Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сотовый телефон - статьи от TelefonOpt: Мелодии и ритмы телефонных звонков


Мелодии и ритмы телефонных звонков



Звонок мобильного телефона – рингтон – быстро превратился из просто способа привлечения внимания абонента в самостоятельный высокотехнологичный продукт со сложноорганизованным и быстрорастущим рынком. Благодаря новым технологиям рингтоны можно кастомизировать без всяких ограничений – помимо музыки, от классической до университетских гимнов, из мобильного телефона могут идти самые разнообразные звуки, от икоты до звериных криков. Некоторые потребители даже программируют разные рингтоны для тех, кто постоянно им звонит, а в Европе и Японии последним хитом стали ringback tones, когда тот, кто звонит, может сам слышать вместо привычных гудков вызова приятную музыку.

Основная часть рингтонов продается через специализированные веб-сайты, которые посылают рингтон покупателю в виде сообщения. В США, где рынок рингтонов, как считается, возник в 2002 году, одним из самых крупных таких продавцов является компания Zingy.com, которая утверждает, что продает 2,5 млн рингтонов в месяц. Zingy.com имеет одну из самых больших библиотек рингтонов – более 3 тыс. копий различных звуков, включая "шелест крыльев взлетающих голубей" и "визжание свиньи".

Довольно быстро перспективы нового рынка поняли и звукозаписывающие компании. Чтобы войти на этот рынок, Sony Corp. в 2002 году приобрела небольшую нью-йоркскую компанию Run Tones Inc., специализирующуюся на развлекательном контенте для мобильных телефонов. Warner Music Group также объявила о планах продажи рингтонов на своем веб-сайте. На рынок выходят и компании из смежных областей. В конце 2003 года поисковая интернет-компания Infospace Inc. купила за $25 млн Moviso LLC, одного из наиболее крупных посредников между звукозаписывающими компаниями и телеком-операторами. А уже в этом году японский телеком For-side.com Co. купила двух более мелких конкурентов Moviso. По мере роста рынка маркетинговый журнал Billboard совместно с консалтинговой компанией Consect LLC планирует публиковать чарты продаж рингтонов.

Цена на рингтоны колеблется от $0,99 до $2,50. По данным аналитической компании Strategy Analytics, в прошлом году продажи рингтонов в США составили $128,6 млн, что в три раза больше, чем в предыдущем. Мировые продажи рингтонов, по разным оценкам, составили в 2003 году около $3 млрд, или около 10% объема всего мирового музыкального рынка. Например, в Южной Корее в прошлом году продажи рингтонов вдвое превысили продажи CD. По данным Universal Music, доходы от рингтоновой версии "In Da Club", одного из самых больших хитов 2003 года рэпера 50 Cent, работающего с этой компанией, превысили продажи цифровой записи этой песни. И это несмотря на то, что рингтон звучит лишь 30 секунд, не содержит вокала и стоит в два раза дороже, чем 99-центовая копия песни в онлайновом магазине цифровой музыки iTunes компании Apple Computer Inc.

Некоторые аналитики считают, что продажа музыки через мобильные телефоны резко вырастет в ближайшие несколько месяцев. По оценкам аналитической компании A. T. Kearney, от 20 до 30% всех продаж музыки к 2006 году при условии привлекательных цен может осуществляться через мобильные телефоны.

Старые проблемы нового рынка

На пути становления нового рынка рингтонов уже возник целый ряд проблем. Одна из них – сложность заключения контрактов в связи с тем, что приходится увязывать интересы многочисленных сторон. Так, рингтонами чаще всего становятся музыкальные хиты. Однако музыканты связаны контрактами как с компаниями, которые владеют правами на музыку и слова (музыкальными издателями), так и с компаниями, владеющими правами на записанное исполнение. Иногда авторами одной песни являются несколько человек. Договориться со всеми о превращении песни в рингтон – дело довольно хлопотное. Например, недавний хит "Yeah!" звезды хип-хопа Usher несколько месяцев был не доступен в виде рингтона из-за разногласий компании T-Mobile USA Inc. с агентом, представлявшим одного из семи авторов хита. Только в середине августа, когда сама песня уже покинула чарты, компания уступила, и "Yeah!" вышла на рынок. При продажах 40 тыс. копий в неделю этот рингтон мгновенно стал бестселлером, однако из-за полугодовой задержки все участвовавшие в переговорах стороны потеряли миллионы долларов неполученного дохода.

