Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Теплоэнергетика. Новости.

  Все выпуски  

Теплоэнергетика. Новости. Выпуск 2 от 03/01/2005


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка Теплоэнергетика.Новости. Выпуск 2 от 03.01.2005
Обзор материалов СМИ об энергетике
* С НОВЫМ 2005 ГОДОМ! *
∙ НОВОСТИ ЭНЕРГЕТИКИ

"РОСНЕФТЬ" ДОГОВОРИЛАСЬ О ВОССТАНОВЛЕНИИ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ "ЮГАНСКУ"

Ссылка

Российская госкомпания ОАО "НК "Роснефть" направила "Тюменьэнерго" график погашения задолженности "Юганскнефтегаза" перед энергетиками за электроэнергию, потребленную в декабре. "Роснефть" перечислит часть задолженности на счет ОАО "Тюменьэнерго" в декабре, а оставшуюся сумму долга в начале 2005 года.
∙ НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

ГРОЗИТ ЛИ РОССИИ ПРОРЫВ В ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И СНИЖЕНИИ ЭНЕРГОЕМКОСТИ ЭКОНОМИКИ?

Ссылка

В Энергетической стратегии России на период до 2020 г. говорится, что сбалансированное энергоснабжение страны будет во многом обеспечиваться за счет энергосбережения и повышения тем энергоэффективности всех сфер хозяйственной деятельности. Однако высокая оценка таких возможностей требует дополнительных подтверждений. Они необходимы, учитывая взаимно инициируемый рост цен на энергоносители и все виды товаров и услуг, а также ввиду широко распространяемого представления о якобы значительной энергорасточительности отечественной экономики.

Да, российская экономика энергоемкая, но на 30 - 40 % это предопределяется суровыми климатическими условиями и территориальным фактором, а высокая доля энергоемких производств и низкий уровень технологий и техники, не отвечающих мировым показателям, дополнительно способствуют повышению энергоемкости экономики. При этом важным для сравнения является подход к определению энергоемкости - по курсу или паритету покупательной способности валют.

Энергоемкость ВВП России (при расчете его по паритету покупательной способности валют) превышает среднемировой показатель в 2,3 раза, а по странам Европейского союза - в 3,1 раза. В последние двадцать лет в развитых странах наблюдался энергоэффективный экономический рост - на 1 процент прироста ВВП приходилось в среднем лишь 0,4% прироста потребления энергоносителей. В результате энергоемкость ВВП в среднем по миру уменьшилась за этот период на 19, а в развитых странах - на 21 - 27%. В России же из-за глубокого экономического кризиса энергоемкость ВВП не снижалась, а увеличилась в 1990 - 1998 годах на 18%. Лишь в последние годы она начала снижаться на 2 - 3% ежегодно. Вызвано это восстановлением экономики, активизацией энергосберегающей деятельности или их совместным проявлением - ответа точного пока нет. Хотя в развитых странах ежегодное снижение энергоемкости за последние двадцать лет в среднем не превышало 1 - 1,3%.

Тем не менее, согласно Энергетической стратегии планируется энергоэффективный экономический рост. При этом ежегодно на 1 процент прироста ВВП прогнозируется в среднем не менее 0,17% прироста потребления энергоносителей, а снижение энергоемкости экономики по первичной энергии - на 2 - 2,5%. Однако эти оптимистические надежды и оценки пока не находят подтверждения, что видно из их сопоставления с показателями энергопотребления России и нашей Тюменской области в частности.

Тюменскую область, где сосредоточены основные запасы нефти и газа страны, по праву называют "энергетическим сердцем России". В области при наличии мощных систем магистральных нефте- и газопроводов, электро- и теплоэнергетики, крупного промышленного производства и развитой социальной сферы сейчас добывается около 70% нефти и более 90% газа России. Одним из главных факторов устойчивого функционирования и развития этого важнейшего в стране топливно-энергетического комплекса и экономики области в целом является их сбалансированное и надежное энергообеспечение.

Основой для прогноза показателей регионального энергопотребления являются, прежде всего, ожидаемые структурные изменения региональной экономики, темпы роста валового регионального продукта и развития хозяйственных комплексов. При этом необходимо учитывать следующие факторы:

-энергоемкость региональной товарной продукции, отражающие структуру и эффективность функционирования хозяйственных комплексов;
- стоимостные показатели используемых конечных энергоресурсов - электроэнергии, теплоэнергии и топлива;
- специфику рынков основных энергоносителей;
- потенциальные и реальные возможности энергосбережения и др.

