Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

СПО и Linux для школы и вуза

  Все выпуски  

СПО и Linux для школы и вуза: Насколько открыто будущее (выпуск 9)


Много времени пролетело с момента последнего выпуска рассылки. Проблема была не в отсутствии материалов, а в отсутствии времени у меня. Но вот авральные дни кончились, время нашлось! :)

Насколько открыто будущее (выпуск 9)

Эрик Рэймонд, хакер с бизнес-моделью

Эрик Рэймонд может быть воспринят, как противник Столлмана в парадигме сражений на ниве открытого кода. Он смотрит на Open Source не с этической, а исключительно с финансовой точки зрения. С  этой точки зрения ПО с открытым исходным кодом - в основном новый способ производства программного обеспечения. Выигрыш достигается за счет как неотчуждающей и эффективной организации труда, так и за счет выпуска технически превосходящих продуктов. Рэймонд создал вторую модель производства ПО, противоположную Столлмановскому «соборному методу», и назвал ее «методом базара».
Модель собора, которую с одинаковым успехом используют как разработчики проприетарного ПО, так и разработчики Unix и Столлмановского Фонда Свободного ПО  - основана на тесном взаимодействии, систематическом планировании и целеполагании. В противоположенность ей, модель базара, открытая (или вновь изобретенная) Линусом Торвалдсом возникла из «любительского хакинга» и «конструктивной лени» в контексте децентрализованного, взаимодействующего интернет-сообщества: «качество поддерживалось не стандартами или автократическим управлением, а в соответствии с простой до наивности стратегией выпуска версии каждую неделю и получения обратной связи от сотен пользователей в пределах считаных дней». Эта модель прямого получения обратной связи явилась эффективным решением главной проблемы больших, основанных на модели собора команд разработчиков: экспоненциальное возрастание сложности, ошибок и затрат на коммуникацию с возрастанием масштаба проекта. Базовая идея базара: «Публикуйте версии как можно раньше и как можно чаще, делегируйте все, что вы можете делегировать, будьте открытыми до «всеядности» (в оригинале - promiscuity)».
Это понятие «всеядности» может быть принято, как ключевая метафора в восприятии Рэймондом идей открытого кода, и понятно, что оно диаметрально противоположно пуризму (чистоте взглядов) Столлмана. В книге Рэймонда «Собор и Базар» (1999), мы можем видеть, как эта «всеядность» преобразовывает, по ходу дела, модель производства (нацеленную на продукт) в бизнес-модель (нацеленную на прибыль). Такое высказывание, как «мы рассматриваем ваших пользователей, как со-разработчиков» допускает двойное толкование: в виду имеется то ли сообщество, то  ли софтверная компания. Но перевод этих понятий в плоскость «выпускать как можно раньше, выпускать как можно чаще и прислушиваться к своим клиентам» полностью очерчивает образ бизнес-компании. «Пользователи» превращаются в «клиентов».
Рэймонд, будучи хакером/программистом и широко популярной личностью, пишет со своего рода любительской антропологической изюминкой, всегда как участник действа. Он дает детальное описание внутренней динамики маленьких базарных групп, сосредоточенных вокруг основных разработчиков с разными стилями лидерства, разрушая волшебный миф об анархичном децентрализованном развитии. Рэймонд показывает, что в этом нет никакого волшебства; это хорошо организованный труд, в рамках объединенных персональных амбиций, человеческого эгоизма, политических репутаций, подразумевающее как владение собственностью, так и удовольствие простых хакеров. Рэймонд ясно представляет процесс вовлечения разработчиков в сеть сообщества открытого кода, детально описывая свои собственные стратегии. Он показывает свою персональную стратегию «имитационной инженерии»: преднамеренное создание имитаций и мифов о хакерской культуре в метафорах и рассказах (таких, как собор, базар, и т.д.). Он описывает общие стратегии мобилизации фанатов идеи в Интернете, создание формальных организаций (таких как Open-Source Initiative), посещение встреч и демонстраций, выступление с докладами и так далее. Рэймонд не делает тайны из своей главной цели: это - маркетинговая кампания «раскрутки, создания имиджа и ребрендинга», нацеленная на крупный капитал и широкую публику. Все это необходимо для того, чтобы избавиться от понятия «свободного ПО», поскольку оно является слишком идеологическим и антиделовым. Мобилизация рынка в основном означала: заставить всех забыть о восходящем процессе разработки, продолжить работать сверху вниз, используя Linux как лучший случай демонстрации преимуществ такой модели для 500 крупнейших американских компаний. В 1998 Рэймонд решил стать проводником идеологии открытого кода, и создал свой имидж «простого американского парня, любящего оружие, программирование и свободу». Он быстро привык к полетам первым классом и поездкам на лимузинах, и теперь он миллионер со своей долей акций в нескольких больших Linux-компаниях.
Этот «миллионер с миссией» называет себя ‘случайным революционером’. Заметьте, что для Рэймонда революция уже состоялась. С его точки зрения, она началась в январе 1998 с «выстрела, который услышал весь мир», когда Netscape объявил, что откроет исходный текст своего браузера. Раймонд немедленно предложил Netscape свои услуги консультанта. Другой выстрел прозвучал еще в ноябре 1998, когда анонимное посвященное лицо от Microsoft прислало ему скандальные «Документы Хэллоуина», которые Рэймонд немедленно распространил в Интернете. Показательно, что Рэймонд рассматривает поступок Netscape, как революцию. По его мнению, революция свершилась решениями 500 крупнейших компаний. Но к тому времени Netscape уже не был большой компанией - это была бывшая большая компания с большими проблемами, поскольку она потеряла свое господство на рынке веб-браузеров. Кроме того, до недавнего времени браузер с открытым кодом Netscape Navigator/Mozilla был слишком слабым продуктом, чтобы конкурировать с Internet Explorer от Microsoft. Если мы можем говорить о революции вообще, то началась она намного раньше, чем в  1998. Потребовалась вера, надежда, и большая организационная работа, чтобы революция смогла произойти. Именно Линус Торвалдс, следующая ключевая фигура движения открытого исходного кода, обеспечил недостающее звено между верой и практикой.