Другой серьезной проблемой является пиратство. Потеряв контроль над тем, как потребители скачивают и слушают музыку в интернете, звукозаписывающие компании пытаются застраховаться от этой ошибки в случае с рингтонами. Но сделать это сложно. Подобно тому, как бизнесу звукозаписи угрожает интернет-файлообмен, легальному бизнесу на рингтонах угрожают "серые" операторы, которые предоставляют дешевые версии хитов без лицензий. По словам аналитика исследовательской компании Forrester Research Корстене Шмидта, из сотен сайтов, с которых пользователи скачивают рингтоны для своих сотовых телефонов, очень немногие заключают соглашения со звукозаписывающими компаниями, выплачивая им деньги за использование музыки. Право скачивать в течение года неограниченное количество рингтонов у "серого" оператора стоит $9,99, например, а, напротив, у Sprint цены за каждый лицензионный рингтон варьируются в пределах от $0,99 до $1,99. По оценкам британской компании Envisional, занимающейся интернет-мониторингом, потери мировой музыкальной индустрии от незаконного скачивания рингтонов с веб-сайтов могут достигать до $1 млн в день.

Одним из главных методов борьбы с пиратством в сфере рингтонов являются совместные соглашения между компаниями, производящими сотовые телефоны, операторами сотовой связи и звукозаписывающими компаниями. Так, в прошлом году компания Motorola подписала соглашение на $70 млн о трехлетнем партнерстве с MTV в сфере разработки и распространения рингтонов. В Южной Корее местные сотовые операторы и производители сотовых телефонов в рамках совместных проектов ограничивают возможности использования в телефонах бесплатно скачанной музыки. К борьбе с пиратством в сфере рингтонов прибегают и сами музыканты. Так, поступивший в продажу последний альбом Эминема "Encore" помимо собственно музыкальных композиций содержит и рингтон, созданный на основе одной из песен этого альбома.

Барьером на пути роста нового рынка является и попытка контролировать распространение рингтонов, ограничивая возможности их проигрывания. Например, сайт Ringtonejukebox.com предлагает большую коллекцию необычных звуков, включая "дьявольские заклинания" и "стрельбу в охваченной паникой толпе". Однако предполагается, что проигрываться они должны только на четырех моделях Motorola. Nokia предлагает последнюю технологическую новинку для тех, кому не дает покоя мечта о славе композитора,– создать собственный рингтон, но качество звучания обеспечивается только обладателям трубок Nokia. Motorola тоже предлагает инструмент создания собственной музыки – Motomixer, который позволяет выбрать музыкальный стиль (джаз, латино или рок), добавить гитарное соло или более быстрые ударные. Однако поддерживают полученный результат только клиенты операторов AT&T Wireless и Cingular Wireless.

Недавно Мадонна начала продавать рингтоны своих хитов, включая "Into the Groove" и "Lucky Star" в сотрудничестве с m-Qube Inc.– компанией, которая нанимает профессиональных музыкантов, чтобы создавать версии рингтонов. Однако потребители должны иметь определенные марки телефонов. Sprint Corp. может послать рингтоны Мадонны только на три модели производства Samsung Electronics Co., а Verizon Communications Inc.– только на телефоны LG Electronics Inc. или Motorola Inc. Всего доступны восемь песен.

Смерть от технического прогресса

Очевидно, что развитие рынка рингтонов не в последнюю очередь будет зависеть от того, насколько основные участники рынка смогут договориться между собой, решая общие проблемы. Начать им придется, как ни странно, с соглашения о том, что же считать рингтоном. По исходному материалу и качеству воспроизведения различаются несколько видов рингтонов, в том числе: простой рингтон для недорогого телефона; полифоническая тема, адаптированная под конкретную модель; краткая версия реального музыкального произведения; специально написанная мелодия.

