ;0)
Есть мнения? ♥♥♥☼♥♥♥
До новых встреч!
|
В избранное | ||