Меры, обеспечивающие достижение прогнозируемых показателей энергопотребления, должны являться составной частью программ социально-экономического развития и энергетических стратегий соответствующих регионов, включая проекты энергосбережения. В отсутствие таких программных документов прогнозирование потребностей в энергоресурсах с учетом возможностей энергосбережения и производства конечных энергоносителей для энергообеспечения той же Тюменской области становится невозможным. Размеры и структура спроса на энергоносители должны периодически корректироваться в соответствии с реальными макроэкономическими показателями хозяйственных комплексов и экономики региона.

Внутреннее энергопотребление в Тюменской области составляет в среднем 7-8% от добываемых здесь первичных топливных ресурсов. Доли конечных энергоносителей в общем балансе потребления первичных ТЭР в Тюменской области и Российской Федерации в 2003 г. резко отличались (в %):

область РФ
топливо 75 25
электроэнергия 19 31
теплоэнергия 6 41

При этом относительное потребление конечных ТЭР в основных секторах экономики Тюменской области распределялось следующим образом (в %): в магистральном транспорте газа - 31, добыче нефти - 11,6, ЖКХ - 9,2, добыче газа - 6,8, магистральном транспорте нефти - 1,3.

Что касается структур потребления конечных энергоносителей в отдельных отраслях экономики Тюменской области, то они резко различались по долевым соотношениям и характеру ретроспективных изменений. Различный характер изменения имеют и показатели энергоемкости ( удельного расхода конечных энергоносителей на единицу продукции) отдельных производств.
При непрерывном росте цен на энергоносители доля затрат на энергосбережение и повышение энергоэффективности в общих затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) во многих секторах экономики продолжает оставаться относительно невысокой. В Тюменской области она составляет в настоящее время менее 8%, а по России - более 12%. По видам конечных энергоносителей доли затрат на конечные энергоносители в 2003 г. составляли (в %):

область РФ
топливо 3,7 6,1
электроэнергия 3,5 5,0
теплоэнергия 0,4 1,1

При этом в области доли затрат на конечные ТЭР в затратах на производство и реализацию продукции в 2003 г. составили (в %): в ЖКХ - 21,7, нефтепроводном транспорте - 16,9, газопроводном транспорте - 11,8,
нефтедобыче - 4,8, газодобыче - 4,4.

Сравнительное сопоставление за 2000 - 2003 гг. динамики производства продукции, удельного энергопотребления, энергоемкостей, долей затрат на потребляемые энергоносители и др. в условиях хаотичного, взаимно усиливаемого роста цен сырья и различных видов продукции не дает возможности оценить в перспективе влияние энергосберегающей деятельности на энергоэффективность экономики страны и Тюменской области в частности. За этот период доли затрат на конечные энергоносители в общих затратах экономик России и Тюменской области проявили весьма слабую тенденцию к снижению, которое оказалось значительно меньше прогнозируемого. Поэтому обольщаться отечественными оценками возможностей снижения энергоемкости и повышения энергоэффективности экономики пока нет оснований.

Основа энергосбережения и повышения энергоэффективности экономики - внедрение энергоэффективных технологий и техники. Ориентиром в этом деле могут служить достигнутые в мировой практике темпы ежегодного снижения энергоемкости, которые за последние 20 лет составляли ежегодно в среднем 1,0-1,3%.

Виталий Шпилевой,
заслуженный энергетик РФ, д.т.н., профессор Тюменского государственного нефтегазового университета.

------------------------------------

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ БУДУЩЕЕ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И РОССИИ

Ссылка

Ограниченность запасов нефти в совокупности с прогнозируемым ростом мирового энергопотребления приведут в ближайшие 20 –30 лет к существенным структурным, технологическим и иным изменениям в топливно-энергетической отрасли, а следом и во всей мировой экономике. Начало этих изменений положено уже сейчас, на что указывают изменения приоритетов инвестиционной активности крупных корпораций и национальных правительств.