От того, как рингтон производится, зависит и распределение доходов. Ставки высоки. Например, по данным консалтинговой компании Consect, клиенты Sprint купили 500 тыс. копий рингтон-версии хита Бейонси "Crazy in Love" по $2,50 за штуку. Борьба главным образом идет между двумя основными группами участников рынка – музыкальными издателями и звукозаписывающими компаниями. Доходы от стандартных рингтонов, воспроизводящих существующие мелодии, обычно идут издателям, которые владеют правами на музыку и слова. При цене почти $3 за один рингтон их доля составляет 30% с продажи.

Однако звукозаписывающие компании, которые владеют правами на определенное исполнение, хотят еще больше увеличить свою долю от продаж тех рингтонов, в которых используются отрывки реальных записей. Они утверждают, что это лишь другой формат обычных продаж, таких как CD или цифровые файлы в интернете. В этом случае большая часть дохода идет звукозаписывающим компаниям и исполнителям. Пока звукозаписывающие компании выигрывают. Многие из них, чтобы не делить доходы с издателями, ограничивают продажи стандартных рингтонов песнями, исполнители которых являются авторами и связаны с записывающими компаниями контрактами. В результате звукозаписывающие компании контролируют 40-50% цены продажи стандартных рингтонов. Из-за этого лишь часть каталога музыкальных издателей доступна в формате рингтона. В июле прошлого года Sony Music, подразделение Sony BMG Music Entertainment, начала предлагать стандартные рингтоны. Сейчас у нее 800 наименований на продажу в этом формате из библиотеки в 1 млн, хотя компания называет его "самым большим доступным каталогом на рынке".

Многие звукозаписывающие компании сотрудничают со своими ведущими исполнителями над созданием ремиксов с тем, чтобы получить короткие, от 90 секунд до 2 минут, версии для рингтонов. Последние предложения в этой нише – сделанная Sony версия в 1 минуту 55 секунд "Left Outside Alone" певицы Анастасии, американки, популярной и в Европе, а также рингтоны на основе хитов певицы Бейонси и исполнителей Universal – группы Limp Bizkit и Лайонела Ричи. Две звукозаписывающие компании, подразделения Vivendi Universal SA и Sony Corp., подписали контракт с телеком-оператором T-Mobile, подразделением Deutsche Telekom AG, на продажу этих Mobile Mix в Британии, Германии и Австрии. Если идея оправдает себя, то T-Mobile, имеющая во всем мире 61 млн клиентов, намерена выйти с этой услугой и на рынок США. Ее библиотека включает 200 песен. В некоторых случаях версия Mobile Mix может быть просто укороченной версией обычного сингла, в других – при записи или миксе будет создаваться новая версия.

T-Mobile и ее партнеры считают, что по мере диверсификации услуг потребители будут покупать укороченные версии песен в качестве превью выходящих синглов. Песни будут доступны короткий период, например четыре недели, между радиодебютом и поступлением в широкую продажу. В Британии цена установлена в $4,50, в Германии – €2,50, доходы делятся между T-Mobile и звукозаписывающими компаниями.

Следующее поколение рингтонов – клипы реальных песен, вместо кратких версий. Они стоят $2,99 и, по оценкам некоторых участников рынка, составляют от 1 до 15% их бизнеса.

По мере развития технологий звукозаписывающие компании надеются использовать мобильные телефоны для дистрибуции музыки и рекламы записей высокого качества (дисков). "Мобильные телефоны являются ключевым каналом для распространения музыки в будущем, но очень важно переосмыслить способ создания и распространения контента",– говорит Цедрик Понсонт, руководитель телекоммуникационного подразделения Universal Music International.


Остальные статьи о сотовых телефонах на сайте TelefonOpt

В избранное