Продолжение следует

Программы

eXe 

Как и положено порядочным сказочным героям, я эту программу три раза устанавливал. В первый раз возникли проблемы с зависимостями. Я это дело бросил, подумал - после посмотрю. Второй раз, пройдясь по всем граблям, и наступив на каждую, я зависимости переборол, запустил программу. Запустил, посмотрел, подумал - "что за ерунда? Охота была мозги ломать!" - и закрыл. И только в третий раз, прочитав еще раз на сайте программы, что она навыигрывала кучу премий в области электронного обучения, я решил заглянуть в документацию... (Читайте документацию! Читайте ее перед обедом и после обеда, и даже вместо оного, не делайте, как я!)

Читать дальше

GeoGebra

А вы мне скажете: "Уже есть Интерактивная Геометрия (Kig)". - А я вам отвечу: "Конечно!" - А вы мне скажете - "И в Kig-е куда больше наворотов, и все, что есть в GeoGebra, и плюс еще много всякого." - а я вам скажу: "Ага, да пожалуйста!" - И тут вы меня должны спросить дрожащим голосом: "А ты кто такой?", и бриллиантовая слеза... Хм. Так я про что? - GeoGebra это все-таки не Kig, она все-таки местами сильно другая программа.

Читать дальше 

 Wandora

Ох, не стану говорить, что это простая программа. Это ведь система управления знаниями, что само по себе уже серьезно. А если учесть тот факт, что это не поделка на коленке, а вполне даже профессиональная система, то станет ясно, что не простая это программа, ой, не простая. И создали её не горячие, но простые мачо, а задумчивые и непростые финские парни. На самом деле, если не читать документацию, и не смотреть примеры, попытка разобраться с этой программой с кондачка скорее всего закончится печально

Читать дальше

Flowpaint

Сознаюсь честно - я не художник. Но рисовать люблю, хоть и не умею. Вы это буквально пятью сантиметрами ниже сможете увидеть. Как же я обрадовался, что появилась разработка, делающая попытку воспроизвести функциональность проприетарного Fractal Painter. Вы наверное уже поняли, что Flowpaint это программа для рисования, графический редактор. Но не простой графический, а фрактальный. Это значит, что эта программа пытается при рисовании проимитировать многие эффекты, которые обычно свойственны только "ручному" художеству кистью или пером.

Читать дальше 

GIMPopedia от Ljubava

На сайте началась активная публикация подробного руководства по GIMP. Если вы хотите освоить эту великолепную графическую программу (вполне конкурирующую с проприетарным Photoshop, а кое в чем и побивающая ее - спешите к нам, вот сюда). Не обращайте внимания на скромное название "GIMP - введение", на самом деле получается вполне даже продвинутый учебник.


 


В избранное