Однако процессы, которые сейчас явно себя проявили, начались гораздо раньше. Они тесно связаны с разработкой новых технологий в области производства топлив и энергетики. Можно сказать, что к настоящему времени новая топливно – энергетическая стратегия крупных корпораций, финансовых групп и национальных правительств уже в значительной степени сформирована. Политические события последнего времени, а также скачок цен на нефть лишь сделали эти процессы более явными. Есть все основания полагать, что проявившие себя тенденции будут лишь развиваться и углубляться. Все это может в ближайшие годы существенно сказаться на мировых рынках топлив и электроэнергии, инвестиций, новых технологий и инновационных проектов, а значит на топливно-энергетическом комплексе России, ее доходных статьях бюджета и геополитическом положении в мире

Перспективы мировой энергетики к 2020 году

Каких бы высот ни достигла современная индустриально-технологическая цивилизация, и какие бы радужные перспективы автоматизации нашей сумасшедшей жизни в каменных лабиринтах мегаполисов ни рисовали нам компании-производители электронной техники, стоит исчезнуть колоссальному потоку энергии, питающему нашу цивилизацию, и мир остановится.

События последнего времени указывают нам на серьезные грядущие изменения. Цены на «кровь цивилизации» растут небывало высокими темпами. Это происходит на фоне драматических событий на политической сцене – война в Ираке, международный терроризм, обострение противоречий между западным миром и остальными странами, которым и принадлежит большая часть нефтяных запасов. То, что происходит сегодня – это с одной стороны результат вырвавшихся на свободу политико-экономических противоречий второй половины 20 века, с другой стороны – предвестник глубоких структурных изменений.

В настоящее время нефть является основным сырьем для производства топлив для автомобильного, авиационного, морского и частично железнодорожного транспорта. Существенна роль тяжелых фракций нефти (мазутов) для поддержания устойчивой работы угольных теплоэлектростанций, доля которых в производстве электроэнергии в мире доходит в настоящее время до 40%. Кроме того, многие теплоэнергетические установки малого и среднего масштаба, такие как, котельные, различного рода технологические печи и т.д. также работают на продуктах переработки нефти.

По прогнозам при нынешних темпах роста мирового потребления энергии максимум добычи нефти придется на период между 2010 и 2020 годами. К 2020 году ожидается рост потребления электроэнергии, по некоторым оценкам, более чем в два раза. Поэтому реструктуризация энергетической отрасли и снижение себестоимости электроэнергии являются уже в наши дни задачей более чем актуальной.

Главным перспективным направлением в настоящий момент является увеличение относительной доли природного газа в производстве электроэнергии. Это обусловлено большими разведанными его запасами во многих регионах мира, относительной легкостью добычи, возможностью транспортировки как по газопроводам, так и в контейнерах в сжиженном виде (морская транспортировка танкерами), высокими теплотворными характеристиками, высокой надежностью соответствующего теплоэнергетического оборудования (по сравнению, например, с оборудованием для угольного топлива) и возможностью повышения эффективности теплоэнергетических циклов за счет использования газовых турбин с более высоким коэффициентом полезного действия чем у паровых турбин. Также представляется целесообразным перевод на газовое топливо технологических печей стекловарной, металлургической и других отраслей промышленности. Так в северных штатах США такой переход к настоящему моменту завершен уже на 80%.

В русле указанных выше тенденций следует рассматривать и заключенное недавно соглашение между РАО «Газпром» и Petro Canada о поставке сжиженного газа в США уже в 2009 г., а также интенсификацию переговоров между РАО «Газпром» и Shell по поводу участия российской компании в разработке месторождения “Сахалин-2».

Прогнозные тенденции развития мировой энергетики к 2020 году по сравнению с 2000 годом таковы.

Относительная доля потребления угля уменьшится с 39 до 35 %, однако, на фоне общего увеличения энергопотребления роль угольных электростанций будет возрастать. Их низкая эффективность в нынешнем виде приводит к необходимости модернизации существующих и разработке новых теплоагрегатов на угольном топливе. Доля ядерной энергетики будет снижаться с 32 до 17 % поскольку не предполагается строительство новых крупных ядерных электростанций главным образом по соображениям экологической безопасности. Уменьшится с 8 до 5% и относительная доля потребления нефти. Не ожидается существенных изменений в гидроэнергетике, а также в производстве электроэнергии за счет ветра, геотермальных источников и использования в качестве топлива отходов сельскохозяйственного производства и муниципального мусора. Зато существенно – с 17 до 32 % - увеличится доля потребления природного газа.

Итак, природный газ наряду с углем - основные источники для производства электроэнергии в ближайшем будущем. Однако при выходе на прогнозируемый уровень мирового производства энергии запасов природного газа хватит на 60-80 лет. Представляется перспективным использование в дальнейшем природного газа из карбогидратов, являющихся составной частью отложений на морском дне. В случае успеха коммерциализации технологии получения природного газа из карбогидратов, их запасов хватит более чем на 100 лет.

В сравнении с природным газом, и тем более с нефтью, запасы каменных углей и горючих сланцев весьма велики. Уголь сейчас наряду с древесиной, сельскохозяйственными отходами и муниципальным мусором не является «удобным» топливом. Однако прогресс в разработке технологий газификации твердых топлив может поставить их в технологическом смысле на одну ступень с природным газом.

Выше мы обрисовали общемировые тенденции. Текущая ситуация и перспективы топливно-энергетической отрасли в различных странах имеет, разумеется, свои особенности. Так в ряде штатов США, таких как Индиана, Пенсильвания и др. приняты местные программы поддержки и развития угольной отрасли, поэтому развитию технологий газификации углей и производству энергии и топлив на этой базе там будет уделяться повышенное внимание. В Бразилии, где велики объемы сельскохозяйственного производства, а как импортная, так и собственная нефть дорога, большое внимание уделяется использованию этанола – продукта переработки сельскохозяйственных отходов.

Весьма перспективным и неоднозначным является рынок энергии и топлив в Китае в связи с быстрым развитием экономики этой страны и ростом энергопотребления. На китайском рынке будут соседствовать в ближайшее время все виды топлив и технологий производства электроэнергии.

Проблемы транспортных топлив

Если уменьшение запасов нефти и может быть компенсировано увеличением использования газа при производстве электроэнергии, то топливо для транспорта остается при этом серьезной проблемой. Хотя двигатели внутреннего сгорания на сжиженном природном газе разработаны и практически опробованы, повсеместный переход на них не представляется вполне экономически выгодным. Существующие технические решения, производственные мощности автомобилестроения и перспективные проекты, а также инфраструктура топливозаправочных станций, доставки и распределения топлива – все это ориентировано на жидкое топливо с температурой замерзания примерно -40 0С и температурой кипения 70-80 0С. Автомобильному транспорту необходимо жидкое топливо.

Выходом является использование синтетических жидких топлив. Основой для их получения является синтез – газ, представляющий собой смесь в различных пропорциях водорода и монооксида углерода (угарного газа), с использованием катализаторов, в частности металлических на основе никеля, палладия, кобальта, а также синтетических. Наиболее разработанной является так называемая технология Фишера - Тропша, позволяющая получать из синтез – газа метанол, этанол и другие жидкие горючие органические соединения. Альтернативный способ получения метанола основан на использовании специальных бактерий и дрожжевых культур, способных перерабатывать насыщенные влагой органические смеси. Этот способ применяется для получения метанола или этанола из отходов сельскохозяйственного производства или сточных вод городской канализации. Доля этого способа не будет значительной в обозримом будущем, однако в ряде регионов мира, например в Бразилии, где имеются значительные объемы отходов от переработки сахарного тростника, этот метод, как отмечалось, широко применяется уже сегодня.

В настоящее время основным сырьем для получения синтез-газа является природный газ. Также возможно получение синтез-газа при газификации угля и других твердых топлив, например сельскохозяйственных отходов и муниципального мусора. Последнее имеет существенное значение для экологии и организации функционирования и жизнедеятельности мегаполисов.

Технологии газификации известны с начала прошлого столетия. Чуть позже были получены первые жидкие топлива из синтез-газа с использованием катализаторов. В 30 – 40-е годы прошлого столетия технологии получения синтетического бензина получили широкое применение в нацистской Германии. Ограниченность нефтяных ресурсов вынудила Гитлера использовать технологии получения синтетического топлива из угля. Топливо получалось в основном не в процессе газификации, а каталитическим реформингом ацетилена, который в свою очередь получался электродуговым пиролизом твердого угольного топлива. Немецкие компании, основанные в те годы, до сих пор работают на мировом рынке и являются одними из ведущих производителей электроплазменных установок для конверсии угля в газообразные и жидкие топлива.

Следующая страница в истории синтетических жидких топлив связана с режимом апартеида в ЮАР. Международные санкции и отсутствие собственных нефтяных запасов побудили правительство ЮАР искать решение топливных проблем на пути газификации угля. Компания Sasol Synfuels, основанная в ЮАР в средине прошлого столетия, является сегодня мировым лидером в области технологий получения синтетических топлив из угля и природного газа.

Большой интерес проявляли и проявляют к синтетическим топливам и технологиям газификации угля страны Азиатского региона в первую очередь Япония и Китай. Бурное развитие экономик этих стран и ограниченность или полное отсутствие собственных нефтяных ресурсов являются главными причинами такого интереса.

Наконец арабо-израильский конфликт начала 1970-х годов и вызванный им нефтяной кризис пробудил активный интерес к указанным выше областям в западных странах и США. В последующие годы восстановление стабильного нефтяного рынка привело к снижению спроса на такого рода технологии. Кроме того, в то время общий уровень научно-технического развития был не вполне достаточен для их эффективного промышленного внедрения. Однако интерес к проблемам газификации и производства синтетических топлив поддерживался угледобывающими компаниями и администрациями угледобывающих регионов, таких как Иллинойс, Индиана, Пенсильвания и др.

Сегодня в ряде стран, например в Бразилии, этанол достаточно широко используется как топливо для двигателей внутреннего сгорания. В США и других странах используются топлива, представляющие собой смесь, например, дизельного топлива – продукта переработки нефти и синтетических топлив. В 2001 году один из специалистов по вопросам производства и использования синтетических топлив в США сказал: «Это очень хорошее топливо. Если бы нефть стоила $50 за баррель, производить и использовать его было бы выгодно.”

Ныне умы специалистов и политиков занимает так называемая «водородная энергетика». Предлагается получать синтез-газ из природного газа, либо как продукт газификации твердых топлив и затем либо разделять водород и СО с помощью специальных мембранных технологий, либо доокислять СО на катализаторах при взаимодействии с водяным паром для получения СО2 и водорода. Водород может быть использован непосредственно как топливо для получения электрической энергии с помощью устройств, получивших название топливных элементов. Причина такого интереса связана с тем, что водород принято считать топливом с высокими энергетическими характеристиками, а топливные элементы не дают вредных эмиссионных выбросов (продуктом работы топливных элементов является водяной пар). Сегодня практически в каждом крупном городе США есть несколько автобусов городского пассажирского автотранспорта, работающих на водородных топливных элементах. Однако подробный технико-экономический анализ позволяет усомниться в широкой практической реализуемости водородной программы, по крайней мере на данном этапе развития техники и технологии. По этой причине представляется весьма целесообразным вкладывать средства и усилия в разработку топливных элементов, работающих на природном газе или метаноле (такие устройства уже известны сегодня), а также на других жидких синтетических топливах.

Возможно использование двигателей внутреннего сгорания на синтез-газе, однако их КПД невысок. Но их использование может быть выгодно в плане расширения использования автономных теплоэнергетических установок. Например, в Калифорнии, где утилизация отходов животноводства представляет серьезную проблему, принята целевая комплексная программа разработки и внедрения установок средней мощности по получению тепла и электроэнергии на основе газификации таких отходов.

Существует ряд перспективных направлений усовершенствования конструкции двигателей внутреннего сгорания с целью повышения их эффективности. К ним в первую очередь следует отнести системы с термохимической рекуперацией тепла, совместное использование двигателей внутреннего сгорания и топливных элементов и т.д. Однако все эти направления в условиях сокращения нефтяных запасов не могут кардинально решить проблему обеспечения транспорта топливом. Решение этой проблемы напрямую связано с использованием синтетических топлив.

Инвестиционные проекты в области производства жидких синтетических топлив

В настоящее время в различных странах мира началась реализация нескольких крупных инвестиционных проектов по строительству заводов по производству синтетических топлив из природного газа. Так Shell заключила с Qatar Petroleum соглашение о строительстве завода в Катаре производительностью 140 000 баррелей в день. Первая очередь вступит в строй в 2009 году с производительностью 70 000 баррелей в день. Размер инвестиций Shell составит $5 млрд. Разработка проекта поручена японской компании JGC, которая будет работать во взаимодействии с британской Kellogg Brown and Root. Проект Shell в Катаре тесно связан с совместным проектом Shell и Toyota по созданию автомобилей со сверхмалой эмиссией вредных веществ в выхлопных газах. Синтетическое топливо по технологии Shell является топливом с низким содержанием соединений серы. На исследования в области синтетических топлив в течении последнего десятилетия компания Shell потратила несколько сотен миллионов долларов.

Согласно соглашению между Qatar Petroleum и Sasol International (Южно-Африканская Республика) в 2005 году вступит в действие завод производительностью 24 000 баррелей в день. Инвестиции в проект составили $800 млн., разработка проекта стоимостью $ 30 млн. была осуществлена британской компанией Foster Wheeler. К концу текущего десятилетия планируется увеличить производительность этого завода до 120 000 баррелей в день. Природный газ для завода будет поставляться в рамках North Field ExxonMobil’s Enhanced Gas Utilization project.

Фирма Canada’s Ivanhoe Energy закончила исследования проекта строительства завода мощностью 156 000 баррелей в день. Фирма имеет лицензию на использование технологии компании Syntroleum. Qatar Petroleum в настоящее время увеличивает свои усилия в направлении этого проекта. Предполагаемая цена синтетического топлива составит $ 20 за баррель. При выходе на запланированные уровни мощностей инвестиции в проекты окупятся в течении примерно 10 лет.

Sasol Synfuels совместно с Chevron планируют строительство завода в Нигерии. Начальная мощность 34 000 баррелей в день, начальный объем инвестиций составит $1300 млн. В течении первых десяти лет планируется увеличить мощность до 120 000 баррелей в день. Следует отметить, что компания Texaco, принадлежащая ныне Chevron, является патентодержателем технологии автокаталитического реформинга природного газа в синтез-газ. Данная технология (наряду с каталитическим преобразованием синтез-газа в жидкие топлива) является одной из двух важнейших составных частей процесса.

Chevron и Sasol проводят в настоящее время исследования проекта строительства завода в северной Австралии с предполагаемой начальной мощностью 30 000 баррелей в день. Проект намечено запустить в 2006 году. В течении первых десяти лет эксплуатации планируется увеличить производительность до 200 000 баррелей в день.

Предполагается, что синтетические топлива будут поступать на рынки Европы, Индии и стран Азиатского региона. По сообщениям информационных агентств Китай ведет переговоры с правительством Катара о заключении долговременных соглашений на поставку синтетических топлив в эту страну.

Японские финансовые компании, например, Industrial Bank of Japan, проявляют крайний интерес к финансированию таких проектов. Этот интерес поддерживается правительством Японии в рамках программы по снижению вредных выбросов автомобильного транспорта, поскольку синтетические топлива, полученные из синтез - газа, отличаются низким содержанием соединений серы и ароматических углеводородов.

В Южной Америке правительство Боливии планирует строительство двух заводов. В 2003 году компании Ivanhoe Energy, Syntroleum и Repsol-YPF начали подготовку проекта завода в Санта - Круз мощностью 90 000 баррелей в день. Ориентировочная стоимость проекта составит $ 3 млрд. Планируются поставки синтетических топлив в Мексику, Бразилию и США. В сентябре 2003 года GTL Bolivia и Rentech (США) объявили о совместном финансировании строительства завода мощностью 10 000 баррелей в день.

Неофициальные источники сообщают о работах British Petroleum по созданию производства с улучшенными технологическими параметрами теплообмена и максимально эффективным использованием тепловой энергии с целью снижения себестоимости синтетического топлива. Стоимость проекта составляет до $1 млрд.

Инвестиционные проекты, связанные с получением синтетических жидких топлив из угля имеют масштабы на пару порядков меньшие, чем проекты на основе природного газа. Так с 2002 года Marathon Oil и Syntroleum (США) осуществляют коммерческий проект по производству синтетических топлив из угля. Начальная стоимость проекта $ 36 млн. Цель проекта – демонстрация коммерческой эффективности полного цикла технологий получения жидких синтетических топлив из угля.

Группа технологий газификации Gas Technology Institute (США, штат Иллинойс) в 2002-2003 осуществила строительство газифаера промышленного масштаба, предназначенного в частности для комплексного испытания различных технологий и оборудования для получения технологически применимого (очищенного от примесей) синтез-газа. Стоимость проекта $ 50 млн.

В области производства синтетических топлив и новых энергетических технологий по-прежнему остается много проблем научно-технического плана, эффективное решение которых приведет к снижению себестоимости синтетических топлив и электроэнергии. Уже сегодня совокупный объем официально объявленных инвестиций в эти сферы составляет до $ 15 млрд., что сравнимо со стоимостью крупных российских компаний нефтегазовой отрасли. Для сравнения отметим, что инициированная РАО «Норильский никель» программа исследований в области водородной энергетики составляет всего лишь $40 млн. В условиях столь существенного потенциального финансирования в указанных областях следует ожидать, что западные компании смогут добиться существенного технологического прорыва, улучшить существующие технологии и добиться низкой себестоимости синтетических топлив.
Все новости энергетики в реальном времени на сайте Энергия mgn
Ваши вопросы и предложения присылайте на адрес energy-mgn@mail.ru

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: industry.hind.teploenergetika
Отписаться

В избранное